Повторяю: ВРЕМЯ ТЕЧЕТ ЧЕРЕЗ НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ, ЗАСТЫВАЯ ВОЛНАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ… Будем рассматривать стиль за стилем? Не совсем: предлагаю главное внимание уделить общественному мнению, что всегда весьма остро реагировало и реагирует по сю пору на эстетическое состояние Петербурга… Цель определяет средство: нам придется совершить путешествие во Времени, имея строго очерченную Пространст..
На Невском проспекте — главном в Петербурге — не могут не быть представлены все архитектурные стили, в которых запечатлевали себя особенности истории Прекрасного града на Неве. Нет, пожалуй, я не права. Первоначало смыто Временем: нет на Невском типовых домов Петровой поры. Время Анны Иоанновны тоже ни в чем не закрепилось. Остальные волны-стили можно считать: Барокко, Ранний классицизм, Высокий классицизм, Ампир (Исаакиевский собор неподалеку), Эклектика, Модерн и вариации неостилей (Неоклассицизм, Неоренессанс). Сколько всего? Семь. В самый раз.
Левая сторона Невского проспекта уникальна в своей полуторавековой исторической сохранности. Поступим следующим образом… Во-первых, воспользуемся «Панорамой Невского проспекта», выполненной по акварелям В. С. Садовникова, что вышла в свет в 1835 году. Она прояснит пространственную координату нашего путешествия. Во-вторых, зрительно совместим былой Невский проспект, на панораме изображенный, с нынешним, увидеть который может каждый, стоит лишь совершить по проспекту променад. В-третьих, я приведу отклики на видимое «великих петербургских обитателей» параллельных показываемым объектам лет: Батюшкова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя (в основном). Смею надеяться, картина возникнет неожиданная. Приступаем…
В 1846 году граф Яков Эссен-Стенбок-Фермор купил участок в середине жилого квартала на отрезке между Невским проспектом и Итальянской улицей. Два года здесь шло строительство нового торгового помещения, какого, по замыслу хозяина участка, в России еще не видели. Автором проекта нового магазина стал архитектор Р. Желязевич, он же руководил строительством. В мае 1848 года новый Пассаж открылся для посетителей.
Открытие нового Пассажа на Невском проспекте стало настоящим событием в жизни Петербурга. Один из столичных журналов писал: «.. важно …то, что Пассаж открыт, что Пассаж прекрасен, что полюбила его петербургская публика». Новый магазин ориентировался на привилегированных покупателей, которые приходили сюда не только за покупками, но и просто прогуляться среди красивых витрин, встретить знакомых, в
общем, приобщиться к определенному уровню светской жизни.
Популярности Пассажа способствовало и то, что он стал не только удобным и оригинальным торговым помещением, но и своеобразным центром культурной и общественной жизни: здесь был построен большой зрительный зал, где устраивали концерты и спектакли, проходили публичные лекции. В середине 19 века здесь проходили вечера Литературного фонда, и в зале Пассажа выступали Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, другие известные литераторы. На сцене зрительного зала гастролировали труппы различных театров, так, например, в 1904 году здесь открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, проработавший на этой сцене два сезона.
Здание торгового дома представляло собой настоящую крытую улицу-галерею длиной около 180 метров. Галерея освещалась с помощью стеклянных фонарей, установленных наверху, обе стороны этой торговой улицы были трехэтажными, на первых двух этажах размещались магазины, которых в момент открытия было 56, на третьем этаже находились квартиры. Под торговлю приспособили и подвальный этаж — здесь продавали продукты, для хранения которых нужны были низкие температуры. В Пассаже торговали самой модной одеждой, ювелирными изделиями, здесь же для удобства публики устроили кофейню, кондитерскую, «ресторацию».
В начале 20 века возникла необходимость в реконструкции популярного торгового дома. Тогдашняя хозяйка Пассажа княгиня Н. Барятинская сумела так подойти к решению этой проблемы, что уже через год отремонтированный магазин предстал перед петербургскими покупателями в еще большем великолепии: в здании установили электростанцию, которая обеспечивала освещение, обогрев и вентиляцию здания, увеличилось количество магазинов, обновилась отделка помещений. Магазин стал еще более привлекательным для покупателей.
Первый дом на участке был построен в 1745-1746 годах для кофишенка А.Саблукава. По архитектурному решению он являлся аналогом соседнего дома М.Г. Земцова. В 1750-х – начале 1760-х годов здесь жил зодчий Ф.Б. Растрелли, возводивший в то время свои величайшие сооружения: Смольный монастырь и Зимний дворец. В конце 18 века участком владел армянский купец М.А. Худобашев, затем портной А.Венкет.
В 1823-1824 годах архитектор М.Ливен на месте старого построил четырехэтажный доходный дом купца Лихачева. В этом здании в 1830-х годах находилась литография К.П. Беггрова. 6 мая 1896 года в переоборудованном магазине состоялась демонстрация «синематографа Люмпьер» — один из первых сеансов кинематографа, которые затем повторялись здесь регулярно. Это был первый в России кинотеатр. В том же году архитектор А.К. Гаммерштедт выполнил внутреннюю реконструкцию здания для Петербургского частного коммерческого банка.
