В Русском музее в корпусе Бенуа с 11 апреля до 10 июня открыта выставка «Три петербургские коллекции».
Стоит ли ее посетить? Несомненно. Выставка уникальна. Чем? Отвечу.
Во-первых, обширная экспозиция включает более 400 произведений мастеров конца XIX– первой половины XX вв. Представлены все значимые имена русского искусства этого периода: Серов, Коровин, Врубель, Кустодиев, Бенуа, Сомов, Добужинский, Григорьев, Серебрякова, Петров-Водкин, Гончарова, Фальк, Альтман… Однако, многие произведения ранее были недоступны широкому кругу зрителей и на данной выставке впервые экспонируются в залах государственного музея.
Во-вторых, выставочное пространство объединило три очень разных петербургских частных собрания — Палеевых, Березовских и Наумовых. Каждая коллекция — это не только авторское прочтение «истории искусства», отражающее индивидуальный вкус коллекционера, проявленный в отборе имен художников и конкретных произведений, но и своеобразный временной срез, определяющий специфику собирательской деятельности того или иного десятилетия второй половины XX — начала XXI вв.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: КОЛЛЕКЦИЯ СЕМЬИ НАУМОВЫХ
Иван Айвазовский. Гибралтар ночью. 1844
Из трех представленных на выставке частных собраний, коллекция Юлии и Кирилла Наумовых самая молодая. Точкой отсчета в ее формировании стал аукцион Недели русского искусства в Лондоне в 2009 году. Всего за 10 лет коллекция не только приобрела количественный размах, но и окрепла в своей художественной значимости.
Собирательское кредо Наумовых — «покупка по любви», стало отличительной чертой их собрания, имеющего широкие хронологические границы с 20 годов XIXдо конца 60-х XXвека и включающего наряду с произведениями русской живописи и графики, большой пласт западноевропейского искусства.
Экспозицию открывают произведения мастеров XIX века, составляющие не большой, но ценный раздел собрания. Пейзажи Ивана Айвазовского в 2016 году принимали участие в масштабном выставочном проекте Русского музея к 200-летию со дня рождения великого мариниста.
Картина «Гибралтар ночью», исполненная в 1844, относится к зарубежному периоду творчества Айвазовского, когда, будучи академическим пенсионером, он много путешествует по Европе, изучает музейные собрания, посещает мастерские художников, знакомится с частными коллекциями картин. В том же 1844-м в Бискайском заливе корабль с художником на борту был настигнут бурей и чудом уцелел под натиском разбушевавшихся волн. Возможно, именно этому случаю мы обязаны тем, что в картинах штормов Айвазовский так выразительно и достоверно передает неумолимую мощь слепой стихии.
Пробиваясь сквозь тяжелые облака поток бледно-желтого лунного света, словно фонарь маяка, прорезает тревожный сумрак ночи и озаряет штормовое море. Драматургию картины художник строит на контрасте монументального величия Гибралтара — земной тверди, вздымающейся над водой, и нарастающего чувства тревоги, возникающего при созерцании сцены с изображением кораблей, противостоящих яростному накату волн.
Благодаря активности Наумовых в страну возвратились работы, часть из которых ранее была известна лишь по литературе и каталогам выставок.
«Портрет мадемуазель Подбельской», исполненный Николаем Фешиным в 1912-м, год спустя был куплен на Международной Мюнхенской выставке и надолго исчез в бескрайнем море западных частных собраний. В 2012 году на лондонском аукционе Christie’s Наумовы приобрели и вернули произведение в Россию.
Героиня портрета — Наталья Подбельская – ученица Фешина по казанской художественной школе и одна из любимых его моделей. «Она нравилась ему по красочной гамме – писала современница, — очень удачно отражала в своем облике его излюбленный колорит, гармонию оттенков и умела позировать. У нее было что-то трагическое в лице…». В этих словах есть что-то пророческое. Подбельская вскоре трагически погибнет.
Образ, созданный Фешиным, не просто портрет, а настоящая поэма о молодости и красоте. Изящный стан, томная поза, прищуренный кошачий взгляд, чувственные губы – все притягивает и чарует в образе прелестной мадемуазель. Она обыкновенна и необыкновенна одновременно. Она типична и исключительна. Это знак эпохи ее зримый образ.
Портрет эффектен, техника виртуозна. В нем достигается полная свобода в обращении с живописной фактурой, где ярко обозначен контраст гладкого, тщательно моделированного в сплавленной манере письма лица, и живописное буйство – в решении платья и фона. Столь же свободен художник в работе с цветом. Особенно поражает точность передачи тончайших отношений сложных охристо-серых тонов, вызывающих живую и трепетную цветовую вибрацию живописной поверхности.
Василий Кандинский — живописец и график, музыкант и театральный постановщик, поэт, педагог и ученый — одна из крупнейших фигур в искусстве ХХ века. Он считается открывателем принципов абстрактного языка живописи, так называемой «лирической» абстракции.
Юрист по образованию, Кандинский в возрасте 30 лет принял серьезное решение стать профессиональным художником. Свой путь в искусстве он начинал с работ в русле национального и европейского символизма, таких как небольшая гуашь «Женщина у моря» 1904 года. В это время Кандинский живет в Мюнхене, но продолжает активно участвовать в российской художественной жизни. Он показывает свои работы на многих выставках, в том числе, и на экспозициях Московского товарищества художников, лидером которого в это время является Виктор Борисов-Мусатов.
