Берлин: Еврейский музей

Берлин. "Мемориал жертвам холокоста". На огромную площадь, взрыхленную каменными блоками, мы могли смотреть из окна квартиры, в которой жили в Берлине. Ее огромность впечатляла... Фото из Интернета.
Берлин. «Мемориал жертвам холокоста». На огромную площадь, взрыхленную каменными блоками, мы могли смотреть из окна квартиры, в которой жили в Берлине. Ее огромность впечатляла. Фото из Интернета.
При попытке пробраться через каменные джунгли возникал другой — неожиданный — эффект: чудовищный — кафкианский. Уровень земли к центру площади понижался — камень «вырастал» по высоте, вбирая в свою плоть всех, кого любопытство заманивало внутрь Мемориала. Кровь в жилах останавливалась, дыхание замирало- ощущение умирания становилось неизбежным. Каменная абстракция исходила УЖАСОМ…
Берлин. Еврейское кладбище. Памятник детям, что ни в чем неповинны. Основная часть фотографий снята Мариной Бреслав.
Берлин. Еврейское кладбище.
Памятник детям, что ни в чем неповинны.
Берлин. Еврейское кладбище Позы фигур скованы. В скованности выражена ОБРЕЧЕННОСТЬ. Они уже умерли? Им еще предстоит умереть? Они будут умирать вечно, пока ЗЛО ВСЕСИЛЬНО...
Берлин. Еврейское кладбище
Позы фигур скованы. В скованности выражена ОБРЕЧЕННОСТЬ.
Они уже умерли? Им еще предстоит умереть?
Они будут умирать вечно, пока ЗЛО ВСЕСИЛЬНО.
Берлин. Еврейский музей. Вид сверху... В музее размещаются: постоянная выставка, временные выставки, обширный архив, учебный центр Рафаэля Рота, здания для исследований. Фото из Интернета.
Берлин. Еврейский музей. Вид сверху.
В музее размещаются: постоянная выставка, временные выставки, обширный архив, учебный центр Рафаэля Рота, здания для исследований. Фото из Интернета.

Еврейский музей в Берлине (нем. Jüdisches Museum Berlin) посвящен двум тысячелетиям немецко-еврейской истории. Расположен на улице Линденштрассе в районе Кройцберг, открыт 9 сентября 2001 года; находится в ведении государства.

Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем — Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового сооружения. Первое здание являет собой образец барокко, второе — деконструктивизма. Видимого фасадного соединения между объемами нет, они связаны подземным этажом. Некоторым посетителям второе здание напоминает сломанную свастику.

Берлин. Еврейский музей. Вид сверху... Фото из Интернета.
Берлин. Еврейский музей. Вид сверху.
Фото из Интернета.

Первый еврейский музей в Берлине, основанный в 1933 году, вскоре был закрыт нацистским режимом.

В 1971 году, когда еврейская община Берлина праздновала свое 300-летие, а в бывшем Музее истории Берлина проходила приуроченная к событию выставка, была сформулирована идея создания нового еврейского музея. Тем не менее последующие годы площадкой для выставок соответствующей тематики служил Музей Берлина.

Берлин. Еврейский музей. Фрагменты стен с окнами...
Берлин. Еврейский музей. Фрагменты стен с окнами.

В 1988 году в связи с необходимостью увеличения выставочного пространства был объявлен архитектурный конкурс на расширение Музея Берлина. Конкурс выиграл Даниэль Либескинд. Строительство дополнительного здания длилось с 1992 по 1998 год. Здание Либескинда, открытое для осмотра в 1999 году, вызывало у зрителей интерес уже своим объемно-планировочным решением. Здание о чем-то «говорило». О чем?

Берлин. Еврейский музей. Фрагменты стен с окнами...
Берлин. Еврейский музей. Фрагменты стен с окнами.

Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданно изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали представления о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, а тем самым «развенчивает» и упраздняет саму себя.

Берлин. Еврейский музей. Фрагменты стен с окнами... Фото из Интернета.
Берлин. Еврейский музей. Фрагменты стен с окнами.
Фото из Интернета.

Здание музея в форме изломанной линии принесло архитектору Даниэлю Либескинду международную известность, как одному из ярких представителей ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА. .

Берлин. Еврейский музей. Фрагменты окон изнутри... Фото из Интернета.
Берлин. Еврейский музей. Фрагменты окон изнутри.
Фото из Интернета.

