Есть вопросы непреодолимые. Например, что связывает воедино Мировую культуру? Хочется найти во временной глубине точку-почку, из которой вырастает зеленый побег, и проследить, как он тянется в нынешний день.
Когда-то я увидела точку-почку в «Панафинейских торжествах», устраиваемых в V веке до н.э. Потом я отправилась в путь от Афин до Петербурга длиной в 2,5 тысячелетия. Сейчас я могу чт..
Выйдя из Пропилей, отдав должное почтение Афине-Промахос, «Панафинейская процессия» двигалась вглубь Акрополя к противоположному — западному — портику Парфенона.
ХРАМ БЫЛ РЯДОМ. ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ПОДНЯВШИХСЯ НА СВЯЩЕННУЮ СКАЛУ УЖЕ НАЧАЛОСЬ.
ВХОДА В ХРАМ ЕЩЕ НУЖНО БЫЛО ДОСТИЧЬ
В МЕРНОМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ:
ОТ СЕБЯ — ОБЫДЕННОГО — НЕПРЕМЕННОМ ОТРЕШЕНИИ.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ДЛИЛСЯ РАЗРЫВ МЕЖДУ «УЖЕ» И «ЕЩЕ»?
НЕИЗМЕРИМО, ПОТОМУ ЧТО В ВЕЧНОСТИ НЕТ ВРЕМЕНИ,
ОНО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ СОБЫТИЙНОГО МИРА
В БЫТИЙНЫЙ МИР — БОЖЕСТВЕННЫЙ.
Что было по завершении шествия? Разверзались Священные врата и Афина Всемогущая выходила навстречу к своим верным почитателям? Ничего подобного не происходило: жрец и жрица Афины принимали благодарственный пеплос вне стен Храма, стоя на стилобате перед дорической колоннадой на подиуме из трех ритуальных ступеней. В Храм могли входить лишь высшие лица государства и духовенства…
ЕСЛИ ГРАЖДАНЕ АФИН НЕ ВИДЕЛИ СВОЕГО ИДОЛА
ДАЖЕ В «ПАНАФИНЕЙСКИЕ ТОРЖЕСТВА», ЗНАЧИТ,
ОНА БЫЛА ВСЕГДА СКРЫТА ОТ ГЛАЗ НЕПОСВЯЩЕННЫХ
В ВЫСШИЕ ТАЙНЫ.
О существовании Афины Парфенос все знали. О ней рассказывали её многочисленные описания. Были даже копии в уменьшенном размере. В быту ходили ее изображения на монетах. Согласитесь, копии — только копии, описания тоже — лишь описания, монеты — что вода, сквозь пальцы протекающая. Афина Парфенос была сокрыта в стенах Парфенона, как недоступная простым смертным тайна…
Зачем же подниматься? Жертвоприношения творить, быков и коз жизни лишая? Это — ритуал, что сути не меняет…
ВЫСШИЕ ТАЙНЫ БЫТИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТ СМЕРТНЫХ СОКРЫТЫ,
ИБО ИМ НЕ ПЕРЕЖИТЬ УЖАСА ОТКРЫВАЮЩИХСЯ СМЫСЛОВ…
Руины ничего не скрывают, они пропускают даже в святилище, где когда-то — 25 веков до нас — стояла она: Священный кумир Афин, их Идолище. Вообразите…
В перспективе двух рядов внутренней колоннады храма возвышается горделивое олицетворение власти Афин над Пространствами-Временами. То — звезда из золота и слоновой кости, горящая во мраке, для которой тени нет, для которой все — свет, так как она бесконечно мудра и всемогуща.
Описание 12-метровой статуи Афины, в Парфеноне сокрытой, дал путешественник Павсаний… «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний».
Нужно все разгадать, нужно понять, что предлагает Афина городу… Граждане Афин никогда не видели Священного кумира своего. И это не отрицало их взаимосвязь. Это придавало их взаимосвязи с Афиной Божественную таинственность незримого общения…
ОНА ЕСТЬ. ОНА ЗДЕСЬ. ОНА НЕСКАЗАННО ПРЕКРАСНА,
НО УВИДЕТЬ ЕЕ НЕЛЬЗЯ, ТАК КАК ОНА ПРЕБЫВАЕТ
В МИРЕ ДРУГОМ: НЕБЕСНОМ — НЕ ЗЕМНОМ.
