Мистически-видовой альбом — горно-озерный,
посвященный Красоте — созидательной и трагичной…
Трагичная красота утраченного Единения, освященная Плачем об утрате. Эта Красота — Лебединая, сновидческая, последняя из всего, что остается людям, когда истекают сроки Бытия и грядет Инобытие в Космических просторах…
Когда это будет?
Людям не дано знать Сроков и это к лучшему…..
Бавария — волшебная страна,
которую так щедро одарили Боги
долинами и горами, солнцем и облаками —
в общем, всем, чего жаждут люди…
Бавария — это страна, где Вселенские стихии,
что свою силу в борьбе когда-то являли,
застыли во времени будто навсегда…
Навсегда ли?
Озерно-горный ландшафт представляет собой
удивительно сочетание двух явленных Сутей —
Горизонтали и Вертикали, с помощью которых
древние Боги, подобно древним Зодчим,
создавали Мира здание… Здание Мира.
Стоит этот процесс подробнее рассмотреть…
Не правда ли, Красота — это Простота,
в которой ничто не отвлекает от Сути?..
Здесь есть Горизонтальная ось симметрии, Верх и Низ.
Все остальное — детали Космической гармонии,
связанные друг с другом напряжением
или взаимным отражением.
Гора с мягким склоном, перетекающим
в чуть колеблющийся силуэт равнины.
Перистые облака — что крылья лебединые.
Солнце, созданное древними Богами,
чтобы мерить ход Времени.
На снимке оно остановилось за горой.
В этом — главная красота картины:
на ней изображено Застывшее мгновение,
неотличимое от Вечности…
Вы посмотрите и уйдете со страницы.
Вернетесь — увидите то же самое,
что умоляет вас застыть и не уходить
из Мира, где все так гармонично…
Здесь озерная гладь колеблется —
размывает отражения гор и возвращает.
Из-за колебаний приходит в движение
Глубинная ось, что уводит за горизонт,
Вечное блаженство обещая…
Вечным может быть лишь Иномирье…
На Земле лишь воздух бесплатен.
Блаженство просто так не отпускают…
Не правда ли, Красота — в глубине Воздушной перспективы?
Ею так щедро позволяют наслаждаться Баварские озера,
что разделяют окружающие их горы на планы…
Первый план — горы на нашей стороне озера.
Второй — озерный, третий — на той стороне озера.
За третьим я насчитала еще пять планов.
И вся эта многоплановая система не распадается,
потому что озеро ее «держит» с помощью
двух Горизонтальных осей: Глубинной и Поперечной.
Горы уходят в Небо вертикалями, но — напрасны их усилия:
они к Земле накрепко «привязаны» двумя горизонталями.
Поперечная становится Осью симметрии или отражения,
что, «опрокидывая» дальние планы в озеро,
их не «отпускает». Глубинная ось соотносит все планы
с Бесконечностью, тем самым их «успокаивая».
И все уравновешивается в Пространстве
относительно Точки пересечения двух горизонталей.
Вы нашли Точку равновесия?
Ищите, а я пойду дальше…
Мы несколько сдвинулись с места — поменяли Точку восприятия. Но, не это — главное. Изменилось состояние видимого: Солнце приблизилось к закату. И…
В предыдущую — трехмерную — композицию
вошло четвертое измерение — Время,
потому что любое изменение,
есть ничто иное, как Времени движение…
Полюбовались рыцарским замком Хоэншвангау,
в котором жил юный Людвиг II Баварский?
Отправляемся вдогонку за четвертым измерением…
Изменилась Главная точка восприятия — мы передвинулись в Пространстве. Изменилась широта обзора — поменяли установку на фотоаппарате. Изменилось состояние видимого — День наступил и выявил много лишних (на мой взгляд) деталей, впустив суетность, обыденность каждодневного существования. Общая композиция стала неуравновешенной: замок и гряда холмов за ним, вроде бы, находятся в центре равновесия, но то, что слева, — перегружено, а то, что справа, провисает.
