Все замки Людвига II Баварского можно назвать ИНСЦЕНИРОВКОЙ КОРОЛЕВСКИХ ГРЁЗ. Это само по себе удивительно, уже потому что Властители Мира должный быть реальными политиками, грезить им противопоказано. А тут… В Линдерхофе — единственном замке, завершенном при жизни Короля, — столько тайн. Захватывающих, как Спектакль, что всё еще идёт в Баварских Альпах…
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА в 2011 году.
Король Людвиг II Баварский (1845 -1886), сын Максимилиана II, взошел на престол в 1864 году в восемнадцатилетнем возрасте. За свой необычный стиль жизни и страстную тягу к строительству замков этот красивый и одинокий монарх назван историей «Сказочным королем».
Он хотел построить СЕМЬ ЗАМКОВ.
Удалось оставить на земле ТРИ:
ЛИНДЕРХОФ, ХЕРРЕНКИМЗЕЕ, НОЙШВАНШТАЙН.
Сегодня Замки Людвига чаруют людей больше,
чем когда-либо ранее. Почему?..
Отвечаю, как понимаю…
У человеческой души, у взлетов и падений духа
есть ритм дыхания, что заставляет вращаться
всё, что создано ими, по Временной оси,
придерживаясь спиралевидной траектории,
то есть уходя от былого и возвращаясь к нему…
Чаще всего о безумии короля Людвига II Баварского не говорят или опровергают это свойство его натуры, будто в безумии есть что-то порочащее человека, постыдное, неприличное…
Я этого делать не могу по двум причинам. Первая: творческая одержимость всегда стоит на пороге безумия. Не признаешь этого — не берись за рассмотрение творческого процесса. Вторая: Людвиг был автором своих замков и, чтобы его творчество «заговорило», портрет короля должен быть полным, особенно в душевно-духовном смысле. Иначе всё сведется к ничего не говорящим фактам и поверхностному описанию внешне видимого.
А потому, не могу не прибегнуть к исследованию Павла Ивановича Ковалевского (1850 — 1931) — известного российского психиатра, публициста и общественного деятеля, современника Баварского короля. П. И. Ковалевский одним из первых стал применять исторический анализ для составления психологических портретов выдающихся личностей. Заслуженную славу ему принесли «Психиатрические эскизы из истории». В «Эскизах» этих в качестве одного из примеров рассматривались особенности психического заболевания короля Людвига II Баварского. Цитирую…
«Физически он представлялся очень крепким и сильным ребенком. Его воспитание было вполне надлежащее: для развитая физических сил он проходил строгую гимнастику, его познания обогащались лучшими учителями Мюнхена, его эстетическая сторона воспитывалась едва ли не на лучших в свете образцах художественного мира, сосредоточенных предками Людвига в Мюнхене. К 19 годам это был высокий, стройный, одаренный большой силой и обширными знаниями юноша, невольно поражавший окружающих как своею физическою красотою, так и своим блестящим умом.
Особенно поражали окружающих своим необыкновенным выражением глаза Людвига. Дед его — Людвиг I, обожавший своего внука, видел в его глазах огонь божества. «Это страстные глаза Адониса» — сказал как-то Людвиг I. Знаменитый французский психиатр Morel, бывший около того времени в Мюнхене, также был поражен внешностью Людвига II. «Это глаза, в которых горит будущее сумасшествие», — сказал Morel».
Вглядываюсь в великолепный портрет юного Людвига и тоже вижу «взгляд Адониса»: не останавливающийся ни на чем внешнем, погруженный во внутренние бездны своей души и духа. Да-да, несомненно, Людвиг был «дионисийским типом человека»: подверженным страстям, одержимым идеями, неуёмным в своих увлечениях, стремлениях, деяниях.
Цитирую… «На наших глазах развилась и весьма плачевно окончилась душевная болезнь привлекательнейшего из государей, Людвига II короля Баварского.
Людвиг II происходит из рода Виттельсбахов, искони отличавшегося дарованиями в области архитектуры и художеств. Правда, воинские доблести им тоже не были чужды, но главную славу Виттельсбахов составляют искусства».
Задача проследить на примере такого человека взаимосвязь между Творцом и Предметом его творческих усилий весьма и весьма интересна… Сведений по каждой из сторон предостаточно, значит, на их основе можно уточнить расхожие мнения о «Сказочных замках» и «Сказочном короле».
