«Тоскана — благословенный край. Земля ее вылеплена так любовно, что взор обнимает горы и долины, не спотыкаясь ни об один камень. Скаты и верхи мягко расступающихся холмов, отвесные линии кипарисов, террасы, высеченные многими поколениями людей, вложивших в эти утесы и скалы всю свою нежность и мастерство, геометрически расчерченные поля, по которым словно бы прошлась, в двойной заботе о красоте и урожае, рука художника; зубчатые стены замков по гребням холмов и высокие башни, отливающие среди лесной зелени серо-голубым и золотистым, воздух такой чистоты, что каждая пядь земли во всех мелочах виднеется с ослепительной ясностью». Кто сказал — не знаю, но повторяют многие. Я еще раз повторю…
Молитва Святого Августина
Господь Иисус, дай мне познать себя и познать Тебя,
и ни к чему иному не стремиться, как только к Тебе.
Дай мне отвратиться от себя и полюбить Тебя,
и все делать ради Тебя.
Дай мне смирить себя, и вознести Тебя,
и ни о чем другом не помышлять, как только о Тебе.
Дай мне умертвить себя, и ожить в Тебе,
и все, что случится, принять от Тебя.
Дай мне уйти от себя, и последовать к Тебе,
и всегда жаждать идти к Тебе.
Дай мне убежать от себя и поспешить к Тебе,
чтобы заслужить мне покровительство Твое.
Дай мне устрашиться себя и убояться Тебя,
чтобы быть среди избранных Твоих.
Дай мне не доверять себе, но уповать на Тебя,
чтобы стать послушным Тебе.
Дай моему сердцу не стремиться ни к чему, кроме Тебя,
и стану, как нищий, ради Тебя.
Взгляни на меня — и возлюблю Тебя.
Призови меня — и увижу Тебя.
И вечно возрадуюсь о Тебе. Аминь.
Мы были в Тоскане в феврале, когда зима уже ушла, оставив по себе память в холодных ветрах, что приводили дивные картины земли в полный порядок перед следующим возрождением.
Все мои итальянские слайды утрачены, но когда я смотрю на этот вид, мне кажется, именно такой — нежно-дымчатой — я видела сельскую Тоскану. Нежной, прозрачной, божественно чистой…
В среднерусской полосе тоже бывают такие моменты!
Жажда увидеть Сан-Джиминьяно родилась во мне еще в студенческие годы. В учебнике по истории градостроительства было сказано, что средневековые Флоренция и Сиена представляли собой каменные лабиринты в окружении городских стен с бастионами и множеством башен, с помощью которых владельцы дворцов утверждали славу своего имени. У кого башня выше — тот именитее. Судя по картинке, города были похожи на стаю гусей с вытянутыми шеями. На самом деле я понимала, что такая красота передает подлинность Средневековья и Раннего Возрождения во всей их созидательной мощи…
Позднее я узнала, что в Италии есть город, сохранивший свои башни, — Сан-Джиминьяно, расположенный между Флоренцией и Сиеной, но туда очень трудно добраться…
Оказавшись в Риме, я рассказала своим новым знакомым о надежде увидеть Сан-Джиминьяно. Они передали нас своим старым знакомым во Флоренции и… Сан-Джиминьяно стал приближаться…
«Какой это чудесный художник! После Кампо Санто в Пизе, где его фрески тянутся чуть не на четверть версты, он оказывается опять нов, увлекателен, его искусство опять светится и искрится новой улыбкой. Правда, здесь Беноццо достигает своих вершин. То, что сделано им здесь, далеко оставляет за собой Пизу и Монтефалько. С этим может сравниться только поезд волхвов в капелле Медичи во Флоренции».
Текст из книги П. П. Муратова «Образы Италии»:
«Стоит ли искать чего-нибудь, когда так хорошо в январский день выйти на улицу тихого Сан- Джиминьяно и перебрасываться снежками с красивыми девушками!»
<— «ЗЕЛЕНОЕ ЦУНАМИ» — ХОЛМИСТЫЕ ПОЛЯ МОРАВИИ
ГОРОД ЛЕЧЧЕ — НЕ ГЕРОЙ «НОСТАЛЬГИИ»… —>