Деревянное зодчество: церковь Успения в Кондопоге

Это — двойственный альбом. С одной стороны, он посвящен впечатлениям жаркого лета 2010 года. С другой стороны, это — первый альбом, в котором я начинаю раскрывать содержание главного в моей жизни труда: архитектурной интерпретации гимнов Ригведы.

Фото: Марины Бреслав и Ксении Гавричковой
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 06.09.2010

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

«Вершина шатрового деревянного зодчества — Успенская церковь в Кондопоге. Нет ей равных среди шатровых церквей». Утверждение принадлежит Александру Викторовичу Ополовникову — крупному ученому, специалисту и реставратору русского деревянного зодчества, заслуженному архитектору РСФСР. Едем в Кондопогу и его книгу — «Сокровища Русского Севера» — берем с собой.

Село Кондопога
Село Кондопога

Обмерные чертежи, графические реконструкции и фотографии в книге «Сокровища Русского Севера» выполнены ее автором — Александром Викторовичем Ополовниковым в !948 году, то есть через три года после окончания Второй Мировой войны.

Прекрасная церковь будто вышла на озерный берег, чтобы пообщаться с далями безмерными и веками бесконечными. Она одинока? Нет! На том же берегу поднимается другой объект — Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат. История его такова…

В 1923 году по специальному постановлению Совета Труда
и Обороны Совнаркома РСФСР началось строительство бумажной фабрики.

В 1941 году ( в Русско-Финскую войну) фабрика разрушена.

В 1947 году комбинат восстановлен, а в 1951 набирает свою
довоенную мощность.

В 1959 — комбинат превращается в большую строительную площадку. Кондопога объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

В 1971 — Кондопожский ЦБК удостоен высшей государственной награды — ордена Ленина. Это — одно из крупнейших предприятий России и Европы, специализирующееся на производстве газетной бумаги.

Что с Церковью на озерном берегу?
Стоит, в Небо тянется…

Успенская церковь в Кондопоге
Успенская церковь в Кондопоге

Фотография сделана в том же — 1948 — году. Перед нами — чистый Север: суровый, холодный, пустынный. Фабричные корпуса, по-видимому, расположены на должном для охранных зон отдалении. Достоверность картины обеспечивает отсутствие Photoshop.

Успенская церковь в Кондопоге. Разрез. Обмер 1948 г.
Успенская церковь в Кондопоге. Разрез. Обмер 1948 г.

Внимательно вглядитесь в разрез. Увидели? Внутреннее пространство несопоставимо меньше, чем объем всей церкви. Его граница проходит по темной линии. Вопрос в наших сердцах, приученных к функциональной архитектуре, возникает: как можно делать то, что не используется.

Нужно делать, если цель велика: поставить вертикаль,
что тянется к Небу, что противостоит озеру-Морю…

Вот такие нас ждут при свидании с Церковью проблемы:
соседство ЦБК и высота, непомерная…

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Мы отправились в Обонежье жарким летом 2010 года. То не был специальный десант, до зубов вооруженный фототехникой. Я ехала в привычной компании — мал мала меньше, с друзьями из Петрозаводска: Максимом и Светой.

Не могу не признаться: была у меня потаенная цель… Закончив книгу «Весть о бессмертии и гибели Мироздания», основанную на архитектурной интерпретации гимнов Ригведы, я чувствовала необходимость посмотреть в глаза деревянным церквям Русского Севера. Непременная встреча с Кондопожской церковью в списке объектов стояла второй — после Кижского погоста, но рассказ о ней я поставила первым.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Время, с точки зрения съемки, было неудачным: все залито светом — выбелено, кроме северного фасада, ставшего темным, глухим, но… Как получилось, так и получилось.

В подобных условиях фотографировать были должны Ксения Гавричкова (моя внучка) и Марина Бреслав (моя подруга). Всему следовало происходить очень просто: без подготовки — как скажет случай, между делом, не прихотливо… Мне казалось, именно так может состояться встреча с Церковью с глазу на глаз и разговор по душам.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

В 1829 — 1831 годах на средства прихожан была построена рядом с церковью Успения Богородицы деревянная колокольня, а в 1857 — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Возникло Триединство, как в Кижском погосте.

Погост у подножия Успенской церкви в Кондопоге
Погост у подножия Успенской церкви в Кондопоге

Около века спустя произошло непоправимое, недопустимое.
В 1930 году прекратились службы в храме. Священника отца Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 году. Колокольню и зимний храм разобрали.

Вот так… Едешь к церкви на свидание —
готовься к печали, от которой заболит душа.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Успенская церковь сохранилась, потому что еще в 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила храм под государственную охрану, как памятник архитектуры.

