Берлинский собор о протестантизме и прусском духе

Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom) — самая большая протестантская церковь Германии. 1883 - 1905. Расположен на Унтер-ден-Линден напротив Королевского дворца.
Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom) — самая большая протестантская церковь Германии. 1883 — 1905. Расположен на Унтер-ден-Линден напротив Королевского дворца.

Берлин — эклектичный город, а потому представляет он собой смешение различных стилей — воспоминаний о различных временах, и не только собственной истории.

Внизу — Дворцовый мост через Шпрею, ведущий на так называемый «Музейный остров». Автор решетки моста — Карл Фридрих Шинкель, года строительства — 1840-е. Над мостом на высоких постаментах — в основном, античная скульптура (новодел). Над нею в небо взлетает телевизионная башня — символ ГДР. Слева громоздится Берлинский кафедральный собор, относящийся к поре третьего немецкого императора,
что затеял Первую Мировую войну.

Фрагмент решетки Дворцового моста. Для петербуржцев - воспоминание о решетке моста Аничкова через Фонтанку. Здесь и там чередуются изображения сирен и гиппокампов (морских коньков с трезубцем), разделенные дельфинами.
Фрагмент решетки Дворцового моста. Для петербуржцев — воспоминание о решетке моста Аничкова через Фонтанку. Здесь и там чередуются изображения сирен и гиппокампов (морских коньков с трезубцем), разделенные дельфинами.

Дворцовый мост (Schloßbrücke) первоначально назывался «Собачьим», потому что на мосту собирались господа, охотившиеся с собаками в угодьях за Бранденбургскими воротами, т.е. в Тиргартене. С созданием парадного бульвара Унтер-ден-Линден появилась потребность в новом оформлении моста. Его выполнил архитектор и скульптор Карл Шинкель. Для Берлина этот человек значил примерно то же, что Карл Росси для Петербурга.

Правил в то время пятый король Пруссии — Фридрих Вильгельм III — тесть российского императора Николая I. То было наиболее дружественное время в отношениях Санкт-Петербурга и Берлина. Российский император часто посещал своего тестя, дело не обходилось без обмена подарками.

Так решетки отправились в Петербург,
а в Берлин прибыли кони барона фон Клодта.

Берлинский Кафедральный собор и кони Клодта, установленные у Королевского дворца. Вид после бомбардировок города во Вторую Мировую войну.
Берлинский Кафедральный собор и кони Клодта, установленные у Королевского дворца.
Вид после бомбардировок города во Вторую Мировую войну.

Берлинский собор сопоставим с Исаакием-великаном в Петербурге. Оба имеют квадратную в плане форму. Оба увенчаны большими куполами. Высота этого собора первоначально составляла 114 метров (Исаакиевского — 101,5 м.). Во Второй мировой войне в купол Берлинского собора попала бомба. После этого купол был перестроен, и в результате сложных работ, завершенных в 1993 году, высота собора уменьшилась до 98 метров.

Коней, после реконструкции Королевского дворца,
обещают выставить на прежнем месте.

Перед главным фасадом Собора лежит Люстгартен - “Парк Утех”. Современный облик парк обрёл в 1999 году, приблизившись к тому виду, каким его задумывал Карл Шинкель: разделенные осями лужайки, в центре осей - фонтан.
Перед главным фасадом Собора лежит Люстгартен — “Парк Утех”. Современный облик парк обрёл в 1999 году, приблизившись к тому виду, каким его задумывал Карл Шинкель: разделенные осями лужайки, в центре осей — фонтан.

Собор — усыпальница Гогенцоллернов: прусских королей и германских кайзеров. Их ряд, начиная с «Великого курфюрста», таков (указываются годы правления)…

Фридрих I — 1-ый король Пруссии: 1701 — 1713.
Фридрих Вильгельм I — 2-ой король: 1713 — 1740.
Фридрих II Великий — 3-ий король: 1740 — 1786.
Фридрих Вильгельм II — 4-ый король: 1786 — 1797.
Фридрих Вильгельм III — 5-ый король: 1797 — 1840.
Фридрих Вильгельм IV — 6-ой король: 1840 — 1861.

Вильгельм I - 7-ой король Пруссии (1861—1888 годы). Император Германии в 1871—1888 годы. Канцлер Германской империи - Отто фон Бисмарк с 1872 по 1890 г.
Вильгельм I — 7-ой король Пруссии (1861—1888 годы).
Император Германии в 1871—1888 годы.
Канцлер Германской империи — Отто фон Бисмарк с 1872 по 1890 г.

