Жак Перрен известен в нашей группе как исполнитель главной роли в метафизической притче Дзурлини «Татарская пустыня», которую я представляла в нескольких альбомах с комментариями.
Жак Перре́н (фр. Jacques Perrin, родился 13 июля 1941 года) — французский киноактёр и продюсер. Кавалер Ордена Почётного легиона (2007).
Для меня он знаменит. как абсолютно свободный человек: по собственной воле он прервал блестящую актерскую деятельность и начал снимать особые фильмы — «Гимны природе», как определяет жанр своей новой работы сам Жак Перрен…
В фильмографии Перрена сегодня – после поистине триумфальных «Гималаи: Детство вождя» (Himalaya : L’Enfance d’un chef), «Микрокосмос» (Microcosmos : le peuple de l’herbe) и «Птицы» (Le Peuple Migrateur) – значится проект «Океаны», который стал в полном смысле авторским проектом. Перрен придумал идею, написал сценарий и спродюсировал картину.
«Океан остается наименее исследованной для нас сферой планеты, более агрессивной по отношению к человеку и наименее ему подчиненной. Я выступил в роли персонажа, который хочет открыть нечто новое, я чувствовал себя как великие путешественники 19 века. Потом, мне очень был важен стилистический момент, потому что большинство тех, кто брался за схожие проекты, вели себя как наблюдатели в аквариуме, то есть они оставались статичными, а мы же – шли вслед за нашими персонажами» – рассказывает Перрен.
Жак Перрен хотел быть своего рода «капитаном Немо». «Живые существа меняют среду обитания, то есть подчиняют ее своим, например, миграционным потокам. Значит, подумал я, требуется такое решение, которое позволило бы зрителю ощутить эффект присутствия, а это только возможно, если вы используете объемную технологию» – рассказывает Перрен.
То, что эта в хорошем смысле авантюра потребует такого колоссального количества сил в времени не мог предположить даже тот, кто стоял у ее истоков. На одну подготовку съемок ушло 2 с лишним года, еще 3,5 года – на сами съемки.
Судя по короне, это существо — не доисторическая рептилия, а красавица на все времена…
Перечень мест, в которых велись съемочные работы, насчитывает 54 позиции и читается как атлас мира: Япония и Аргентина, Индонезия и Мозамбик, США от Аляски до Калифорнии и Антарктида, Гваделупа и Египет, Австралия и Индонезия, Французская Гайана и Французская Полинезия, Венесуэла и Новая Зеландия.
Съемки велись, главным образом, в акватории заповедных зон, доступ в которые обычным судам закрыт. Очень большую поддержку съемочной группе оказали океанологи, участвующие в международном проекте по изучению видового многообразия фауны мирового океана.
«Чем мы отплатили океанологам? Тем, что предоставили кинокадры, о которых они не могли и мечтать, — говорит Франсуа Сарано, один из научных консультантов Перрена. — Ведь большинство этих ученых сами океана и не нюхали, они работают в лабораториях с добытыми в море образцами. Только кино дает возможность охватить жизнь океана во всей ее сложности и многогранности. Так что нам то и дело приходится слышать от океанологов: «Это просто невероятно! Я уже двадцать лет изучаю этот вид, но то, что я узнал он нем из вашего фильма, я и вообразить не мог!»
«Но и тут сила образа иной раз оказывается убойной. Скажем, акулу, у которой обрезали плавники (на суп) и бросили обратно — агонизировать на дне, вы будете видеть в кошмарах. Сначала примерно полтора часа вас с наслаждением топят в красоте, а потом коротко, но убедительно макают в дерьмо. После этой нехитрой процедуры сентенции о том, что природу надо беречь, уже не кажутся всего лишь высокопарными банальностями».
«Природной щедрости в «Океанах» противопоставлен человек и его разрушительная деятельность. Ничего оригинального вроде бы не звучит. Вам покажут острова пластикового мусора, покажут, как умирает рыба в сетях, как протыкают кита гарпунами (причем все это из-под воды, с точки зрения рыб), и прочие очевидные и неприятные вещи».
«Четкость, с которой выписаны невероятные образы «Океанов», непременно станет новым образцом документальных фильмов. Невообразимые кадры игуан, крабов и черепах – это лишь прелюдия к невероятному, балетному движению камеры рядом с существами более фантастическими, чем любой компьютерный монстр.
Variety
«Однажды ребенок спросил меня: «Что такое океан?» — говорит в самом начале фильма Жак Перрен, объясняя свой замысел, — и я не знал, что ответить. Как словами описать океан?».
Фильм «Океаны» описать нельзя, его можно только видеть.
“То, что сделали французские кинематографисты — это не просто документальные наблюдения за природой, это блокбастер и фантастика, комедия и фильм ужасов одновременно ”Александр Роднянский, продюсер и режиссер-документалист.
«Во время просмотра «Океанов» постоянно возникает два вопроса. Первый: как, черт возьми, они это сняли? Второй: неужели мы живем на одной планете с таким количеством красивых и причудливых существ? Моменты смертельной опасности, минуты беззаботной игры и нежности, создают непрерывно растущее ощущение чуда».
The Globe and Mail
«Нужна была координация не только на уровне того, что называется организацией съемок, требовалась настройка аппаратуры, требовалось, чтобы все технические средства, которые обеспечивали процесс, были бы в рабочем состоянии там и тогда, где и когда это нам было нужно» – рассказывает Жак.
«Эмоциональная музыка Брюно Куле делает «Океаны» невероятным, «единственным в жизни» переживанием. Перрен и Клюзо смогли рассказать потрясающую историю и передать самую суть того, чем живут, эти удивительные существа. Фильм «Океаны» просто невероятен, это поистине значительное и необычайное путешествие в глубины моря, туда, где мы еще никогда не бывали».
Slate Magazine
«Самое захватывающее в «Океанах» — то, насколько причудливы многие из существ. Даже захватчики из открытого космоса вряд ли смогли бы быть страннее, а большинство людей даже не подозревают, что такие животные существуют. Это не просто другой мир, это абсолютно другая вселенная; и нам выпала честь в нее заглянуть».
Los Angeles Times
Снял «Океаны» Жак Перрен. Здесь нет выраженного сюжета. Логику повествования задает сам автор, его желание показать людям уникальную, скрытую от нас под толщами вод жизнь и сделать так, чтобы люди, уже во многом эту жизнь разрушившие, не загубили ее до конца.
«Мы должны были поспеть везде: и за стаей дельфинов, и за сардинами, на которых нападали акулы… И не забывайте, им же нельзя было сказать: «Так, одну секундочку, займите новую позицию, получится отличная мизансцена!».
Мир вечного движения, мир, где толща воды перемещается в доли секунды, превращает первоначальные планы в хаос. Мир, который равнодушно взирает на суету. Люди уйдут, море же останется навсегда.
«При просмотре этого фильма должно быть стыдно. И не только потому, что приведенные в картине факты человеческого варварства ошеломляют. Стыдно еще и за убогость собственного воображения. После «Океанов» становится совершенно ясно, что никакая 3D-анимация, никакая Пандора и другие сконструированные на компьютере фантастические миры не могут сравниться с тем, что создано природой».
Известия
Творение Перрена вызывает у зрителя самый настоящий шок и заставляет то и дело недоверчиво протирать глаза и задаваться вопросом, уж не компьютерная ли это анимация. Нет, здесь все без обмана, хотя ничего подобного кинозрителям до сих пор действительно видеть не доводилось — причем не только кинозрителям, но и многим океанологам, специалистам в области биологии моря.