А пеплосы? Они в большом количестве хранились
в сокровищнице Храма — опистодоме.
А золотой запас страны, ушедший на ее одежды?
То — издержки претворения в жизнь Великой идеи…
Сравните, какой представило вам скульптуру Афины Парфенос ваше воображение, с уменьшенной мраморной копией, хранящейся в Афинах — в Археологическом музее. Лицо Афины, руки, маска Медузы Горгоны на груди выполнены из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, одежда и оружие — из золота. Правую руку тяжелую она выставила вперед, оперев ее на колонну. В длани Богини — 2-метровая Богиня Ника с крыльями (ей возвращенными?). Левой рукой Афина Парфенос держит щит. В тени щита прячется громадный мудрый Змей священный. На грудь Богини наброшена козья шкура с головой змеевласой Медузы, обладающей огромной магической силой. Голову Богини увенчивает шлем с многочисленным атрибутами: в центре — Сфинкс, по богам от Сфинкса — крылатые Пегасы. Кстати, то удвоенные изображения сына Медуза Горгоны.
Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Богиню для определения понятия Прекрасного. Гиппий утверждает: «Прекрасное само по себе — это золото. И если к чему присоединится золото, то даже то, что раньше казалось безобразным, украшенное золотом, представится прекрасным». Сократ сводит определение к одному единственному, зато все обобщаюшему утверждению : «прекрасное – трудно» .
Мне воплощением Прекрасного, в сравнении с Афиной Парфенос, кажется образ Афины Лемнии: в нем сосредоточена Мысль, согласно которой не все, что совершается, есть Благо.
Так что же, действительно, Прекрасно?
То, что заставляет стремиться к поиску Добра и Правды?.. Ответ: определения Прекрасного бесконечны…
Мысль возвращает в недавнее прошлое… Греция под Османским игом пробыла с 1453 по 1829 год, в общей сложности 376 лет. Три великие державы согласились организовать совместную англо-франко-русскую эскадру, которая выступила в защиту греков и в 1827 году разгромила египетско-турецкий флот в бухте Наварин. В 1828 году Россия объявила Турции войну и добилась крупных успехов. Русско-турецкая война завершилась заключением Адрианопольского мирного договора в 1829 году. Султан был вынужден признать независимость Греции. В 1830 году Англия, Франция и Россия подписали Лондонский протокол, который определил статус Греческого государства, а в 1834 году Афины были объявлены столицей этого государства. Однако объединение греческих земель затянулось на долгие годы. Возвращение Акропольских сокровищ обещает уйти в бесконечность.
Наши современники с таинственностью Афины Парфенос не согласны: они все хотят лицезреть во всем его былом великолепии. Делается множество «достоверных» копий. Так в Нешвилле в центре большого общественного парка стоит не что-нибудь — сам Парфенон в натуральную величину. В храм — еще и картинную галерею — желающие могут войти и увидеть Богиню, от афинян сокрытую. Летом местные театры разыгрывают перед «Парфеноном» древнегреческие трагедии.
В 1993 году недалеко от Токио открылся парк Tobu World Square, в котором представлены мировые архитектурные достопримечательности, выполненные в масштабе 1:25.
Копия Парфенона входит в европейскую коллекцию и является единственным строением из Греции, представленным в парке.
Как говорят по TV — без комментариев.
В Российской прессе мелькнуло сообщение…
«По подсчетам синоптиков, в Греции примерно 310–320 солнечных дней в году. В течение лета, как правило, случается один пасмурный день. По иронии судьбы именно этот пасмурный день выпал на субботу, когда в Афинах в обстановке небывалой торжественности открывали новый Музей Акрополя.
Впрочем, если учесть несусветную жару и палящее солнце в июне, можно было заподозрить, что афинские власти в этом смысле повели себя как зеркальное отражение московских: московские, как известно, любят по праздникам разгонять тучи, афинские – наоборот – решили их согнать.