Чем-то же хорош этот снимок? Конечно…
Прежде всего, тем, что он — третий в ряду
близких по содержанию композиций,
рассказывающих, что мы всегда видим Мир
в четырех измерениях, только нередко об этом не знаем.
Не понимаю, нравится вам этот снимок или не нравится.
Это — Осень золотая, что себе проявляет, всегда и везде,
в перегруженности цвета — все краски полыхают.
Даже цвет опор канатной дороги, что увозит в горы.
Перегруженный цветом горный массив становится тяжелым.
Озерная гладь вибрирует от чрезмерного напряжения:
удержать его старается и не может — размывается,
расплывается, возникает конфликт, что не разрешается.
Вы на чьей стороне — гор или вод?
Если гор — то восхищаетесь их мощью.
Если вод — ощущаете некую подавленность.
Если выбрать сторону не можете —
в противоречивости чувств разрываетесь.
Природа к вашим чувствам безразлична:
она перед тем, как уйти на зиму,
исходит в очередном полыхании цвета…
На этом снимке предлагаю отключиться от переживания величия Гор — предлагаю расслабиться. У меня самой из этого намерения ничего не получается: внимание сосредоточено на лебеде, в своем отражении удвоенном. Все остальное становится второстепенным. Он — главный. Уберите лебедя мысленным взором и на его место поставьте селезня, тоже одинокого. В моем воображении, горы возвращаются, селезень становится второстепенным, ничему, происходящему в природе, не мешающему…
Горы возвращаются — Глубинная перспектива оживает
и начинает двигаться: вдаль с собой звать, обещая,
как всегда и везде, Вечное блаженство.
Значит, Лебедь, Водам принадлежащий, — Страж,
на границе двух миров — двух стихий — стоящий:
Небесного — иного, Земного — нашего…
Поэты о принадлежности Лебедя к двум стихиям, благодаря слиянию с третьей, все знают, даже больше. Прочтите стихотворение Федора Ивановича Тютчева, идею которого он позаимствовал у немецкого поэта барона Готгильфа Августа Мальтица…
Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего –
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон –
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
Непонятно? Орел летает над облаками, потому что, согласно поверью, может смотреть на солнце, не закрывая глаз. Удел Лебедя завиднее: он, будучи «чистой стихией», пребывает между двух «бездн», ни одна из которых не способна его поглотить, так как чистота «лелеет его всезрящий сон»…
Орел — Борец, преодолевающий препятствия,
для других непреодолимые…
Лебедь, Водам принадлежащий, — Сновидец.
Для него открыто-зримо то, что было, есть и будет
во всех пространствах-временах, во всех мирах:
Бытийном (Мире богов), событийном (мире людей),
в Мире живых существ и в Мире умерших.
За этот «всезрящий сон» звезды небесной тверди
воздают ему славу — полную, больше которой нет…
Как-то мы провели целое лето в общении с лебедями. Они лишь появлялись вдали — вся картина менялась. Возникало чистое видение, что может родиться лишь во сне или в мечте.
Лебеди подплывали совсем близко — впечатление не становилось иным. Мы попадали под воздействие красоты изгиба шеи, поворота головы, струйного движения линий тела. Это — совершенство, что не может быть живым? Может — протяните руку и зашипит, осудив за мысль, что к Нему разрешено кому-то прикоснуться.
ЛЕБЕДЬ — СОВЕРШЕНСТВО, ПОДАРЕННОЕ МИРУ
В ЗНАК БОЖЕСТВЕННОГО ВДОХНОВЕНИЯ — БЛАГОВОЛЕНИЯ…
В скандинавской мифологии Лебедь связан с богиней плодородия и свободной любви — Фрейей, которая была рождена, как и греческая Афродита, из белой морской пены. Три Норны — богини Судьбы, сущности и конечности всего живущего, а также эльфы и тролли нередко в различных преданиях летали на лебедях — подобно Валькириям, отвозившим в Валгаллу души погибших в сражениях воинов.
