Замок Херренкимзее
Среди неповторимого ландшафта альпийских предгорий, примерно в 80 км от Мюнхена, на большом острове площадью 230 га посреди озера Кимзее был сооружен по приказу короля Людвига II и в соответствии с его грандиозным замыслом замковый комплекс Херренкимзее. Замок Херренкимзее — последний и самый крупный, а также самый дорогостоящий из всех замков, возведенных для короля. Мечтательные идеалы, страсть к строительству и стремление к одиночеству побудили монарха приобрести в 1873 г. остров Херренвёрт. Здесь должен был быть воздвигнут его «Новый Версаль». За время двух поездок в Париж, в 1867 и 1874 гг. Людвиг II в деталях изучил строительный стиль «Короля Солнце».
Замок Херренкимзее должен был стать монументом в честь абсолютной монархии. «Он должен», — писал король в своих заметках, — «стать, в известном смысле, Храмом Славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV». 21 мая 1878 г. Был уложен первый камень в основание замка. Архитектором стал, как и при строительстве замка Линдерхоф, Гeopг Долльманн. Тремя годами позже масштабное сооружение было вчерне готово. В 1884 г. Король Людвиг II распорядился продемонстрировать ему дворец и парк ночью, при включенных электрических прожекторах. И лишь однажды, осенью 1885 г., провел монарх в «своем Версале» целых девять дней.
В замке Херренкимзее были закончены строительством лишь важнейшие помещения: дворец в целом остался незавершенным. Фасад сада является точной копией садового фасада в Версале. Спустя два года после смерти короля замок и парк были открыты для публики. С тех пор прогулочные катера доставляют на остров бесчисленных посетителей. К замку по большому кругу ведет дорога от крутого берега с царственным видом на Альпы, через тенистые леса и аллеи.
В самом сердце области Кимгау раскинулось озеро Кимзее, из-за своих размеров называемое также «Баварским морем»: одно из красивейших озер в предгорьях Альп. Местность опутана прогулочными тропинками, с которых открываются прекрасные виды. О деревенско-монастырском прошлом острова может поведать Озерная часовня Св. Креста (1697 г.), которую из-за расположенной по соседству дубовой рощи называют «Часовней под дубом».
Лишь частично удалось претворить в жизнь план Карла фон Эффнера по разбивке парка Херренкимзее. Липовые аллеи к востоку и западу от замка выводят к берегу озера и определяют симметрию всей композиции. У подножия большой лестницы под открытым небом разбит французский парк свободной планировки со стилизованными цветочными клумбами, дорожками из гравия и коврами-орнаментами из парковых насаждений. Среди живых изгородей, окаймляющих клумбы, привлекают внимание два мраморных фонтана, которые Иоганн Непомук Гауттманн украсил парами женских фигур: Дианы и Венеры, Амфитриты и Флоры. Гордо возвышается в центре парка лишь недавно восстановленный фонтан работы Гауттмана (1883 г.) : «ИсточникЛатоны», копия фонтана в Версале. Украсившие фонтан фигуры лягушек, черепах и амфибий изначально были позолочены.
В наши дни попасть в замок можно, пройдя через сад. В вестибюле вошедшего приветствует внушительная фигура павлина работы поставщиков королевского двора Тьерри и Бройля. Царственная птица из бронзы, покрытой голубой эмалью, напоминает о Бурбонах, а также об особой склонности короля к миру Востока.
Зеркальный зал – самое большое и роскошное помещение – представляет собой анфиладу из семнадцати арочных окон, напротив каждого из которых семнадцать таких же арочных зеркал – впечатление от этого помещения не возможно передать словами.
Зеркальный зал
Сбоку от Зала войны и Зала мира простирается анфиладой из семнадцати арочных окон, занимая почти всю западную часть дворца, знаменитая Зеркальная галерея, копия «Галери де Глясе» в Версальском дворце. Зеркальный зал дворца Херренкимзее, сооруженный в 1879 -1881 гг. по плану Гeopra Долльманна, кое в чем даже превзошел французский образец. Всю волшебную силу игры иллюзий и теплого блеска являет это роскошное помещение, когда летом, в конце недели, зажигаются две тысячи свечей, звучит праздничная музыка и сверкают 33 люстры и 44 канделябра.
