Сначала нам не понравился вид, потом доставлял наслаждение. Работа кипела и не только здесь, но и во всем Берлине.
Внизу — каменный лабиринт из 2711 плит разной высоты. Это — мемориал Жертвам холокоста.
Над ними выше и вдали — Рейхстаг с куполом сэра Нормана Фостера. В куполе кружат туристы даже ночью, когда Берлина не видно. А может быть наоборот: город представляет собой фантастическое зрелище…
Это — правда: был в нашей жизни такой вид из окна. В последний день нашего пребывания в Берлине мы поднимемся туда. В первый день мы отправимся туда, куда ноги поведут, а поведут они к Бранденбургским воротам…
Очень похоже, воспоминаниями о войне пронизан весь Берлин. Во всяком случае, в нашем воображении он пронизан уж точно. Мы хорошо подготовились к встрече с городом. Может быть, напрасно, вряд ли Берлин эти воспоминания хранит.
Парижская площадь открывается на восток. В утренние часы на ней светло, тепло, обстановка достаточно оживленная.
Мне Ворота нравятся. Может быть из-за чувства,
что тяжелые воспоминания остались там,
здесь мы под защитой Высокой классики.
Все упорядочено, соразмерено, сомасштабно.
Центральная часть Ворот — пропилеи, открывающиеся в сторону бульвара Унтер-ден-Линден («Под липами»). Южный павильон — туристический информационный центр. Северный павильон — центр медитации, особой — не индийской. Внутри павильона стоят и молчат люди. Молчат в память о погибших при попытке перелезть через Берлинскую стену, что проходила в непосредственной близости от Ворот.
Мы стоим перед Воротами и, как добросовестные туристы, стараемся вспомнить, когда, кем и по чьему заказу были они воздвигнуты…
Король Пруссии Фридрих Великий не имел детей, и заботился о соответствующем воспитании своего племянника. Фридриху Вильгельму было 13 лет, когда в 1757 году его отец был бесславно уволен из армии за неудачи в Семилетней войне. Август Вильгельм умер в 1758 году в возрасте 36 лет, и титул принца прусского перешёл к его сыну Фридриху Вильгельму.
Фридрих II в наследника верил, но его племянник хотел не воевать, а наслаждаться жизнью. В юности у принца появилось несколько фавориток, что вызвало недовольство консервативной части прусского двора и в особенности самого короля. По воцарении четвертого короля Пруссии обвинили в расточительстве и растрате собранной Фридрихом II государственной казны. Скончался Фридрих Вильгельм II в 53 года от грудной водянки.
БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА ОСТАЛИСЬ
СВИДЕТЕЛЬСТВОМ, ЧТО МИР ЛУЧШЕ ВОЙНЫ.
В 1775 году он был назначен главным архитектором прусской провинции Силезия. Тогда же Карл совершил многочисленные исследовательские поездки в Голландию, Бельгию, Англию и Францию. В 1786 году переехал с семьей в Берлин, где представил для Фридриха Вильгельма II план реконструкции здания оперы. Затем в 1787-1790 годах он реставрировал Мариенкирхе в неоготическом стиле.
В 1789-1791 годах Лангганс возводит знаменитые Бранденбургские ворота, на аттике которых квадрига несет мир, а не победу. После наполеоновских войн они стали Триумфальной аркой. Бранденбургские ворота — символ немецкой истории и памятник немецкого единства. В настоящее время наряду с Кельнским собором то — самые известные в мире немецкие сооружения.
Умер Лангганс в Бреслау в 1808 году. Он наравне с Андреасом Шлютером, Карлом Фридрихом Шинкелем и Кнобельсдорфом причислен к великим прусским и немецким архитекторам.
Посещал Дрезден, Вену, Флоренцию и Рим, где познакомился с Антонио Кановой, путешествовал по Швеции, Дании и России. В 1788 году возвратился в Берлин, получил титул придворного скульптора и был назначен секретарем королевской академии художеств на место умершего Тассарта.
В 1805 году Шадов был назначен ректором и с 1816 года директором Берлинской академии. Им написаны и изданы: «Учение о костях, мускулах, пропорциях и ракурсах» (1830); «Поликлет, или об измерениях человеческого тела»(1833); «Народные физиономии» (1834-1835); «Художественные памятники и художественные воззрения» (1849)…
Изначально Бранденбургские ворота называли Воротами мира, так как они были призваны отметить окончание бурной эпохи войн Фридриха Великого. После того, как разгромив всю прусскую армию в один день, под ними торжественно проехал Наполеон, ворота превратились в символ, скорее, позора, тем более что совсем не сентиментальный император французов снял медную Нику вместе с ее четверкой лошадей и увез в Париж как трофей.