В 1830-е годы в Германии началась индустриализация, породившая бурный экономический рост и обострившая конфликт интересов буржуазии с феодальным устройством общества.

7 октября 1858 к власти в Пруссии пришёл в качестве регента 60-летний принц Вильгельм — брат впавшего в слабоумие короля Фридриха Вильгельма IV, ставший после его смерти в 1861 году королём Пруссии.

В 1871 году вокруг королевства Пруссия было создано федеративное государство Германская империя из нескольких десятков независимых государств с немецким населением.

Вильгельм II (1859 — 1941) — германский император и король Пруссии с 1888 года по 1918 года. Сын германского императора Фридриха III (правившего 99 дней) и Виктории Великобританской, троюродный родственник Александра III и Николая II.
Вильгельм II (1859 — 1941) — германский император и король Пруссии с 1888 года по 1918 года. Сын германского императора Фридриха III (правившего 99 дней) и Виктории Великобританской, троюродный родственник Александра III и Николая II.

Вступил на престол в 29 лет, когда в «год трёх императоров» умерли его дед Вильгельм I и отец Фридрих III. В 1890 году из-за обострившихся противоречий с Бисмарком был вынужден принять отставку канцлера.

Противоречия между европейскими державами привели, несмотря на тёплые личные и родственные отношения Вильгельма с монархами Великобритании и России, к Первой мировой войне.

Поражение в войне (ноябрь 1918) вызвало Ноябрьскую революцию в Германии, после которой Вильгельм II отрёкся от престола и покинул страну, поселившись в нейтральных Нидерландах.

Автор проекта Берлинского Кафедрального собора - Юлиус Рашдорфф (1823 - 1914), один из самых именитых архитекторов второй половины XIX века в Германии.
Автор проекта Берлинского Кафедрального собора —
Юлиус Рашдорфф (1823 — 1914), один из самых именитых архитекторов второй половины XIX века в Германии.

Нетерпеливый и энергичный, Вильгельм II относился довольно равнодушно к мнениям «толпы». Твёрдо убеждённый в своём божественном призвании, он был исполнен решимости выполнять свою волю, подавляя всякое сопротивление, откуда бы оно ни исходило. В частной жизни он отличался простотой и умеренностью, но в торжественных случаях выказывал любовь к роскоши и блеску, совершенно не соответствующую традициям его предков, бережливость которых доходила порой до скупости.

Заступив на престол в 1888 году, Вильгельм II решил, что церковь напротив Королевского дворца не соответствует облику главного протестантского храма Германии, и вместо нее в 1894 — 1905 годы была возведена новая. Автором проекта стал Юлиус Карл Рашдорф (1823 — 1914) — немецкий архитектор и преподаватель, из числа самых именитых архитекторов Германии второй половины XIX века. Рашдорф создал около 220 проектов, 100 воплощено. Самое известное творение — Берлинский собор.

Собор Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая христианская церковь в мире. Над ее созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини...
Собор Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая христианская церковь в мире. Над ее созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини…

За образец Берлинского собора по требованию кайзера Вильгельма II был взят собор Святого Петра в Риме, заложенный в 1506 году, возведение купола завершено в 1564.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона, что находился на этом месте).

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров

Интерьер собора Святого Петра — центрального и наиболее крупного сооружение Ватикана, крупнейшей христианской церкви в мире. Над ее созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини...
Интерьер собора Святого Петра — центрального и наиболее крупного сооружение Ватикана, крупнейшей христианской церкви в мире. Над ее созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини…

Внутри собор поражает чистотой архитектурно-конструктивного построения и гармонией пропорций. Триумфальные арки следуют друг за другом в огромном пространстве, пронизанном светом и тенью. Богатство оформления исключительно — здесь множество статуй, алтарей, надгробий, замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. Вместимость около 60 000 человек.

Берлинский собор похож на образ,
вдохновивщий автора на создание?

Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, взявший за образец собор Святого Петра в Риме, Что получилось? Самое сильное в столице Германии Берлине ПРУССКОГО ДУХА ИСТЕЧЕНИЕ...
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, взявший за образец
собор Святого Петра в Риме, Что получилось? Самое сильное
в столице Германии Берлине ПРУССКОГО ДУХА ИСТЕЧЕНИЕ…

Что скажете о взаимодействии масс?..

