Янтарь — золотисто-желтая окаменевшая ископаемая смола, высоко ценившаяся уже в доисторические времена; ее носили в качестве украшения, защищающего от ведьм, волшебства и ядов.
Наверное, среди нас немало тех, кто собирал эти солнечные застывшие капли. Поток собирателей неисчерпаем. Солнечные капли, выбрасываемые морем, неисчерпаемы тоже.
В средние века большим спросом пользовались янтарные четки и другие предметы религиозного культа; у патриарха Никона был янтарный посох. У греков подарить янтарь означало пожелать счастья. Это камень — носитель победы: он дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в захоронениях — боевые амулеты.
Никогда не носят янтарь в серебре, только — в меди или в медных сплавах с высоким ее содержанием. Лучше носить янтарь в чистом виде, например, в виде ожерелья. Его нужно носить как можно ближе к шее.
Красный янтарь — вид янтаря, который больше годится для магии. Магическим янтарь становится только тогда, когда в нем находятся насекомые. Самый интересный — тот, в котором находят скорпионов. Это — камень магической очистки, предохранения от последствий магического деяния.
Янтарь — это камень здоровья, счастья и солнца, любовный амулет, способный привлечь к владельцу самоцвета объект его воздыханий. По психологическому влиянию цвета на человека оранжевый (янтарный) — цвет возбуждающий и экспансивный, веселящий и бодрящий, жизнерадостный и жаркий, но не интимный.
Обладающий электростатическими свойствами, красивым цветом, легкий и приятный на ощупь, янтарь считался еще и волшебным камнем. Из него делали амулеты и талисманы, якобы приносящие счастье и благополучие, и, кроме того, они будто бы оберегали человека от злых духов и болезней. Янтарю приписывали способность утешать людей.
Эзотерика считает… «Янтарь представляется психоэнергетической нитью, связующей человека с Космосом, он символизирует солнечное, а также духовное и божественное притяжение».
На Руси считалось, что янтарь поможет сделать молодую семью счастливой, в то же время он дарит красоту и долголетие своим владельцам.
Раньше (до воссоздания Янтарной комнаты) Тронный зал императрицы Елизаветы Петровны был для меня главным архитектурным событием, что предстояло пережить в Большом Царскосельском дворце. Зал, излучавший золотое свечение, за счет зеркальных простенков, все отражавших — и небо голубое, и узорочье золотое, превращался во Вселенское празднество. Стен нет, Музыка звучит, все кружится, танцует, веселится, становясь сказкой Солнечного света…
Сегодня в эту сказку врывается шепот,
что произносит гипнотические слова:
«Следующая — Янтарная комната».
Начинаем показ с истории ее создания…
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы, что после ее смерти стала называться Шарлоттенбургом. К мысли о подобной комнате, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург.
При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.
2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще. Соответственно, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны.
Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.
Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой.Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.
Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.
В картуши над картиной (под короной) выставлена монограмма императрицы Елизаветы I. Авторство Янтарной комнаты размывается… Прусское или русское?.. Шлютера или Растрелли?.. А может быть, многие руку приложили к созданию этой солнечной вибрации в дышащем камне?..
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно. Этому предшествовал сложнейший комплекс научных изысканий. Удалось отыскать 86 фотографий и негативов Янтарной комнаты. Приведя их к единому масштабу, специалисты воссоздали ее общий вид, элементы отделки в деталях, выяснили точные размеры панелей и другого декора. Для определения высоты рельефа была произведена фотограмметрия янтарных панно, что позволило определить высоты рельефов с точностью до 1 мм.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.
В июне 2003 года, в год 300-летия Санкт-Петербурга, была торжественно открыта возрожденная Янтарная комната Екатерининского дворца в присутствии руководителей Российского и Германского государств. Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года. Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» — возрожденную Янтарную комнату. Началась новейшая история этого удивительного произведения искусства!
Закрываем глаза, чтобы,
перейдя на следующую страницу,
открыть их и увидеть это ЧУДО!!!