Первый объект в исследовательском ряду — ЛИНДЕРХОФ…
Людвиг никогда не был женат. Правда, в январе 1867 года (в 21 год) он принял спонтанное решение о помолвке с герцогиней Софией. Вскоре Людвиг захотел расторгнуть помолвку, но, рассказывают, не желая портить жизнь девушке, согласился на условие: если София не найдет себе возлюбленного в течение полугода, свадьба состоится.
Подготовка к бракосочетанию велась тщательно. Папа Пий IX дал соответствующее разрешение, необходимое, согласно Кодексу канонического права, поскольку жених и невеста находились в близких родственных отношениях. Уже выпускались открытки с портретом королевы Софии Баварской, уже была готова свадебная карета стоимостью в миллион гульденов. Но Людвиг постоянно переносил даты церемонии. В октября 1867 года помолвка была разорвана. Это решение ошеломило не только родителей Софии, но и родню Людвига, и высшую знать.
Императрица Елизавета Австрийская писала матери: «Насколько сильно я возмущена королём, и император тоже, можешь себе представить. Нет слов для такого поведения. Я только не понимаю, как он теперь появляется на глаза людям в Мюнхене, после всего того, что произошло. Я рада только тому, что София это так воспринимает, счастливой, видит Бог, с таким человеком она бы не стала.»
Ах, Сисси…
Участок, где выстроен замок Линдерхоф, купил у монастыря Этталь король Максимилиан II — отец Людвига II. Участок, прямо скажем, невелик — всего 80 га. Площадь Павловского парка, к примеру, — 600 га, а был Павел Петрович в ту пору, когда получил в подарок от матери Екатерины II лесные угодья, всего лишь «вечным наследником».
Максимилиан II построил на купленном участке Королевский охотничий домик — деревянный. Людвига «размах» отцовского освоения территории не удовлетворил. Он задумал создать дворцово-парковый комплекс, но участок не стал расширять. Комплекс возник на том самом месте, где находился двор крестьянина Линдера. «Linde» означает “липа”, отсюда и название ЛИНДЕРХОФ — «Двор, где растет Липа».
Линдерхоф — не замок, в обычном понимании этого слова. Он — «двор». Замком, думаю я, его называют для удобства, как остальные постройки Людвига.
Людвиг запретил срубать 300-летнюю липу, по-видимому, решив закрепить память о былом не только в названии замка, но и в реальном предмете. Очень похоже…
НЕОСОЗНАННО ОН ДЕРЖАЛСЯ ЗА ЭТУ ЛИПУ,
КАК ЛАТОНА — МАТЬ АПОЛЛОНА И АРТЕМИДЫ —
ДЕРЖАЛАСЬ ЗА ПАЛЬМУ НА ОСТРОВЕ ДЕЛОС.
Вступив на престол в 1864 году, Людвиг целых 10 лет жил, в основном, в Мюнхенской резиденции Баварских королей.
Линдерхоф он строил в течение четырех лет: с 1874 года по 1878. По другому счету: в 29 лет он начал возведение Линдерхофа, к 33 годам работы были завершены.
Если не считать поездки на другие строющиеся объекты — Нойшванштайн и Херренкимзее, в Линдерхофе Людвиг проживет около 8 лет — до печальной кончины в 1886 году.
«Никто не думал, что такой блестящий восход закончится таким темным и мрачным закатом. Людвиг всегда был необщителен, замкнут, скрытен, горд и мечтателен. Оставаясь более одиноким, он предпочитал проводить время в фантастических картинах своей мечты. Будучи очень впечатлительным и экзальтированным, он являлся весьма неустойчивым во взглядах, убеждениях и поступках, быстро набрасываясь на дела и быстро их покидая. Перескакивая от дела к делу, он не способен был ни на чем долго сосредоточиваться. Живущий постоянно фантазиями, Людвиг и на весь окружающий мир смотрел сквозь очки своей мечты, придавая предметам и мечтам несуществующие оттенки и черты».