Так ли это было на самом деле, трудно сказать. Вспоминая то, что происходило в 30-е годы, да и позже, я думаю, церковь уберегла не охранная грамота, а чудо…

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

В 1990 году церковь была вновь освящена. С этого времени начал действовать православный приход в городе Кондопога. Летом по воскресеньям и в праздничные дни в церкви проходят богослужения. Особенно торжественно 28 августа каждого года отмечается престольный праздник Успения Богородицы.
Привожу описание объемно-планировочного решения сохранившейся церкви, как молитву во имя ее читаю…

Церковь «построена кораблем»: вытянута с Запада на Восток следующими друг за другом тремя частями…
На Западе — входной придел и трапезная.
В центре — «четверик под восьмериком»,
увенчанным высоким шатром, то — зал молельный.
На Востоке — апсида или алтарное пространство.
Каждая часть имеет свою главку с крестом.

11

Четверик апсиды перекрыт сводом килевидных очертаний. Кровля — чешуйчатая, выполненная из лемеха, подобным деревянной черепице. Чешуйчатое покрытие имеет и главка, похожая на свечечку с пламенем — крестом.

Ах, как это все в рукотворности своей прекрасно…

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Основная идея Успенской церкви заключена в ее высотности — 42 метровой. А. В. Ополовников пишет: «В лучших памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской народной архитектуры».

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Цитировать продолжаю… «Возникновение и распространение на Руси шатрового деревянного зодчества прямо связано с практикой военно-оборонительного строительства и порожденными им архитектурными образами. Самый древний из них — образ сторожевой башни-вежи».

Смотрю на Кондопожскую вертикаль — верю:
башня-вежа и… Нет, не верю!

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Почему возражение возникло в душе? Отвечаю…

Это же — Храм или Хоромы: жилище Бога, где происходит общение Его c почитателями — прихожанами, что приходят к Нему за очищением души, что дает соприкосновение с Высоким. Если признать, что Храм — следствие военно-оборонительного типа сооружений, придется пойти дальше и согласиться с тем, что первым чувством людей было не поклонение Богам, создавшим Мир столь прекрасным, а противоположные — низменные — устремления, приводившие к раздору, вражде, войнам — нападению и обороне. Если, действительно, так, Мир людей обречен на деградацию, истребление и даже самые прекрасные из церквей противостоять тому не помогут.

Посмотрите церкви Успения Богородицы в глаза:
в них светится правда.
Храм в Бытие человечества первичен.
В событийной истории его сила менее велика, но…
Со-бытийная история параллельна Бытийной,
ибо ее творят люди, а не Боги.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Сначала, рассказывают Ригведа и языческая Русь, алтарное место, где вершились таинства жертвоприношения Богам, было открытым. Потом оно обросло архитектурной плотью, по-прежнему возводимой на «пупе Земли» — в самой эстетически-значимой точке. Цель — быть видимой людям и Богам, что друг без друга существовать не способны.

Так было когда-то — давным-давно.
Так было в пору возведения Кондопожской вертикали.
Так должно быть сейчас. Особенно у нас,
где красота церквей — то единственное, что «веселит сердце».

Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год
Успенская церковь в Кондопоге. 1774 год

Цитирую самое сакраментальное, на мой взгляд, речение, что принадлежит В. А. Ополовникову:

«Не следует забывать, что, когда строилась Кондопожская церковь, северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влиянию господствующей архитектуры — БАРОККО и КЛАССИЦИЗМУ.

Не следует забывать, что село Кондопога являлось местом, где влияние архитектуры «Северной Пальмиры» было особенно сильным. Ведь именно в Кондопоге грузили на судна гранит, мрамор, готовые архитектурные детали, идущие на строительство Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов и других сооружений. И именно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми принесли в народное зодчество НОВЫЕ МОТИВЫ декоративной обработки церквей и крестьянских изб».

Вот так… Петербург не был в России исключением,
он влиял на Русь всей своей имперской образностью.
Не хочу и не могу в это верить…
Чтобы вы могли принять ту или иную сторону,
перевожу сопоставление в зрительный ряд…

Церковь Успения в Кондопоге - 1774 год. Исаакиевский собор в Петербурге. Арх. О. Монферран. 1858 год. Казанский собор в Петербурге. Арх А. Н. Воронихин. 1811 год. Иорданская лестница Зимнего дворца. Арх. Ф. Б. Растрелли. 1754-1762
Церковь Успения в Кондопоге — 1774 год.
Исаакиевский собор в Петербурге. Арх. О. Монферран. 1858 год.
Казанский собор в Петербурге. Арх А. Н. Воронихин. 1811 год.
Иорданская лестница Зимнего дворца. Арх. Ф. Б. Растрелли. 1754-1762

Сопоставление не корректно по годам. Но главное — не в этом…

Шедевр Деревянного зодчества — церковь Успения в Кондопоге — и шедевры Барокко, Классицизма, Ампира принадлежат к разным Мирам, в художественном смысле равноценным.

