Последний сюжет в общей цепи посвящен выдающемуся кинорежиссеру современности Вернеру Херцогу — творцу Абсолютной красоты на экране, из-за которой воссоздаваемая им Жизнь становится Мифом, скользящим по нити Времени…
Предлагаю рассмотреть, насколько возможно тщательно, один из фильмов Вернера Херцога — «Уроки Тьмы», ибо особенно ясно слышится-видится в нем что-то «родное»: хорошо знакомое по «Смерти в Венеции» Томаса Манна…
И в фильме Херцога показана КРАСОТА СМЕРТИ, правда…
Переживает ее не один человек, а ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ в целом.
В фильме показан АПОКАЛИПСИС, но тоже нет КАТАРСИСА.
В фильме чувствуется любование, даже ВОСХИЩЕНИЕ СМЕРТЬЮ.
Откуда взялось и чем определилось подобное видение?
Одно обстоятельство, по-моему, исчерпало все вопросы…
Вернер Херцог родился в Мюнхене во время Второй мировой войны. Детство провел в глухой горной деревне Захранг в Баварии, вдали от городской жизни (по собственным словам, впервые воспользовался телефоном в 17 лет). В 12 лет вместе с матерью (родом из Югославии) снова переехал в Мюнхен, где заинтересовался кино и поэзией. В молодости получил несколько наград как подающий надежду поэт.
Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с психически неуравновешенным актёром Клаусом Кински, который исполнит роли в его главных фильмах. Во время учёбы в гимназии, работал в ночную смену сварщиком на сталелитейном заводе, чтобы достать средства на первые фильмы. В 17 лет его сценарий был запущен в производство одной из немецких студий, но проект был закрыт, когда стало известно, что его автор — несовершеннолетний.
Уже по этим сведениям можно понять,
сколь незауряден и свободен этот человек,
ограниченный лишь в одном: он воспитан
Мюнхеном и Баварскими Альпами…
Боясь, что в памяти моих друзей стерлись черты самого страшного события конца XX века, привожу временную линейку произошедших в Кувейте военных действий…
1990, август. Ирак — Кувейт.
Армия иракского диктатора Саддама Хусейна вторгается в Кувейт.
1991, январь, 17. Кувейт — Ирак.
По истечении срока, отведенного ООН на вывод иракских войск из Кувейта, в 0 час. 40 мин. по среднеевропейскому времени начинаются военные действия против иракской армии, оккупировавшей Кувейт (операция «Буря в пустыне»).
1991, февраль, 22. Ирак — Кувейт.
Иракские солдаты поджигают скважины
на нефтяном поле в северной части Кувейта.
1991, февраль, 24. Ирак — Кувейт — США.
Войска США начинают сухопутную операцию в Ираке
(28 февраля президент Буш заявляет о прекращении боевых действий).
1991, март, 14. Кувейт.
Власть в стране вновь переходит к эмиру Джаберу ас-Сабаху.
Надежды на демократизацию не оправдались. Начинаются судебные преследования людей, обвиняемых в сотрудничестве с иракскими оккупантами.
1991, ноябрь, 8. Кувейт.
В Кувейте потушен пожар на последней нефтяной скважине.
Оккупацию Кувейта задумало
«ОДНО ЗЛОНАМЕРЕННОЕ СУЩЕСТВО»,
не могу назвать его человеком.
То был Саддам Хусейн — диктатор с неуёмной жаждой власти.
Он задумал войну как демонстрацию СВОЕЙ СИЛЫ, как стремление во что бы то ни стало добиться уважения мусульманского мира, который смотрел бы НА НЕГО как на своего признанного лидера.
Авантюра закончилась жалким поражением диктатора, унёсшим жизни десятков тысяч его соотечественников. В результате Ирак был разрушен и отброшен назад на десятилетия, его заводы и фабрики превратились в горы оплавленного кирпича и искорёженного металла. Неисчислимые беды принесла иракскому народу экономическая блокада, последовавшая за военным разгромом.