Так было, в Линдерхофе опасные качества его натуры приняли угрожающие очертания и для него самого, и для страны, которой он должен был править, а не отходить от дел в полную самоизоляцию…
Под нами — прекрасная долина Грансвагталь в предгорьях Баварских Альп. Планиметрия ансамбля упорядочена в системе двух Перпендикулярных осей, исходящих из центра Дворца…
Продольная ось ориентирована с Юга на Север.
На южном склоне (наверху фотографии)
устроена система лестниц, ведущих к Храму.
На северном склоне (внизу фотографии)
устроен Каскад с Бельведером.
На западной и восточной осях разбиты
регулярные садики, так называемые, «Клумбы».
Вход во Дворец устроен с южной стороны — там,
где в парадном партере лежит Большой бассейн с фонтаном.
Судя по планиметрии, рисовке террас,
этот ансамбль решен в стиле Барокко.
Значит, нужно непременно воскликнуть «Ах»!
Какой архитектор создал этот ансамбль?
Сам Людвиг II Баварский.
Ответ парадоксален, но абсолютно верен.
Цитирую.. «В роде Виттельсбахов веками поддерживалось стремление ко всему прекрасному: изваяниям, живописи, особенно же к музыке и архитектуре. Юношу окружили лучшими артистами и художниками, — этого требовали предания рода Виттельсбахов. Но кроме воспитания насильственного, воспитания назначенного ему родителями, Людвиг воспитывался преданиями и памятниками, стоящими вокруг него в виде замечательных архитектурных построек, созданных его предками Виттельсбахами, в виде знаменитых картинных галерей, прекрасных собраний изваяний и проч. Все это Людвиг видел, все это изучал, все это говорило ему, как завет предков, об их достоинствах и все это поощряло его на дальнейшее продолжение и совершенствование. При таких сочетаниях обстоятельств диво ли, что у Людвига явилась особенная страсть к постройкам, страсть, побеждающая доводы рассудка и порицающая представления министров»…
Вряд ли нужно думать, что Людвиг, как наш царь Петр, «сам чертил план». Нет, конечно, его творение было умозрительным. Планировку комплекса разработал известный паркостроитель Карл фон Эффнер. Проект несколько раз пересматривался. Окончательный вариант был утвержден в 1874 году. После чего реализацией Идеи и проекта занялся королевский архитектор Георг Дольманн.
Что получилось? Ни замок, ни репрезентативный дворец, глядя на получившееся, не разглядеть, потому что видится нечто совсем иное — КОРОЛЕВСКАЯ ВИЛЛА в барочном стиле, что прячется за высокими стрижеными зелеными стенами (боскетами) от свободно растущего леса альпийских предгорий.
Именно этим, так думается мне, Линдерхоф вызывал и вызывает восхищение посетителей и даже тех, кто видел его лишь на фотографиях, сделанных другими.
Да, по всем видимым типологическим метам Линдерхоф,
созданный Людвигом II Баварским, — КОРОЛЕВСКАЯ ВИЛЛА…
КОРОЛЕВСКИЕ ВИЛЛЫ — не представительские дворцы.
КОРОЛЕВСКИЕ ВИЛЛЫ — убежища для проживания монархов
в позволительном отстранении от государственных дел,
уходе в свою внутреннюю жизнь, где действенно иное —
их личные желания и требования к СРЕДЕ ОБИТАНИЯ…
Людвиг захотел противопоставить ВИЛЛУ и Мюнхену,
и свободно растущему лесу Альпийских предгорий,
спрятав ее за зелеными стрижеными стенами (боскетами).
Зеленые стены — иллюзорная защита.
Монарху от государственных дел не уйти.
С выводами не спешим:
продолжаем разглядывать получившееся…
Сразу попрошу сделать над собой усилие и представить, что эта ВИЛЛА создана не для проживания королевской семьи с непременным множеством домочадцев, придворных, иностранных послов, жаждущих получить аудиенцию, служащих и слуг… Ничего подобного, ВИЛЛА создана ТОЛЬКО ДЛЯ НЕГО — ОДНОГО, не желавшего никого подпускать к себе, не желавшего никого даже видеть…
Любой Король — лицо, по своему общественному положению стоящее вне общества. Его жизнь должна быть скрыта от глаз простых смертных. Он имеет право на некое уединение или пребывание вне и выше общества. Применительно к Линдерхофу речь идет о стремлении к достижению полного, АБСОЛЮТНОГО УЕДИНЕНИЯ, исключающем возможность любого контакта. Это — уже болезненное явление…
Нельзя рассматривать замки Людвига, не видя главного:
ВСЁ, ЧТО СТРОИЛ ЛЮДВИГ, ОН СТРОИЛ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ,
СОЗДАВАЯ СРЕДУ ОБИТАНИЯ ДЛЯ СВОЕЙ ДУШИ И ДУХА.