Интересно, что Либескинд составлял архитектурный проект в виде НАПИСАНИЯ БЕСЕДЫ, чтобы «форму бетонной поэзии» сделать четко читаемой и непременно мучительной. Так узкие окна-линии, хаотично и демонстративно пересекающие фасад в различных направлениях, выдают, что автор здания пользуется антиархитектурным — декоративным — подходом к решению задачи.

Берлин. Еврейский музей. Лестница, ведущая в подземный этаж...
Берлин. Еврейский музей. Лестница, ведущая в подземный этаж.

К сожалению, трудно передать в фотографии, снятой с одной точки, как звучит «ПОЭЗИЯ БЕТОННЫХ ФОРМ». Я закричала от остроты впечатления, когда увидела эту лестницу, что нет-нет не ведет в подземный этаж, а ЗАСТАВЛЯЕТ РУХНУТЬ, ПРОВАЛИТЬСЯ ВО ТЬМУ, ОСТАВИВ ПОЗАДИ СВЕТ И ВСЕ ЗЕМНОЕ — ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

Берлин. Еврейский музей. Лестница, ведущая в подземный этаж...
Берлин. Еврейский музей. Лестница, ведущая в подземный этаж.

Что впереди? Ничего хорошего. Только камень, требующий от теплой, живой — человеческой — плоти с собой отождествления. Все предначертано! Все обязательно! Все непременно!

Берлин. Еврейский музей. Лестница, ведущая в подземный этаж...
Берлин. Еврейский музей. Лестница, ведущая в подземный этаж.

Еще один вид мучения… Попадая внутрь, посетители теряют чувство равновесия, так как пол Музея находится под наклоном, и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед, как Ось велит.

Идите! Трудно?! Не стойте — вперед!!!

Берлин. Еврейский музей. "Башня Холокоста"...
Берлин. Еврейский музей. «Башня Холокоста».

Впереди «Башня Холокоста», что представляет собой небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху.

Берлин. Еврейский музей. "Башня Холокоста"... Башня рассчитана на создание эффекта оглушающей Тишины, Холода и полной Безнадежности...
Берлин. Еврейский музей. «Башня Холокоста».
Башня рассчитана на создание эффекта
оглушающей Тишины, Холода и полной Безнадежности.

Сначала в темноте трудно понять, куда попал. После некоторого стояния-замирания начинаешь ощущать все, что задумал автор, «беседующий» с тобой. Они — безвинные жертвы — попадали в бетонные камеры, чтобы умереть.

Не хочешь умирать?! Выбора нет!!!

Берлин. Еврейский музей. Экспозиция в просмотровых нишах...
Берлин. Еврейский музей. Экспозиция в просмотровых нишах.

Что демонстрируется в нишах? Самые простые — домашние — вещи: детские игрушки, статуэтки, письма.

Берлин. Еврейский музей. Экспозиция в просмотровых нишах...
Берлин. Еврейский музей. Экспозиция в просмотровых нишах.

Экспонаты показывают — экспонаты доказывают с помощью домашних вещей. Уничтоженные люди были неповинны ни в чем, потому что национальность — это принадлежность к определенной ветви ДРЕВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА, что прекрасно, когда крона Древа пышна и зелена..

Берлин. Еврейский музей. Экспозиция в просмотровых нишах...
Берлин. Еврейский музей. Экспозиция в просмотровых нишах.

Малыш? Ты не уберег тех, кто тебя любил…

Берлин. Еврейский музей. "Сад Изгнания" под дождем, слезами текущим по стеклянным стенам... Так было задумано автором? Нет, так распорядился Март, что стоит на дворе...
Берлин. Еврейский музей. «Сад Изгнания» под дождем, слезами текущим по стеклянным стенам. Так было задумано автором? Нет, так распорядился Март, что стоит на дворе.

В «Саду Изгнания» расположены 49 стелл: 48 — наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль, 49-я — наполнена землей, привезенной из Израиля.

Мне кажется, в «Саду Изгнания» скрыты другие —
страшные — смыслы, что раскрывает не земля,
а «ПОЭЗИЯ БЕТОННОЙ ФОРМЫ».

Берлин. Еврейский музей. "Сад Изгнания"...
Берлин. Еврейский музей. «Сад Изгнания».

Марина Бреслав — автор снимков — была в Берлине в другое время, когда Сад стоял открытым. Говорит, высоченные стеллы сдавливают дыхание, посмотришь наверх — там вместо неба кресты просветов. Нет сил даже закричать.