По силуэту Собор шире, чем выше, в результате чего он становится приземистым: к Земле тяготеющим, не стремящимся к Небу. Очень тяжелый центральный купол на высоченном барабане сплющивает квадратный в плане нижний объем. Высокие звонницы не поддерживают движение купола вверх. Распластанный нижний объем декорируется большим ордером (на два этажа), это хоть как-то позволяет уравновесить соотношение масс…

Собор мощный и статичный. Он — как сжатый кулак,
что диктует пространству-времени свои законы:
«Я ЗДЕСЬ САМЫЙ-САМЫЙ — ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ НИЧТО».

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ...
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне
самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ…

Для католической церкви характерен изощренный декор. Протестантская церковь должна быть принципиально иной. Должна, но эта не стала…

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, так как протестанты убеждены, что в подобном декоре нет необходимости. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ...
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне
самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ…

В строгости и минимализме архитектурных решений проявляется основная особенность протестантской ветви христианской религии. Как при подобных установках могло возникнуть произведение, в котором декоративность чрезмерна? Причина одна…

ЛИШЬ ТРЕБОВАНИЯМИ ПРУССКОГО ДУХА
МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ
ПОДОБНОГО ПРОТЕСТАНТСКОГО ХРАМА.
Берлинский собор — ВОПЛОЩЕНИЕ ПРУССКОГО ДУХА
в ордерно-декоративной архитектурной системе.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ...
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне
самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ…

Во Второзаконии (4:15-16) Господь говорит: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хорифе из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

ЗДЕСЬ ВСЕ, НАПРОТИВ, ТРЕБУЕТ ПОКЛОНЕНИЯ.
КОМУ? ЕМУ — ЕДИНСТВЕННОМУ, ОДНОМУ ИЗ ВСЕХ.
БОГУ, А ЗНАЧИТ, И БОЖЕСТВЕННОМУ ИЗБРАННИКУ.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Юлиус Рашдорфф. Главный входной портал собора.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Юлиус Рашдорфф. Главный входной портал собора.

Входим в Берлинский собор…

Я вхожу настороженно, уже измучившись смешением всех известных мне стилей, что были после готического. Уговариваю себя: ничего не поделаешь — надо терпеть: на дворе во всех Европейских странах стоит время исторических ретроспекций и эклектики…

ВОЗМОЖНО ВСЕ ВО ИМЯ ОДНОГО. ЧЕГО ИМЕННО?
ПРОСЛАВЛЕНИЯ КУМИРА, ВОПЛОЩЕННОГО В КАМНЕ.
БОГА ИЛИ БОЖЕСТВЕННОГО ИЗБРАННИКА?
КАК ТОГО ПОТРЕБУЕТ ПРУССКИЙ ДУХ,
ЧТО ЗДЕСЬ ВСЕМ И ВСЯ ЗАПРАВЛЯЕТ…

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Юлиус Рашдорфф. Вид на вестибюль и хоры из главного зала.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы. Автор — Юлиус Рашдорфф. Вид на вестибюль и хоры из главного зала.

Берлинский собор — центрический в плане: представляет собой Квадрат, в который вписан Круг, что поднимается ввысь на мощных пилонах, становясь куполом на высоченном барабане. Принципиальное сходство есть со всеми византийскими храмами и никакого с базиликальным собором Святого Петра в Риме.

Входя в Собор, мы сразу попадаем в Молельный зал, целиком заполненный скамьями. И хорошо: посидим — пообщаемся с Богом, как положено протестантам.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Юлиус Рашдорфф. Вид на зал с высоты подкупольной галереи, украшенный лучшими немецкими мастерами конца XIX века.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы. Автор — Юлиус Рашдорфф. Вид на зал с высоты подкупольной галереи,
украшенный лучшими немецкими мастерами конца XIX века.

В Молельном зале есть орган, есть кафедра, с которой пастырь ведет проповедь, есть алтарь, на коем готовится все необходимое для причастия. Иконостаса, отделяющего молящихся от места священнодействия — алтаря, нет и не должно быть согласно пониманию взаимоотношений верующих с Богом…

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Юлиус Рашдорфф. Алтарь под многофигурным деисусным чином..
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы. Автор — Юлиус Рашдорфф. Алтарь под многофигурным деисусным чином..