В некоторых областях Шотландии и Ирландии убить лебедя — очень нехорошая примета, потому что в них воплощаются души людей. Того, кто так сделает, постигнет несчастье: либо он сам умрет в течение года, либо умрет кто-то другой из его прихода.
У кельтов лебединые божества имеют солнечную природу, а потому — являются благодетелями людей… Они обладают заимствованной у Солнца и воды способностью излечивать. Они ассоциируются с солнечной колесницей и символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их пение имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепями вокруг шеи олицетворяют сверхъестественный облик божеств.
Согласно поверьям древних германцев,
девушки могут превращаться
в пророчествующих лебедок
(«Песнь о Нибелунгах»).
И у нас, и у нас есть «Царевны-Лебеди»…
В средневековых бестиариях (книгах о животных) лебедь предстает как олицетворение лицемерной души и обманчивого нрава, поскольку его прекрасное белое оперение скрывает черное мясо; таким образом, его облик противоречит его сущности. «Поэтому он — отражение лицемеров, черное мясо греха которых завуалировано белым оперением. Когда лебедь лишается своих белых перьев, то его черное мясо жарится в огне. Так лицемер в смерти лишается всего светского великолепия и спускается в огонь ада» (Унтеркирхер).
Зато у Бёклера (1688) говорится, что лебеди сражаются даже с орлом, когда он на них нападает. Они — «короли среди водяных птиц, несут знак белого мира». Эта поэтическая формулировка заставляет вспомнить о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
На вывесках пабов в Германии и сегодня можно встретить «лебедя с двумя шеями», что служит символом подкупа, развращенности и продажности.
«Гуси-лебеди» из русской народной сказки — верные прислужники Бабы-Яги — похищают для нее маленького мальчика, хотя этот случай довольно редок в «лебединой» символике, тем более что в похожей украинской сказке гуси-лебеди не похищают, а, наоборот, спасают героя от ведьмы.
Я вижу во всем этом одно:
ЧИСТОТА-КРАСОТА НИЧЕМ, КРОМЕ СЕБЯ САМОЙ,
НЕ ЗАЩИЩЕНА, ПОЭТОМУ ЕЕ ОГОВАРИВАЮТ…
Лебедь нередко выступает символом тайны. Так, Царевна-Лебедь покидает своего супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья. «Рыцарь Лебедя» — Лоэнгрин — улетает от своей жены на серебряной повозке, запряженной семью лебедями, когда ей удается узнать о его происхождении.
Лебедь символизирует одиночество — поэтическое,
при котором так трудно обрести признание, понимание…
Песня умирающего лебедя — это песня поэта,
а его белизна — искренность, равная откровению.
И несть числа бесконечным образным ассоциациям,
превращающим Лебедя в неисчислимую череду
прекраснейших символов…
На мой взгляд, Лебедь — символ озер Баварских,
точнее — символ озер в Альпийских долинах,
Красота которого, как у гор, выражена в Движении:
в НЕБО ГОРДОМ УСТРЕМЛЕНИИ…
Он взлетает… Он взлетает… Он сейчас улетит…
А горы на память об этом стремлении ввысь останутся.
Хорошо, что снимок сделан телевиком…
Движение вниз (реальное), уравновешенное
движением ввысь (отраженным в водах),
раздавило бы зеленую долину в центре.
А так, есть иной исход: долина будет спасена
встречным движением холмов предгорий,
что похоже на взмах крыльев лебединых…
Озерцо среди гор и так невелико,
да еще снято с сильным приближением.
Каков эффект? Возникает головокружение
из-за того, что не отделить отражение от яви.
Где одно? Где другое?
На чем я стою: на земле? Или иду по воде?
Или Мир вверх ногами перевернулся?