Возврат квадриги и парад победоносных союзных войск 1814 года вновь приободрил пруссаков и стал прообразом всех немецких военных парадов будущего. Особенно много их состоялось в кайзеровские времена.
Скульптор демонстрирует знание Дорического ордера. Я, превращаясь в примерную ученицу, названия элементов фриза повторяю… Триглиф — вертикально стоящая каменная плита с треугольными в плане продольными желобами. Метопа — промежуточная доска, украшенная барельефом. Мутул с гуттами — выносная горизонтальная доска, прибитая «деревянными гвоздями». Тения — длинная полочка и регула под триглифом тоже с гуттами («гвоздями»).
Кентавры в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, отличающиеся буйным нравом и невоздержанностью. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им. Здесь похоже изображена сцена воспитания через битье, как в прусской армии…
Согласитесь, как созидателен Мир в сравнению с Войною! Он содействует развитию искусств, а Война — все и всех истребляет. Почему люди не могут жить друг с другом в мире? Они воинственны по своей природе, что непреодолима? И даже воспитание в том не помогает?
Как хороша Жизнь, согретая теплом Материнской любви и заботы… Но нет, мирные сюжеты резко обрываются: на колеснице, убранной венками победы, мчится богиня Славы…
Да-да, на колеснице, убранной венками победы, мчится богиня Славы, а дети — ангелоподобные дети — ей успеть к исходу битвы помогают. Геракл в львиной шкуре, по наущению богинь прекрасных, борется с Лернейской гидрой — второй из своих Двенадцати подвигов совершает.
Лерне́йская ги́дра («водяная») — дочь Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, вход в Подземный мир охранявшее.
Гераклу помогал Иолай — прижигал гидре головы. На помощь гидре выполз рак и укусил Геракла в ногу. Срубив последнюю — бессмертную — голову, Геракл зарыл гидру в землю и навалил тяжелый камень. Рака Гера превратила в созвездие. Подвиг Гераклу не зачли.
За что боролся Герой? Чтобы не прервалась цепь кровавых подвигов, похожих на преступления?
В день прихода к власти Гитлера нацисты устроили победное шествие под Бранденбургскими воротами, украшенными красными стягами со свастиками… Нет-нет, прекращаю, не то опять чернота затянет.
Мне в голову мысль пришла: мы пойдем по бульвару Унтер-ден-Линден против течения Времени. Вначале увидим то, что стало позднее. Потом увидим то, что было в самом начале. Можно поменять направление движения? Да, но тогда события поглотят течение Времени и мы его не ощутим.
Главная Берлинская ось, выручай…
В настоящее время Академия искусств является научным учреждением и консультативным органом, объединяет деятелей культуры, имеющих значительные заслуги в области литературы, изобразительных искусств, музыки, театра и кинематографии, а также людей, способствующих развитию искусств.
Кроме того, в Академии есть фонд художественного наследия, свои архивы, хранящие самые значимые за историю страны произведения. Сюда передали свои архивы Майя Плисецкая и Родион Щедрин.
Германия, по их мнению, заслуживает доверие,
большее чем Россия? Стыдно за свою Родину, господа…
Следующее место, которое мы увидим, связано с
Фридрихом Вильгельмом III. Он был человеком благонамеренным, благочестивым и скромным до застенчивости: Старый король, занятый своими удовольствиями, мало заботился о сыне. Тем не менее наследный принц получил тщательное воспитание в духе мещанской простоты, что позволило ему в дальнейшем легко сближаться с различными классами общества. Если его кругозор и был ограничен, то ум всегда оставался ясен. Он не имел привычки к пышности, запросто ездил по городу или прогуливался по бульварам.
Несчастной Шарлотте, уже в детстве познавшей, что такое война и изгнание, было 12 лет, когда умерла ее мать. Лоттхен была невероятно красивой девочкой — беленькая, румяная, нежная, с удивительно тонкой талией, она казалась неземным существом. После победы над Наполеоном ей можно было подумать и о браке, а одним из потенциальных женихов был младший брат русского императора Александра I — Николай Павлович. В 1814 году семнадцатилетний Великий князь вместе с императором въезжал в Париж, а затем присутствовал на Венском конгрессе четырех великих держав — победительниц Наполеона. Позже он сопровождал брата-венценосца в его визитах в Англию, Австрию, Пруссию. Именно в Пруссии, в 1814 году, Николай встретил и влюбился в юную дочь короля Фридриха Вильгельма III Шарлотту. Уже 4 ноября 1815 года в Берлине, во время официального обеда было объявлено об их помолвке.