Протестанты, католики тоже, верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал завесу надвое в момент смерти Иисуса (Мтф. 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

Иконостаса нет, однако есть некое подобие деисусного чина — главного ряда иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа, здесь объемное Распятие. Справа и слева фигуры предстоящих и молящихся Христу: Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла…

ДОМ МОЛИТВЫ — ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБИТЕЛЬ.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Заалтарная стена с витражами со сценами из Нового Завета и Деяний Апостолов.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Заалтарная стена с витражами со сценами из Нового Завета и Деяний Апостолов.

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?
Протестанты считают, что Десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Здесь изображение есть. Но какое?
Витражное. Витраж — видение…

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Заалтарная стена с витражами со сценами из Нового Завета и Деяний Апостолов.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Заалтарная стена с витражами со сценами из Нового Завета и Деяний Апостолов.

Ико́на (от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся ПРЕДМЕТОМ ПОЧИТАНИЯ у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года.

Витражное (просветное) изображение —
напоминание о событии, пережитом другими.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Заалтарная стена с витражами со сценами из Нового Завета и Деяний Апостолов.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Заалтарная стена с витражами со сценами из Нового Завета и Деяний Апостолов.

Здесь главное не поклонение, а ПРИЧАЩЕНИЕ — таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней тайной вечери. Благословив приготовленный хлеб. Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. VI, 53).

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Юлиус Рашдорфф Оформление пилонов, несущих подпружные арки купола.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы. Автор — Юлиус Рашдорфф Оформление пилонов, несущих подпружные арки купола.

Протестантский храм или Дом молитвы (такое название встречается чаще) с архитектурной точки зрения предусматривает творческий подход, сочетая в себе эклектичность стилей и направлений, а также ориентируясь на архитектурные и культурные традиции той страны и той местности, в которой находится храм.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Юлиус Рашдорфф Оформление пилонов, несущих подпружные арки купола.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы. Автор — Юлиус Рашдорфф Оформление пилонов, несущих подпружные арки купола.

Подобная свобода объясняется тем, что всем протестантизме сами по себе предметы в храме не имеют без присутствия Бога и человека священной значимости. Главным предметом слова Господа есть БИБЛИЯ, которой поклоняются протестанты всех времен, направлений – это единственный символ веры, который должен присутствовать в любом протестантском Доме молитвы, являясь главным атрибутом церкви.

Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф. Оформление подпружных арок, несущих барабан купола.
Берлинский Кафедральный собор.
Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф.
Оформление подпружных арок, несущих барабан купола.

В протестантском храме должны находиться места для паствы, т.е тех, кто пришел помолиться, потому что главное в протестантском храме не сам культ храма, а община людей, которая своими молитвами создает весь этот храм. Люди освящают храм своим присутствием, а не храм освящает людей своим архитектурным видом и внутренними украшениями.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Сопряжение конхи, подпружной арки, барабана и купола.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Сопряжение конхи, подпружной арки, барабана и купола.

В основе ПРУССКОГО ДУХА лежит ТЩЕСЛАВИЕ, ведущее к расточительности, роскошествованию первого прусского короля. Фридрих I стремился сделать дом Гогенцоллернов самым блестящим в Европе, и таким этот дом стал в ходе истории Пруссии, отправившейся в заданном направлении.

На мой взгляд роскошествование во имя
тщеславия — не созидательный импульс, но…
Мой взгляд — только мой…

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Сопряжение подпружных арок. парусов, барабана и купола.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Сопряжение подпружных арок. парусов, барабана и купола.

В основе ПРУССКОГО ДУХА лежит УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, что проявляет себя во всем, и прежде всего в иерархическом построении общества, каждый уровень которого действует как велит ИДЕАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛОМ.

Прусское общество — часовой механизм,
однажды заведенный Богом или Им —
представителем Бога на Земле (королем или кайзером).
Таковы деяния короля Пруссии Фридриха Вильгельма I,
энергии которого хватило на всю историю государства.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Барабан с витражными люнетами. В центре изображен Ангел Смерти с Чашей Грааля, хранящей кровь распятого Христа...
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Барабан с витражными люнетами.
В центре изображен Ангел Смерти с Чашей Грааля, хранящей кровь распятого Христа…

В основе ПРУССКОГО ДУХА лежит представление о СПРАВЕДЛИВОСТИ ВОЙНЫ ВО ИМЯ МОГУЩЕСТВА СВОЕГО ГОСУДАРСТВА. Это представление было утверждено внешней политикой Фридриха II Великого, ввергшего Родину в борьбу за пустую фикцию, переменчивую как ветер над мертвым полем.

