ВВЕДЕНИЕ К РАССЛЕДОВАНИЮ…
Ищем на древней Агоре алтарь Зевса Агорея (1). Цель — возложить на алтарь, нет, не жертвенного ягненка, даже не букет полевых цветов, а искреннюю благодарность Богу Зевсу за то, что родилась из его головы Дева, любившая менять наряды.
Оглядываюсь, вижу… Тени древних афинян уже выстроились в процессию-змею, называемую «Панафинейским шествием». Сегодня праздничным путем иду я да руинные кошки с бесчисленным потомством. Путь недолог, но насыщен впечатлениями, так что присоединяйтесь и вы, отбросив все, что мешает. В сравнении с тем, что здесь произойдет, заботы, хлопоты, дела — пустые занятия…
Мраморные плиты, отполированные многоногими толпами эллинов, привычно, как две с половиной тысячи лет до нас, не текут вниз, а бегут вверх, к отрогам Акрополя (2).
Серпантин в крутых извивах подводит к глухой стене из мраморных глыб. В стене — узкий портал (3). Через такой портал могут одновременно пройти два человека, не более. Значит, зачем-то нужно, чтобы процессия замерла перед входом? Или это — позднее решение?
Три поворота маршей мраморных лестниц. Центральная площадка — остановка перед восхождением в Небо. Справа на откосе — храмик Ники Аптерос, что значит Бескрылой Победы (4). Эллины ей крылья оборвали, чтобы не смогла она покинуть Афинский акрополь, какому-нибудь другому государству-полису даровав то, что, по мнению афинян, должно принадлежать только им. Они — самые достойные… Они — избранники Богов… Они… А мне, простите, мои древние собратья по человеческому роду, мне видится в образе бескрылой Ники нечто совсем иное…
ТО — НАЧАЛО НИЗВЕРЖЕНИЯ С ВЫСОТ,
НА КОТОРЫХ ЛЮДЯМ ДАНО ПРЕБЫВАТЬ ЛИШЬ МГНОВЕНИЕ.
ЧТО ТАКОЕ МГНОВЕНИЕ?
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЧНОСТИ НИЧТО…
Процессия замирает перед входом, чтобы, протиснувшись через щель, увидеть картину многоступенного восхождения на Акрополь во всей полноте, неожиданно и резко. Будто занавес распахнулся и начался потрясающий Спектакль!
Впереди — Пропилеи архитектора Мнесикла. То — многоколонный парадный вход (5) на Афинский акрополь — в жилище Богов. Величественные дорические колонны, что ныне держат лишь Небо, задают ритм движения афинян, восходящих к Богам и особое состояние души и духа, столь же торжественно-приподнятое, как и колонные ряды. В древности далекой тень от крыши парадного входа отмечала границу между двумя мирами. Один мир, оставшийся за тенью, принадлежал людям. Другой мир, ожидающий тех, кто преодолеет тень, принадлежал Богам.
Парфенон смотрит через Пропилеи (6) на восходящих. Он, действительно, смотрит всеми своими колоннами. Тоже дорическими. Тоже величественными. Робко взглянув на него в ответ, я понимаю… Парфенон, созданный великими зодчими древности Иктином и Калликратом, — столь высоко одухотворенное художественное произведение, что не может он быть косной материей.
Парфенон, несомненно, — живой (7): думающий, чувствующий, наблюдающий и, конечно же, страдающий и сострадающий. Более того… Его красота — воплощение сути Древней Эллады.
КРАСОТА — СВОЙСТВО ЭЛЛИНСКИХ БОГОВ.
КРАСОТА — ИДЕАЛ ДЛЯ ДРЕВНИХ ЭЛЛИНОВ
КРАСОТА — СВИДЕТЕЛЬСТВО СИЛЫ ДУХА И ЧИСТОТЫ ДУШ.