Этого дня ждали чуть ли не 200 лет – с тех пор, как английский лорд Элгин увез в Британию мраморные шедевры Парфенона. С тех пор Греция пытается вернуть ценности, но англичане не отдают. Их аргумент: в Греции нет условий для хранения столь ценных произведений искусства, а Парфенон, как и все древности, что находятся на территории Греции, – достояние человечества.
Греческие власти никогда не соглашались с этим аргументом, а теперь, когда музей отстроен и открыт, с новыми силами взялись за работу по возвращению ценностей Парфенона. В очередной раз греки потребовали у британских властей вернуть шедевры совсем недавно, незадолго до открытия музея. Британцы согласились лишь одолжить скульптуры, да и то при условии, что греки не будут пытаться их оставить у себя насовсем. Надо ли говорить, что греческая сторона отказалась?»
Сообщение прессы: «Новый музей Акрополя представляет собой 4-этажное сооружение площадью 25 000 кв. метров со всеми мыслимыми современными технологиями. Пол первого этажа стеклянный, под ним – развалины древних Афин, словно Атлантида, ушедшая в глубину веков. Играет тихая музыка – нездешняя, несовременная, и под эту музыку на стенах соседних с Акрополем домов оживают в анимации герои Древней Эллады. В первые дни работы музея они будут появляться тут каждый день, напоминая потомкам простую истину: ты жив, покуда о тебе помнят».
Это несопоставимо с той галереей на самом Акрополе, в котором ранее экспонировались оставшиеся в Греции раритеты. Одно не изменилось: и тогда греки просили Великобританию вернуть увезенные шедевры. Помню, на стенах галереи висели пустые щиты с пустыми обещаниями властей когда-то Великой колониальной державы. Узнаю любимых англичан — не меняются…
Сообщение продолжаю… «В залах музея экспозиция размещена так, чтобы было видно, на каких частях храма они располагались. На месте недостающих экспонатов – копии, внешне заметно отличающиеся от оригинальных частей. Это, разумеется, не по недосмотру, это своего рода долгоиграющая пиар-акция по вовлечению публики в проблему возвращения увезенных экспонатов. Как пояснил министр культуры Греции Антонис Самарас, посетители музея непременно станут задаваться вопросом: «А где же остальные экспонаты?» Таким образом, все больше и больше людей будет постепенно становиться союзниками властей в деле возвращения древностей на родину. Такая вот народная дипломатия.
Кстати, представители Великобритании, также приглашенные на церемонию открытия нового музея, в Афины не приехали. Зато на открытии появились все высшие должностные лица страны, включая премьер-министра Греции Костаса Караманлиса. Прибыли и президенты соседних государств – Болгарии, Турции, торжественно прошли представители Ватикана, высшие духовные лица Греческой православной церкви».
Не могу не задать двух вопросов: отчего так торжественно шествовали представители Ватикана — они готовы вернуть то, что принадлежит Греции по праву прародины шедевров? А почему не было Франции — в Лувре тоже немало мраморов из Древней Эллады?
Возвращаюсь на Афинскую агору, с которой начинала свое «Панафинейское шествие». Поднимаюсь на Ареопаг по таким же, как в Акрополе, — расплавившимся — мраморным ступеням.
Ареопа́г (буквально — «холм Ареса») — орган власти в Древних Афинах. Возник в эпоху родоплеменного строя как Совет Старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнявшихся из бывших архонтов, кандидатов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами.
Само судилище располагалось на одноимённом холме, где, по преданию, проходил суд над богом Аресом за пролитие крови сына Посейдона.
В 399 до н. э. Ареопаг предъявил философу Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, философ не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде — настой цикуты).
Мраморные глыбы все обо всем знают и молчат.