Фридрих II Великий был королем-философом,
предававшимся размышлениям о Законах Бытия,
но Событийный мир одержал над ним победу.
«Старый Фрице» не заметил своего поражения,
куда уж было понять это другим…

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор - Ю. Рашдорфф. Купол.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор — Ю. Рашдорфф. Купол.

Подобный общественный дух не противоречит догматам протестантской веры, он естественен для них. Свидетельство тому: как то спросили Иисуса Христа, где должен находиться Дом молитвы, как должен выглядеть храм, он вывел своих людей на природу, к реке, это место и было храмом для молитвы.

ПРИРОДЕ СВОЙСТВЕННА УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СИЛ.
ДЛЯ НЕБЕСНЫХ И ЗЕМНЫХ СООБЩЕСТВ ЕСТЕСТВЕНЕН
ТОТ ЖЕ ПОРЯДОК. И ТОЛЬКО ЭТО ПРАВИЛЬНО.

Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 - 1905 годы. Большой орган создан известным немецким органным мастером Вильгельмом Зауэром в 1905 г. Он имеет 7269 труб, 113 регистров, 4 мануала и педаль.
Берлинский Кафедральный собор или Главная протестантская церковь Германии. Построен в 1894 — 1905 годы.
Большой орган создан известным немецким органным мастером Вильгельмом Зауэром в 1905 г. Он имеет 7269 труб, 113 регистров, 4 мануала и педаль.
Во многих протестантских домах молитвы, как и в католическом соборе, может присутствовать орган, так как во многом протестантизм вобрал в себя элементы католицизма, особенно в плане предметов храмного богослужения, что не является удивительным, так как протестантство возникло именно в католической среде.
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ... Саркофаги с пахом Гогенцоллернов в крипте собора..
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне
самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ…
Саркофаги с пахом Гогенцоллернов в крипте собора..

В крипте собора находится склеп Гогенцоллернов, в котором захоронено более 80 представителей династии 15-19 вв. Наиболее интересные саркофаги «Великого курфюрста» Фридриха Вильгельма I, его жены Доротеи Софии, первого короля Пруссии Фридриха I и первой королевы Софии Шарлотты.

Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ... Саркофаги Софии Шарлотты и Фридриха I.
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне
самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ…
Саркофаги Софии Шарлотты и Фридриха I.

Саркофа́г — резной каменный гроб. Плиний Старший объясняет, что это название — буквально, «пожирающий мясо» — поначалу употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.

Надписи на древнеегипетских саркофагах содержат имя умершего, а также заклинания и молитвы, обращённые к богам и призванные охранить и защитить тело умершего от всякого зла. Древнеегипетские саркофаги делали из дерева и покрывали медными позолоченными или золотыми листами.

Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Автор проекта - Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ... Саркофаги Гогенцоллернов в притворах главного зала...
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 — 1905 годы.
Автор проекта — Юлиус Рашдорфф, воплотивший в камне
самое мощное ПРУССКОГО ДУХА ПРОЯВЛЕНИЕ…
Саркофаги Гогенцоллернов в притворах главного зала…

За решеткой — саркофаги «Великого курфюрста» Фридриха Вильгельма I и его жены Доротеи. Во вторых — богато декорированных — саркофагах, по-видимому, останков нет. Тогда для чего они сделаны — каких таких ритуальных целей? Пояснений опять нет: приходится фантазировать, опираясь на самые общие — безадресные — представления.

Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Саркофаг Доротеи - супруги "Великого курфюрста", о чем свидетельствует множество ангелочков, резвящихся в Райском саду среди виноградных ветвей, гирлянд и венков.
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 — 1905 годы.
Саркофаг Доротеи — супруги «Великого курфюрста», о чем свидетельствует множество ангелочков, резвящихся в Райском саду среди виноградных ветвей, гирлянд и венков.