По версальскому образцу оформлены оба угловых помещения: Зал войны и Зал мира. Отделанные мрамором помещения украшены большими многофигурными композициями, в виде аллегорий, представляющих Мир и Войну. Эскизы исторических изображений создавали Юлиус Франк, Йозеф Мунш и Вильгельм Рёгге.
Первая прихожая
С лестницы открывается анфилада парадных покоев, спроектированная Георгом Долльманом и Францем Виндманном в стиле Людовика XIV: так называемые «Большие апартаменты». По образцу Версаля, вереница помещений открывается «Гвардейским залом», в данном случае это — Зал лейбгвардейцев-кавалеристов, где выставлены алебарды королевской стражи. О временах Людовика XIV повествуют картины первой прихожей, выдержанной в бело-золтых тонах. Под потолочной росписью Вильгельма Гаушильдта, изображающей торжествующих богов Бахуса и Цереру, размещается ценнейшее произведение ручной работы — шкаф в стиле Булль: черепаховая отделка, и богатый орнамент позолоченной фурнитуры.
Вторая прихожая
Образ Людовика XIV – самодержавного властителя и «Короля-Солнце» — преобладает также и во второй прихожей, которую из-за окон овальной формы называют также «Залом бычьего глаза». Бронзовая конная статуя создана Филлипом Перроном. Натурой для вздыбленного скакуна послужил любимый конь Людвига II.
Рабочий кабинет
Сцены придворной жизни и огромное полотно, — копия работы Жюля Юр и с картины Яна ван Лоо, — представляют в рабочем кабинете короля Людовика XV Французского. Здесь можно увидеть даже изготовленную для Людвига II в Париже копию знаменитого королевского письменного стола на колесиках, работы Оебена и Ризенера, изготовленного ими в 1760-1769 гг. и предназначавшегося для Лувра. Тонким золотым шитьем окаймлены зеленые бархатные портьеры. Каминные вазы изготовлены по особому заказу на фарфоровой мануфактуре г. Севр.
Голубой салон
Как очаровательный зеркальный кабинет, в изобилии украшенный отделкой в стиле рококо, задумал этот кабинет Ойген Дроллингер. Захватывающие арабески в инкрустациях паркета продолжаются в богатой лепнине золотых орнаментов в форме сплетающихся ветвей и листьев, как было задумано Францем Паулем Штульбергером. Белые декоративные детали роскошного камина из мейссенского фарфора, мраморная статуя Юпитера и люстры (гипсовая модель, первоначально должна была быть изготовлена из слоновой кости), прекрасно сочетаются с голубым сиянием драпировки.
Фарфоровый кабинет
Это помещение украшено всеми мыслимыми изысканными произведениями из мейссенского фарфора. Росписью на фарфоре покрыты не только створки дверей, но также и стены. Не только откидные столики, светильники и вазы, но также и гирлянды фруктов у каминного зеркала и многорожковые, украшенные цветами люстры — все это шедевры мейссенских мастеров. Один из сюжетов росписи на фарфоре изображает женскую фигуру, сидящую на троне в окружении двух ангелочков. Это аллегорическое изображение Истории. На медальоне, который держит один из ангелочков – портрет Людвига II. Это единственное изображение монарха во дворце Херренкимзее. Портрет был поставлен на это место уже после смерти короля.
Малая игровая галерея
Как воспоминание о «Петит Галери» в Версале было задумано это помещение длиной в двадцать метров. В нишах застыли фигуры работы Иоганна Хирта, изображающие четыре части света. Ангелочки и добрые гении — аллегорические изображения искусств и наук, а также вереница персонажей из греческой мифологии (в потолочной росписи Вильгельма Рёгге и Йозефа Мунха) населяют эту комнату, открывающую утонченные виды. Многократно отражался в зеркалах блеск позолоченных бронзовых светильников и пяти хрустальных люстр.