Тот день, когда мы вошли в Янтарную комнату (я — первый раз в жизни: боялась огорчений) был исключительным в Петербурге — ослепительно солнечным. В Комнате происходило солнечных кругов вращение: янтарь забирал, поглощал солнечную энергию извне и, усилив ее многожды своей красотой, отдавал вовне..
Мы утопали в Красоте, Тепле и Свете —
живых и волшебных: божественных…
В этом золотом свечении-кружении можно утонуть….
Я привычно отмечаю строгость Архитектурного сценария янтарного представления. Есть главные партии, исполняемые янтарными панелями с флорентийскими картинами. Есть партии второго плана — те, где картин нет. Есть интермеццо в виде зеркальных пилястр тоже в позолоченных рамах. Они янтарное представление разрывают, происходящее вокруг в Комнату впускают, создавая иллюзорно-контрастные сюжеты. Наверху — хор путти, танцующих среди свечей…
Вы слышите в Архитектуре Музыку?
А в Музыке видите Архитектуру?
Здесь — в янтарном священнодействии —
можно всему научиться…
Улавливайте соотношение осей с формой…
Улавливайте повтор и формы изменение…
Ищите точки-опоры и упивайтесь парением…
Сделайте то, о чем я вас прошу, и…
Музыка зазвучит сама.
Сама зазвучит Музыка.
Известно достоверно: у Янтарной комнаты, ставшей «восьмым чудом света», есть два заказчика… Прусский король, пожелавший подарить ее своей супруге королеве Софии Шарлотте. «Дщерь Петрова» — императрица Елизавета, в ведение которой перешел подарок Петру I от прусских королей.
Елизавета Петровна много над Комнатой «работала», требуя перенести ее из одного зала в другой, из дворца во дворец. Оба заказчика — любителя роскоши — желали иметь нечто несравненное, все превосходящее по красоте.
У произведения, за 65 лет создания ставшего «восьмым чудом света», должно быть два автора — первый, что задал должный импульс, и последний, что довел структуру (партитуру) произведения до полного совершенства. Пояснения…
Прусский король Фридрих I отдал придворному архитектору Андреасу Шлютеру распоряжение изготовить Янтарный кабинет в 1705 году. В 1709 году работа была завершена.
В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила обер-архитектору Ф. Б. Растрелли «исправить» кабинет. К 1770 году кабинет преобразился в Янтарную комнату Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.
До 1945 года лет Комната сохранялась без изменений.
Отмечу сразу, Шлютер не подписывал своих проектов, ни при Фридрихе I, придворным архитектором которого он был, ни при Петре I. при котором он был «первым генерал-архитектором Санкт-Петербурга». Почему? Высокая творческая одаренность исключает узкие рамки честолюбия?
Разговоры, ведущиеся в последнее время, что автором Янтарной комнаты был не знаменитый Андреас Шлютер, а его видный конкурент Иоганн Фридрих Эозандер, считаю досужими, уже потому что интриган не может обладать должным творческим горением, да и во времени есть расхождения.
Созданием Янтарной комнаты упорно и настойчиво занимались несколько поколений мастеров и царственных заказчиков. Начал работу Андреас Шлютер, архитектор прусского королевского двора, поддерживаемый и финансируемый Фридрихом. В помощь Шлютеру был приглашен «художник и янтарных дел мастер его датского величества», милостиво отпущенный Фридрихом IV. Фридриху Вильгельму I янтарные панели помогли проявить неслыханную щедрость по отношению к его другу Петру Первому Великому. Другой прусский король Фридрих II, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, преподнес царице «сюрпризом» еще одну специально изготовленную янтарную панель. Оказавшись в России, «янтарный убор» стал предметом гордости и заботы Петра I, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой.
Авторство Янтарной комнаты расплывается — во времени теряется, сохраняются только два имени — первое и последнее. Иначе и не может быть: это, и в прямом смысле, рукотворное произведение, в которое каждый исполнитель вкладывает часть своей души.
С 1981 года были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Журавлёва А. А.).
Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.
В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания Рургаз).
Пусть вопросы уйдут. Просто смотрите…