Лебедь — языческий символ
и свидетельствует он о другом.
Выделяю главное в этом символе…

Лебедь — СИМВОЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства… Существуют представления о СПОСОБНОСТИ ДУШИ СТРАНСТВОВАТЬ ПО НЕБУ В ОБРАЗЕ ЛЕБЕДЯ. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является ПТИЦЕЙ ЖИЗНИ, и в тоже время может ОЛИЦЕТВОРЯТЬ СМЕРТЬ. Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью (отсюда выражение «лебединая песня»), и потому он СИМВОЛИЗИРУЕТ КОНЕЦ ЖИЗНИ.

Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 - 1905 годы. Саркофаг Вильгельма Фридриха I - "Великого курфюрста".
Берлинский Кафедральный собор. Построен в 1894 — 1905 годы.
Саркофаг Вильгельма Фридриха I — «Великого курфюрста».

Есть Лебеди, Львы, на углах — четыре человеческих фигуры, скованных цепями. В среднем ряду — траурные венки и воинская арматура. Аллегории утверждают: был Бранденбургский курфюрст (отец, дед, прадед первых прусских королей) великим воином и человеком.

Лебедь символизирует нечто иное, а именно — ритуал ПЕРЕХОДА В МИР ИНОЙ. Физическая ипостась умершего (его останки) — там в крипте Собора. Они преданы камню и по окончании его жизни останутся здесь. Невидимыми МИРУ ЖИВЫХ, но с ними — потомками своими.

ДУША И ДУХ «ВЕЛИКОГО КУРФЮРСТА»
БУДЕТ СТРАНСТВОВАТЬ ПО НЕБУ СВОБОДНО.
ОЖИДАЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ В НОВОМ ТЕЛЕ?
ДУМАЮ, ДА…

Кенотоп королевы Софии Шарлотты (1668 - 1705). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби. Главное действующее лицо в символике саркофага - ликующая Смерть в дубовом венке Победительницы...
Кенотоп королевы Софии Шарлотты (1668 — 1705).
Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби.
Главное действующее лицо в символике саркофага —
ликующая Смерть в дубовом венке Победительницы…

Лат. «Cita mors ruit», то есть
«Смерть приходит внезапно».
«Сон — брат Смерти («Илиада» Гомера).
«От сна до смерти путь короткий»
(«Неистовый Орланд» Ариоста).
«Смерть, это долг, который каждый из нас
должен заплатить» («Электра» Софокла).
«Заплатил долг Природе» — лат. «Naturae concessit»
(«Война с Югуртой» Саллюстия).
«Смерть — отделение души от тела»
(«Федон» Платона).
«Смерть, это повсеместное, общее зло»
(«Дочь Природы» Гете).
«Что такое Смерть? Пугало!» («Беседы» Эпиктета).
«Напрасная, никчемная смерть — усмешка Судьбы»
(лат. «Mala mors necessitatis contumelia est» —
«Сентенция» Публилия Сируса).

Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби.1701–1713. Смерть, как и появление на свет, великое таинство Природы («Размышления» Марка Аврелия).
Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера.
Исполнение Джоанна Джакоби.1701–1713.
Смерть, как и появление на свет, великое таинство Природы («Размышления» Марка Аврелия).

Фенор пишет… «28 января 1705 года, у королевы обнаружили сильное нагноение миндалин. Софья Шарлотта поняла: ее жизнь подходит к концу. Она стойко отвергала все обезболивающие средства и только время от времени велела подавать себе стакан с ледяным шампанским. Она утешала своего заплаканного юного брата: «Нет ничего естественнее смерти. Она неизбежна, и я не нахожу печали в том, что должна умереть».

Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби.1701–1713. Смерть означает невидимый аспект жизни, всезнание, поскольку мертвые все видят.
Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби.1701–1713.
Смерть означает невидимый аспект жизни, всезнание, поскольку мертвые все видят.

Последние слова Софии Шарлотты… «Не надо плакать. Сейчас я смогу утолить свое любопытство. Я узнаю первопричину вещей, которую мне не смог объяснить Лейбниц: пространство, бесконечность, бытие и небытие…»

Я ей так благодарна за эти слова,
и сама втихомолку их повторяю…

Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби.1701–1713. «Смерть иногда — кара, часто дар; для многих — милость» (Сенека Младший).
Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанна Джакоби.1701–1713.
«Смерть иногда — кара, часто дар; для многих — милость»
(Сенека Младший).