Ее впечатление правдиво, судя по просьбе
не посещать Сад тех, кто не молод.

Берлин. Еврейский музей. "Область Пустоты" с лестницами и балками-деревьями
Берлин. Еврейский музей. «Область Пустоты» с лестницами и балками-деревьями.

Ветви Древа пронизывают стены и потолки,
будто «Сад» прорывает границы бетонных форм.

Берлин. Еврейский музей. "Сад Изгнания". Вид сверху...
Берлин. Еврейский музей. «Сад Изгнания». Вид сверху.

В стеллах растут деревца, что хотят стать лесом. И становятся, когда наступает весна, обещающая лето. Становится, потому что это закономерно.

Берлин. Еврейский музей. "Сад Изгнания" сверху...
Берлин. Еврейский музей. «Сад Изгнания» сверху.

Я со своим трагическим восприятием в Лес не верю,
а вот в Закономерности верю. Конечно, верю.
Значит, Лес поднимется. Непременно.

Берлин. Еврейский музей. "Сад Изгнания" сверху...
Берлин. Еврейский музей. «Сад Изгнания» сверху.

Пока я стараюсь утвердить в душе Веру в Лучшее, возникают какие-то страшные звуки, будто кто-то плачет, даже воет или истошно кричит. Звуки невыносимы — спешим на голоса…

Берлин. Еврейский музей. "Область Пустоты", наполненная криками...
Берлин. Еврейский музей. «Область Пустоты»,
наполненная криками.

Пол этой «Области Пустоты» усыпан металлическими плашками — кричащими ликами.
Если по плашкам-ликам идти, они начинают плакать. Тихо плакать, если ступаешь по ним осторожно.

Берлин. Еврейский музей. "Область Пустоты", наполненная криками...
Берлин. Еврейский музей. «Область Пустоты», наполненная криками.

Плашки-лики начинают громко кричать,
если идти по ним строем или толпою!
Слышите?!!!

Берлин. Еврейский музей. "Область Пустоты", наполненная криками...
Берлин. Еврейский музей. «Область Пустоты», наполненная криками.

Крики раздаются и в Тишине,
потому что такие лики не плакать,
или не петь не могут!!!
Слышите песни?

Берлин. Еврейский музей. "Область Пустоты" с кричащими или поющими бесчисленными плашками-ликами. Слушайте, звучит песня «Еврейские глаза»..
Берлин. Еврейский музей. «Область Пустоты» с кричащими или поющими бесчисленными плашками-ликами. Слушайте, звучит песня «Еврейские глаза»..

Они глядят на мир сквозь тьму веков,
Огнём пылают и полны истомы,
Им помнятся пожары и погромы,
И раны от ударов и оков.

Еврейские глаза, ну что вам рассказать,
Солёных слёз невыплаканных море.
Еврейские глаза, ну что вам рассказать,
В них грусть не проходящая и горе.

Берлин. Еврейский музей. "Область Пустоты", в которой грянула Тишина, думаю, вызванная УЖАСОМ НЕБЫТИЯ. КОТОРОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, НО ВДРУГ ВСЕ ОЖИЛО...
Берлин. Еврейский музей. «Область Пустоты», в которой грянула Тишина, думаю, вызванная УЖАСОМ НЕБЫТИЯ. КОТОРОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, НО ВДРУГ ВСЕ ОЖИЛО…

Братья, сестры, братья, сестры —
Ну-ка быстро просыпайтесь, ну-ка разом поднимайтесь,
Ну-ка вместе собирайтесь и друг другу улыбайтесь —
Будем петь, будем петь — пить, любить и жить!

Берлин. Еврейский музей. Портрет "Дьявола"...
Берлин. Еврейский музей. Портрет «Дьявола».
Берлин. Еврейский музей. "Сад Изгнаний" зазеленел. Фото из Интернета.
Берлин. Еврейский музей. «Сад Изгнаний» зазеленел.
Фото из Интернета.
Берлин. Еврейский музей. Последний зал - передышка перед уходом...
Берлин. Еврейский музей. Последний зал —
передышка перед уходом.
Берлин. Еврейский музей. Очередь в будний день...
Берлин. Еврейский музей. Очередь в будний день.

 

<—Берлин: Mузеи: Пергамский алтарь

Leave a Reply