Учитывая, что браки царственных особ — прежде всего дело политики, сердечные предпочтения государей обычно во внимание не принимались. Но тем не менее брачный союз Николая I и Александры Федоровны можно считать одним из наиболее удачных. Александра Федоровна стремилась усердно блюсти этикет дворцовой жизни. Некоторым она казалась даже чопорной и строгой. Однако это не было врожденными ее чертами, а диктовалось лишь трогательной преданностью государю, называвшемуся «Жандармом Европы».
В 1837 году участок был куплен царем Николаем I для прибывших в Берлин первых русских дипломатов. Царь, как владелец участка городской земли, получил право стать гражданином города.
В 1840-41 г.г. по проекту Эдуарда Кноблауха на этом месте был построен четырехэтажный дворец с квартирой посла, канцелярией Посольства, квартирой для царя и членов его семьи на время пребывания в городе. В таком виде дворец просуществовал до 1942 года.
22 июня 1941 года сотрудники Посольства и другие советские граждане были интернированы в большой лагерь во внутреннем дворе Посольства и обменены на сотрудников посольства Германии в Москве.
Во время налетов союзной авиации на Берлин здание было сильно разрушено и сгорело, его руины простояли до конца войны. После окончания войны правительством СССР было принято решение восстановить здание. Работы велись с 1949 по 1951 год.
Официальное торжественное открытие Посольства состоялось 7 ноября 1951 года на приеме, посвященном 34-й годовщине Великой Октябрьской революции.
Сейчас Посольство иногда открывает свои двери по случаю временных выставок и посетители могут оценить роскошные интерьеры с множеством дворцовых хрустальных люстр.
Когда идешь по улице вдоль здания сразу же возникает ощущение, что это — «наша архитектура», дух которой совпадает с прусским по своей холодной величественности и претенциозности.
В 1828 году получил название Университет Фридриха Вильгельма в честь прусского короля Фридриха Вильгельма III, в царствование которого был учреждён; в 1949 году переименован в честь братьев Гумбольдтов.
Занятия в университете начались в 1810 году, на тот момент было зачислено 256 студентов. В 2008 году их было 34 612.
В XIX веке университет был одним из крупнейших европейских научных центров.
Среди выпускников и преподавателей университета — философы И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Г.В.Ф. Гегель, Ф.К. Савиньи, А. Шопенгауэр, Ф.В. Шеллинг, физики А. Эйнштейн, М. Планк; университет окончили 29 нобелевских лауреатов.
В 1836-41 годы в Берлинском университете учился К. Маркс. После 1841 года лекции в Берлинском университете посещал Ф. Энгельс. В конце 19 — начале 20 вв. Берлинский университет был одним из ведущих центров науки, большое развитие в нём получили естественные и точные науки.
Вильгельм фон Гу́мбольдт — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта.
Сочетая в себе, в традициях своего времени и наследуя великим деятелям Возрождения, — разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.
Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и — шире — европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.
Научные интересы А. Гумбольдта были необычайно разнообразны. Своей основной задачей он считал «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил». Он создал такие научные дисциплины, как физическая география, ландшафтоведение, география растений, разработал метод изотерм, составил карту их распределения и фактически дал обоснование климатологии как науки.
Его совместная с Ж.Гей-Люссаком работа о газах внесла заметный вклад в развитие представлений об атомах и молекулах. Гумбольдт первым обратил внимание на опасность крупномасштабной вырубки лесов. Благодаря его исследованиям были заложены научные основы геомагнетизма.
Именем Гумбольдта назван целый ряд географических объектов: озеро и река в США, горные хребты в Центральной Азии и Северной Америке, ледник в Гренландии, течение около берегов Перу; его имя присвоено одному из кратеров на Луне и двум минералам.
