Альбом посвящен Мюнхенскому собору Святой Богородицы — Фрауэнкирхе — и ее создателю: великому баварскому архитектору XV века — Йоргу фон Хальсбаху.
Смотрю, глаз отвести не могу…
Как можно было соорудить подобную громадину,
имея в опыте своем маленькую Старую Ратушу!
Красивую, но маленькую! Причем, традиционную, а здесь… Ветры Времени веют, предрекая возникновение, этак лет..
По легенде, захотел мастер Йорг Хальспах построить самый большой собор в мире. Дьявол предложил ему свою помощь, выдвинув чудовищное условие: собор должен быть без окон.
Должен принадлежать собор не Свету — явлению Бога,
а Тьме — дьявольскому воплощению.
Мастер согласился… Продал душу дьяволу?!
Надеялся обхитрить его?! Надеялся…
Предание рассказывает… После окончания строительства дьявол примчался верхом на ветре, обвязал его вокруг башен собора и вошёл внутрь. В первый миг ему показалось, что здание и впрямь без окон, но, сделав еще один шаг, он увидел, что мастер нарушил условия договора. Разозлившись, дьявол попытался превратить здание в груду кирпича. Не справившись с оным предприятием, он умчался прочь…
В качестве доказательства правдивости истории мюнхенцы демонстрируют оставшийся перед входом в здание след разгневанного дьявола, ничем другим не объяснимый. Кстати, старожилы утверждают: тот, кто наступит на след дьявола, отдаст ему свою душу. Так что, будьте осторожны, если придётся в собор входить.
В основном Собор Святой Богородицы был закончен в 1488 году, всего за 20 лет — рекордный срок для такого масштабного строительства в то время. Архитектор умер в том же году, едва успев завершить главное дело своей жизни. Погребли его под северной башней Фрауэнкирхе, неподалеку от «Следа дьявола».
Успел ли дьявол унести душу архитектора в ад, неизвестно. Я лично верю, что Богородица его защитила от козней тёмных сил.
И всё равно меня очень пугает, что Мюнхен —
тот город, где «дьявол оставил свой след».
Чур нас всех…
Многие замечали, что и теперь царят дьявольские ветры вокруг собора. Как им не задерживаться тут, если высота его башен составляет 99 метров (Отметка, на которую поднят крест Исаакиевского собора в Петербурге, равна 101 метру). По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Смотрю, глаз отвести не могу…
Как можно было соорудить подобную громадину,
имея в опыте своем маленькую Старую Ратушу!
Красивую, но маленькую! Причем, традиционную, а здесь…
Ветры Времени веют, предрекая возникновение,
этак лет через 500, Современной архитектуры,
что здесь — в Мюнхене — «небо скребёт»…
Ну, почему, почему такие завершия у прекрасных башен,
которые сами мюнхенцы прозвали «чепчиками»?
Архитектор Йорг фон Хальсбах не имеет к ним отношения?
Напротив, перед смертью он тщательно прорисовывал
эскизы башенных куполов, через 40 лет их возвели,
досконально повторив решение архитектора.
Есть по этому поводу весьма убедительное суждение…
Свои характерные купола башни церкви обрели только в 1525 году. Их круглая форма имеет свое наименование — «вельшские купола», что позднее получили распространение в южной Германии и в Австрии. Считается, что эти очертания, необычные для архитектуры поздней готики, соответствуют форме Купола Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме.
Указывают верующим купола колоколен Фрауэнкирхе
на силуэт Небесного града, Нового Иерусалима,
что появится на земле после Апокалипсиса.
Люди, не ждите Конца Света! Что-то делайте сейчас…
Вот такое назидание оставил архитектор людям.
А они придумали легенду о «Следе дьявола»…
Йорг фон Хальсбах по прозвищу Гангхофер предложил сравнительно экономичный проект решения собора, имея к тому весомые основания. Поблизости от Мюнхена не было каменоломен. Кирпичное строительство более технологично и стоит дешевле. Кроме того, Гангхофер был специалистом по строительству из кирпича, что также сыграло свою роль.
Полюбилась людям эстетика чистых стен,
прорезанных оконными вертикалями.
И есть за что: отдыхает на Чистоте взгляд —
наполняется силой!
Не могу скрыть, очень напоминает мне здание Фрауэнкирхе Биржу в Амстердаме, построенную в 1897 — 1903 годы Берлаге Хендриком Петрюсом — основоположником современной голландской архитектуры. И европейской в не меньшей степени. Та же эстетика кирпичных стен-экранов.
Левая башня собора, под которой захоронен автор этого чуда, объяснимого лишь вмешательством сверхъестественных сил — светлых и темных, что сами с собой разобрались.
По-моему, рисовка башни, при всей своей сдержанности, чрезвычайно красива. Симметрия. Семь ярусов уходят в небо. Под карнизом каждого яруса — декоративная решетка из переплетенных циркульных тяг и трилистников. Решетки не зависают — прорастают фигурными вертикалями, образуя три ниши — безоконные.
Окна есть. Одно внизу в перспективной нише.
Остальные — маленькие — бегут вверх,
будто ритм биения сердца здания считают…
Решетка имеет чистую симметрию в своей основе.
Три горизонтальных оси симметрии.
Одна вертикальная, отражающая друг в друге верх и низ.
Все уравновешено, все соразмерено — все гармонично,
как создаваемый архитектором Мир.