Столовая
Столовая вполнена в форме большого овала. Она скопирована с Салона в стиле рококо парижского отеля Субиз. Здесь представлено избранное общество XVIII столетия: бюсты Людовика XV и его фавориток: маркизы де Помпадур, герцогини де Ментенон, герцогини Лавалье и графини Дюбарри. Картины Франца Виндманна воссоздают историю Амура и Психеи. Как и в замке Линдерхоф, Людвиг II велел оборудовать столовую
убирающимся обеденным столом «Столик, накройся!». Такой стол можно было накрывать на первом этаже и поднимать его наверх: король, чуравшийся людей, мог, таким образом, сохранять одиночество во время трапезы. Изысканные украшения стола, а также 18-рожковая люстра изготовлены из мейссенского фарфора.
По винтовой лестнице спускался король Людвиг II из своей опочивальни на первый этаж, в купальню, поражавшую своими новшествами. Два лестничных марша погружаются в глубокий овал бассейна. Окружающие его стены превращены художником Йозефом Вайссером в средиземноморскую панораму. Здесь же Венера, римская богиня любви, окруженная своей веселой свитой.
Парадная опочивальня
Поражает своей роскошью парадная опочивальня: «сердце» и идеальный центр дворца. Это помещение, являющееся, согласно придворному ритуалу абсолютной монархии, местом утренних и вечерних аудиенций — подлинный образец преклонения перед Людовиком XIV. Как писал Людвиг II: “Здесь дозволяется царить только лишь инициалам «Л.Л.» и лилиям Бурбонов — тому владыке, который был для меня посредником милости Божией». По изобилию и богатству отделки спальня дворца Херренкимзее превосходит версальский подлинник. Господствующее место в комнате отведено роскошной кровати размером 3 х 2,6 м. Еще за три года до закладки фундамента были заказаны драгоценные ткани. Дора и Матильда Эрес изготовили вышитые гладью пологи. Резные украшения ложа и балдахина — работы Филиппа Перрона. Проект в целом разработал Юлиус Гоффманн.
Король понимал, что его Версаль не замок для жизни, здесь должен жить дух абсолютного королевства, а как представитель этого духа, он иногда должен сюда приезжать и быть хранителем и смотрителем этого чуда замка.
Зал совета
С северной стороны к парадной опочивальне примыкает Зал совета. Потолочная роспись работы Швойзера (1883 г.), парящая над бело-золотыми резными панелями обшивки, изображает Меркурия, дающего людям совет из олимпийской обители богов.
И снова преобладающим мотивом отделки помещения является образ Людовика XIV, — в придворных сценах, и, прежде всего, на большом полотне Жюля Жюри — копии Гиацинты Риго. Портьеры из голубого бархата украшены вышитыми лилиями Бурбонов.
Астрономические часы
Так называемые «Каменные часы» — астрономические часы с изображениями Земли, Солнца, Луны и знаков Зодиака, — относятся к числу исторических часов, которые заказал король Людвиг II мюнхенскому часовых дел мастеру Карлу Швейтцеру.
Спальня
К Большим апартаментам в стиле Людовика XIV примыкают жилые покои Людвига II. Они были спроектированы Юлиусом Гофманном и Францем Паулем Штульбергером. Отделка помещений следует, в подражание покоям Людовика XV, стилю рококо.
Голубой цвет — любимый тон монарха — господствует в спальне. Отто Штёгер, тот самый мастер, который воплотил в жизнь романтические световые эффекты в Гроте Венеры замка Линдерхоф, разработал проект синего светильника в виде шара, который заливал королевскую опочивальню волшебным, неправдоподобным цветом. Роскошная позолоченная кровать украшена жанровыми сценами, изображающими
Венеру и Адониса. Вышивка-роспись балдахина — работы сестер Йеррес. Туалетный гарнитур изготовлен из драгоценного мейссенского фарфора.
Баварский король Людвиг II хотел создать более грандиозное и совершенное произведение, чем французский Версаль, но в Баварии.
Дворец должен был стать неким «Храмом Славы», посвящённым французскому королю Людовику XIV, перед которым баварский король Людвиг II преклонялся и которого глубоко почитал.
<— Б VII — 2: ДВОРЕЦ В ХЕРРЕНКИМЗЕЕ — ГИМН АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ…
Б VII — 4: ХЕРРЕНКИМЗЕЕ -«ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ» В ИСПОВЕДАЛЬНОЙ КРАСЕ —>