Матиас Грюневальд «Штуппахская мадонна»

Никогда не знаешь, что лучше: готовить сердце к встрече с Прекрасным (несравненным с предыдущими впечатлениями), или доверившись судьбе, ехать туда, куда тебя везут. Сказано было одно: едем в «MADONNA LAND» — «ЗЕМЛЮ МАДОННЫ». Какой? Одной единственной, нет такой другой…

Фотографии Марины Бреслав. Картина и ее фрагменты пересняты
из книги Бруно Хилсенбека о «Штуппахской мадонне»

Роз Мари Хауф
Роз Мари Хауф — наш друг, подаривший нам счастье увидеть то,
что без нее мы не смогли бы увидеть, особенно — в окрасе
ее удивительной непосредственности…

Роз Мари потеряла память при бомбежке Дрездена, когда его стирали с лица земли. Потом дед-епископ нашел всех через «Красный крест» и семья графа Герике воссоединилась.

Дед сделал все, чтобы девочка смогла восстановить память, неимоверными усилиями двигаясь из настоящего в прошлое — все дальше и дальше отодвигая границу между ними. Единственное, чего она не смогла восстановить, — память о трехлетнем пребывании в советском концлагере для пленных детей.
В 12 лет Роз Мари пошла в школу.

Позднее Роз Мари работала 12 лет переводчиком-синхронистом в ООН. А затем… Затем после преподавания в Университете посвятила свою жизнь системе Вальфдорфских школ. Она работает мессионером, ездящим из страны в страну, чтобы живы были идеи великого Штайнера, который читал лекции в доме ее деда.

В Россию она приезжала вести семинары 14 раз. В последние приезды в Петербург она останавливалась у нас. В это лето, возможно, снова встретимся, непонятно лишь где: то ли у нас на «Золотом кольце», то ли в Германии, в тех местах, что придут в нашу жизнь неожиданно, чтобы в ней остаться навсегда, потому что Роз Мари знает, что показывать людям, у которых не так много времени…

шоссе
Едем туда, не знаем куда. Вдоль шоссе деревушки
с придорожными столбами. Не наши деревушки — баварские.
Не наши столбы — с распятиями…
Столб с распятием
Столбы с распятиями затягивают и не позволяют уйти
из миросозерцания, которое создало тот мир, что мы хотим увидеть…

Нас ждет приходская церковь.

Знаем — и с церковно-приходской школой при ней, в которой вечно пьяный поп учит Закону Божьему из окрестных деревень детей. Умиляться ничему не собираюсь…

церковь
Приходская церковь в Штуппахе. В душе напрягается тишина…
церковь
Приходская церковь в Штуппахе со стороны местного кладбища
Надгробие
Надгробие настоятеля, сделавшего для этой церкви что-то замечательное, кого-то пригласившего сюда… Начинаю плохо слышать…
указатель
Господи, какие композиции, какие шрифты с указательными знаками, ведущими куда-то туда…
церковь
Роз Мари впереди: движется неудержимо, забыв о нас…
капелла Мадонны...
Осталось открыть дверь, ведущую в капеллу Мадонны…
алтарь
В апсиде, как положено, резной створчатый алтарь…
Алтарь
Алтарь, доверчиво раскрыв створки, вечную речь о вечном ведет…
Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

А это — Она: Штуппахская мадонна…

Автор чуда — ГРЮНЕВАЛЬД, МАТТИАС, подлинное имя — Матис Готхардт Нитхардт: немецкий художник и скульптор позднего Средневековья, что переходит в раннее Возрождение благодаря таким, как он.

Хватит что-то пояснять.
В присутствии Мадонны нужно молчать…
Фотографировать тоже нельзя — случай помог сделать один кадр через стекло входной двери в Капеллу.

Обратите внимание, на столешнице алтаря лежит гранат,
ибо в нем — то главное, что определяет сакральный смысл
светлого видения…

Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

«ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ — ТЫ ПРЕКРАСНО!»
МАДОННА СВЕТ ИСТОЧАЮЩАЯ — ВСЕ ЗНАЮЩАЯ,
ЗАМЕНИ ГРАНАТ ДРУГОЙ ИГРУШКОЙ…

НЕЛЬЗЯ, ЗА НИМИ СВЕРХУ НАБЛЮДАЮТ,
И ГОТОВИТСЯ ЖЕРТВУ ВОСПРИНЯТЬ ЗЕМЛЯ…

церковь Вознесения Богоматери
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

К ТОМУ ЖЕ, МАДОННА, ОДЕТАЯ В БАГРЯНИЦУ, ЦАРИЦА:
ОНА НЕ СОЙДЕТ С ПРЕДСТОЯЩЕГО ЕЙ ПУТИ…

ЗОЛОТОМ ПРОЛИВАЮЩИЕСЯ НЕБЕСА,
ВОВЛЕКАЯ В КРУГ СВЕЧЕНИЯ МАДОННУ И МЛАДЕНЦА,
БЕССМЕРТИЕ ОБЕЩАЮТ ВСЕМ — ЕМУ, ЕЙ, ЗЕМЛЕ…

НЕТ, НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ…

Гранат
Гранат — отступление для постижения идеи,
заключенной в «Штуппахской мадонне»

ГРАНАТ — плод гранатника, древневосточная эмблема жизни, известная финикийцам и от них распространившаяся по всему античному миру. Гранат (по-финикийски — риммон) был эмблемой Солнца, а отсюда и эмблемой жизни.