О Высокой простоте Церкви,
что превращает ее в Божественное откровение,
говорить не будем. Это очевидно.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774
Успенская церковь в Кондопоге. 1774

Ссылка на «БАРОЧНОСТЬ» загубила восприятие Преображенского храма и церкви Рождества Богородицы в Кижском погосте. Местная церковь огульному «ОБАРОЧИВАНИЮ» противостояла. Хотя, у нее есть некий повод для обвинений в чрезмерной вычурности. Если на церковь посмотреть в представленном ракурсе, она, как проволочной тенетой, опутана всякими сложностями… Выступают торцы бревен, образующих «четверик и восьмерик». Обрамляет навесы кровель «епанча» — тесины в виде пик. Бегут по верху сруба наклонные доски с орнаментом.

Правда, утверждаю я, все эти «вычурности», несомненно, имеют собственную — деревянную — природу, к петербургским архитекторам — Растрелли, Воронихину, Монферрану — не имеющую никакого отношения.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774
Успенская церковь в Кондопоге. 1774

Одна из главных «чрезмерностей» — «повал»: уширение верхней части сруба наподобие карниза. «Повал» в исполнении весьма не прост. Необходимо увеличивать периметр каждого следующего «венца» сруба, укладывая бревна на предыдущий «венец» так, чтобы образовалась плавная линия расширения. Здесь эта линия хорошо видна, так как бревна стыкуются «в обло», при котором концы бревен — «остатки» — выходят за пределы наружной плоскости стен.

Благодаря «повалу», возникает определенный зрительный эффект. При взгляде снизу перспективное сужение «восьмерика» гасится, исчезает, становится невидимым. Церковь обретает необыкновенную стройность, что ей позволяет стоять на Земле с неподражаемой легкостью.

Успенская церковь в Кондопоге. 1774
Успенская церковь в Кондопоге. 1774

Еще одна «чрезмерность» — орнаментированные доски. Это — «бегунок», что устраивается под самым «повалом» — там, где сруб еще не начал расширяться. Цель — создание не менее интересного зрительного эффекта, благодаря которому перед расширением сруб стягивается.

«Бегунок» составляется из тесин, соединенных друг с другом под углом, в результате чего целое обретает движение — оно бежит по периметру объема, его стягивая. Крепится «бегунок» к стене с помощью «шканта» или шипа или деревянного гвоздя требуемого размера.

Церковь Успения в Кондопоге. Сопряжение двух "четвериков" - трапезной и центрального молельного зала
Церковь Успения в Кондопоге. Сопряжение двух «четвериков» —
трапезной и центрального молельного зала.

На этом кадре можно разглядеть и как сопрягаются два объема, и как устраивается безгвоздевая тесовая кровля, скатная.

Есть «поток» — брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного теса, двухслойного. Виден нижний слой.

«Поток» поддерживают выпуски из сруба, так называемые «курицы». Они представляют собой собой стволы деревьев нужных размеров, срубленных с ответвлением корня — «кокоры».

«Причелины» — тесовые доски — закрывают наружные торцы подкровельных слег. «Причелины», как обычно, украшены резьбой.

Все разумно, все логично и невероятно красиво…

22

Скажете, все равно: это — изыски, ухищрения, как в барокко? Да, только никто не может доказать, что деревянная конструкция не самодостаточна,  не осуществима без влияний архитектуры каменной.

Нет, конечно же, нет: в принципе у каждой из них свой путь — своя точка возникновения, свои принципы развития.

Успенская церковь в Кондопоге. Сруб
Успенская церковь в Кондопоге. Сруб.

Деревянная конструкция всем своим существом обязана «срубу» — конструктивно связанным рядам бревен, образующим стены построек. В утверждении нет тавтологического тупика: «дерево есть дерево». Напротив, с его помощью очерчивается круг, полный неисчислимых возможностей выразить бесконечно разнообразное представление о Мироздании. Еще бы, ведь в основе этих представление лежит Древо… Не простое — Мировое…

Успенская церковь в Кондопоге. 1774
Успенская церковь в Кондопоге. 1774.

Боитесь, что за два века и 36 лет существования Храма дерево умерло — высохло, вот-вот и расщепится? Это — самый больной вопрос в жизни деревянного зодчества, постройки которого не столь долговечны, как каменные.

Я ответ нахожу в одном: даже став бревном, дерево получает силу от Солнца. Прикоснитесь к деревянному срубу — вы ощутите живое тепло. Вдохните воздух, стоя у деревянного сруба, — вы почувствует несказанно чудесный аромат, утверждающий: дерево хоть и одеревенело, но живо и будет жить, пока не исполнятся отпущенные ему сроки.

