В Русском музее в корпусе Бенуа с 11 апреля до 10 июня открыта выставка «Три петербургские коллекции».
Стоит ли ее посетить? Несомненно. Выставка уникальна. Чем? Отвечу.
Во-первых, обширная экспозиция включает более 400 произведений мастеров конца XIX– первой половины XX вв. Представлены все значимые имена русского искусства этого периода: Серов, Коровин, Врубель, Кустодиев, Бенуа, Сомов, Добужинский, Григорьев, Серебрякова, Петров-Водкин, Гончарова, Фальк, Альтман… Однако, многие произведения ранее были недоступны широкому кругу зрителей и на данной выставке впервые экспонируются в залах государственного музея.
Во-вторых, выставочное пространство объединило три очень разных петербургских частных собрания — Палеевых, Березовских и Наумовых. Каждая коллекция — это не только авторское прочтение «истории искусства», отражающее индивидуальный вкус коллекционера, проявленный в отборе имен художников и конкретных произведений, но и своеобразный временной срез, определяющий специфику собирательской деятельности того или иного десятилетия второй половины XX- начала XXI вв.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КОЛЛЕКЦИЯ СЕМЬИ БЕРЕЗОВСКИХ.
Уникальным автопортретом Анны Остроумовой-Лебедевой, тончайшего художника-графика, воспевшего в своих работах классическую красоту города на Неве, открывается экспозиция коллекции семьи Березовских – одной из самых значительных и быстро растущих в современном Петербурге.
Владельцы KGallery, Владимир Березовский и его дочь Кристина, дипломированный искусствовед, — яркий пример коллекционеров, обладающих комплексом специальных знаний, необходимых при формировании частного собрания. Как отметил сам Березовский: «Отличительная особенность нашего семейного собирательства заключается в том, что мы не только приобретаем, храним и систематизируем произведения изобразительного искусства, но также устраиваем выставки, объединяющие другие коллекции, издаем иллюстрированные каталоги с текстами профессиональных искусствоведов, проводим просветительскую и лекционную работу…».
Начало собирательской деятельности Березовского, вышедшего из среды творческой и научной петербургской интеллигенции, приходится на переломные для страны 90-е годы, когда на антикварном рынке стали появляться ранее не доступные предметы искусства и даже отдельные коллекции. Личные художественные вкусы определили стержневую основу собрания – работы мастеров круга «Мир искусства».
Поэтому автопортрет Остроумовой-Лебедевой можно воспринимать, как своеобразный камертон, задающий основной тон в восприятии отдельных произведений коллекции, объединенных контекстом данной выставки. В 1900-е годы Остроумова-Лебедева — признанный и полноправный член «Мир искусства», единственная в его составе женщина художница. Она обладала творческим умом и в совершенстве владела технической стороной своего искусства, которая для нее была неотъемлемой частью художественного мастерства вообще. Представляя себя полнокровной, пышущей здоровьем, Остроумова-Лебедева словно подводит некую черту, за которой начнется абсолютно новый этап ее творчества. Из-за прогрессирующей астмы, художница вынужденно прекратит работу масляными красками и будет работать только в графических техниках.
В 20017 году KGallery была организована персональная выставка одного из крупнейших живописцев и графиков XXвека — Константина Сомова. Уникальность проекта заключалась в показе не только знаменитых произведений художника, но и большого числа малоизвестных работ из российских и зарубежных частных коллекций.
В коллекции самих Березовских собраны произведения всех видов искусства, в которых Сомов реализовал свой многогранный талант.
В экспозиции представлены прекрасные образцы пейзажной живописи художника. Как, например, работа «Пейзаж с радугой» 1919 года, пронизанная радостью от любования миром, умытым очищающим дождем. Эта миниатюрная картина была подарена Сомовым своему другу Борису Кустодиеву.
О мастерстве Сомова-портретиста дает представление графическая работа 1921 года, изображающая Надежду Евсеевну Добычину – первую российскую профессиональную галерейщицу. «Художественное бюро Н. Добычиной», располагавшееся с 1914 по 19 год в знаменитом доме Адомини на Марсовом поле, являлось эпицентром современной художественной жизни Петербурга того времени.