Три Афинских высоты… На дальнем плане — гора Ликабетос. На среднем — Священная скала — Акрополис. На переднем плане — вершина Ареопага. То — беломраморный холм, где заседал Совет Старейшин. Здесь в 51 году апостол Павел произнес свою первую проповедь…
И я здесь сижу — жду, когда на Афины опустятся сумерки и будет включена подсветка, что всем видениям, и без того волшебным, придаст ирреальный вид. И будет это Правдой, потому что такой Красоты на Белом свете не может быть.
Пока они восходят, я на Ареопаге сижу в углубленном созерцании. Нет, удержаться не могу — прочту ГИМН К МНОГОМУДРОЙ АФИНЕ, написанный Проклом Диа́дохом. Он родился в Византии в 412 году. Умер в Афинах в 485. В жизни был философом-неоплатоником, руководителем Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Он об Афине знает все — как же, академик…
Внемли, дитя Эгиоха — Зевеса, что в свет появилась
От высочайшей цепи, от источника отчего! Внемли!
Мощного дочерь отца, многосильная, с мужеским духом,
О щитоносица в шлеме златом, Тритогена Паллада!
АФИНА К ЖЕНСКОМУ НАЧАЛУ ИМЕЕТ КОСВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ.
ОНА — НОСИТЕЛЬНИЦА «МУЖЕСКОГО ДУХА».
ОНА — «ЩИТОНОСИЦА В ШЛЕМЕ ЗОЛОТОМ».
ОНА — ПРОДОЛЖЕНИЕ СВОЙСТВ «ИСТОЧНИКА ОТЧЕГО»,
БЕЗУСЛОВНО «МУЖЕСКОГО».
Вот так, добрались до Истины,
верить в которую не хочу, но должна верить.
Внемли и гимн мой прими с благосклонным, владычица, сердцем!
Слово мое да не будет напрасным, не дай его ветрам!
Ты, кто отверзла врата для премудрости, к богу ведущей,
Кто укротила гигантов земных богоборное племя,
Ты, кто избегла желаний зажженного страстью Гефеста,
Пояс девический свой адамантовый ты сохранила.
АФИНА, НЕ РОЖДЕННАЯ ПО ПРАВИЛАМ ЗЕМНЫМ — ОТ ЖЕНЩИНЫ,
ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ХОТЕЛА ЖЕНЩИНОЙ СТАНОВИТЬСЯ.
Она была женоненавистницей? Вопрос требует дополнительного расследования. Пока остановлюсь на уже сказанном: Афина была девственницей согласно собственному волеизъявлению.
Ты, что смогла уберечь уцелевшее сердце владыки
Вакха, на части разъятого силой титанов, и скрыла
В глуби эфира его, и родителю после вручила,
Дабы по замыслу неизреченному отчему новый
В мир снизошел Дионис, порожденный отцом от Семелы.
Вакх — бог вина, научивший людей виноделию. В его честь устраивались шумные и распутные празднества — вакханалии.
Афина превратила Вакха в Диониса, «по замыслу отчему неизреченному», как, по-видимому, нередко поступала и раньше, ибо ей — из головы Зевса рожденной — становилось известно все: даже неосознанное чувство, не обретшее словесной формы.
Дионис стал сыном Зевса и смертной женщины Семелы — дочери Кадма и Гармонии. Зевс доносил его до положенного срока, зашив раньше времени рожденного в собственном бедре. Но, главное не в этом: Афина преобразила Вакха в Бога Диониса — автора мистериальных бдений, приводящих к очищению души и укреплению духа за счет надругательств над плотью. Вот, до какой степени в Афине было сильно отвращение ко всему плотскому.
Ты, кто рожденных от страсти всезрящей богини Гекаты
Всех укротила, секирой срубая их главы под корень,
Ты добродетелей силу благую возвысила в смертных,
Жизнь им украсила многоуменьем искусств и ремесел,
Силой творящей ума наделила ты души людские!
Геката известна тем, что посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Геката — что Селена (Луна), насылающая безумие или одержимость и в целом олицетворяющей темную сторону женского начала. Атрибуты Гекаты — ключ (поскольку она являлась охранительницей входов и выходов из Мира живых в Мир умерших), плеть (символ преследующих человеческую душу страстей и пороков), кинжал (как образ злонамеренности и возмездия) и факел (принадлежность мира вечного мрака); ее священным животным была собака (воплощение зла, сил преисподней).