Более того, он хотел, из жизни уходя, Замки уничтожить,
потому что виделись они ему ЧИСТЫМИ ВОПЛОЩЕНИЯМИ
ЕГО ЛИЧНЫХ ГРЁЗ, МЕЧТАНИЙ, СОБСТВЕННЫХ ФАНТАЗИЙ…
За спиной здания — Каскад с водами, стекающими по северному склону вниз к Дворцу по 30 ступеням. Здесь — взрыв водных струй, что аккорд музыкальный. Если так…
Режиссура КОРОЛЕВСКОЙ ВИЛЛЫ продумана во всем:
от зримого до слышимого, что, объединяясь в целое,
становятся ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:
ЗВУЧАЩЕЙ АРХИТЕКТУРОЙ или ЗАСТЫВШЕЙ МУЗЫКОЙ.
Так и должно было случиться… «Унаследовав наклонности, любовь и стремление ко всему изящному от длинного ряда своих предков, выросши окруженный памятниками необыкновенно художественного творчества, наконец, воспитанный преимущественно в этом же направлении, неудивительно, если Людвиг всеми силами своей неуравновешенной и неустойчивой души отдался увлечению прекрасным — музыкою и архитектурой». Во всем согласна с П. И. Ковалевским, кроме одного суждения…
Людвиг «всецело отдался не двум своим страстям — музыке и архитектуре», а одной единственной, общей, ибо в МУЗЫКЕ он видел АРХИТЕКТУРУ, а в АРХИТЕКТУРЕ слышал МУЗЫКУ.
Именно эта способность Короля придавала его фантазиям
необыкновенную художественную силу, снедающую его:
он не мог не воплощать своих фантазий в архитектуре.
Страсть была непреодолимой, упоительной, расточительной.
«Эти затраты на постройки ставили нередко министерства государства в весьма затруднительное положение и подвергали их грубой и резкой немилости короля. Хуже всего было то, что добрая половина расточаемых денег шла не на постройки короля, а в карманы исполнителей его воли. Лейб-медик короля, доктор Шлейс, отзывается так об окружающих: «Эти продажные, мелкие, лживые, рабские натуры только поджигали его и вталкивали в безумные затраты».
Вслушайтесь в шум фонтанной капели…
Вглядитесь в игры божеств любви…
В Линдерхофской вилле все конфликты устранены.
Царит Гармония во всём. Во всём Гармония царит.
Значит, в Линдерхофской белой вилле
темные горные духи укрощены, порабощены —
в светлых духов преображены?..
Людвиг называл свою виллу «Маленький Версаль в Альпах». Заимствование версальских сюжетов требует в центре главного бассейна расположить Аполлона с гиппокампами — морскими конями. В Линдерхофском парке Аполлона нет.
Здесь главенство в скульптурном ряду принадлежит Флоре — древнеиталийской богине цветов, расцвета, весны и растений… В мифологии многих народов она — божество умирающей и возрождающейся природы. В честь богини в весеннюю пору проводились празднества — Флоралии. Все участники празднеств украшали себя и животных цветами, одевались в яркие одежды. Празднества эти были сходны с Дионисийскими мистериями, Сатурналиями…
Людвиг не мог отождествлять себя с Флорой. Зато Людвиг мог присвоить себе некоторые её функции, по-своему развернув взаимоотношения между дикой природой и созданной Им — аранжированной, облагороженной…
Все так и было при Людвиге?
Наверное, при Людвиге все было значительно лучше.
