Должна сделать некое заявление: все последующие сюжеты будут однотипны: Правитель, Властитель Баварии — Время его правления, запечатленное в Архитектуре.
Точно так же я поступала при рассмотрении других стран и по многим причинам. Главная из них — гарантированная последовательность представления, буквально, пошаговая… НЕКТО пришёл — заявил о себе во всеуслышание — ушёл: следующий, следующий, следующий… И ничего не исчезает: Архитектура — не то, что можно начисто стереть с лица земли, что-нибудь да останется — проговорится, засвидетельствует, обличит всех и во всём… И прежде всего в том, с чего решил этот НЕКТО, что настал Его черёд Править, Властвовать, вершить судьбу других — ему подвластных, подчинённых, подданных???
И вдруг, я сделала СВОЁ открытие: осознала то, что всем известно было всегда… Среди людей, приходящих как все на миг, есть те, что считают себя ИЗБРАННЫМИ: ИМЕЮЩИМИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО ВЛАСТВОВАТЬ. ЭТО ПРАВО ИМ ДАЛ ГОСПОДЬ БОГ И ТОЛЬКО ЕМУ ОДНОМУ ОНИ В СВОИХ ДЕЯНИЯХ ПОДОТЧЁТНЫ…
Эта Великая мысль родилась во тьме веков и не прервалась, потому что БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО ВЛАСТВОВАТЬ ПЕРЕДАВАЛОСЬ ПО НАСЛЕДСТВУ: ОТ ОТЦА (ПРЕДШЕСТВЕННИКА) СЫНУ (НАСЛЕДНИКУ).
Все остальные это ПРАВО признавали
как ЗАКОН МИРОУСТРОЙСТВА,
установленный на небесах…
Признавали до поры до времени?
В нашей истории это именно та пора…
Должна сделать второе предуведомление… Из тьмы веков пришло множество Властителей наследственных земель — феодалов. Между ними не мог не происходить естественный отбор, при котором одна земля, прибегнув к силе, поглощала другую. В результате не могла не возникнуть иерархия, пытающаяся упорядочить единственное и всепоглощающее стремление феодалов к увеличению наследственных владений.
Так в конце Первого тысячелетия (в 962 году) возникла СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ — феодально-теократическое государственное образование, в основу которого была положена Идея христианского единства. Идея не новая — насчитывающая уже 5 столетий христианизации самой Римской империи, что началась в эпоху Константина Великого (ум. 337).
Предполагалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге – весь мир. Император — Imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви. «Как на небе только один Бог, — говорил император Фридрих I Барбаросса, — так и на земле только один папа и один император».
Главы всех объединившихся стран претендовали на императорский трон, чаще всего, на деле доказывая свою несостоятельность. Пример… Заботясь об увеличении наследственных владений, Людвиг Баварский возобновил походы в Италию. Авантюра Людвига закончилась позорным провалом, а немецкие князья, не желавшие дальнейшего усиления рода Виттельсбахов, избрали еще при его жизни нового императора.
В 1512 году была утверждена окончательная форма
неустойчивого государственного объединения:
«Священная Римская империя Германской нации», и только.
Бавария, которую мы будем сейчас рассматривать,
представляет собой одну из «земель»
«Священной Римской империи»…
«Священная Римская империя Германской нации» на деле не была ни Священной, ни Римской. Была она на деле фиктивной, насильственной, идущей против непосредственных интересов отдельных сторон.
В результате грянула ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА, что стала первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века.
Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн человек. Многие регионы страны были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Сокрушительный удар был нанесён производительным силам Германии. Шведы сожгли и разрушили в Германии практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародерствующих армий являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет.
В армиях обеих противоборствующих сторон разразились эпидемии, неизменные спутники войн. Приток солдат из заграницы, постоянная дислокация войск с одного фронта на другой, а также бегство гражданского населения, распространяли мор всё дальше от очагов заболеваний. Вначале эта проблема существовала лишь локально. В 1625 и 1626 годы чума стала значимым фактором войны.
ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА С ЧУМОЙ —
ТОЧКА ОТСЧЕТА В ЖИЗНИ ОТДЕЛЬНОГО,
ОБОСТРИВШАЯ ВОПРОС О ПРАВАХ
И ОБЯЗАННОСТЯХ ВЛАСТИТЕЛЕЙ
В ОТНОШЕНИЯХ СО СВОИМИ ПОДДАННЫМИ…
Максимилиан I был первым курфюрстом Баварии…
Курфюрсты в «Священной Римской империи Германской нации» — герцоги, избиравшие императора. Курфюрсты составляли на рейхстагах особую коллегию, имели достоинство короля (без титула величества), были освобождены от суда империи, владения их не дробились; знаками отличия были курфюрстская мантия и шляпа. Титул прекратил своё существование после ликвидации «Священной Римской империи» в 1806 году,
Воспитанный иезуитами, Максимилиан I проникся глубокой ненавистью к протестантству. Через всё его правление прошла ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА.
Эрцгерцогиня родилась в семье императора Священной Римской Империи Фердинанда II и императрицы Марии Анны Баварской. В 1635 году она вышла замуж за своего дядю со стороны матери герцога Баварии Максимилиана I, желавшего иметь наследника. В браке родились двое сыновей — Фердинанд Мария и Максимилиан Филипп.
Мария Анна характеризовалась как умная, осторожная, но энергичная, строгая, скромная и весьма разбиравшаяся в финансовых вопросах. Мария Анна живо интересовалась политикой и была хорошо осведомлена о происходящем вокруг. Она не была особенно привязана к Габсбургам и старалась во всем отстаивать интересы Баварии. Ко всему этому, она находила общий язык с высокопоставленными вельможами мюнхенского двора и принимала участие в заседании государственного совета.
После смерти супруга, она возложила на себя обязанности регента при своем сыне Фердинанде Мария. С его правления мы и начнем рассматривать «семейные дела» Баварской земли…
Нимфенбург — летняя резиденция Баварских курфюрстов — проходит свидетелем по времени правления одной семьи, связанной друг с другом прямой наследственной линией… Фердинанд Мария — Отец, Максимилиан II Эмануэль — Сын (долгожданный), Карл VII Альбрехт — внук (сын сына), Максимилиан III Иосиф Карл — правнук (сын сына сына).
Курфюст-Отец начал править через 3 года после завершения Тридцатилетней войны. Если считать, что нормальный деятельностный срок одного поколения равен, приблизительно, 20 годам, то курфюст — Сын (долгожданный) — правил вдвое больше положенного срока — 47 лет. Линия была прервана смертью курфюста-правнука, не оставившего наследника.
Общее время правления одной семьи — 126 лет, по существу, пришедшихся на тот период, когда Бавария — одна из земель «Священной Римской империи Германской нации» — восстанавливала силы после Тридцатилетней войны.
Каким было это правление, судя по историческим сведениям и Нимфенбургу, признанному архитектурным памятником последней четверти XVII и XVIII веков?
Угол зрения на поставленный вопрос определен:
необходимо всё рассматривать с позиции
РЕАЛИЗАЦИИ БОЖЕСТВЕННЫХ ПРАВ
И НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
ВЛАСТИТЕЛЕЙ СВОИХ ПОДДАННЫХ…
1. По вероисповеданию был последовательным католиком.
2. Следовал Абсолютистскому стилю правления, что во многом определило подход других германских монархов того времени к руководству государственными делами.
3. В политике придерживался альянса с Францией против Австрии. Результат — брак старшей дочери принцессы Марии Анны и дофина Франции Людовика.
4. Модернизировал баварскую армию и ввел первый баварский административный кодекс для местных органов власти.
5. Отличался заметной по тем временам бережливостью и сильно улучшил финансовое положение Баварии.