Понятно, что Геката, олицетворявшая самую темную сторону женского начала, была первым врагом Афины — воплощения мудрости. Неизлечимо больных Афина убивала: «секирой срубая их главы под корень». Исправимых обучала искусствам и ремеслам. Все-то академики знают обо всем…
Ты, что Акрополь имеешь по жребию, холм неприступный,
Символ твоей принадлежности к высшей цепи, о царица,
Землю — пестунью мужей и матерь для книг — возлюбивши,
Ты, поборовши святое желанье отцовского брата,
Имя свое даровала земле и ум благородный,
Вот отчего, как память о споре богов, пребывает
Там, у подножья холма, в назиданье потомкам — олива.
Ты возрастила ее, когда Посейдонова воля
На Кекропидов обрушила вал многошумного моря,
Хлынул могучий поток, на пути своем все затопляя.
Сказать «кекропиды» вместо «афиняне» вполне естественно для знатока древней мифологии, каким, несомненно, был академик Прокл Диадох. Кекроп, тоже змеечеловек, — предшественник Эрихтония, основавший город Афины из окрестных поселений. К ним обоим были милостивы ближайшие родственники Зевса: и его дочь Афина, и его брат Посейдон. Первая — Афина, победившая в споре «отцовского брата» Посейдона, даровала земле Афин не только свое имя, но и «ум благородный». Как даровала? Запомним вопрос…
Мы знаем не так много о праздновании Панафиней, но вполне очевидно, что венец праздника — Гекатомба, была самым крупным ритуалом-тауроболией в всём античном мире. Традиционно тауроболии («убиение быков») являлись священным таинством, во время которого участники мистерии спускались в яму, вырытую под большим алтарём, а когда на алтаре закалывался жертвенный телец — потоки крови стекали в эту яму и мисты омывались в них с ног до головы. Древние хроники рассказывают про это так: «Через тысячи щелей в дереве капли крови падают в яму и окропляют голову, одежду и тело неофита. Он откидывается назад, чтобы его щеки, уши, губы и ноздри оказались окрашены кровью; он омывает кровавой влагой свои глаза, и даже его рот не остается сухим, ибо он смачивает кровью язык и охотно пьет её». Прошедшие кровавое крещение и причастившиеся жертвенной крови испытывали сильнейшие мистические переживания, становясь на мгновение равными богам.
Диаспора афинских кекропидов (потомков змеечеловека Кекропа, основавшего Афины и бывшего предшественником Эрихтония), перебравшаяся на север, принесла с собой на новую землю многие старые ритуалы и обычаи. Уже потом, идя в ногу со временем, потомки Кекропа и Эрихтония отринули устаревший аттический календарь и прочие земледельческие привязки к солнечно-лунным циклам (впрочем, даже древние афиняне не были строгими блюстителями традиций и весьма скоро стали весьма вольно обращаться со своим календарём, подгадывая начало месяцев к нужным событиям). Тем не менее, несмотря на прошедшие тысячелетия, традиция проведения гекатомб по-прежнему жива — они до сих пор проводятся каждый август.
Ты, о богиня, чей лик излучает святое сиянье,
Внемли и дай мне, скитальцу, счастливую тихую гавань,
О, даруй душе моей благосвященных сказаний,
Чистый свет и премудрость, любовь и любовь таковую,
Я умоляю, вдохни, дабы силой ее воспарила
К отчему дому душа, на Олимп от земного предела.
Не знаю, дарует ли Афина, безразличная ко всему житейскому, «счастливую тихую гавань скитальцу» с самым высшим образованием. «Чистый свет и премудрость и любовь», на силе которой воспарила бы его душа от»земного предела» к «отчему дому — на Олимп«, Богиня дарует и непременно. Как дарует? Запоминаем вопрос…
Если же я и подвластен ошибкам, как в жизни бывает,
Ведаю сам, что терзают меня прегрешенья, проступки,
Все, что не должно свершать, но свершаю, душой неразумный,
Смилуйся, кроткая духом, не дай мне, простертому в прахе,
Стать для недугов готовой добычей, о смертных спасенье!
