По желанию короля в галерее должны были собираться портреты красавиц всех сословий, которых можно встретить на улицах Мюнхена. Одно условие должно было выдерживаться — Красота, свойственная каждой из них.
Так у нас появляется потрясающая возможность увидеть,
глазами великого эстета — короля Людвига I —
тип женской красоты первой половины XIX века…
Штилер родился в семье резчика печатей курфюршеского монетного двора в Майнце. Первые шаги в искусстве Штилер сделал под руководством своего отца, умершего в 1789 году. Последующие годы Штилер успешно занимался самообразованием в пастели и миниатюре. В 17 лет Штилер предпринял поездку в Вюрцбург. Там он почти два года состоял в учениках у придворного художника Христофа Фезеля, который в свою очередь учился у Антона Рафаэля Менгса. У Фезеля Штилер обучался масляной живописи. Затем Штилер отправился обучаться в Венскую академию художеств у Генриха Фридриха Фюгера и дебютировал в качестве художника-портретиста.
В 1805—1806 годах Штилер провёл при дворах Будапешта и Варшавы, где был просто завален заказами. В 1807 году он принял предложение переехать в Париж и работать с Франсуа Жераром. В 1808 году он вернулся в Германию и обосновался в качестве самостоятельного художника во Франкфурте-на-Майне.
В 1810 году Штилер отправился в длительную поездку в Италию. После Рима в 1811 году он прибыл в Неаполь, где написал портрет Иоахима Мюрата. Вернувшись в Милан, он остался на длительное время при дворе Евгения Богарне, чтобы писать портреты его детей для тестя Богарне короля Баварии Максимилиана I Иосифа.
Уже на следующий год король Максимилиан I пригласил Штилера к своему двору в Мюнхен, который стал для Штилера домом. В 1816 году его патрон отправил Штилера к венскому двору, чтобы написать портрет императора Франца II. Там Штилер женился на русской немке Паулине Беккерс, которая родила ему пятерых детей.
В 1820 году Штилер вернулся в Мюнхен и был назначен придворным художником короля и пробыл им до последних лет своей творческой жизни.
«У меня громадное преимущество, — говорил Гете Эккерману, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришел к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг».
Генрих Гейне о Гете… «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что ещё вероятнее, разбил бы себе о неё голову».
Рассказывают, однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
Прощальная речь: «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного».
Герцог Заксен-Альтенбургский Иосиф (1789—1868) и принцесса Амалия-Тереза Вюртембергская (1799—1848) имели пятерых дочерей. Полное имя пятой, младшей дочери — Александра Фридерика Генриетта Паулина Марианна Элизабет. Она — троюродная сестра русского Великого князя Константина Николаевича, внучка по материнской линии принца Людвига Вюртембергского — брата императрицы Марии Федоровны.
Познакомилась с Великим князем Константином Николаевичем, когда он приехал в Германию на свадьбу своей сестры Ольги Николаевны. Константин был страстно влюблен в неё, написав родителям : «Она или никто». В октябре 1847 года приехала в Россию. В феврале 1848 года перешла в православие. 11 сентября 1848 состоялась свадьба в Зимнем дворце. Семья жила в Павловске, Стрельне и Мраморном дворце.
Простите, продолжу рассказ об ее сестре: они так похожи… Александру Иосифовну по праву считали одной из придворных красавиц. Огромные голубые глаза, рыже-золотистые волосы, прямой нос и красивый рот — так выглядела молодая Великая княгиня. Красота и элегантность девушки произвели впечатление на императора Николая I, известного ценителя женской красоты.
В России Александра Иосифовна прожила 64 года. Много занималась детьми-бродягами. Учредила Столичный совет детских приютов. Была хранительницей традиций семьи Романовых и строгого придворного этикета. Семейная жизнь с «Коко» сложилась неудачно. При всем при том она пользовалась большим уважением всех четырёх императоров, при которых ей довелось жить в России. В семейном кругу её называли «тётя Санни».
Великую княгиню Александру Иосифовну, любимую невестку Николая I, согласно её желанию похоронили в 1911 году в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости рядом с супругом.
Вот такая — неожиданная — встреча…
Король Людвиг I Баварский был большим поклонником женского пола и поручил своему любимому придворному художнику Йозефу Карлу Штилеру писать портреты женщин, которых считал красавицами, причем важным компонентом красоты являлась высокая мораль дамы (то есть целомудрие). Для картин позировали дамы не только из высшего общества: красавица Элен Зедмайер, например, была дочерью башмачника. Небогатые девушки получали после окончания портретов в подарок платья, в которых позировали.
Людовик I требовал, чтобы красавицы отличались целомудрием, но это не всегда соответствовало истине. Черноволосая ирландка Лола Монтес была настоящей, классической авантюристкой. Звали ее на самом деле Элиза Джилберт и к октябрю 1846 года, когда она получила аудиенцию у короля Людвига I, 23-летняя красавица вела беспокойную жизнь на просторах от Индии до Парижа. Она представившись испанской танцовщицей Лолой Монтес, острием ножа, предназначенного для вскрытия писем, разрезала свой лиф, чтобы 60-летний король смог убедиться в совершенстве скрытого под корсажем тела, и… победила.