Успенская церковь в Кондопоге. Врезка брусьев "в обло"
Успенская церковь в Кондопоге. Врезка брусьев «в обло».

Посмотрите, перед вами стыковка бревен «в обло». Каждое следующее бревно укладывается в округлые углубления предыдущего, крепко-накрепко — узлом — связываясь друг с другом. Концы бревен — остатки — выпускаются. Могут и не выпускаться, если рубить иначе — «в лапу». От этого суть дела не меняется: в любом случае образуется «венец» — горизонтальный ряд бревен в срубе, связанный в углах врубками «в обло» или «в лапу».

Успенская церковь в Кондопоге. Сруб
Успенская церковь в Кондопоге. Сруб.

Очень интересен вопрос, касающийся длины бруса — обтесанного с двух сторон бревна. Она определяется «саженями» — мерой длины в деревянном зодчестве.

В Древней Руси применялась не одна, а множество самых разных саженей. Главными были две из них — «прямая» и «косая сажени». «Прямая» первоначально равнялась расстоянию от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. «Косая» — расстоянию от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали. То приблизительно 248 см.

Конечно, это — не точная мера длины, с другой точки зрения эта мера идеальна. При использовании саженей произведения деревянного зодчества становились сомасштабными человеку.

ЧЕЛОВЕК СТАНОВИЛСЯ «МЕРОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ»,
и происходило это не только в Древней Греции…

Место стояния, или предстояния, церкви Успения Богородицы в Кондопоге
Место стояния, или предстояния, церкви Успения Богородицы в Кондопоге.

Следуя избранному им направлению мысли, Александр Викторович Ополовников пишет, что от Кондопожской церкви «веет строгой силой и державной сановитостью, сосредоточившей в себе гордую непреклонность и свободолюбие северян».

Силой веет, но… Во мне опять все протестует против привязки к конкретному времени — «эпохе барокко и классицизма», и к месту, даже если это место означено действиями «северян».

Истоки деревянного зодчества столь глубоки, думаю я, что следует искать другие трактовки его образности. Попробую это сделать, предложив вам тщательно рассмотреть… крыльцо церкви — «красное», то есть прекрасное…

Южное "Красное, висячее крыльцо" церкви Успения в Кондопоге
Южное «Красное, висячее крыльцо» церкви Успения в Кондопоге.

К сеням и трапезной, расположенным на втором этаже Храма, примыкают два крыльца. Одно — со стороны южного, другое — со стороны северного фасадов. Это «красные» (красивые) крыльца должны вести к входу в храм. Торжественно, напрямую…

Лестничные марши кондопожских крылец ведут на «рундук» — верхнюю площадку с видом на Онего, по отношению к которому вход в Храм менее значим. Такие приемы используются при устройстве «гульбищ» — видовых галерей, охватывающих здание. Здесь нечто иное…

Не упустите, пожалуйста, в этом кадре хорошо видно устройство «висячего крыльца», опирающегося не на столбы, а на «выпуски» — концы бревен, выступающих из самого сруба.

Северное "Красное, висячее крыльцо" церкви Успения в Кондопоге
Северное «Красное, висячее крыльцо» церкви Успения в Кондопоге.
Северное "Красное, висячее крыльцо" церкви Успения в Кондопоге
Северное «Красное, висячее крыльцо» церкви Успения в Кондопоге.

Чтобы понять особость устройства входа в Успенскую церковь, поднимемся по крыльцу, мысленно держа в памяти образ Кондопожской вертикали 42 метровой…

«Четверик»: сруб квадратной в плане формы.
На нем — «Восьмерик» с «повалом»: сруб восьмигранной формы.
Выше — «Шатер» («шатровый верх»): восьмигранное покрытие пирамидальной формы, увенчанное главкой с крестом..

Все выступающие вовне части срубов имеют скатные кровли с «епанчей» из резных тесин — «пикообразных», по мнению исследователей. Пики, придавая образу храма воинственность, очень сильно влияют на его восприятие. Чтобы сохранить объективность суждений, увидим в образе «епанчи» сходство не с пиками, а с лемехом, которым в деревянном зодчестве покрывают криволинейные формы. Получилась цельная картина? Получилась. Тогда вперед…

"Красное, висячее крыльцо" церкви Успения в Кондопоге. 1774 год
«Красное, висячее крыльцо» церкви Успения в Кондопоге. 1774 год.

Восходите… Торжественно восходите во храм.

Вид с "Красного крыльца" церкви Успения на Кондопожский Целлюлозно-бумажный комбинат
Вид с «Красного крыльца» церкви Успения на Кондопожский Целлюлозно-бумажный комбинат.