6. Оставил след в области культуры и искусства в качестве покровителя итальянского барокко. При нём в 1663 году в Мюнхене началось строительство знаменитой Театинеркирхе в знак благодарности Господу Богу за рождение наследника престола, а в 1664 году — дворца Нимфенбург. При нём получило европейскую известность Штарнбергское озеро, как место проведения многочисленных празднеств с участием венецианских гондол.
Достаточно для 28 лет правления?
Других сведений не нашла…
Генриэтта Аделаида — дочь савойского герцога Виктора Амадея и его супруги Марии Кристины Французской (дочери короля Франции Генриха IV и Марии Медичи). Она была удивительной женщиной: образованной, музыкальной, с отменным вкусом, хорошо разбиравшейся в искусстве, архитектуре…
Генриетта Аделаида стала советницей своего мужа. Она оказала большое влияние на баварскую политику. Способствовала привлечению иностранных художников в Мюнхен. Развивала итальянскую оперу в Баварии.
Долгое время брак, заключённый в 1650 году с Фердинандом Марией — курфюрстом Баварии, был бездетным. Позднее супруги имели 8 детей, четверо из которых скончались в младенчестве.
В 1662 году (через 12 лет ожидания) наследник появился на свет и был назван Максом Эммануэлем. Событие было очень радостным, курфюрст засыпал жену подарками. Генриэтта Аделаида мечтала иметь загородный дом по своему вкусу: на природе и недалеко от Мюнхена. Муж учёл это в списке подарков. Фердинанд Мария покупает за 10.000 гульденов 2 участка земли и дарит жене — строй, дорогая!
Генриетта Аделаида призывает своих любимых итальянских архитекторов и начинается строительство Нимфенбурга.
По-моему, её пребывание на Баварском троне
было весьма знаменательным…
Неожиданный переход? Ничего не поделаешь: чтобы пробраться к нимфенбургским лебедям, нужно увидеть, каким был прообраз Замка Нимф, так можно перевести название Нимфенбург. Им стало, так говорят путеводители, Палаццо Реале в Турине — столице Савойи, возведенное в 1646 — 1660 годы. Именно его должна была выбрать и выбрала в качестве собственной летней резиденции Генриэтта Аделаида Савойская, ставшая в 1650 году супругой курфюста Баварии Фердинанда Марии.
Показываю фасад Палаццо с конными статуями братьев-Диоскуров, фланкирующими главную ось. Показываю «Китайскую комнату» с черными лаковыми панелями и Парадный зал с великолепными люстрами. Поверьте в то, в чем чуть позднее убедитесь сами… Нимфенбург также похож на Палаццо Реале, как «Китайская комната» в стиле рококо похожа на китайский прототип. И это правда, ибо…
У всего на свете своя история — свои идеи и образы.
Сходство есть, но лишь типологическое:
и в Турине в основе лежит дворец,
и в Мюнхене дворец лежит в основе тоже…
Задуманный в качестве летней резиденции Виттельсбахов, Нимфенбург был построен за городской чертой, в живописных окрестностях Мюнхена. Там он находится и сейчас, составляя одну из самых красивых парковых зон столицы Баварии.
То — «Замок нимф»? А может быть, Муз,
вдохновляющих на созидание Прекрасного,
как утверждает античный гимн?
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Испокон века с приходом Музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Говорят, что встреча с Музой может полностью изменить жизнь… Древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к Музам с просьбой о благословении… Древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой Музы!»? В центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. Поэты эпохи Возрождения давали Музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с Музой… И сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»…
Согласитесь, Замок Нимфенбург рождён
высоким поэтическим порывом…
Соответственно высокому поэтическому порыву,
замок был замыслен в виде ВИЛЛЫ…
Ви́лла (лат. villa — загородный или деревенский дом) — роскошный загородный дом в итальянском стиле, как правило, с парком вокруг него, благоустроенным, озелененным с с непременными террасами, бассейнами и фонтанами для услады глаз. Для украшения виллы обычно используют мрамор, ротонды, колонны и фрески. Внутри нередки зимние сады…
Осуществить идею-мечту Генриэтта Аделаида пригласила архитектора из Турина — Агностино Барелли, уже известного нам по Театинеркирхе. Когда отношения не заладились, Энрико Цукалли продолжил его работу, но, пойди — разберись, что осталось неизменным в течение протекшего над Нимфенбургом столетия…
Полагаемся на свой здравый смысл.