«В январе 1713 г. состояние здоровья Фридриха I серьезно ухудшилось. Кособокий король едва мог встать с постели. И все же никто не мог и подумать о близкой смерти 55-летнего монарха. Но 20 февраля в Берлине заговорили о том, что силы покидают короля, и тысячи горожан собрались на площади перед дворцом. Спустя два дня Фридриха поднесли к окну — толпа возликовала. Но Фридрих не обманывался насчет своего состояния. Он обернулся к придворным и сказал: «В мире играют только одну комедию, и скоро она закончится. Плохо тому, у кого не было дел важнее». Таковы были самые умные слова, сказанные этим человеком за всю его жизнь. Хоть и с опозданием, они сделали ему честь».

Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера. Исполнение Джоанни Джакоби.1701–1713.
Саркофаг (без хранения останков) королевы Софии Шарлотты (позолоченный цинк). Дизайн Андреаса Шлютера.
Исполнение Джоанни Джакоби.1701–1713.

Князь Смерти часто изображается как скелет с мечом, косой, серпом и часами. Другие символы смерти: змея, саван, накидка, лев, скорпион, пепел, барабанщик.

У этой Смерти много замечательных свойств:
«Она всех равняет»; соответственно обрядам франкмасонства, Она дарует Духу усопшего пребывание в кромешной тьме похоронного склепа или Кабинета раздумий.

А где его душа?..
В Небе Белым лебедем летает…

Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom) — самая большая протестантская церковь Германии. 1883 - 1905. Расположен на Музейном острове Берлина.
Берлинский кафедральный собор (нем. Berliner Dom) — самая большая протестантская церковь Германии. 1883 — 1905. Расположен на Музейном острове Берлина.

Вот он стоит — Прусский дух источает, пытаясь примирить его с протестантской верой. И все у него хорошо получается, ведь в Первую Мировую войну никто не догадывается, что Германия затеет еще одну Мировую война — Вторую.

Холодно и сыро Собору в тумане самоутверждаться,
да и держатся его выспренные речи только на том,
что люди слепы, как новорожденные котята —
не знают, что Будущее — воспроизведение Прошлого..

Исаа́киевский собо́р — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.
Исаа́киевский собо́р — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Есть такие уверения… «Между прочим, наиболее чистым и одновременно универсальным воплощением прусской идеи в архитектуре, словно «откровении в камне», среди некоторых специалистов считается вовсе не Берлин, а Санкт-Петербург, где прусское начало достигает своего апогея тем, что становится поистине космополитическим порядком, превосходящим саму «прусскость» как таковую».

Не думаю, что «прусскость как таковая»
оказывала на Петербург столь сильное влияние.
Исаакий — ОБРАЗЕЦ АМПИРА СТИЛЯ ИМПЕРИИ
ВО ВСЕМ ЕГО КОСМОГОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ.

Исаакиевский собор построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, памятник которому возведен перед Собором.
Исаакиевский собор построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, памятник которому возведен перед Собором.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура.

Интерьер Исаакиевского собора, построенного в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана.
Интерьер Исаакиевского собора, построенного в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались в 1841 году, в них приняли участие знаменитые русские художники: Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс и скульпторы И. П. Витали, П. К. Клодт.

Так как в соборе из-за перепада температур сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств, было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели).

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку.

Интерьер Исаакиевского собора, построенного в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Иконостас. Витраж за алтарем - предложение Лео фон Кленце (архитектором из Мюнхена), одобренное Николаем I..
Интерьер Исаакиевского собора, построенного в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Иконостас.
Витраж за алтарем — предложение Лео фон Кленце
(архитектором из Мюнхена), одобренное Николаем I..

Витраж изначально — элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. После установки в главном храме России витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.

Исаакий - ОБРАЗЕЦ АМПИРА СТИЛЯ ИМПЕРИИ ВО ВСЕМ ЕГО КОСМОГОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ. Идея реализуется с помощью масштаба и чистоты архитектурно-конструктивного решения. Скажите, какой из двух Соборов прекраснее?
Исаакий — ОБРАЗЕЦ АМПИРА СТИЛЯ ИМПЕРИИ
ВО ВСЕМ ЕГО КОСМОГОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ.
Идея реализуется с помощью масштаба и чистоты
архитектурно-конструктивного решения.
Скажите, какой из двух Соборов прекраснее?

 

<—Берлин — планы посещения прусской столицы

«Вдоль по Питерской» к королевскому дворцу — призраку…—>

Leave a Reply