К созерцанию благолепия окрестных видов приступить хотите? Не выйдет: лучше отвести глаза. Застройка берега Чупа-Губы Онежского озера предельно утилитарна, будто ушла в какие-то дали Ее Величество Красота…

"Красное крыльцо" церкви Успения и вертикаль Кондопожского Целлюлозно-бумажного комбината
«Красное крыльцо» церкви Успения
и вертикаль Кондопожского Целлюлозно-бумажного комбината.

Кто из них инопланетянин — Целлюлозно-бумажный комбинат или прекрасная церковь на обезображенном берегу Онего? Ответ уже не очевиден…

Вид с "Красного крыльца" церкви Успения на Кондопожскую губу
Вид с «Красного крыльца» церкви Успения на Кондопожскую губу.

Верю и вы не сводите убранство деревянных церквей к декору. В убранстве этом каждая деталь многоречива. Подзор под скатной кровлей крыльца — не орнамент резной, совсем простой. То — «грудки»: древнейший образ небесных хлябей (вод, молока, жира — добра…), что низвергаются с небесных высей и делают землян, преданных Богам, счастливыми.

Пустые обещание? Счастья нет, как не было?
А может быть, причина в другом? Мы природу загубили —
мы Богов своих древних, языческих, позабыли…

Вид с "Красного крыльца" церкви Успения в Кондопоге
Вид с «Красного крыльца» церкви Успения в Кондопоге.

На верхнюю площадку «Красного крыльца» поднялись? Тогда убедитесь: с нее открывается самый красивый вид на губу Кондопожскую. Это превращает «рундук» в Зал для созерцания благолепия окрестных мест, единством Неба и Вод означенных…

Вид с "Красного крыльца" церкви Успения на Кондопожскую губу
Вид с «Красного крыльца» церкви Успения на Кондопожскую губу.

Вглядитесь в вид, открывающийся из Зала для созерцаний…
Север суровый смотрит на вас: живой, не порабощенный трубами и цехами.

Вид с "Красного крыльца" церкви Успения на Кондопожскую губу
Вид с «Красного крыльца» церкви Успения на Кондопожскую губу.

Демонстрирует вид силу Вод, в безбрежность уходящих…
Силу Неба, уходящего в вышину,
для непосвященных неразличимую.
По Ригведе эта вышина — Путь, ведущий на «Высшее небо»,
где пребывает «Неизвестный бог» или Высший разум…

Вид с "Красного крыльца" церкви Успения на озеро Онего, что море
Вид с «Красного крыльца» церкви Успения на озеро Онего, что море.

Образ Кондопожской вертикали в памяти сохранили?
Тогда поставьте ее в точку стояния и возникнет оно — Предстояние… Предстояние Богоматери перед Богом, что грозит людям Страшным судом за грехопадение.

Смотрите, глаз не отводите: за Божьей Матерью поднимается древнейшая женская тень Матери Берегини — защитницы человеческого рода.

Будучи сомасштабной человеку, Кондопожская вертикаль, поставленная в эстетически-значимой точке Земли, связывает людей с пространственной безграничностью и временной бесконечностью, где пребывают, царят Боги…

Без нее мы останемся на Земле одинокими.
Или уже остались?!

Верхняя площадка "Красного крыльца" церкви Успения в Кондопоге. Вход в храм
Верхняя площадка «Красного крыльца» церкви Успения в Кондопоге.
Вход в храм.

Делаем следующий шаг, умозрительный тоже…
По ходу лестничного марша открывается вид на Онего.
Вход в храм находится сбоку. Значит, действительно, «рундук» — Зал созерцания, устроенный для того, чтобы прихожане, поднимающиеся по «Красному крыльцу», могли постичь главный смысл и образ прекрасного Храма…

Церковь Успения — не «башня-вежа».
Церковь Успения — защитница человеческого рода,
как языческая Мать Берегиня, как христианская Богородица.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Трапезная или предхрамие — пристройка с западной стороны Молельного зала — служила в старину местом общественных собраний, ожидания начала церковной службы.

Эта трапезная просторна и светла, благодаря большим окнам, в которых, как в картинах, открываются те же виды на Онего, что и с крылец. Тема Предстояния, определяющая смысл и образ церкви Успения Богородицы, начавшись в Зале для созерцания, и здесь звучит в полную силу.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Из этого окна виден скат покрытия над южным крыльцом. Диагональ вызывает эффект парения над Землей.
Мы не стоим — мы парим — мы уже поднялись
еще не в Высшее, но уже в Высокое небо…

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

В центре Трапезной по оси входа в Молельный зал поставлены два мощных столба с фигурными подкосами, что поддерживают основные продольные брусья потолка. Столбы имеют три двойных резных пояса, выкрашены в три цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый. Подкосы тоже голубые. Столбы с подкосами — «руками» или «крыльями» — очень напоминают древнеславянских идолищ.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная. 1774 год. Атланты портика при Новом Эрмитаже. Ск. А. И. Теребенёв. 1848
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная. 1774 год.
Атланты портика при Новом Эрмитаже. Ск. А. И. Теребенёв. 1848.