Хусейн повёл себя как Гитлер перед кончиной:
он вознамерился отомстить миру, устроив
НЕВООБРАЗИМУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КАТАСТРОФУ.
ВСЕ — НИЧТО: ОДИН — ВСЁ…
СМИ соперничают в красочности описаний военных действий…
Огненные шары ревут словно мифические драконы, чёрная сажа
устилает пески пустыни и всё перекрашивает в траурный цвет.
Чёрные липкие дожди смешиваются с когда-то кристально чистыми, а теперь загрязнёнными водами Персидского залива.
Почти год после войны не было солнца
на иракском и кувейтском горизонте —
оно утонуло в зловонии и чёрном дыму
от шестисот пылающих нефтяных скважин.
Что делают СМИ?
Описывают СТРАШНУЮ КРАСОТУ НЕФТЯНОЙ ВОЙНЫ В ПУСТЫНЕ.
Слово Вернеру Херцогу…
Что он увидит в СТРАШНОЙ КРАСОТЕ нефтяной войны?
Потрясает уже структура тринадцатичастного (13!) фильма.
В России число 13 считают несчастливым — «чертовой дюжиной».
Судя по структуре фильма, Херцог придерживается того же мнения.
I. СТОЛИЦА.
II. ВОЙНА.
III. ПОСЛЕ ВОЙНЫ.
IV. КАМЕРА ПЫТОК.
V. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК САТАНЫ.
VI. ДЕТСТВО.
VII. И КЛУБИТСЯ СНОВА ПЕЧНОЙ ДЫМ.
VIII. ПАЛОМНИЧЕСТВО.
IX. ТРОПОЮ ЯЩЕРА.
X. ПРОТУБЕРАНЦЫ.
XI. ИССЯКШИЙ РОДНИК.
XII. ЖИЗНЬ БЕЗ ОГНЯ.
XIII. О БОЖЕ, Я ТАК УСТАЛ ВЗДЫХАТЬ, ПУСТЬ НОЧЬ ПРИДЕТ.
В фильме звучит музыка Эдварда Грига, Густава Малера, Аппо Пярта, Сергея Прокофьева, Франца Шуберта, Джузеппе Верди — Реквием, Рихарда Вагнера — Персифаль.
Система понятий в каждом сюжете парадоксальна:
в ней оборачиваются традиционные представления наизнанку.
Если их понять, чувствую я, можно получить ответ на вопрос:
так в чем же УРОКИ ТЬМЫ. В чем же?..
Судя по эпилогу, автор фильма видит в нефтяной войне
ПРОРОЧЕСТВО О КОНЦЕ СВЕТА или СМЕРТИ ВСЕЛЕННОЙ.
Эпитеты «грандиозный» и «величественный»
относятся к эстетической системе понятий.
Значит, СМЕРТЬ ВСЕЛЕННОЙ будет представлена
как явление художественное: сопричастное КРАСОТЕ.
Из замкнутого круга РОЖДЕНИЕ — СМЕРТЬ ВСЕЛЕННОЙ
выходить не стоит: смысл фильма станет непостижимым.
«Первое создание, которое мы встречаем, пытается нам сообщить что-то», — говорит рассказчик: автор фильма Вернер Херцог. Показ «первого создания» с непонятным сообщением в начале фильма — интрига, которая раскроет свой смысл в самом конце. Пока отметьте для себя: «первые создания» играют в развитии действия важную роль. Нужно не упускать их из виду…
Столица эмирата — Эль-Кувейт — некогда представлял собой древний форт, служивший пристанищем для купцов и бедуинов. Сейчас он превратился в процветающий торговый, культурный и развлекательный центр региона. В фильме Эль-Кувейт представлен в тот момент, когда, по словам автора…
«Угроза нависла над городом.
Город, который вскоре будет разрушен войной.
Сейчас он еще живет, ожидая своего часа.
Никто в городе не подозревает
о нависшей над ним смертельной опасности».
По моему впечатлению, в Городе грянула Тишина,
все сосредоточилось в переживании мгновения,
в течение которого Город — один во Вселенной,
смотрящей на него пустыми глазницами.