Вершиной искусства книжной иллюстрации Сомова стала «Книга маркизы» — сборник эротической прозы французских авторов XVIIIвека, в первом варианте изданный в Мюнхене в 1908 году. С начала 1910-х, занимаясь подготовкой новых изданий, художник повторял некоторые композиции для заказчиков или в качестве подарков друзьям.
Одним из вариантов-повторений является картина «Поцелуй», некогда принадлежавшая художнику и искусствоведу Степану Яремичу, шарж на которого, исполненный Валентином Серовым, также представлен в экспозиции.
Акварельный рисунок, проникнутый духом «мелочей прекрасных и воздушных, любви ночей, то нежащих, то душных», возбуждает чувственное воображение. Сила страсти прильнувших друг к другу любовников так велика, что возникает почти иллюзорное ощущение томных вздохов, приглушенного шепота, пряно-сладкого аромата куртуазной эпохи.
Только на рубеже ХХ и ХХI веков музейные и частные собрания России обогатились значительным числом работ Бориса Григорьева зарубежного периода.Российским исследователям и коллекционерам оказались доступны иностранные собрания и архивы.
Большой удачей стало приобретение в 2014 году в коллекцию Березовских работы «Мальчик с коровой», исполненной художником в эмиграции, но являющейся своеобразным эхом крестьянского цикла «Расея», начатого Григорьевым на родине сразу после февральской революции 1918 года. И если в ранних работах художник изображал измученных нуждой и войной мужиков, баб и детей, безжалостно обнажая языком гротеска пугающую правду. То в картине 1935 года, написанной за четыре года до смерти, он создает совершенно иной образ крестьянского русского мира, пронизанный чувством безысходной тоски по невозвратному.
Деревенский пастушок, корова, бревенчатый хлев – все неотделимо друг от друга, все произрастает одно из другого, существует в едином потоке жизни. В теплом золотистом цвете растворяются и гаснут яркие краски. Тягучий ритм мягких, округлых линий звучит как старинный напев. Печальной русской народной сказкой веет от героев картины. Изображение коровы, с выразительным взглядом почти человечьих, наполненных любовью и грустью, глаз, доминирует в картине. В выражении лица крестьянского мальчишки, во взгляде белесых, словно слепых глаз, в протянутой раскрытой ладони – беспомощность и мольба о заступничестве. Для пастушка именно она, Корова-матушка, Корова-кормилица, является олицетворением дома и родной земли. Она для него — центр крестьянского мира, равновеликого в каждой малости своего бытия.
Можно сказать, что композиция на тему «Воскрешение мертвых» Василия Чекрыгина перешла в собрание Владимира Березовского по наследству из коллекции ленинградского историка Игоря Контаровича, получившего, в свою очередь, работу от известного коллекционера Иосифа Эзраха, завещавшего собранные им произведения музею-заповеднику «Петергоф».
Василий Чекрыгин – одна из самых загадочных фигур в художественном пространстве постреволюционного десятилетия.
«Цель искусства – воскрешение умерших отцов» — эти строки 24-летний художник написал в 1921 году, за год до своей трагической гибели под колесами поезда.
Серия графических листов «Воскрешение мертвых» создана под влиянием идей философа Николая Федорова о непримиримости с конечной целью земного существования, которые были во многом созвучны собственным идеям художника. Чекрыгина буквально заворожила мысль о том, что смерть есть «ошибка» природы, устранить которую в силах человечества, если оно объединившись в братство, сосредоточится на «Воскрешении отцов».
Образы, созданные художником в графической композиции, подобны видениям, возникающим в глубинах подсознания. Угольные штрихи стремительно ложатся на бумагу, словно подчиняясь чьей-то могучей воле к «воскрешению» — к преодолению хаоса смерти. Мистический свет «генерирует» из черноты космической ночи белые антропоморфные фигуры, прозрачные и призрачные, неподвластные тяжести земного притяжения, предстоящие в самых разнообразных ракурсах и конвульсивных движениях. Они вздымают руки, заваливаются навзничь, преклоняют колена, надрывно кричат, освобождаясь от оков смертельного плена. Чекрыгин силой своего воображения словно претворяет плоть в дух. «Не принимайте эти фигуры за тела, в них не должно быть ничего телесного, это только образы, духи» — писал художник.
Елена Станкевич (2019)