Членам ослабшим даруй нерушимую крепость здоровья,
Прочь отгони плотоядных болезней печальное племя,
Я умоляю, царица, своей амвросической дланью,
О, прекрати непосильные муки страданий ужасных,
В море житейском пловцу, пошли мне спокойные ветры,
Брак и потомство, известность, богатство, отрады веселий,
Гибким умом одари, пошли в испытаниях стойкость.
Дар убеждения, шутки друзей, почет у сограждан.
Внемли, о, внемли, царица, молю бесконечной мольбою
В трудный свой час, да слух преклонишь ты ко мне благосклонно!
Несомненно, «преклонит слух» Богиня «кроткая и благосклонная». Только, каким образом она наделит просителя Благами? Опять запоминаем вопрос…
Сведения о праздновании Больших Панафиней, да и Малых тоже, разноречивы, не полны, не доказательны. Что делать? Следить за внутренней непротиворечивостью.
Есть все основания предположить, кульминацией Больших Панафиней была Гекатомба — самый крупный ритуал-тауроболиея ов всём античном мире. Традиционно тауроболии — «убиения быков» — являлись священным таинством, во время которого участники мистерии спускались в яму, вырытую под большим алтарём, а когда на алтаре закалывался жертвенный телец — потоки крови стекали в эту яму и мисты омывались в них с ног до головы. Древние хроники рассказывают про это так: «Через тысячи щелей в дереве капли крови падают в яму и окропляют голову, одежду и тело неофита. Он откидывается назад, чтобы его щеки, уши, губы и ноздри оказались окрашены кровью; он омывает кровавой влагой свои глаза, и даже его рот не остается сухим, ибо он смачивает кровью язык и охотно пьет её». Прошедшие кровавое крещение и причастившиеся жертвенной крови испытывали сильнейшие мистические переживания, становясь на мгновение равными богам.
Если Афина покровительствовала змеечеловеку Кекропу, основавшему Афины, и змеечеловеку Эрихтонию, ораганизовавшему для нее первые «Панафинейские торжества», может быть»тауроболеи» — «убиения быков» — были мистериями Богини Афины?
Трудно подобное действо соотнести с образом Богини Афины? Такой Свет и такая Тьма?! Многомудрие и звероподобная дикость?! Чистота и нисхождение до самых низменных инстинктов плоти?! Это — не Она!
Это — Она: та, что смотрит на нас из глубин Матриархата…
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики,
обладательница эгиды с ликом Медузы змееволосой.
Судьба, передавшая позднее свою силу оливе.
Великая богиня-мать — родительница и губительница
всего живого, что, крови напившись, отказалась от миссии,
несовместимой с чистотой души и высотой духа.
Она же — Просветительница, превращающая в мистериях своих
людей «слабых разумом» в наделенных умом — «сведущих».
Не хотите знать тайн, для сердца невыносимых,
не ходите в храмы, двери которых для неофитов закрыты.
Афина Парфенос — другая?!
Да, золотом и слоновой костью прикрытая,
что пеленой, ее подлинные черты скрывающей.
Афина Парфенос — Вселенский ум, нераздельный!
Вы думаете, что это состояние менее страшно,
чем плоть, все духовное поглотившая?
Перемещаемся во времени из Эллады в Петербург,
оставив нерешенным мучительный вопрос,
что ее вознесло к Небесам и что ее сгубило.
Молчащий мрамор тайн не раскрывает особенно в ночи,
что наступает резко, неумолимо, будто затем,
чтобы выпустить духов земных, от света прячущихся.
Может быть, что-то нам скажет Петербург,
застывший над водами огромной Невы
в классической красоте своей,
коей обязан Великой традиции,
идущей из Древней Эллады? Может быть…
На следующий день после ночного бдения на Ареопаге я вернулась в Петербург, где меня ждала привычная жизнь: слушатели — лекции — экскурсии, названные мною «Приглашение в Парадиз на Неве».