В фасаде дома видны черты иного — не барочного — времени. По-видимому, фасад имел изящно-скромную прорисовку, свойственную видению Цукалли, но потом, и это несомненно, он утратил свою изначальный вид. Что осталось? Только суть…
В начале был заложен дом — КУБ,
то есть первичная праформа.
Точно так же возникло и Мироздание.
Когда в 1675 году закончился первый — барочный — этап строительства Нимфенбурга, долгожданному отпрыску было 13 лет. Еще через год — в 1676 году — курфюрстина Генриэтта Аделаида умрет.
Нельзя не отметить, к этому моменту было сделано всё, что должно готовить наследника к высокой миссии — быть правителем, властителем Баварии, прекрасной, как Аркадия, страны, где все счастливы уже потому, что таков Миропорядок.
И первый из счастливцев, конечно же, Он —
наследник престола Макс Эмануэль
во всей красоте своего сказочного детства.
Подготовьтесь, следующий его портрет
будет несопоставим с детским.
Подготовьтесь…
Наследственность и воспитание сказались:
перед нами — правитель Баварии во всей гордыне своей,
самовлюбленный, напыщенный, презирающий всех других,
жизнями которых он играет по праву «Божьего избранника».
Его отец — Курфюрст Фердинанд Мария — проводил сдержанную и взвешенную политику нейтралитета по отношению и к Франции, и к Австрии. На ближайшие 30 лет в Баварии воцарился мир. Политика меркантилизма позволила Баварии раньше других регионов Германии восстановиться после 30-летней войны.
Неукротимое честолюбие и жажда военной славы сделали Максимилиана II Эммануэля сторонником партии императора. Когда в 1683 году турки осадили Вену, он поспешил на помощь императору. После освобождения Вены курфюрст Баварский с большой храбростью откликнулся на призыв полностью отвести турецкую угрозу от рубежей империи. Он взял штурмом Белград. «Голубой курфюрст» – так его называли из-за цвета его мундира – стал героем всей Европы. Честолюбие курфюрста было отчасти удовлетворено, император сделал его генералиссимусом.
Внешние и внутренние долги Баварии
при нём существенно возросли.
И это было лишь началом её несчастий…
По велению своего отца — императора Леапольда I — Мария Антония вышла замуж за курфюрста Баварии Максимилиана II Эмануэля. Брак был несчастливым. Мария Антония страдала от постоянного присмотра, подслушивания и придворных интриг. Её муж едва уделял ей внимание. Через два месяца после родов третьего сына, в 23 года, страдая от депрессии и физического истощения, она умерла. Её третий сын — Иосиф Фердинанд — стал наследником своего двоюродного деда, бездетного инвалида короля Испании Карла II.
Вглядитесь в портрет Иосифа Фердинанда Баварского. Глобус символизирует раскинувшиеся по всему миру испанские владение достающиеся в наследство принцу, его указательный палец направлен в сторону стоящих в гавани кораблей, которые должны привезти его в Испанию. Иосиф Фердинанд мог стать не только курфюрстом Баварии, но также королем Испании, включая ее огромные заморские владения и осуществить амбиционные мечты своего отца по возвеличиванию династии Виттельсбахов. Но…
Внезапная смерть 7-летнего принца, причины которой так и не были до конца выяснены, означала для честолюбивого курфюрста, которому было тесно в своей провинциальной Баварии, крах надежд на богатство и власть. В окончательном завещании Карла Испанского наследником к удивлению всех заинтересованных сторон был назван внук французского короля Людовика XIV. Австрия не захотела признать это завещание, и в 1701 году разразилась война за испанское наследство. Курфюрст Баварии принял в ней участие на стороне французского короля в надежде на будущую признательность Франции. Но..