В работе Кандинского сидящая на изысканной белой скамье на фоне морского пейзажа мечтающая дама в наряде тургеневской эпохи, сродни мусатовским героиням, совершающим прогулки по аллеям старинного парка или предающимся грезам на террасах дворянских усадеб. Широкое и тонкое письмо, которое позволяет фактуре картона проступать сквозь бережно положенные гуашевые мазки, бархатистая поверхность – все это уподобляет картину драгоценной старинной вещице, словно полустертой неумолимым дыханием времени.
В 1924–25 годах Александр Яковлев стал участником так называемого «Черного рейда» в Центральную Африку на автомобилях марки Ситроен. Экспедиция преследовала прежде всего испытательные и рекламные цели. Однако в ее состав были включены ученые, которые должны были собрать материалы по географии, этнографии, естественной истории и экономике региона. Яковлев с удовольствием принял предложение «зарисовывать исчезающие обычаи и нравы». За восемь месяцев караван из 8 гусеничных автомобилей пересек континент от северного Марокко до юго-восточных берегов Африки и завершил свой путь на острове Мадагаскар.
Художнику как никогда пригодились его совершенная техника и небывалая скорость в работе. И эта его феноменальная быстрота вызывала у окружающих почти мистический восторг. Недаром местные жители принимали Яковлева за божество, наблюдая, как в течение часа из-под его карандаша или кисти рождался портрет, не только похожий, но и абсолютно живой образ.
В изображении африканской красавицы из племени мангбету художник избегает элементов натурализма и этнографичности. Произведение написано обобщенно, деликатно и в то же время внимательно. Как ученый, он рассматривает оригинальное строение лица модели и при этом искренне любуется своеобразной красотой и нежностью облика молодой женщины, грациозной пластикой ее тела.
Вернувшись в Париж, Яковлев привез почти 300 набросков и картин. Большинство из них были продемонстрированы на персональной выставке в галерее Шарпантье в мае 1926 года. В «диких» народах Африки благодаря рисункам и картинам русского художника цивилизованная Европа увидела людей, которые ценят свою национальную культуры и обычаи, уважают «законы предков», отличаются гостеприимством и мужественностью.
В России имя самобытного и талантливого художника Павла Челищева еще несколько десятилетий назад мало кому было известно. Сегодня его работы, приобретенные в государственные и частные собрания, все чаще становятся участниками разнообразных выставок.
В 2016 году на лондонских торгах аукциона Christie’s Наумовы приобрели картину Челищева «Концерт», созданную незадолго до его отъезда в Америку.
Полотно стало итогом европейского периода в творчестве художника, прошедшего путь от монохромных, построенных на взаимоотношениях темных тонов,произведений 20-х годов (таких как «Портрет мальчика»), до метафизических картин-созерцаний 30-х, в которых портрет конкретной модели, трансформируется в своеобразный лирический образ. Так, в картине «Ожерелье из роз», близкий друг Челищева, молодой поэт Чарльз Генри Форд, освещен особым внутренним светом. Глаза полуприкрыты. Происходит встреча двух миров – внутреннего и внешнего.
Черты той же модели прочитываются в облике главного персонажа картины «Концерт». Изображая цирковых артистов, играющих на странных мистических инструментах, художник строит композицию, применяя разработанную им идею многосложной перспективы. «Мистическая перспектива, — писал Челищев,- отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи».
Благодаря сложным перспективным ракурсам фигур, словно растворяющихся в световом космическом пространстве, Челищев выводит своих героев за границы земных сфер и привычных представлений, соединяя в едином картинном образе рациональное и подсознательное.
Две работы Марка Шагала, представленные на выставке, были созданы после эмиграции из России в 1922 году, в первое парижское десятилетие, ставшее, как признавал сам художник, «самым счастливым временем моей жизни».
С одной стороны, в картинах этих лет, таких как «Баран», Шагал продолжает разрабатывать старые темы. Еврей с барашком за плечами, изображенный на фоне витебского пейзажа с ветхим забором, неказистыми домами и белой церковью, является таким же воспоминанием художника о родине, как и его поэтические строки: «Во мне звенит тот город дальний <…> В мазках и красках, на свету, в тени стоит моя далекая картина –о, если б душу мне могла обнять ее холстина!».
Другое дело композиция «Ангел в цветах», в которой отразилась атмосфера счастливой французской жизни. Шагал окрылен любовью. Рядом с ним его Белла и дочь. Он много путешествует по стране, открывая для себя Иль-де-Франс, Нормандию, Бретань и Овернь. Его жизнь наполнена творчеством, переливающимся светом и цветом средиземноморской природы. От того и царит в пространстве холста огромный букет, воплощающий чудо цветения жизни, и легкий белокрылый ангел с распростертыми руками летит в объятья восхищенного художника.
Постскриптумом к удивительной выставке, представившей уникальность трех частных петербургских коллекций и подвижничество их собирателей, могут стать шагаловские слова: «Сегодня нужно быть ангелом, чтобы думать об искусстве».
Елена Станкевич (2019)