«Его болезненные страсти — страсти в высокой степени благородные и возвышенные. Он тратил десятки миллионов на постройки дворцов. Страсть в высочайшей степени благородная и заслуживающая полного сочувствия и одобрения. Людвиг тратил на эти дворцы не государственные деньги, а свои личные, те деньги, которые государство отпускало ему на его личные потребности. Он тратил их на высокохудожественные произведения и тем украсил государство, развивал в нем возвышенные вкусы и потребности и этим привлек тысячи путешественников в Баварию и создал ей славу и обогащение. Наконец, он тратил деньги в своем государстве и тем обогатил десятки тысяч подданных».
Черные вазы по форме имеют античное происхождение в барочном преображении. Вазы — загляденье — местного литейного производства. Вазы — пример, что материальную пользу государству могут приносить, казалось бы, пустые мечтания монархов.
Ваз слишком много? И хорошо, потому что вазы эти — оправдание огромных средств, затрачиваемых Людвигом на возведение замков. Благодаря эстетическим запросам короля в Баварии развились многие искусства, ремесла и даже чугунно-литейное производство.
Интересно, Людвиг задумывался о том,
что воплощение его фантазий столь рачительно?
Долина Грансвагталь — воплотившийся Рай на Земле.
Версаль построен на двухмерной плоскости,
весьма пригодной для реализации амбиций,
утверждающих Власть «Короля Солнца» над Миром.
Творение, подобное Версальскому. не могло получиться ни у короля Людвига II Баварского, ни у его архитекторов, уже потому что здесь — в Баварии — властвует над всем Природа. Она щедра в долине. Она грозна в горных отрогах и ущельях. Она неотразима в своей художественной экспрессии.
Соответственно, и ЗАМОК должен был стать другим:
успокаивающим гармоничностью, облагораживающим
суровый в своей свободе ГОРНЫЙ ДУХ АЛЬП.
Замок Линдерхоф, в сравнении с Версалем, должен был стать другим и стал. Под этим углом рассмотрения архитектурного творчества Баварского короля разум Людвига оказался сильнее безрассудства…
«Восшествие на баварский престол Людвига II совпало с австрийско-прусской войной. Все были убеждены, что Пруссия будет побеждена, хотя и не одобряли союза Баварии с Австрией. Вдруг получился необыкновенно быстрый и решительный разгром Австрии. Бавария за свой союз с Австрией при этом потеряла весьма немного. С этих пор Людвиг становится страстным поклонником Бисмарка…
Скоро наступила франко-прусская война. Пруссия, самое большее, рассчитывала на нейтралитет Баварии. Но Людвиг, увлекаемый мыслью о единстве немецкой народности, деятельно помогал пруссакам в войне с Францией. Баварский корпус сделал много неприятности Франции и значительно облегчил победу пруссакам.
Ненавистник войны вообще, Людвиг не принимал личного участия в ней. Зато он первый выступил с предложением венчания героя и победителя — Прусского короля — германскою императорскою короною. В этом деянии он принял личное участие. Трудно сказать, что более интересовало короля: политические соображения или величие и торжественность церемонии коронования Вильгельма I».
«Способствуя, однако, возвышению Пруссии, Людвиг успел отстоять почти полную неприкосновенность самостоятельности собственных владений. Бавария оставила за собою несравненно большую независимость, чем все остальные государства, вошедшие в союз Германской империи. И в дальнейшем Людвиг многократно отражал поползновения ставленников Бисмарка, желавших наложить свою руку на баварские порядки и независимость».
«Вскоре, однако, Людвиг покинул политическое поприще. Психическое заболевание развилось у короля не сразу, а постепенно и мало-помалу. Он получил его по наследству от родителей. Людвиг родился с сумасшествием и всё носил его в себе. Поэтому неудивительно, что его сумасшествие явилось постепенно и незаметно, тем более, что оно служило продолжением и развитием до крайности основных черт и свойств характера короля».
К тому же, «высокая и эстетическая склонность короля к покровительству искусствам восхищала и пленяла его подданных и была причиною тому, что Бавария охотно мирилась с неопасными причудами своего короля».
«Король с детства стеснялся общества, был нелюдим и избегал людей. Теперь эта особенность характера усилилась и превратилась в отшельничество».
«Секретарь короля жил вблизи королевского замка. Однажды, прогуливаясь в парке, Людвиг встретил жену секретаря. На следующий день он заявил секретарю: «Я видел лицо вашей жены». Секретарь стоял в недоумении. «Я видел лицо вашей жены», — повторил резко и грубо король. Тогда секретарь вспомнил нетерпимость женщин королем и поспешил заявить, что вперед эта неосторожность не повторится».
