Если вы живете в гостиничке у Моста вздохов, нужно сесть на пристани Сан-Марко на речной трамвайчик — вапоретго. Он вас тут же привезет к беломраморному собору, что расположен почти на самом мысу противоположного берега Большого канала. Это — Санта Мария делла Салюте…
На вас глянет с неким вызовом восьмигранный двухуровневый объем с мощным портиком, шестью капеллами, шестнадцатью диковинными валютами, огромным куполом и бельведером на самом верху под маленьким куполком.
Вы не увидите и ни за что не догадаетесь, что сзади к главному восьмигранному объему пристроен пресбитерий с полукруглыми стенами, средним куполом на барабане и тоже с бельведером. Нагромождение завершается двумя звонницами, прижатыми ко второму объему. Пресбитерий — «место для избранных», или «собрание священников».
Я никогда не видела собор с противоположной стороны. Думаю, вид его мне не понравился бы, потому что я — воспитанный Петербургом классицист, а это — Венеция, в которой все делается по-венециански.
Можете убедиться воочию, что сзади к главному восьмигранному объему пристроен пресбитерий с полукруглыми стенами, средним куполом на барабане и тоже с бельведером. Нагромождение завершается двумя звонницами, прижатыми ко второму объему. Пресбитерий — «место для избранных», или «собрание священников».
Зато какая мощная декорация выставлена
со стороны Главного канала!
Храм был воздвигнут по поручению Республики и посвящен Богоматери в благодарность за прекращение чумы, унесшей жизни многих венецианцев. Так в главном алтаре церкви Санта-Мария делла Салюте появилась мраморная скульптурная группа, выполненная Джусто Ла Корте в 1674 году и изображающая «Чуму, бегущую от мадонны».
Джусто Ле Корте (1627, Антверпен — 1678, Венеция) — скульптор фламандского происхождения. Сформировался в среде мастеров барокко во Флоренции. Во время пребывания в Риме испытал влияние Лоренцо Бернини. Привнес традицию пластики Бернини в Венецию, где работал с 1659 года. Имел много последователей.
Для этого храма Тицианом в 1551 году была написана картина «Сошествие святого Духа», находящаяся ныне в первом алтаре церкви Санта Мария делла Салюте. Во втором алтаре находится образ «Св. Антоний в Венеции» кисти Пьетро Либери, а в третьем алтаре — «Благовещение» того же автора.
Тициан за девять лет, с 1540 года начиная, создал для собора восемь тондо (круглых по форме картин) с изображениями евангелистов и отцов церкви и тремя сюжетами — «Жертвоприношение Авраама», «Давид, убивающий Голиафа», «Каин и Авель».