Если бы не волны Григовского «Пер Гюнта»,
напряжения было бы не выдержать душе,
что прорвалась бы криком отчаяния,
для нее непомерного…
«Война продолжалась всего несколько часов.
После нее все изменилось».
Вот и все: больше не скажешь ничего.
Жемчужно-серый рассвет не стал Светом:
он превратился в Темноту,
расцвеченную вспышками
горящих нефтяных факелов.
Если Свет, пусть в одной только точке Вселенной,
не наступил, значит ВСЁ не могло не измениться.
Это катастрофа? Да — МИРОВАЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ,
сведенная к фразе одной, совсем-совсем простой…
Вглядитесь, солнечные электростанции символичны…
Они — белые цветы на двухмерной плоскости пустыни,
что тянули свои головки вверх — к Солнцу,
дарующему силу всему растущему — Земному…
Сейчас — после войны — стебли цветов сломаны,
их белые лепестки ветер носит по пустыне,
как лоскутки — лоскутки какие-то неживые…
Тем самым нарушена естественная взаимосвязь
между Солнцем и людьми — жителями пустыни.
Теперь Солнце будет лишь ЗЛО несущей силой:
мстящей за нанесенный Природе ущерб.
Прежде чем комментировать слова рассказчика,
привожу факты…
Персидский залив — подкормочная база для сорока пяти видов перелетных птиц на пути их весенней миграции из Африки и Аравии к местам летних гнездований. В ходе войны многие из них умерли в отравленных водах залива.
Месяцы спустя после завершения войны нефтяное пятно по-прежнему оставалось на месте. Исчезла рыба, погибло более двадцати тысяч чаек. Горько, конечно, но их разбухшие тела, черные от нефти, вызывали у миллионов телезрителей западных стран больше сочувствия, чем трупы погибших иракцев, лежавшие в конце войны вдоль дороги на Басру.
Миллионы литров нефти удалось довольно быстро снять с вод залива, оставшиеся миллионы были выброшены на берег и под горячим солнцем образовали постоянную ГУДРОНОВУЮ КОРКУ.
Следуя поговоркам и пословицам, человек может быть «тише воды, ниже травы», другой человек «в траве идет — с травою вровень; в лесу — с лесом». Есть и нечто в образе травы сверхприродное — оно возникает благодаря способности человека слышать ее рост. Такое возможно в полной Тишине. Такая способность позволяет различить слова травы, что говорит: «все начинается» или «все кончено». Поверьте Анне Ахматовой…
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава…
Здесь в Тишине, возникшей после стихшего Грома Войны,
после отзвучавших «жалоб и стонов пленных голосов»,
«все вкруг непоправимо тихо»… Почему? Потому что…
«выжженная трава уже никогда не сможет вырасти»
и возгласить: «все начинается опять»,
или прошептать: «все кончено навсегда».
Ничего такого не будет: ТРАВА — апокалиптический символ,
везде и всегда ассоциирующийся с человеческим родом….
Похожи на плакальщиц мусульманские женщины в «хиджабах» — покрывалах черного цвета, оставляющих открытыми только глаза и руки. Ношение хиджаба означает скромность в одеянии и поведении. Одновременно, оно в одно целое объединяет мусульманских женщин с Темнотой — тайным страданием, на которое они обречены раскаленной Пустыней, Историей арабского мира, семейным Рабством.
Мусульманские женщины в черных хиджабах
и золотые пески Пустыни, открытой всем ветрам,
имеют одну Природу — хрупкую, ничем не защищенную.
Убивать детей на их глазах для мусульманских мужчин —
дело естественное, не наказуемое Аллахом, напротив…
Сначала некоторые факты…
В результате войны свыше 300 квадратных миль пустыни оказались под слоем нефти. В некоторых местах толщина этого слоя не превышала нескольких дюймов, в других образовались огромные озёра глубиной в шесть и более футов. Их наполнили нефтяные фонтаны, которые не воспламенились, когда отступающие иракские войска взрывали скважины.