Все шло своим чередом. «Появились иллюзии, галлюцинации.
Король кланялся деревьям и кустам; снимал шляпу перед кустарником».
«Очень часто Людвиг одевался в одежды пилигрима и воображал себя пилигримом из «Тангейзера». Нередко также он изображал из себя рыцаря Тристана. Но самым большим любимцем его был Лоэнгрин. Старая баварская легенда с ее героем сыном короля Лоэнгрином наэлектризовали болезненное воображение короля до крайних пределов. Он не только хотел быть Лоэнгрином, но хотел даже жить Лоэнгрином.
Для этого он одевался в костюм Лоэнгрина и плавал в лодочке по озеру Штанберг в сопутствии лебедя. Но это показалось королю слишком скучным, и он приказал устроить резервуар с водой на крыше замка, где он и катался в лодочке в сопровождении лебедя. Небо и солнце, луна и звезды взирали на причудливые затеи короля-мечтателя. Эти прогулки в лодочке под покровом небесного свода были омрачаемы тем, что вся вода была бесцветна. Недоставало лазуревой воды с отблесками в ней голубого неба.
Пришлось удовлетворить невинное желание короля. В воду пущен был медный купорос. Вода была лазурная. Король счастлив и доволен. А купорос проел металлический резервуар и вся вода ушла в кабинет короля».
Рассматривая национальный характер баварцев, я пришла к неожиданному для себя выводу… Сыны Альп соединяют в себе грубость, доброту, наивность, смешанные с равнодушием, доходящим до явной вялости. Откуда берется равнодушие к событийному миру? Откуда берется безволие, ведущее к бездействию?
Это — горы… Это — горы, глядя на которые,
душа выходит из Времени и соприкасается с Вечностью.
Как выходит? Созерцая Божественную красоту Мироздания.
Баварский характер очень непрост. У жителей гор он непрост уж точно. У Баварского короля сложности национального характера наложились на психическое заболевание.
Людвиг, в своей внутренней сути, — клубок впечатлений от Баварских пейзажей. Он ведет постоянную борьбу с ГОРНЫМИ ДУХАМИ. В Архитектуре Линдерхофа Людвиг, похоже, одерживает победу. В личном плане он проигрывает битву…
Горы выпитывают, высасывают из него деятельную силу —
заставляют порвать с событийным миром,
уводят в Запредельность Бытия, где нет места реалиям…
Не преодолев Власти Природы над человеком,
«Король стал горным духом.
Он таинственно бродил по пустым залам дворца,
освещенным бесчисленным количеством свечей.
В лунную ночь король бродил вокруг замка.
Во время снега и мороза ему казалось,
что он стоит у берега моря».
П. И. Ковалевский пишет… «Зимою часто по ночам Людвиг предпринимал поездки в горы на санях, освещенных электрическим светом, одетый в фантастический костюм духа. Масса народа содержалась для того, чтобы держать дорогу в порядке. Часто крестьяне видели, как дивное видение мчалось по дороге в санях, запряженных четверней лошадей, украшенных перьями».
Имеют эти поездки, по-моему, не только чудаческо-развлекательный смысл. По народному поверью, зимой — от Рождества и до Богоявления — вьюжными ночами проносилась по небу во главе так называемой «дикой охоты» богиня Хольда. То — германская языческая богиня, олицетворявшая зиму и метели. «Дикая охота» состояла из кавалькады призрачных всадников, сопровождаемых гончими псами, от воя которых начинали выть все дворовые собаки. Некоторые рассказчики утверждали, что утром «дикая охота» скрывалась в пещере на горе Герзельберг.
В средние века Хольду стали отождествлять с античной Венерой, которую называли «фрау Венус» — госпожа Венера. Гора Герзельбург получила второе название — Венусберг — гора Венеры. Хотя Хольда и Венера по сути не имеют между собой ничего общего, в представлении людей Средневековья они мало чем отличались друг от друга по той причине, что обе были божествами языческими, противными христианству.
Людвиг отождествлял себя с Тангейзером,
попавшим в сладостный плен Венеры-Хольды.
Людвиг участвовал в «дикой охоте»…