Но, всё закончилась катастрофой… После сокрушительного поражения баварских и французских армий в решающем сражении при Хохштадте (1704) Бавария была занята австрийскими войсками. Попытки баварских крестьян поднять восстание потерпели неудачу. Их выступления были подавлены при Зендлинге (так называемое «кровавое Рождество в Зендлинге», 1705) и Айденбахе (1706). Макс Эммануэль и его брат Иосиф Клеменс, курфюрст Кёльна, были отправлены императором в изгнание. Курфюрст бежал во Францию под защиту Людовика XIV и прожил там до 1715 г. Бавария перешла под австрийское управление.
Около 10 лет страданий и унижений
«Божественный избранник» подарил
своей стране — Баварии прекрасной…
По достижении договоренности Франции с победоносными морскими державами Англией и Голландией удалось достигнуть соглашения со Священной римской империей о том, что подъем Баварии необходим германскому государству с точки зрения баланса сил. Чтобы восстановить дом Виттельсбахов в прежнем качестве — третьей по значению династии в империи после Габсбургов и Гогенцоллернов — в 1724 году заключили договор о наследовании, так называемый Виттельсбахский союз домов. Максимилиан Эммануэль через 2 года скончался.
Вот таким — блистательным и позорным —
было правление долгожданного наследника.
А что поэтический замок Нимф — Нимфенбург?
Повторяю предыдущий вопрос…
Как выглядел поэтический замок Нимфенбург
в пору блистательного и позорного правления
наследника, за появление на свет которого
родители так благодарили Господа Бога?
Замок старался изо всех сил выполнять
свою представительскую функцию, придавая
наглядное выражение притязаниям на Власть
Правителя «милостью Божьей»…
Придворные праздники, придворные церемониалы —
всё для того, чтобы мюнхенский двор считался
самым блестящим во всей Германии…
И самым просвещённым, судя по фасаду дворца, стиль которого никак не отнесёшь к изжившему себя Барокко. Это — Итальянский стиль: не то Возрождение, не то Просвещение, но не Барокко. Нет.
Эффнер расположил на фасаде центрального здания Дворца-Куба пилястры Коринфского ордера — строгие и торжественные тени колонн на серо-жемчужной стене. Между пилястрами разместил окна — прямоугольные и арочные сообразно внутренним помещениям. Замковые камни арок превратил в барочные маскароны, как воспоминание о былом, что проросло в деяниях нынешних владельцев Нимфенбурга.
Что там проросло?! Не волнуйтесь, не волнуйтесь,
воспоминания так прихотливы, не нужно их обижать.
Терраса, ведущая в Парадный — Приёмный — зал декорирована со всем тщанием. На балюстраде расставлены вазы: золотые светильники и резные фигурные вазы из камня…
Опять воспоминание ни о чём?!
Главное в балюстраде — львы со щитами, украшенными гербами владельцев Нимфенбурга. Они выразительны чрезвычайно. Взгляните, страницу перелистнув…
Это — львы Виттельсбахов, что подобны царственным зверям в своём поведении, по своему положению и предназначению быть царями Мира людей. Только царями — не ниже того…
Простите, не могу с собой совладать:
одолевает Имперский дух…
И есть тому все основания:
пусть на одно мгновение, но этот Дух
в роду Виттельсбахов снова победил!
Достигнув совершеннолетия, Карл Альбрехт принял участие в составе баварской армии в походе против турок. Он был приглашен в Вену, представлен к императорскому двору и помолвлен с младшей дочерью императора Иосифа I Марией Амалией. Через несколько лет брак был заключен.
Впоследствии эта женитьба явилась своего рода оправданием притязаний Карла Альбрехта на императорский трон. Унаследовав курфюршество, Карл Альбрехт старался выдерживать линию на дружбу и союз с Габсбургским домом, так как был целеустремленным последователем своего отца во всём том, что касалось использования любой возможности возвыситься.