И это — Красота? Нет, думаю я, это — эффект,
возникающий в чистой, спокойной водной поверхности,
вовремя пойманный умельцем-фотогрфом.
Меня под воду затягивает: я тону…
Теряя связь с реальностью, иду по озерному дну,
вижу пещеру с людьми, за столами сидящими,
вижу горы, вокруг стоящие, с богами окаменевшими,
с людьми, сон преодолеть старающимися…
Что делать? Остается одно: верить,
что все перевернется, став с головы на ноги.
Или лучше — просить умельца-фотографа
сдерживать свое воображение: Движение — сила,
закруживающая в Пространстве-Времени…
Вот интересно: Красота есть, но — ее не всегда можно погладить ладонью по лику, еще труднее ее сохранить во времени, совсем невозможно повторить — или возникнет что-то новое, или что-то будет утрачено. Значит…
КРАСОТА — ИЛЛЮЗИЯ ЕДИНЕНИЯ
ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧЕГО НЕТ.
Пример…
Баварские озера — реальность, тающая в тумане,
и, одновременно, фантастическое видение,
из тумана возникающее, чтобы, утвердив себя,
как данность, вновь растаять — исчезнуть.
Вот еще один пример иллюзорного Единения…
Великолепен основной цвет в картине: глуховато синий и прозрачный, серо стальной в облаках, прибрежных холмах и горной твердыне. Вдруг высвечивается передний план, нежно-зеленый. Вдруг за всей непогодой розовеет Небо, обещая, что Солнце сквозь тучи пробьется и разгонит всю хмарь.
Что с чем объединяется?
Настоящее ( передний план) с будущим (дальний план).
что прогонит реальность — сделает ее иллюзорной —
бывшей и исчезнувшей, как небывалое…
Появилась многоплановость в границах озера,
будто оно встрепенулось и засуетилось.
В предчувствии Трагедии?
Берег, залитый лучами низкого — предзакатного — солнца,
утверждает: иллюзия Единения еще сильна…
Мир еще может избежать Возможной трагедии…
На предыдущем снимке Единение было доведено до прямой иллюстрации. Здесь, при изменении Главной точки восприятия видимого, напротив, возникает конфликт между передним планом и дальним. Они — разные. Дальний план — идиллический. Передний — брутальный (грубо-каменный) и взъерошенный (линейно не обобщенный, как дальний).
Что за ощущение возникает?
Трагичное из-за утраты былого Единения,
что возможно, но — не достигнуто…
Скажете, и не нужно: Трагедия интереснее?
Правильно, интереснее как ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Здесь противостояния нет — есть лишь утрата…
Передний план — как «картинная рама», в которую вставлен идиллический вид Природы: мягкий, туманный, бесконфликтный. «Рама» — не Рай, «рама» — резко прочерченный в своей издерганности ХАОС, что всей своей нервичностью убивает Идиллию.
Трагедия? На мой взгляд — да, причем, ярко выраженная.
Любуйтесь Единением,
еще не смытом волнением Вод озерных
или, что — то же: течением Времени…
В озерно-горных пейзажах Баварии нередко
красивые и заманчивые видения разрушаются
появлением пугающего и дикого камня…
Откуда взялся?
Остался в память былых катаклизмов природных,
чтобы напоминать о возможном их повторении?
Подобная борьба противоположностей —
идиллического и брутального — не исключает Красоты:
она обряжает ее в покров Трагедии,
возможной, предстоящей, свершившейся…
В горно-озерных пейзажах Баварии, очень часто идиллических, такие противопоставления тоже нередки. Горы разрушаются — камнепады случаются, камни на берегах встречаются — собираются в группы, гряды: как могут — развлекаются.
Это рассказывает о хрупкости идиллической Красоты
под угрозой неизбежной реальности…
А еще и о том, что в Мире всегда, везде и во всем
являют свою силу Противоположности.
Они борются, обещая возвращение Золотого века
(при победе идиллического начала).
