У меня есть недостаток, превращающийся в достоинство. А может быть, наоборот — у меня есть достоинство, превращающееся в недостаток. Кто-нибудь пустит меня заглянуть в полуоткрытое оконце — я войду в дверь и устрою в квартире исследовательскую лабораторию. Хотела сделать по РИЖСКОМУ МОДЕРНУ один альбомчик — теперь альбомам несть числа. Простите меня, о люди, за ненасытность…
В мою студенческую пору Рига, Таллин, Вильнюс были Европой. Мы ездили туда на этюды и сегодня я еще не увидела точки, что не была бы запечатлена мною на листе бумаги. Мне кажется, что мы — студенты-архитекторы — знали города Прибалтики на ощупь, как собственную квартиру.
Воспоминание другого рода… Всемирно известный архитектор-структуралист Луис Кан (эстонец по происхождению) на встрече с архитекторами в Петербургской Академии художеств сказал, что он видел в Москве интересную архитектуру советского времени — многоступенчатые высотные здания, поднявшиеся над городом. По форме они генетически связаны с Кремлевскими башнями, а образ их точно выражает суть последнего времени: они, на его взгляд, похожи на «сторожевые вышки концлагеря».
«Вышка» в Риге — Латвийская Академия наук, построенная по типу московских в сталинское время. У нее всего 15 этажей, не считая башенных. Для меня это все не столь существенно. Где бы я не увидела «вышку», холод откровения Луиса Канна превращает меня в соляной столб. Архитектура вопила — люди были слепы и глухи. Чего не могу сказать о себе, но это — другой разговор.
На изображении видно: Старое и недавнее — советское — время исключают друг друга: они не могут стоять рядом. Вторгающиеся в городскую ткань распорядители судеб городов и горожан не видели в том проблем. Нужно заявить о преимуществах системы, ими утверждаемой? Значит, будет сделано.
Вантовый мост соединяет улицу Валдемара (правый берег) с улицей Калнциема (левый берег). Через мост осуществляется двустороннее троллейбусное и автомобильное движение. На момент открытия в 1981 году сооружение было самым длинным вантовым мостом в Европе. Длина главного пролета — 312 метров. Высота пилона — 90 метров (равен высоте Домской башни).
Проект моста разработан Киевским филиалом Союздорпроекта (Украина). Металлические конструкции были изготовлены на Воронежском мостовом заводе (Россия). Строительство моста началось в октябре 1978 года. Крупные секции пролетного строения собирались на берегу, а затем доставлялись к месту установки на понтонах.
Что-то у меня в голове не укладывается. Украина, Россия, Латвия строили одни мост — самый длинный на тот момент в Европе. Потом единого государства не стало. Мост висит. А самостийные государства в бесконечных неурядицах качаются?
Новое время приходит не для того, чтобы Лучшее утвердить. У него другая цель — просто приходить. Значит, люди, противодействующие Новому в утверждении Старого, смешат Вечность. Их небрежение к Старому в борьбе за Новое, веселит ее, наверное, не меньше…
Герб города Риги… В серебряном поле — красная городская стена с открытыми воротами. За стеной — две шатровые башни. Между ними — два перекрещенных ключа, свидетельствующие, что горожанам покровительствует Святой Петр. В самом верху — орденский крест под короной. Щит держат два льва с высунутыми языками — яростные городских порядков защитники.
В память о легенде, согласно которой город возведен на деньги, заработанные честным трудом, на берегу Даугавы установлена статуя огромного человека с маленьким ребенком на плече. Это – Большой Кристапс, переносивший людей вброд через реку в том месте, где сейчас находится город.
Однажды ночью Кристпас услышал детский плач. Он сразу же пошел за малышом, чтобы перенести его через реку. Посреди реки ребенок стал таким тяжелым, что великан с трудом донес его до своего дома и уложил спать рядом с собой. Утром, когда он проснулся, на месте, где лежал ребенок, был большой ящик с деньгами. После смерти Кристпаса деньги пошли на строительство города.
Со вступлением в Ганзейский союз в Риге начался период расцвета: город стремительно развивался, предоставляя своим жителям множество свобод и привилегий. Большое влияние на город оказала немецкая городская культура, о чем еще сегодня свидетельствуют каменные строения в Старой Риге, например — «Три брата».
В XVII столетии Ригу захватила Швеция, а с 1721 года, в результате Северной войны, Рига и большая часть Латвии перешли во владения Российской империи. Лишь в 1920 году Рига стала столицей независимой Латвии. В период между двумя мировыми войнами, Рига приобрела известность одного из самых элегантных городов Европы: «маленького Парижа».
Миссионерская деятельность по распространению католицизма в Европе проводилась огнём и мечом. Благую Весть язычникам несли рыцари Тевтонского ордена. Несколько удачных походов 1197—1199 годов завершились основанием немецкой колонии. Внушительная армия примерно из 1200 рыцарей на 23 кораблях вошла в устье Двины (Даугавы) в том месте, где располагалось первое укреплённое поселение немецких купцов.
Официальная дата основания города — 1201 год. Основатель Риги — немецкий епископ Альберт фон Буксгевден (Albert von Buxhöwden 1165—1229) из рыцарского рода Аппельдерн. Он служил каноником в Бремене, в 1199 году был назначен епископом Ливонии. К 1211 году его стараниями было завершено строительство Рижского собора.