Война за австрийское наследство предоставила
курфюрсту Карлу Альбрехту шанс
стать вторым Виттельсбахом в истории,
увенчанным императорской короной.
В 1742 году при поддержке Пруссии и Франции он был коронован как император Священной Римской империи Германской нации Карл VII и отнял у Габсбургов Верхнюю Австрию. Тем временем Мария Терезия заключила перемирие с Францией и направила верные себе войска на Мюнхен. Императору Карлу VII Альбрехту пришлось не только отдать обратно аннексированные австрийские земли, но и потерять собственные владения. Карл умер в 1745 году во время войны, как раз в тот день, когда его армия отбила Мюнхен обратно.
За три года он вряд ли успел насладиться величием,
случаем дарованным и случаем же отнятым.
И однако, эти три Года — сладчайших мгновения —
в жизни рода Виттельсбахов были, несомненно.
О сладчайшем мгновении свидетельствуют Львы Виттельсбахов — гордые стражи их притязаний на величие, и путти, что с короной играют как положено детям: получают то, чего жаждут, и теряют…
Ка́йзер — германский титул монарха. Происходит от римского титула «Цезарь» (лат. Caesar). На древность заимствования указывает сохранение начального «K».
В немецком языке титул соответствует титулу «Император» и применяется в германоязычных странах к императорам всех времён и народов, за исключением русских царей (несмотря на то, что Российская Империя на немецком языке называлась не иначе как Russisches Reich — буквально «Русский Рейх»). В других европейских языках кайзерами обычно называют только трёх императоров Германии (1871—1918): Вильгельма I, Фридриха III и Вильгельма II. К этому периоду германской истории применяется название «Кайзеровская Германия».
Ну, да Бог с ними — притязаниями мирскими на то,
чего в руках не удержать. Есть другие ценности.
Есть и в роде Виттельсбахов другие Правители…
Политическая и военная лихорадка, сотрясавшая Баварию с незначительными перерывами в течение предыдущих двух правлений, усугубила давно наметившееся отставание этого региона от магистрального пути развития европейских держав. Знаковый для второй половины XVIII века синтез абсолютизма и «просвещенного образа мыслей», так называемый «просвещенный абсолютизм», в Баварии проявил себя только в немногих областях. И всё равно баварский государственный и общественный уклад выглядел довольно косным. Князь оставался верен пониманию государства, как своего частного владения. Безотлагательно требовалась реформа государственного управления…
Максимилиан III Иосиф Карл быстро забыл о претензиях отца на власть в Австрии и признал императором Франца Стефана — супруга Марии Терезии.
Он был по-настоящему прогрессивным
и просвещенным правителем,
для которого самым значимым стало
процветание Баварии прекрасной.
Свидетельствуют о том и интерьеры
Нимфенбургского дворца.
Наконец-то входим в Парадный зал…
Скажете, о Барокко?! Нет, это Баварское рококо, в котором сосуществуют рациональная ордерная система и буколическая живопись в прихотливом витом обрамлении…
Иоганн Баптист Циммерман рос в Вессобрунне в обстановке уважения к искусствам и ремеслам. Город был знаменит своей школой, которая готовила мастеров-резчиков по «стукко» (искусственному мрамору). Мастерству живописца Циммерман учился в Аугсбурге. До 1720 года он продолжал свою деятельность резчика по «стукко». Как художник-фрескист он часто сотрудничал со своим братом — архитектором Доминикусом Циммерманом. В то время когда в других европейских странах фресковая живопись пребывала в упадке, в Южной Германии в первой половине XVIII века она все еще процветала. Циммерман с братом принадлежали к тому же поколению художников, что и Косма Дамиан Азам, и являлись ведущими мастерами баварского рококо.
Потолочная роспись Циммермана представляет собой аллегорию цветущего благоденствия как основу мирного согласия и гармонии между людьми и Богами. Открытый небесный свод с Богами-Олимпийцами обрамляют идиллические и буколические пейзажи.