Пройдут десятилетия, прежде чем будет оценен полный экономический и экологический ущерб от этих нефтяных озёр, но уже ясно, что в самом ближайшем будущем они принесут нежной инфраструктуре пустыни много бед. Там же, где поверхность пустыни не покрыта нефтью, она превратилась в «стеклянные поля», образовавшиеся в результате воздействия на песок огромных температур.
В Эль-Кувейте есть свой символ и визитная карточка: три Водонапорные башни. Эти сооружения, помимо утилитарного назначения — обеспечения давления в водопроводных сетях города, выполняют еще и эстетическую функцию, придавая облику города уникальность и неповторимость.
Своим видом башни обязаны архитекторам Сану Линдстрему и Малене Бьерну. То — устремленные ввысь и постепенно суживающиеся конусы-стелы. Главная башня, высотой 187 метров, в двух местах расширяется, образуя две сферы. В нижней сфере находится водохранилище, в верхней, на высоте 123 метра, расположены ресторан и смотровая площадка. Вторая башня, высотой 145,8 метров, имеет одну сферу и служит только для поддержания давления в водопроводной системе. В третьей башне установлено электрооборудование и 96 прожекторов, которые освещают две другие башни и прилежащую территорию.
Водонапорные башни были открыты для общественности в 1979 году. К сожалению, несмотря на свою «молодость», башни уже успели обзавестись печальной историей. Они пострадали в ходе оккупации Кувейта в 1990-1991 годах. Пули и осколки разбили треугольные стекла, которыми застеклены сферы, оставили выщерблены на бетоне. Пожар повредил внутреннее оборудование. В кратчайшие сроки Башни были отремонтированы и предстали перед городом в первозданной красоте.
«Башня Освобождения» высотой 372 метра — самое высокое сооружением в Кувейте. Строительство было начато перед нападением Ирака на Кувейт и продолжено после оккупации.
Фасад башни от основания до высоты 308 метров выложен керамической плиткой. Два из 18 скоростных лифтов помещены в стеклянные шахты, что позволяет насладиться великолепным видом во время подъема или спуска. В башне расположено 6 этажей с офисами, коммуникационный центр с залом для высокопоставленных лиц, вращающаяся смотровая площадка и ресторан.
Британские архитекторы спроектировали для Кувейта километровый небоскреб, который станет самым высоким зданием в мире. Гигантская башня высотой в 1001 метр почти в два раза выше сегодняшнего рекордсмена — здания Taipei 101 на Тайване, его высота составляет лишь 509 метров. Кувейтское «чудо» также обгонит Burj Dubai — строящийся в настоящее время в Дубае небоскреб. Высота этого здания держится пока в секрете, но, по слухам, она составит около 700-800 метров.
Хотя чертежи уже были обнародованы, переговоры с правительством страны о возведении этого здания еще не завершены. В 250-этажной башне смогут жить около 7000 человек. На реализацию проекта потребуется 25 лет и огромные капиталовложения — по предварительным оценкам, около 510 млрд. долларов США. Эксперты считают, что рекордная высота небоскреба требует от архитекторов решения экстраординарных задач. К примеру, надо определиться с необходимым количеством лифтов, которые можно сделать двух- или трёхэтажными. Кроме того, следует обезопасить здание от раскачивания из-за сильного ветра на высоте.
Учёные полагали, что понадобится не менее двух лет,
прежде чем пожарным из разных стран мира удастся остановить
огонь и выброс нефти, и что к этому времени ущерб,
нанесённый планете, может стать необратимым.
К счастью, с катастрофой удалось справиться раньше.
Как только армия Саддама Хусейна в августе 1990 года вторглась в Кувейт, перед саперными и инженерными частями была поставлена главная задача — захватывать и заминировать нефтяные вышки Бургане, втором по величине месторождении нефти в мире, в Вафре, Сабрисе, Ум Гудаире, Ахмади и других местах. Взрывчатка, заложенная в скважины, стала убедительным подтверждением плана диктатора добиться своих целей, поставив планету перед угрозой МИРОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ.