Стремясь привлечь множество пилигримов из Германии, епископ добился особой папской буллы, дающей индульгенции всем новопереселенцам. В 1204 году Папой Иннокентием III был подписан указ об учреждении Ордена Меченосцев с подчинением епископу Рижскому. После 1257 года резиденцию уже архиепископов перенесли в Ригу.
Домский собор для Петербурга был музыкальным центром. Для меня с дочерью уж точно. Мы приезжали сюда в субботу, останавливались в кемпинге на Даугаве и шли на концерт.
Здесь мы слышали «Реквием» Моцарта в удивительном звучании, возникающем из-за нервюрных сводов. Время реверберации оказывалось различным для каждой из партий. Они звучали порознь, превращая грандиозное музыкальное полотно «Реквиема» в историю страдания человеческих душ, в которой так много боли и скорби. Воспоминание о концерте сохранилось на всю жизнь, как поддержка свыше..
Вязь Рижских улочек, пронизанных вертикальными доминантами, — гипнотический калейдоскоп, что играет с тобой на выживание…
Уйди — не могу. Останься — не должна: нужно действовать,
прекратив растрачивать жизнь на бесконечное созерцание.
Я помню это восхитительное ощущение, когда тесноту узких улочек Старой Риги вдруг прорезает Вертикаль, устремленная в Небо. Это так красиво, так красноречиво, так очистительно — будто говоришь с Всевышним…
Сначала в церкви был организован выставочный зал и оборудована смотровая площадка для туристов. Туда можно было подняться, рискуя жизнью, на крошечном, трясущемся от натуги лифте и насладиться разглядыванием черепичных крыш Старой Риги. Теперь многое изменилось: и лифт стал скоростным, и площадка обзора поднялась на отметку повыше. С 1991 года в церкви Св. Петра проводятся богослужения.
Я употребила понятие «Кирпичная готика», не очень распространенное. Нужно дать пояснения. В странах, где недостаточно камня, на смену фахверковым домам стал вводиться в обиход красный керамический кирпич. Этот строительный материал, начиная с XII века, широко распространился в Северной Германии, Польше и в Прибалтике. В результате появилась «Кирпичная романика» (Кирпичный романский стиль), что плавно перетекла в «Кирпичную готику», а в XVI веке дала «Кирпичный ренессанс»…
Для «Кирпичной готики» характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, с другой стороны — богатство орнаментальных деталей кладки, например, нервюр.
Многие города, в которых есть готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Старая Рига — в их числе.
Церковь знаменита одним из красивейших в Латвии профилированных фронтонов с вертикальными кирпичными ребрами. Можно разглядеть и еще одну особенность «Кирпичной готики» — чередование красного глазурованного кирпича с известковой побелкой стен. Прием позволяет зданию тянуться вверх, превращаясь, благодаря ритму пинаклей — что свечей, в иконостас, созерцая красоту которого, поклоняются Богу.
Еще одна интересная подробность… На фронтоне противоположного — западного — фасада в двух симметрично расположенных полукруглых нишах установлены две скульптурные композиции – Иоанн Креститель в темнице и Саломея с отрубленной головой Иоанна Крестителя.
Жертва и Палач встретились, мирно объединенные легендой, ушедшей прошлое. О глубинных смыслах преданий, похоже, даже церковники перестают задумываться.
В Вечности — все тихо: Добро и Зло видят сны о Времени,
в котором отношения выясняют другие герои.
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Латвию представляет Старая Рига, а в ней церковь Святого Петра, Домский собор, собор Святого Иакова, церковь Святого Иоанна, Дом Черноголовых. Есть еще кое-что, но об этом «кое о чем» — чуть-чуть позже.
В братство Черноголовых входили молодые, неженатые странствующие купцы. Их главным покровителем был св. Маврикий, родом из Африки, и его круглая черная голова красовалась на знаменах братства. Отсюда и произошло название гильдии, занимавшейся рискованной заграничной торговлей — доставкой в Ригу товаров со всего света. Поначалу «гильдия оседлых» главенствовала, потом пришлось уступить приоритет «черноголовым».
Попробую поддержать рассказ Насти,
показав Дом Черноголовых в ночной подсветке…
Красота?.. Зашифрованное послание на фасаде можно прочитать, но не будем: это заведет нас далеко в сторону от пути, которым мы следуем под моим приглядом.
Полюбуйтесь красотой «Кирпичной готики»… Сплошная стена. На стене — орнамент: кирпичный, каменный и металлический — накладной. Скульптура (барочного времени) установлена на каменных кронштейнах.
Все, достаточно отступлений от темы, заданной целью и маршрутом. Уверяю вас, тема есть: я молчала о том, чтобы не мешать погружению в мир чудесной Старой Риги…
Цель наших блужданий по Старой Риге — выйти на гекатомбу: старинное кладбище ныне в самом центре города, где хоронили, начиная со Средних веков, умерших от чумы и прочих напастей. Гекатомбу мы не увидим. Нас ждет встреча с двумя произведениями архитектуры, возведенными на этом страшном месте.