В центральном районе города расположена площадь Бебельплац. Ее строительство началось еще в далеких 1741 – 1743 годах. Уже в то время на ее территории находился известный Берлинский оперный театр. На протяжении 1911 – 1947 годов эту площадь называли именем императора Франца-Иосифа. Именно на этой территории 10 мая 1933 года произошло печальное событие. Все литературные произведения известных на то время «антинемецких» писателей были сожжены на костре.
В организации этого мероприятия принимали участие около сорока тысяч студентов, профессора высших учебных заведений, представители СА и СС. Среди сгоревших изданий находились труды Карла Маркса, Зигмунда Фрейда, Курта Тухольского, Генриха Манна, а также Эриха Кестнера. Согласно историческим данным в тот день сгорело больше двадцати тысяч книг.
Чтобы передать следующим поколениям всю трагическую печаль тех событий, было принято решение о создании памятника. Автором этой работы стал художник из Израиля, Михи Ульман. Установленный монумент изготовлен в виде стеклянной плиты, под которой глубоко под землю уходят опустошенные книжные стеллажи.
Времена национал-социализма начались в Берлинском университете с диффамации (опорочивания имен лживыми сплетнями) учёных и студентов еврейского происхождения. Лекции профессоров-евреев бойкотировались, к слушателям применяли физическое насилие. Преследовались и неугодные режиму профессора. Участие сотрудников и учащихся университета в сожжении книг 10 мая 1933 года стало позором для университета. В последующие годы национал-социалистами была уволена треть сотрудников, многие учёные и студенты навсегда распрощались с университетом, бывшим когда-то центром гуманистической мысли.
С марта по октябрь 1933 года книги сжигали в 70 городах Германии. Организатором и исполнителем сожжений было не Министерство пропаганды, а Немецкий студенческий союз в сотрудничестве с Гитлерюгендом. Все происходило в рамках «акции против негерманского духа»…
Основные тезисы акции…
— Наш самый опасный враг — еврей, и тот, кто зависим от него.
— Еврей может думать только по-еврейски. Когда он пишет по-немецки, то он лжёт. Немец, пишущий по-немецки, но думающий не по-немецки, есть изменник! Студент, говорящий и пишущий не по-немецки, сверх того бездумен и будет неверен своему предназначению.
— Мы хотим искоренить ложь, мы хотим заклеймить предательство, мы желаем студентам не легкомысленности, а дисциплины и политического воспитания.
-Мы хотим считать евреев иностранцами, и мы хотим овладеть народным духом.
Сценарий сжиганий предполагал произнесение специальных «огненных речёвок»…
1. Против классовой борьбы и материализма! За народность и идеалистическое мировоззрение. Я предаю огню писания Маркса и Каутского.
2. Долой декадентство и моральное разложение! Упорядоченному государству — порядочную семью! Я предаю огню сочинения Генриха Манна, Эрнста Глезера и Эриха Кестнера.
3. Возвысим голос против уклонистов и политических предателей, отдадим все силы народу и государству! Я предаю огню сочинения Фридриха Вильгельма Фёрстера.
4. Нет растлевающей душу половой распущенности! Да здравствует благородство человеческой души! Я предаю огню сочинения Зигмунда Фрейда.
7. Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка.
8. Нет засорению и уродованию родного немецкого языка. Крепите заботу о языке — величайшем сокровище нашего народа. Пожри, огонь, сочинения Альфреда Керра (англ.).
9. Нет — наглости и самоуверенности. Да — уважению и почтительности к немецкому народному духу. Пусть пламя поглотит сочинения Тухольского и Осецкого.
Эрих Кестнер, ставший свидетелем сожжения собственных книг, написал зате… «Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, цветом нации, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь лижет обложки наших книг, и слушал сальные тирады этого мелкотравчатого лжеца. ПОХОРОННЫЙ ВЕТЕР ДУЛ НАД ГОРОДОМ».
Немецкий литературный критик Марсель Райх-Раницкий вспоминает… «Это выглядело странно. Как несерьезное событие. Никто не воспринимал происходившее всерьез, в том числе и те, кто это делал. Мне казалось это сумасшествием, что книги лучших немецких писателей просто так сжигаются. Тогда было ещё непонятно, что все это лишь пролог, увертюра.
Печально то, что тогдашняя немецкая интеллигенция, хотя и с явным изумлением, но без возмущения ПРОСТО ПРИНЯЛА ВСЕ ЭТО К СВЕДЕНИЮ».
С 1947 года 10 мая отмечается в Германии
как День книги.
<—Сразу о самом чудовищном событии ХХ века
В молчании перед величием правды…—>