Столбы Успенской церкви искусствоведы сравнивают с атлантами, поддерживающими небо руками. Считается, что это — редкая для интерьеров северных храмов деталь. И, по-видимому, из Петербурга привнесенная?

Сравнение не корректно по причине той же: объекты сопоставления принадлежат к разным Мирам. Сравнивать их, что рушить Столпы Мироустройства…

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Поразмышляем…

Для работы стоечно-балочной системы, использованной при устройстве покрытия трапезной, достаточно поставить прямоугольный столб. Значит, «руки», поясные членения и раскраска круглых столбов имеют образно-смысловое значение. Позволим себе предположить, что идолоподобные столбы связаны с именем Матери Берегини?

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Богородица — Божья Матерь… Мать Берегиня… Кто она? Исследователи славянского язычества пишут…

Берегиня — женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. В архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня-Мать.

Руна Берегини — руна силы: тяжелой и могучей силы Земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини, вместе с Родом породившей всё сущее.

Имя Берегиня сходно со словами «оберег» и «берег». Из первого совпадения следует, что Великая богиня должна оберегать созданных ею людей! Второе совпадение подтверждает то обстоятельство, что ритуалы по вызыванию, заклинанию Богини совершались обычно на берегах водоемов.

Берегиню сопровождали повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния, света.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Решимся на смелое утверждение?

Два столба — два сопровождавших повсюду Мать-Берегиню «светозарных всадника», олицетворяющих Солнце или «Вселенского ходока».

«Подкосы» — крылья или солнечные лучи-поводья с помощью которых «светозарные всадники» перемещаются по Небу.
Они же — руки, позволяющие защищать-оберегать
саму Мать-Берегиню.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Раскрас столбов предположение подтверждает…
Голубой цвет — Небо и Воды.
Оранжевый цвет — Солнце.

Три двойных обруча — взятые Солнцем на себя обеты…
Миру Свет-Тепло дарить.
Людям дарить Свет Прозрения.
Злу — Тьме и Холоду — противостоять помогать
Защитнице — Матери-Берегине.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная.

Что это? Солнечные лучи входят в трапезную с языческими столбами, скользят по скамье с «опушкой» — фигурной оторочкой, ложатся на пол подобием иконостаса. Они хотят поддержать смелость выдвигаемых нами утверждений? Как можно — в православном-то храме!

После принятия Христианства семь веков Русь исповедовала «двоеверие». Это сегодня мы разделяем между собой Православие и Язычество.

49

Мой правнук со мною согласен,
потому что его мир нераздельно-чист и лучезарно-ясен…
В храме я мало говорила. Похоже, главное он постигал сам.

Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная. Св. Апостол Филипп
Успенская церковь в Кондопоге. Трапезная. Св. Апостол Филипп.

В трапезной выставлены иконы «Страшный суд» и «Св. апостол Филипп». Житийная литература сообщает, какие чудеса творил апостол…

«Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии.

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа».

Успенская церковь в Кондопоге. Вход в Молельный зал
Успенская церковь в Кондопоге. Вход в Молельный зал.

Житийные чудеса рассказывают о воскрешении и прозрении.
Их слушают «светозарные всадники» —
самое главное чудо в чудо-храме.
Никто никого в лжи не обличает.
Никто никого в «геенну огненную» не посылает.

Входим в Молельный зал…

52

Робеет: устроился на пороге…

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал.
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал.

В 1774 году к освящению Успенской церкви были написаны иконы для иконостаса и сделан список с чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Часть икон была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

В большом напольном киоте (божнице), расположенном слева от оси зала, — икона Богородицы Оранты (молящейся). Богоматерь изображена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, ладони Ее раскрыты наружу в традиционном жесте заступнической молитвы. Оранту от прочих иконографических типов изображения Богородицы отличает величественность и монументальность, ее поза предельно статична, композиция симметрична. Можно сказать, что это — сугубо архитектурный тип иконы. Недаром Оранту в Софийском соборе Киева «Нерушимой стеной» называют.

Наличие Оранты в Успенском храме продолжает-раскрывает тему Предстояния языческой защитницы-заступницы человеческого рода перед Богами.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

Иконоста́с — алтарная перегородка, тянущаяся от северной до южной стены Молельного зала, отделяя алтарную часть от остального помещения. Иконостас состоит из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон с Царскими вратами в центре нижнего ряда.

Царские врата в Успенском иконостасе — резные, вызолоченные, с округлыми клеймами, в четырех из них изображены Евангелисты. По типу иконостас высокий, четырехрядный.

В нижнем ряду ( по-другому «чине») — местном — расположены иконы Тихвинской Божьей Матери (список), «Спаситель» и храмовая икона «Успение Богородицы».