Людвиг сразу же назначил Лоле высокий гонорар: по его указанию Йозеф Штилер начал писать портрет Лолы Монтес для Галереи, а уже через несколько недель король приступил к строительству для прекрасной Лолиты (так он ее называл) роскошного дворца. Монтес вела себя вызывающе, появляясь на улице с кнутом и сигарой, скандаля по любому поводу и без. Король ничего дурного в ее поведении не видел.
Когда Людвиг дал Лоле Монтес титул графини Ландсфельд, терпение мюнхенцев лопнуло. Кабинет министров подал в отставку, а 11 февраля 1848 года многотысячная толпа осадила дворец Лолы, пытаясь его поджечь. Прекратило осаду только появление короля, заслонившего собой новоявленную графиню от брошенного в нее камня — камень ранил Людвига в руку.
Людвиг I был неприятно поражен народным к нему отношением и отрекся от престола в пользу сына, Максимилиана II. После отречения Людвиг уехал из Баварии, прожив еще 20 лет как частное лицо, и умер на вилле в Ницце 29 февраля 1868 года, почти на 2 года пережив своего внука, Людвига II Баварского.
Непризнанная графиня из Баварии была выслана из Баварии. Король поддерживал ее деньгами, берег ее письма до конца жизни. Лола Монтес продолжила свои скандальные похождения, побывала даже в Австралии, окончательно осев в Нью-Йорке, где и умерла в 1861 года в возрасте 42 лет. Под конец жизни она стала очень религиозна.
Для россиян несомненный интерес представляет портрет 20-летней баронессы Амалии фон Крюденер (1808-1888) — самой давней любви поэта Федора Ивановича Тютчева (по его собственному признанию).
Рождение Амалия была незаконнорожденной дочерью баварского дипломата графа Лернхенфельда и тетки российской императрицы Александры (жены Николая I). Через год после ее рождения граф умер и малышка оказалась на попечении его семьи. Гессенский герцог Людвиг I разрешил 15-летней Амалии именоваться графиней Лернхенфельд, но без права на герб.
В 1822 году с ней познакомился молодой атташе российской миссии Федор Тютчев. Чувства молодых людей были взаимны, но… На красавицу Амалию обратил внимание первый секретарь российской миссии барон Александр фон Крюденер. Барон был старше Амалии на 22 года, но свадьбе это не помешало: юная графиня без родословной нуждалась в титуле, барону для продвижения по службе нужны были родственные связи Амалии.
В 1836 году барон получил повышение и увез баронессу Амалию в Россию. С собой Амалия взяла около ста стихотворений Тютчева, часть из которых восхищенный ими Пушкин немедленно опубликовал в «Современнике». Амалия блистала в высшем свете Петербурга. К ней был неравнодушен и сам император, Николай I, а стареющий граф Бенкендорф от баронессы был просто без ума. Поэтому оказать протекцию Тютчеву Амалии не составило никакого труда: поэт был восстановлен на службе.
В 1848 году 40-летняя Амалия повторила поступок своей матери — родила внебрачного сына Николая от 29-летнего фаворита императора, генерал-губернатора Финляндии графа Николая Адлерберга. Правда, после смерти Крюденера Амалия стала женой графа Адлерберга.
В 1873 году графиня Адлерберг простилась с умирающим Тютчевым. В 1881 году, после гибели Александра II, муж ее был уволен в отставку и супруги переехали в Баварию. В 1888 году Амалия умерла. Через четыре с половиною года к ней присоединился и граф Николай Адлерберг, мечтавший об этом с момента смерти жены.
Страсти вокруг леди Джейн, в замужестве Элленборо, бушевали. Среди ее любовников и мужей были дипломаты, аристократы всех мастей и короли с принцами, но свое счастье она нашла на Востоке, выйдя замуж за бедуина. Живя с ним в шатре, Джейн наравне со всеми вступала в схватки – ее прозвали «белым дьяволом». Когда ей стукнул 51 год, некий шейх пытался отбить ее от мужа. Джейн деликатно ему намекнула, что не стоит переоценивать свои силы. Ей было 67 лет, когда путешествующий англичанин о ней написал: «В комнату вошла высокая женщина, поразившая меня своей красотой». Когда Джейн перевалило за 70, ее безуспешно пытался совратить юный переводчик. Она, действительно, была несравненной красавицей.
Элен Зедлмайр — служанка в игрушечном бизнесе торгового дома «Auracher Briennerstrasse», дочь сапожника. Она была изображена художником костюме девушки из состоятельной семьи города Мюнхена. В 1831 году её портрет был помещен в «Галерею красавиц» короля, и она считалась воплощением красивейшей из женщин Мюнхена. Через год она вышла замуж за камердинера короля Людовика, Гермес Миллера и родила десятерых детей (девять сыновей и одну дочь). Брак считался счастливым. Их потомки — семья Миллер — сегодня живет в Берхтесгадене.
В «Галерее красавиц» находились портреты всех женщин, которых король любил или которыми просто восхищался. Несколько раз в неделю он обходил галерею, любуясь прекрасными лицами и черпая вдохновение в их прелести, чтобы создавать свои «отвратительные стихи», как назвал его вирши один биограф. Известно, что Генрих Гейне зло высмеивал этого «великого поэта» — короля, усиленно домогавшегося славы и выпустившего четыре тома своих стихотворений. По поводу королевской «Галереи красавиц» Гейне писал…
Он любит искусство, чтоб с лучших дам
Портреты рисовали;
Как евнух искусства, гуляет он
В своем расписном серале.