Этот плод, который с уважением и почтением упоминается в древнейших религиозных книгах Востока, а также в Библии, позднее в греческих и латинских переводах стали называть яблоком, и это неправильное название перешло затем во все европейские языки, в том числе и в русский.

Вот почему яблоком называют плод, который Парис присудил Афродите, плод, которым была в раю соблазнена Ева. “Яблоками” в скандинавской мифологии называют пищу богов, которая делала их бессмертными; наконец, яблоком называли императорскую, царскую и королевскую регалию— державу (шар с крестиком), которая символизировала власть монарха над жизнью своих подданных и давала право на обладание страной.

Гранат, это плод, полный семян; по этой причине он воспринимался как эмблема сосуда, содержащего новую жизнь, новые творения, которые должны будут засеять землю после запустения Всемирного Потопа. А потому, гранат означает доброе пожелание достатка и многих, многих детей…

В христианской иконографии гранат всегда сопутствует Матери и Младенцу — и никогда Деве. Причина — по христианским толкованиям, богато наполненный семенами плод означает полноту страданий Христа. Членение граната на пять долей соответствует числу жертв: столько ран получит Иисус, распятый на кресте.

Таков разброс символических значений ГРАНАТА.
В изображениях Мадонны с Младенцем ГРАНАТ — ПРОРОЧЕСТВО
О ТОМ, ЧТО БУДЕТ ВПЕРЕДИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ ДЕТСТВА —
ПРЕКРАСНОГО МГНОВЕНИЯ В ЖИЗНИ МАДОННЫ И МЛАДЕНЦА. МАДОННА, НЕСОМНЕННО, ЗНАЕТ ОБ УЖАСЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО.
МЛАДЕНЕЦ НЕ ЗНАЕТ — ОН С ГРАНАТОМ ИГРАЕТ…
МАДОННА СВОЕГО ЗНАНИЯ НЕ ВЫДАЕТ —
ОНА МЛАДЕНЦУ ИГРАТЬ ПОЗВОЛЯЕТ…

Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Глядя на Мадонну там — в капелле — мы видели не женщину, а очень-очень юное создание, источающее свет счастья…

Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Всевышний держит в руках скипетр и державу (шар с крестом), что символизируют Его власть над жизнью Его созданий, включая Его собственного сына — Бога-Человека. Держава — яблоко, тот же гранат при сбое понятий, что дает Всевышнему право быть непоколебимым в своих решениях.

ОНИ — МАДОННА И МЛАДЕНЕЦ — ПРЕДАНЫ НА ЖЕРТВУ
ВЫСШИМ РЕШЕНИЕМ: НЕИЗМЕННЫМ, НЕКОЛЕБИМЫМ.
ЖЕРТВА БУДЕТ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ, НО ВСЕ РАВНО ЖЕРТВОЙ…

Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Мадонну и младенца окружает Радуга. То — символ веры, прощения, единения и примирения с верой, то есть с Высшими намерениями.

Радуга появилась на небе после Всемирного потопа. И была она обещанием Бога никогда не насылать больше ничего подобного на Землю. Здесь радуга — обещание бессмертия после свершения искупительной жертвы.

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ ПОЙДУТ НА ЖЕРТВУ
И БЕЗ УПОВАНИЙ НА СИЯТЕЛЬНЫЕ ОБЕЩАНИЯ…

Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Красный цвет играет — райскую жизнь обещает:
при которой спасенные от гнева Господня люди
будут поклоняться Мадонне с Младенцем во храме…

Штуппах
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Вижу крест на втором плане. На первом — ваза пустая – символ тела, от которого отделилась душа. Ваза с пьющей из нее птичкой – символ вечного блаженства. Ваза с лилией говорит о чистоте Девы Марии.

Здесь кувшин для питья имеет иссиня черный цвет.
Отделится — отделится от плоти душа, пройдя через беспредельные муки, для которых смерть — спасение…

Клубятся волнами красные и синие одеяния Мадонны.
Что-то в ней Высшему решению сопротивляется?
Ничего, сомнения иссякнут: четки из коралла —
капель крови Христа — успокоят душу, ожидающую заклания…

Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
фрагмент
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Розы разных сортов, розы разных цветов — общий христианский символ, что Деву Марию (белая роза) или муки рожденного Ею сына (красная роза) обозначают.

фрагмент
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
фрагмент
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
фрагмент
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.

Лилия — символ чистоты Девы Марии:
совершенства избранницы Бога…

фрагмент
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
Штуппахская мадонна
Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517—1519. Приходская церковь Вознесения Богоматери. Штуппах.
церковь в Штуппахе
Приходская церковь в Штуппахе. Сейчас она превратится в самое светлое из всех пережитых воспоминаний и в памяти останется навсегда…
Земля Мадонны
Возвращаемся по земле, что называется «Madonna Land» —
«Земля Мадонны». Это, конечно, Ее, только Ее земля…
Земля Мадонны
Возвращаемся по земле, что называется «Madonna Land» —
«Земля Мадонны». Это, конечно, Ее, только Ее земля…

фрагмент

 

<— Ян ван Эйк — Дополнение

Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. —>

Leave a Reply