Некоторые скважины были взорваны бомбами, сброшенными на позиции иракской армии. Остальные же взорвали иракские сапёры, когда передовые бронированные подразделения коалиции с молниеносной скоростью уничтожили оборону Саддама Хусейна.
Освобождение Кувейта происходило под чёрным небом и в загрязнённом воздухе, представляющем опасность для здоровья человека. Пожары на скважинах усугублялись огромным давлением, создаваемым подземным нефтяным резервуаром, из-за чего нефть выталкивалась на поверхность с огромной силой.
Из-за пожаров на скважинах в атмосферу ежедневно выбрасывалось пятьсот тысяч тонн химических загрязняющих веществ — в десять раз больше, чем выбрасывали все американские промышленные и энергопроизводящие предприятия вместе взятые. Нефтяной дым содержал в себе отравляющие вещества, включая двуокись серы, угарный газ и углеводород.
Климатолог доктор Хасан Насраллах предупреждает, что окончательные последствия экологического бедствия в Кувейте невозможно определить в ближайшие десятилетия. Он пишет; «Мы говорим о массированном выбросе веществ, который раньше никогда не наблюдался. Мир никогда не видел пожара, подобного тому, что произошел в Кувейте. Человек сотворил это зло и человеку же придётся пожинать его плоды и ликвидировать причинённый ущерб».
Учёные опасались, что дым приведет в движение сценарий
ужасной экологической катастрофы — атомной зимы.
Поднимаясь в атмосферу, он может перекрыть путь
солнечным лучам и воздуху. И тогда земля превратится
в зону вечной мерзлоты.
На уровне земной поверхности горящие скважины угрожали хрупкой экосистеме пустыни. Хотя некоторым пустыня кажется безжизненной, на самом деле это не так. Пустыня — это фактически родительский дом для несметного числа насекомых, скорпионов и змей, а также и для таких крупных животных, как верблюды и газели. Микроорганизмы формируют поверхностный слой на пустынных пространствах почти таким же способом, как кораллы — в глубинах моря. Этот слой улавливает семена кустарников, предотвращая таким образом выдувание песка.
В результате войны свыше 300 квадратных миль пустыни оказались под слоем нефти. В некоторых местах толщина этого слоя не превышала нескольких дюймов, в других образовались огромные озёра глубиной в шесть и более футов. Их наполнили нефтяные фонтаны, которые не воспламенились, когда отступающие иракские войска взрывали скважины.
Пройдут десятилетия, прежде чем будет оценен полный экономический и экологический ущерб от этих нефтяных озёр, но уже ясно, что в самом ближайшем будущем они принесут нежной инфраструктуре пустыни много бед. Там же, где поверхность пустыни не покрыта нефтью, она превратилась в «стеклянные поля», образовавшиеся в результате воздействия на песок огромных температур.
Первыми жертвами дыма стали люди. Срочная медицинская помощь понадобилась больным с пораженными дыхательными органами везде, куда с ветром перемещался смог. Но самую большую тревогу вызывает судьба будущих поколений из-за высокой плотности содержащихся в дыме возбудителей раковых заболеваний.
КЛИМАТ КУВЕЙТА — тропический, жаркий и очень сухой. В течение большей части года в стране стоит устойчивая жаркая и сухая погода. Летом (июнь-август) температура в тени доходит до +37 С, на солнце же может достигать +47 С, даже в ночные часы столбик термометра не опускается ниже +30 С. Зимой, в декабре-январе, преобладают теплые солнечные дни с температурой воздуха от +16 С до +18 C. Температура воды у побережья составляет от +16 С зимой до +26-37 С летом. Осадки выпадают редко и не превышают 175 мм в год. В некоторые месяцы, в основном — летом, не выпадает ни капли дождя.
Летом, примерно с мая по октябрь, нередки сухие и пыльные северо-западные ветры «шималь», которые приносят из пустынных районов Аравийского полуострова горячие воздушные массы с температурой, доходящей в дневные часы до +50 С. Связанные с ними песчаные бури могут длиться по несколько дней.