Это окно — шедевр на все времена…
Пропорции — божественные:
преодолевающие земное тяготение.
Соотнесение простоты стены
и изящества оконного обрамления —
как дуновение мысли, согретой чувством:
всё одухотворено, всё боговдохновлено.
Даже тень от стрельчатой арки занимает
столько места, сколько ей может быть
отведено там, где царит Свет.
Строительство собора завершалось после смерти архитектора. Появились готические реплики, например те, что определили решение главного портала. Как бы нарисовал портал Гангхофер, представить не могу, но, думаю я, решение не убило тему кирпичной стены…
Врата — достойный образец мастерства резьбы по дереву — значительно более поздний, чем собор Ганхговера. Так бывает всегда при строительстве столь масштабных сооружений: один начал все неожиданно, вдруг — остальные долго-долго завершали начатое…
Вместимость собора Святой Богоматери — 20 000 человек, стоя! На сиденьях, установленных лишь в центральном нефе, может разместиться 4 000 человек. Естественно, что собор, разделенный пилонами на три продольных части, визуально кажется меньше.
Но, главное — не в этом, а в его Светлоте… Возникает она благодаря тому, что нервюры, собираясь в пучки, не превращаются в типично готические колонны. Нервюры зависают наверху в уровне своих тимпанов, становясь кружевной сенью над головами прихожан. Вместо струения пучков нервюр вниз появляются белые пилоны, расцвеченные рефлексами от цветных витражей.
Мистика… Мистика Светлоты…
Интересно, что сначала собор был перекрыт внешней (и сейчас видимой извне) крышей, что держалась на пилонах и мощной стропильной конструкции. Возводилась крыша под руководством мастера Хайнриха из Штраубинга. Всего на эту работу ушло около 650 кубометров круглого леса и 2 года времени (1477-1478). Система внутренних сводов собора была возведена только через 3 года после завершения работ по устройству внешнего покрытия.
В готических соборах самое красивое — кружево, создаваемое нервюрами сводов. Нервюры — ребра, образующие каркас сводов перекрытия. Они — несущая часть перекрытия. Своды — облегченное заполнение пространства между нервюрами. Устройство нервюрно-сводчатого каркаса — очень многодельная, ручная работа, на нынешний взгляд непостижимой трудности, так как требует соблюдения очень сложной геометрии.
Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Такой подвески Распятия я не видела нигде.
Христос, умирая, возносится в Небо — к Богу-Отцу.
Здесь Смерти нет: она — неуловимое мгновение
между жизнью земной и Небесной.
Господи, Ты благ…
Помолчим немного, постояв под парящим над головой Распятием в полной внутренней тишине — благоговейной…
Постарайтесь увидеть то, что здесь ясно представлено…
Конструкция внутреннего перекрытия собора заканчивается в точках касания ребер сводов (нервюр) с вертикальными опорами. Эти точки называются «пятой арки». В «пяте» сосредотачиваются все напряжения арки — вертикальные и горизонтальные распоры. В пилоне эти напряжения взаимно перекрещиваются — уравновешиваются. Происходит это незримо для глаза, понятно лишь тем, кто видит работу конструктивных сил. Здесь «пяты» акцентируются, причем очень трогательно. В основании несущих арок размещаются маленькие фигурки «титанов» — человечков, взваливших на себя всю тяжесть арочного — Небесного — свода. Другой прием заключается в разработке фигурных консолей.
Все так красиво и весьма многоречиво.
Вспомните фасады Фрауэнкирхе: на них нет типичных для готики контрфорсов — массивных каменных столбов или устоев возле стены здания, поддерживающих ее в вертикальном положении и увеличивающих ее сопротивляемость грузу покрытия (крыши) и перекрытия (потолка).
Контрфорсов не было и нет, потому что они внутри здания стоят, образуя уступы на продольных стенах в ритме шага пилонов — продольных опор. Уверяю вас, сколько пилонов — столько и внутренних контрфорсов, поддерживающих наружную стену в вертикальном положении. Пилонов — 22, контрфорсов-уступов — тоже 22, по 11 с каждой продольной стены.
На фотографии показан угол здания — сопряжения стены бокового нефа с алтарной стеной. Этот угол усилен тем, что контрофорс-уступ и пилон соединяются поперечной стеной.
Все конструктивно логично и очень симпатично.
Как видите, в соборе нет типичного для Средневековья иконостаса: высокого, многоуровневого, многофигурного, в резьбе, будто старающейся скрыть все, что должно быть видно. И люстры-капли весьма хороши.
Здесь все служит Чистоте и Светлоте…
Как всё благочинно и в прошлом, и наяву…
Хочется от умиления отцам церкви подпеть…
великолепные по цвету и рисунку…
На этом витраже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом на коленях и с Иоанном -будущим Крестителем. По периметру центральной части (верхний ряд на фотографии отрезан) идут клеймы с изображением Страстей Господних.
Это — лучшая работа мюнхенских мастеров в стиле поздней готики.
Разве можно этот портал назвать «служебным входом»? Всё выполнено так основательно, так неспешно. Перспективная арка. Монах — основатель города — на замковом камне. На арке четыре маски — портреты людей из Средневековья.
Время оживает? Время ожило…
<— МЮНХЕНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — СВЕТЛОЕ И ГРУСТНОЕ…
БЛЮТЕНБУРГ — СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК, СЛАВЯЩИЙ ЛЮБОВЬ И ТИШИНУ… —>