Второй ряд иконостаса — праздничный чин. В нем расположены иконы, повествующие о жизни Христа и Богородицы.

Третий ряд — деисусный чин. В центре — «Христос Вседержитель». К нему с двух сторон движутся святые: Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы и отцы церкви.

Иконы четвертого чина — пророческого — утрачены.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

Тихвинская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Считается, что Тихвинская икона ограждает северные пределы России.

Относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия (Путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери.

Известно множество списков с Тихвинской иконы, она стала, по сути, иконографическим прототипом образа Одигитрии.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

«Спаситель» — первая икона справа в местном ряду («чине).
В храме Успения Христос, по праву сына Богородицы, становится местным — тем, кто, учительствуя, непосредственно защищает прихожан от невзгод.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

«Успение Богородицы» — храмовая икона. Икона изображает Божью Матерь, почившую на одре. Перед одром стоит свеча. Около главы и стоп Богоматери — апостолы. Святой Петр предстоит у главы Ее с кадилом. Апостол Павел изображен припадающим к Ее стопам. В центре над одром изображен Спаситель, принявший на руки душу Богоматери. Силы Небесные представлены шестикрылым Серафимом.

Упокоилась; откроются ей райские чертоги…
Это — в житийной истории.
В бытийной — путь Богоматери бесконечен.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

Центральная икона деисусного чина — Христос Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκρατωρ — всевластный, всесильный). Этот образ — главный в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель изображен в рост, сидящим на троне. В левой руке Его — Евангелие. Правая рука изображена в благословляющем жесте.

Вседержитель добр к тем, кто следует Его заветам.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

Деисусный чин. Правая сторона. К Христу Вседержителю степенно-торжественно в знак почтения приближаются Богородица со свитком просьб в руке, архангел Михаил — архистратиг , являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей, апостол Петр — великий мученик и христианин, первым прославивший Господа Иисуса Христа.

Быть Заступницей вечный удел и Божьей Матери…

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. Иконостас.

Деисусный чин. Левая сторона. К Христу Вседержителю мерно и чинно в знак почтения приближаются Иоанн Предтеча — ближайший предшественник Иисуса Христа, свершивший крещение-очищение водою и предсказавший пришествие Мессии, архангел Гавриил — носитель радостных благовестий, апостол Павел — много потрудившийся в распространении веры Христовой и справедливо почитаемый, вместе с апостолом Петром, ”столпом” Христовой Церкви.

61

Идут защитники, идут заступники…
Их мерный шаг в душах людей отзывается.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».

«Небо» — вид потолка, часто встречающийся в северных деревянных церквях: в центре — массивный круг — замковое кольцо, в которое упираются балки-тябла. Плоскости потолка между балками обычно заполняются иконописью.

Здесь в центральном круге изображен Иисус Христос, предстоящий перед престолом Бога в архиерейском одеянии.
В 16 секторах изображены архангелы и ангелы, которых осеняют херувимы и серафимы. Различия между херувимами и серафимами постепенно стерлись. Осталось главное: они — крылатые небесные существа, самые близкие к Божеству, исполняющие три функции — наблюдения, просвещения (восславления Господа Бога), охраны мировых устоев.

Возникает целая иерархия: незримый Бог, явленный Иисус Христос, небесное воинство — херувимы, серафимы, архангелы, ангелы, исполняющие все, чтобы совершенным было Мироустройство.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».
Я не смогу атрибутировать каждого из персонажей. Предлагаю поступить иначе. Вы будете разглядывать иконописные образы прекрасные, а я, как архитектору положено, выявлять геометрическую структуру «Неба».
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».

«Тябла» — брусья с выемками с двух сторон, с торцов вставляемые в деревянные стены или, как в данном случае, в специально устроенные, тоже деревянные, конструкции. Горизонтальные и вертикальные тябла позволяют собрать иконостас, вставив в пазы прямоугольные иконы. Радиальные — устроить «Небо», вставив в пазы иконы секторальной формы. Гвозди не нужны: геометрия всесильна.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».

Здесь 16 секторов. Что это за число — 16, если система Прачисел и Праформ заканчивается на 12, с большими оговорками число 13 в свой ряд впуская? Ответ однозначен: 16 сложносочлененное число, состоящее из удвоенного Прачисла Восемь (8).

Так и есть, в «Небе» восемь секторов, в каждом из которых установлено по две иконы, объединенные тяблом, расположенным под прямым углом по отношению к срединному
(укороченному).

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».

Восемь — Прачисло пространственной полноты всеобъемлющей в его исчерпанности. Ищи — не ищи: во Вселенной только 8 пространственных подчленений, еще одного закоулка не найти, во всяком случае в системе Трех Прямоугольных координат уж точно.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».