Фреска уравновешена не только с точки зрения композиции, но и колорита. Лепные работы выполнены Францем Ксавером Фейхтмейером по эскизам Франсуа Кювилье.
Взгляд сразу же устремляется к прекрасной нимфе, которая предстает в чудесном ландшафте Аркадии. Как на троне, она восседает на ступенях. Справа — увитая зеленью пергола, а слева — фонтан с рокайльным орнаментом.
Бедра нагой нимфы прикрывают только тонкие белые одежды, а на груди у нее — маленькая голубая накидка. Это традиционные цвета Баварии — белый и голубой. Другая нимфа в короне из тростника преподносит ей большую раковину наполненную жемчугом и кораллами, дарами моря, в то время как еще одна нимфа протягивает ей корзину с цветами. Две эти фигуры символизируют стихии воды и земли, и поэтому фонтан слева означает воду, а листва — землю, и нимфа принадлежит обеим этим стихиям.
Согласно росписи, замок Нимфенбург являет собой сотворенную человеком идиллию, которую можно рассматривать как громадный нимфейон, в котором границы между пространствами-временами размыты. Парадный зал — Дворец — Замок — Мюнхен — Бавария — Германия — весь Мир… Прошлое — Настоящее — Будущее — Вечность на все Времена…
Уточняю… НИМФЕЙОН, в античности место, посвященное нимфам, также здание или комната для отдыха с фонтанами, статуями и растениями. Большое количество нимфейонов найдено при раскопках Помпей.
И Нимфенбург — идиллический нимфейон, конечно же,
сотворённый Просвещённым Баварским монархом,
что не перестаёт быть из-за своих мечтаний-обещаний
Властителем верноподданных самых разных,
из которых лишь избранные допускаются в нимфеон…
Есть милый анекдот… При баварском дворе в то время искал службу Вольфганг Амадей Моцарт, но курфюрст, который сам считал себя неплохо разбирающимся в музыке, отклонил его прошение, объяснив свой отказ тем, что жалованье, которое просит композитор, слишком велико.
О, Власть, ты — непосильное бремя для людей…
Расцвет рококо, характерный в большей степени для Верхней Баварии, относится примерно к 1725 — 1770 годам. Девизом этого стиля была грациозная прихотливость. Под руководством придворного зодчего Франсуа де Кювилье были созданы «роскошные апартаменты» в мюнхенской Резиденции, всемирно известный театр Кювилье, дворцы Шлейсхейм, Нимфенбург и павильон Амалиенбург в нимфенбургском дворцовом парке, являющийся жемчужиной баварского рококо. Множество построенных в этом стиле церквей, расположенных по всей Баварии, принадлежат баварской сокровищнице произведений искусства. Примером может служить церковь Св. Иоганна Непомука (Азамкирхе) в Мюнхене. Их творцами были знаменитые зодчие, мастера по отделке интерьеров, лепщики и художники по фрескам…
Это был расцвет искусств в
пору Просвещенного абсолютизма.
Расцвет был и прошёл?
Нет, видоизменился стиль…
На переднем плане — очень интересная скульптура:
то — не Нептун, то — Аид…
Изображения Аида сравнительно редки.
Большая их часть относится к позднейшему времени.
Каким образом статуя Аида появилась в Нимфенбурге,
неизвестно, однако было бы лучше, чтобы ее не было.
Имя Аид означает “Невидимый” и заменяет другое имя, внушающее людям религиозный ужас. Аид — также само Царство мертвых. В это Царство никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли река Лета, дающая забвение всему земному.
Мрачные поля Аида поросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту листьев. Трехглавый свирепый пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускает сюда всех и не выпускает никого.
Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трёхтелая богиня Геката. В темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.
Зачем? Не надо: страшно…
Останавливаю рассказ,
чтобы перейти к другой теме,
а в заключение вернуться…
НИМФЕНБУРГ — ЗАМОК ПЕРСПЕКТИВ ВОЗДУШНЫХ, ЧТО ЛЕЛЕЮТ О ВЛАСТИ МЕЧТЫ —>