Они борются, предвещая Конец Света
(при победе брутального начала).
Они не дают успокоиться, твердя о Трагедии…
Мне этот пейзаж кажется самым страшным из всех горно-озерных видов Баварии. В нем столько движения, какого-то смятения, раздавленности, подавленности, напряжения…
Будто Лебедь низвергнулся вниз с Горних высот
и разбился, оглушив Мир своим предсмертным Кличем.
Все: Вечность победила Время,
больше не будет Жизни, ибо ее нет в Иномирье…
Подобная Красота — наваждение,
что подспудно, тайно подготавливает
к прощанию с Землей живой и живущей,
эстетически приучая к Иномирью.
В чем «иномирнсть» представленного пейзажа? В том, что его прорисовка доведена до полного Совершенства, когда не нужно, ничего прибавлять или убавлять, потому что все сделано, совершено, и это значит одно…
ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ.
Какое счастье! Вечного покоя — смертного для живого — нет.
Все приведено в Движение: Стремлению к чему-то другому.
Пусть худшему, но живому- живому Изменению..
Какое счастье! И здесь Вечного покоя — смертного для всего живого — нет, как не было. Все находится в Движении: Вечном стремлении к чему-то другому. Пусть худшему, но живому — живому Изменению…
ИЗМЕНЕНИЕ — ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЕ:
ЖИЗНИ ПРОДЛЕНИЕ…
Первый раз увидела снимок, в котором Глубинная ось не уходит в Бесконечность далей, а напротив, исходит из Бесконечности и движется к нам. Угрожая нас уничтожить, как нечто несоразмерное Временной бесконечности — Пространственной безграничности, то есть Вечности?..
Нет, не угрожая, потому что…
свето-цвето-воздушный массив движется,
не задевая нашей Точки созерцания.
Мы — наблюдатели образного катаклизма,
что не пугает — потрясает…
Здесь все еще движется, но как-то хаотически:
куда-то летит, как-то изгибается,
одно на другое наплывает, будто места своего не знает.
И самое страшное: все застывает от Холода…
ХОЛОД — ПРЕДВЕСТНИК СМЕРТИ…
И здесь все еще движется, тоже хаотически:
бессильно тянется вверх, обессиленно сползает вниз.
И главное: все застывает от Холода,
застывает явно, определенно, безвозвратно…
КОНЕЦ СВЕТА ПРИБЛИЖАЕТСЯ?!
Вам «очень нравится» Красота,
подавляющая Космическим равнодушием?..
Мне тоже «очень нравится» Красота, в которой звучит
Музыка Космоса, что все в себя вбирает:
и Рождение Нового, и Старого Умирание,
то и другое объединяя колдовским цветом —
Индиго: «цветом Будущего», «цветом Неба и Вечности»…
Вы знаете, подобная Красота — наваждение,
подготавливающая к смирению
перед неизбежностью Предстоящего…
Меня это заставила понять Футуристическая архитектура,
а Баварские горно-озерные пейзажи позволили увидеть…
Не буду развивать мысль, опасаюсь слова сказанного.
…солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
месяц не ведал
мощи своей…
Когда это было?
Баварские озера опровергают «Пророчества Вёльвы»…
Этого не было никогда,
потому что всегда в Природе царила Красота или…
Ее Величество Простота, заставляющая постигать Сути…
Она же — Чистота: и душевная, и духовная,
что светится в глазах, что разлита в Природе…
Она же — Движение: в Небо гордое устремление…
Она же — иллюзия Единения того, что есть,
с тем, чего нет, но быть должно, непременно…
Есть другая — Трагичная красота утраченного Единения,
освященная Плачем об утрате. Эта Красота — Лебединая,
сновидческая, последняя из всего, что остается людям,
когда истекают сроки Бытия и грядет Инобытие
в Космических пространствах…
Когда это будет?
Людям не дано знать Сроков и это к лучшему…