Согласно Ригведе, «Высшее небо» идеальное — первообраз Вселенной реальной — представляет собой концентрическую систему, упорядоченную в Десятичной системе Священных Прачисел-Праформ.

В центре Точка — всех сил истечение. Это — Неизвестный бог: явление единичное, неповторимое, имеющее, как все запредельное, нульмерную величину. Одновременно, эта величина непостижимая, для общения недостижимая определяет во Вселенной все и вся.

«Высшее небо» и Вселенная очерчены кругом — явлением и воплощением Совершенства и свершенности всех намерений. Прачисло Круга сводится к 10 — конечному числу.

Круг, по Ригведе, делится на 8 секторов, пространственно исчерпывающих созидательные намерения Высшего разума.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо"
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».

И здесь — в Кондопожской церкви — тот же счет…
В центре — Точка: 1.
По окаему — Круг: 10.
Внутри — 8 секторов, в которых представлено 8 сил,
позволяющих достичь Совершенство.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо". Евангелист Лука
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».
Евангелист Лука.

Они — эти северные двоеверы — Евангелие читали,
но Исконную веру праотцов не забывали,
напротив, ее жизнь продлевали,
Храмы возводя, полные чудодейственных сил.

Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. "Небо". Евангелист Матфей
Церковь Успения в Кондопоге. Молельный зал. «Небо».
Евангелист Матфей.

Мы готовы Ригведу и Евангелие читать.
Мы готовы креститься, лоб крестить, на молитву уповать,
не понимая, что возвращение к себе — страда:
страдание, требующее очищения… через Покаяние…

71

Все! Уходим их Храма,
каждый, что может, в сердце с собой унося.

Шедевр Деревянного зодчества - церковь Успения в Кондопоге
Шедевр Деревянного зодчества — церковь Успения в Кондопоге.

Повторяю, как архитектурную молитву, слова, полные Высокого смысла…

Церковь Успения построена «кораблем»: тянется с Запада на Восток тремя своими частями. Трапезная на Западе. В центре — Молельный зал. На Востоке — алтарное пространство.

Так и должно быть, и непременно, потому что Солнце встает
на Востоке. Потому что на Западе Солнце уходит в Воды,
и на Земле наступает Ночь, темная, холодная.

Тогда на берегу озера, что Моря, остается она одна — «кораблем» построенная церковь — Путеводительница, позволяющая преодолеть все бури, Защитница.

Обращаюсь с надеждой на лучшее к Тебе…
Ведь Ты — Мать-Берегиня, своим стоянием на берегу
человеческие души от Зла берегущая, охраняющая.
Ты — Богородица: за человеческий род Заступница.

Шедевр Деревянного зодчества - церковь Успения в Кондопоге
Шедевр Деревянного зодчества — церковь Успения в Кондопоге.

Церковь Успения всем своим пропорциональным строем
в «Высшее небо» устремлена. И достигнет его, потому что…

«Четверик» — Праформа Прачисла 4, обеспечивающего гармонизацию всего, что есть в Мироздании.
«Восьмерик» — Праформа Прачисла 8, обеспечивающего
пространственный охват всего и вся
в его энергетическом смысле и содержании.
«Шатер» — Пирамида, что «ваджра»,
придающая устремлениям мгновенность дальнодействия,
что превращается с «Высшим небом» в постоянную связь.

Таково Предстояние. Дело только только в нас —
нашем великих смыслов понимании.

Шедевр Деревянного зодчества - церковь Успения в Кондопоге
Шедевр Деревянного зодчества — церковь Успения в Кондопоге.

Церковь Успения Богородицы — шедевр, совершенство,
Ее Величество Красота, в той ее исконной трактовке,
что неразрывна с Добром и Правдой.

Красота формы, устремляясь к воплощению Добра,
становится Правдой Бытия.

О, явленная Богородица!
О, воскрешенная Мать-Берегиня!
О, вечная Мать-Сыра-Земля!

Шедевр Деревянного зодчества - церковь Успения на берегу озера Онего
Шедевр Деревянного зодчества — церковь Успения на берегу озера Онего.
Пока на Русском Севере стоят такие церкви,
будет Красотой спасаться Земля…
Шедевр Деревянного зодчества - церковь Успения на берегу озера Онего
Шедевр Деревянного зодчества — церковь Успения на берегу озера Онего.
Голос Кондопожской вертикали
уходит в безмерность пространства…
Голос Кондопожской вертикали
уходит в бесконечность времен…
Озеро Онего - очистительный источник сил...
Озеро Онего — очистительный источник сил…

Пространство-Время отвечают…
Что они говорят?
Сами спросите у себя…

 

<—Кижский погост в численном выражении его сути

Спас на Нередице: О чем молчат ветхозаветные пророки—>

Leave a Reply