Столовая
Отделанное дубовыми панелями помещение украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г.
Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью — Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда».
Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это — дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.
Гостиная
Щедро украшенная гостиная с выдвинутым вперед эркером, так называемым «лебединым углом» в своей общей изобразительной направленности посвящена столь значительному для короля Людвига II образу Лебединого рыцаря Лоэнгрина.
Большие настенные живописные панно работы художников Гаушильда и фон Гёккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине, такие как «Чудо Грааля» и «Прибытие Лоэнгрина в Антверпен». Кроме того, лебединый мотив присутствует в резных украшениях деревянной обшивки и в золотом шитье, которым отделаны шелковые накидки и портьеры.
Король Людвиг II, который еще в бытность молодым кронпринцем воспринял Вагнера как откровение, ощущал себя также своего рода «лебединым рыцарем» и любил соответственно одеваться. Трагизм Лоэнгрина заключался в его одиночестве. Такой же удел был уготован и королю.
Но история грубо врывается в мир королевских грез. В 1870 году Пруссия вторгается во Францию через Седан под командованием Бисмарка, требующего объединения Германии и участия Людвига в коалиции, что означает конец независимости Баварии. В 1871 году кайзер Вильгельм становится германским императором, Людвиг отсутствует на коронации и пытается создать хотя бы архитектурные памятники своей рухнувшей абсолютной монархии.
Он возносится над людьми на высоту 79-метровой башни замка! Гигантский мост весом более тонны, построенный в форме короны византийских царей, отгораживает его фантастический мир от буйства человеческих пороков. В искусственном гроте, из которого якобы вырос замок, Людвиг хочет остановить время и отдохнуть от политики, обращаясь с сомнениями и молитвами только к Святому Людовику.
Лунному королю сорок один год. Он почти не следит за собой. Статный красавец обрюзг, измучен зубной болью, лекарствами и алкоголем. Господин фон Луц, глава Королевского совета, руководил заговорщиками. Воспользовавшись фактами отягощенной наследственности (дядя короля Отто страдал эпилепсией), на основании только лишь писем Людвига, даже без медицинского осмотра, консилиум психиатров и светило того времени, доктор фон Гуден, ставят диагноз – паранойя.
Людвиг скрывается в Нойешванштайне, но его предает слуга, нашедший потерянный ключ от башни, где король, видимо, хотел покончить с собой. Монарх был взят под стражу и отправлен в замок Берг на озере Штарнбергер-Зее. Ему разрешены прогулки с фон Гуденом…
Однажды происходит самое страшное. Темно, гроза, сверкают молнии, Людвига нет уже более двух часов. Начинаются поиски. Через сорок минут обнаруживают задушенного врача, а в тростниках находят и труп самого Людвига. Что стало причиной его смерти – тайна, не раскрытая до сих пор…
На похоронах было более миллиона человек, а королева Елизавета, его дорогая подруга Сисси, кладет в руки милого друга букетик собранных в лесу цветов и провожает его словами : «Король не был безумцем, он лишь жил в мире грез и с ним нужно было обращаться помягче…»
Люди Баварии, собираясь 18 июня в часовне Людвига II, до сих пор чтят память своего короля, оставшегося вечной загадкой для себя и для других, короля-строителя, короля призраков и теней, самого известного монарха своей страны, которого Поль Верлен назвал «единственным настоящим королем нашего времени».
Домашняя часовня
К спальне примыкает небольшая молельня Людвига II. Она посвящена Людовику Святому — королю Франции Людовику IX, в честь которого получил свое имя монарх. В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой. На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены: «Людовик Святой принимает последние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.
Романский стиль рабочего кабинета короля во многом перекликается с богатой событиями и мифами историей Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязания певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом — в нем хранились планы замка — изображен Тангейзер в Хёрзель-берге в объятиях Венеры. Как чудесное продолжение видов Хёрзельберга помещение довершает грот. Искусственная сталактитовая пещера была создана, как и «Грот Венеры» в замке Линдерхоф, «творцом ландшафтов» А.Дириглем. Она подсвечивалась цветным освещением, и в ней был даже небольшой водопад.
Из грота был предусмотрен выход в застекленный зимний сад с восхитительным видом на равнину.
Королевская опочивальня блистает изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличие от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят новоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении четырех с половиной лет. Драгоценнейшей филигранью украшено ложе монарха. В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая так глубоко потрясла двадцатилетнего короля, услышавшего музыкальную драму Рихарда Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 г., в присутствии короля Людвига II в Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью — «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка. Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.