Морской Николаевский Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
При упразднении Собора в 1929 году белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.
Морская символика обильно использована в декоре Собора, подчеркивая, что это сооружение — Храм Военной славы…
Памятные доски опоясывают двухуровневый зал
подобно «полотенцам», окаймляющим низы первых этажей древних православных храмов…
В создании внутренней отделки Собора кроме братьев архитекторов участвовали многие мастера и художественные ателье. Росписи, майолика, мозаика, скульптура, резьба по камню – весь арсенал художественных средств эпохи был использован в украшении его фасадов и интерьеров.
Мы сделали множество осевых видов и ракурсных. Исчерпать все богатство не удалось. Смотрю и огорчаюсь…
Апсида — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом — конхой. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Этот Собор имеет несчетное число апсид, связанных с передачей распора от центрального купола.
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор («Вседержатель»), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий. «Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса».
Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.
Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
На парусах, осмысленных как соединение земной и небесной сфер, обычно располагаются изображения евангелистов, которые также соединяли землю и небо, распространяя Благую весть.
Сохранились черно-белые фотографии. Эти подслеповатые снимки – единственный уцелевший источник наших знаний о том, какими были витражи в Кронштадтском соборе. Их было пять, два имели невероятные размеры – площадью по 52 квадратных метра каждый, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Все здесь было сделано с богатырским размахом, вкусом, любовью и щедростью.
Акцент первого уровня — портал, облицованный лазуритом.
Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века.
В круге славы — силы небесные: архангелы, серафимы, херувимы, предстоящие пред Небесным Престолом.
Далее в барабане располагаются пророки — ветхозаветные избранники, слышавшие голос Бога и сообщавшие избранному народу Божью волю.
Сегодня проведен огромный объем работ по очистке внутренних помещений, идет восстановление дренажной системы (при этом сохраняются ее ключевые элементы). Постепенно восстает во всем своем величии гордое лицо собора: практически воссоздан иконостас, продолжают свою ювелирную работу реставраторы. То, что так легко разрушалось почти век назад, сегодня воссоздается трепетно и кропотливо: влажной тканью смачивается поверхность штукатурки, а потом скальпель — слой за слоем — возвращает красоту первозданной росписи.
Пол устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.
Рисунки мозаичных фигур рыб и медуз, изображений морских растений и кораблей выполнены необыкновенно изысканно и, как все в зале, поражают своим разнообразием..