Существующее здание возведено в 1901-1902 годах по проекту Л.Н. Бенуа для Петербургского отделения Московского купеческого банка (основан в 1866 году), переехавшего сюда из соседнего дома №44. Постройку вел военный инженер Н.В. Смирнов. Это самое раннее сооружение стиля модерн на Невском проспекте.
Отделку фасада с рельефами и масками выполнила штукатурная фирма Чахотина. В устройстве операционного зала принимали участие предприятие «Артур Копель» и мебельная фирма «Ф. Мельцер и К о», решетка парадной лестницы изготовлена мастерской Е.А. Веберга.
Этот участок на Невском проспекте в середине XVIII века был частью территории Малой императорской конюшни. Первый дом в 3 этажа здесь был построен в 1778 году для камердинера Н. С. Козлова. Впоследствии дом перепродавался, был надстроен четвёртым этажом. В 1857-1858 годах архитектор Н. П. Гребёнка надстроил пятый этаж.
С 1880-х годов помещения здания стали арендовать различные банки. Кроме них здесь в разное время размещались библиотека, магазины, кондитерская. В 1907 году дом перешёл во владение Сибирского торгового банка. Здание полностью перестроено для его нужд в 1908-1910 годах по проекту Б. И. Гиршовича.
Михайловская улица — одна из поперечных осей, благодаря которой открывается с Невского проспекта фантастический вид на стоящий в глубине перспективы шедевр Высокого классицизма — Михайловский дворец Карла Ивановича Росси. Всем знакомо то впечатление восторга, которое вызывает этот вид. Но, наверное, не многие знают, понимают, ощущают, что перспектива безнадежно испорчена тем, что принцип ансамблевости нарушен.
По мысли Росси все здания, выходящие на прилежащую к дворцу площадь (ныне Искусств) и на Михайловскую улицу, должны были иметь фасады, стилистически подчиненные главному объекту ансамбля — Дворцу. Здание Дворянского собрания, построенное в 1839 году архитектором П. Жако в стиле Классицизм, требование выполняет неукоснительно. Здание с другой стороны чтит только собственные цели…
Здание это — Европейская гостиница. История места такова…
В 1739 году участок, выходящий на Невский проспект, был отведён часовщику И. Г. Бергману. В 1740-е годы он построил здесь дом в два этажа. Далее земля с домом неоднократно перепродавалась.
В 1824-1825 годах по проекту П. И. Габерцеттеля и А. И. Мельникова на углу Невского проспекта и будущей Михайловской улицы построили четырёхэтажное здание для купца А. С. Рогова, и за ним — для Г. К. Клее. В 1830-х годах дома были реконструированы в соответствии с планом Росси. Клее стал использовать здание как гостиницу, Рогов — как доходный дом. В доме Рогова также был устроен Михайловский трактир.
В 1871 году после пожара оба дома купило акционерное общество «Европейская гостиница». В 1873-1875 годах дома были перестроены по проекту Л. Ф. Фонтана, выполнившего фасады по требованию заказчиков в стиле Эклектика. Ф. И. Лидваль не работал над фасадами дома. Ему принадлежит решение интерьеров в стиле Модерн.
Здание гостиницы в формах эклектики построено по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана в 1873—1875 годах на основе бывшего отеля Клее и доходного дома А. С. Рогова.
В 1950 году в гостинице прошли востановительные работы (под руководством арх. И. Д. Капцюга), в рамках которых выходящий на Невский проспект фасад был оформлен в стилистике К. И. Росси.
«Гранд Оте́ль Евро́па» (до 1991 года — гостиница «Европейская») 2009 признан самым роскошным отелем Европы.
С 1739 года участок, на котором ныне располагается дом № 36 по Невскому проспекту, принадлежал часовщику И.Г. Бергману. В 40-е годы XVIII века он выстроил здесь двухэтажный дом. Позже этот участок на Невском проспекте неоднократно менял владельца. В 1824 – 1825 годах под руководством архитекторов П.И. Габерцеттеля и А.И. Мельникова на углу Невского проспекта и будущей Михайловской улицы было построено четырехэтажное здание для купца А.С. Рогова. За этим зданием построили также дом для Г.К. Клее.
В соответствии с градостроительным планом К.И. Росси эти дома в 30-х годах XIX века подверглись реконструкции. Вследствие этих изменений, Клее стал использовать свое здание как гостиницу, а дом купца Рогова превратился в доходный дом. В доме Рогова устроили также Михайловский трактир.
В 1871 году, после того, как здесь произошел сильный пожар, оба дома были куплены акционерным обществом «Европейская гостиница». В 1873-1875 годах под руководством архитектора Л.Ф. Фонтана оба дома были перестроены в единое здание в стиле Эклектика.
В начале XX века, в 1910 году, Ф. И. Лидваль переработал интерьеры гостиницы «Европейская» в стиле Модерн.
В гостинице «Европейская» в разное время останавливались известные политики, музыканты, писатели, художники и т.д. Гостями «Европейской» были: П.И. Чайковский, И.С. Тургенев, И.К. Айвазовский, А.В. Луначарский, В.В. Маяковский, А.М. Горький, В.Э. Мейерхольд, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, И.О. Дунаевский, И.Ф. Стравинский, К.Г. Паустовский, К. Дебюсси, И. Штраус, шведский король Густав V, Г. Уэллс, Б.Шоу.