Я сразу же предупредила пришедших насладиться красотой Града на Неве, что не знаю, как будут развиваться события по возвращении моем из Древней Эллады. Все может быть, включая разочарование, которого я не смогу скрыть от них.
Мы встречаемся на Иоанновском мосту через Кронверкскую протоку, что ведет в Петропавловскую крепость. Нас приглашают войти в крепость Иоанновские ворота. В крепость мы не пойдем — налево повернем. Ровно в полдень, когда грянет выстрел из пушки, мы двинемся, подобно «Панафинейской процессии», по Петербургскому маршруту — по «Веселой земле», полной печали, или по окаему «Заячьего острова», расположенного в самом центре Невской дельты, с которого открываются виды на прекрасные петербургские панорамы.
Видимое сразу же начинает убеждать…
Петербург изначально строился, как того требует пространственно-временная режиссура. Соответственно, тут же Город стал превращаться в архитектурный театр, где идет особое представление. В нем актеры — дворцы и храмы. Зрители — горожане.
Возникает вопрос — каково содержание Спектакля? Шествие по Веселой земле имеет кульминацию — красивейшую из петербургских панорам. Чтобы ее увидеть, необходимо выйти на разлив Невы перед Василеостровской стрелкой и убедиться… В чем?! В том, что сооружения на Стрелке — не «Акрополь на Невских берегах»?! В том, что все это — просто остров меж двумя рукавами реки, на оси которого поставлена Биржа в виде периптерального, как Парфенон, храма с двумя маяками слева и справа в виде Ростральных колонн, как было принято когда-то в греко-римской архитектуре?! И только?!
Смотрите! Ряды дворцов, всплески шпилей, мощь куполов, протяженность горизонталей, устремленность вертикалей. Видимое подтверждает: в самом начале XIX века,
в Петербурге свершилось невозможное.
В нем обрел реальность Идеал Классической красоты, суть которого — Гармония: соотнесенность,уравновешенность, соразмерность всего и вся в Пространстве и во Времени.
Это произошло потому, что в V веке до новой эры в Парфеноне Афинского акрополя была явлена Миру «красота простоты» и начала тревожить души людей несказанным совершенством. В истории землян было немало повторов Великого храма.
Перед нами — пробившаяся в Новой России созидательная сила эллинского понимания красоты, что дала очередной «Золотой век» теперь уже Российской культуры.
и что Элладу сгубило…
Афинский Акрополь и Прекрасный город на Неве —
Весть о Мировой гармонии, вера в которую —
та единственная сила, что способна спасти людей
от вторжения в их жизнь ужаса Хаоса, Бездны, Фатума.
Акрополь на беломраморной скале и Прекрасный град
над безмерными водами — воспоминание или упование
на «Век золотой», когда Боги нисходили на Землю,
чтобы сделать её ещё краше, когда люди поднимались
до Небесных высот, чтобы стать Богам равными…
Перестав очищать душу Красотой, эллины предали самих себя: пали в бездну мирской суеты, где кипят разрушительные страсти. Потеряв себя в самих себе, дети прекрасной Эллады исчезли: кому много дано, с того много и спрашивается.
Это жестоко?! Это справедливо.
Шествуя по Веселой земле, мы прошли Петербургским путем Красоты, что точно так же разделяет две бездны: Бытия и быта. Быт остался там, в обыденной жизни, отсеченной 12-часовым выстрелом бастионной пушки.
История Бытия Прекрасного града разворачивается здесь,
на Неве, Великой реке Времени, что смывает все суетное, обнажая Сути.
В чем они? Может быть, в этом…
В реальности достижима лишь Красота, но…
Пока люди сохранят способность ощущать Красоту,
они будут стремиться к Добру и Правде. А потому…
Не повторяйте страшной ошибки эллинов, о господа-россияне!
Не забывайте о законах Бытия, что поднимают над бытом.
То просит блистательный и трагичный Санкт-Петербург,
в свои три века вобравший мудрость Мировой культуры.
<— Афины — Петербург: одни вопросы…
Нарушитель спокойствия и царственная вечность —>