И ВСЕ ОНА — КРАСОТА…
Поднявшись на Акрополь, процессия поворачивала в противоположную от Парфенона сторону — к Эрехтейону (8, 10): туда, где прекрасные ионийские девы — «коры» — держат портик чудо-храмика. Зачем нужен этот поворот? Чтобы процессия двигалась вдоль обрыва скалы над покинутым людьми городом. Чтобы голова процессии видела хвост, хвост видел голову, ощущая грандиозность, действительно, всеафинейского представительства.
Наверное, звучали гимны во славу Богов. Возможно, и другое: афиняне шли молча. И в тишине, висящей над Акрополем, оживал мерный ритм их шагов… Шаг за шагом, все ближе и ближе к входу в Великий храм (10), где их ждет божественно-прекрасный идол. Ждет афинян богиня Афина — горделивое олицетворение Власти города-полиса Афин над Миром.
Ждет афинян Афина…
Придут — не придут? Приходят, но реже.
Придут — не придут?!
«Приходите: я поддержу силу духа
в вашем смертном теле и будете вы, как мы — Боги…
Приходите: Богам необходимо поклонение…»
Все: связи прервались — давным-давно шагов не слышно.
Результат? Была Эллада прекрасная да минула.
Есть что-то общее в Афинах и в Петербурге, внешне столь непохожих друг на друга? Предлагаю провести расследование, начав с предложенной «точки-почки»…
В Афинах в середине лета устраивались «Панафинейские торжества», в которых участвовали все жители города, находящегося под покровительством богини Афины. Сначала девы, заключенные на несколько месяцев в опистодоме — сокровищнице Парфенона — ткали пеплос: узорчато-изукрашенный покров для Афины Девы (Парфенос). Потом все жители Афин собирались на Агоре — главной городской площади. Собравшись, они выстраивались торжественной процессией и поднимались на Акрополь к Парфенону, чтобы передать благодарственный пеплос жрецу богини Афины. Пройдем вместе с ними путем «Панафинейских торжеств» и все, что сможем, в процессе восхождения узнаем.
Об афинянах? И о себе тоже…
Прошлое то, что не прерывается…
Прошлое то, что повторяется…
По зову Времени? Не думаю…
Непрерывность Времени — игры Вечности,
что спит и видит сны о Непреходящем…
Прежде чем рассматривать конкретный объект, даже такой как город в целом, погрузим его в течение Истории. Возникают этапы, периоды, определившие его жизнь…
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
К V веку до н.э. в большинстве греческих городов-государств утвердилась демократия, при которой решающей силой было Народное собрание всех свободных и полноправных граждан. Афины стремительно развивались.
ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ были военными конфликтами между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Победа афинян над персами остановила территориальную экспансию империи Ахеменидов, позволив Элладе подняться на уровень своих высших культурных достижений.
Расцвет Афин связывается с временем, когда город возглавлял ПЕРИКЛ (444—429 гг. до н. э.). Пери́кл (в переводе — «окружённый славой»). Начиная с 443 года до н. э. Народное собрание 15 раз подряд выбирало первым стратегом Перикла. Он руководил флотом, войском, ведал отношениями Афин с другими государствами. При нём Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром.
При Перикле же начались Пелопонесские войны. Афины, как сильнейший греческий полис из числа боровшихся с персами, создали Афинский морской союз. В период с 431 по 404 годы до н.э. гегемонию над Грецией держала Спарта.
В эпоху эллинизма (со II в. до н. э.) над Балканским полуостровом утвердилась власть Византийской (Восточно- Римской) империи, что продлилась до 1453 года.
Важной вехой в истории Греции Византийской поры было принятие христианства. Греция стала центром раннего христианства, родиной одной из его ветвей – Православия.
В XIV веке неудержимой лавиной хлынули в Европу турки-османы. В 1453 году практически вся Греция подпала под власть турков-османов и длилось Оттоманское иго 376 лет —
до 1829 года.
<— Афинский Акрополь — Эрехтейон…
Афины — Петербург: несколько ответов… —>