Название «Пикадилли» возникло в XVII веке, и обозначает оно «кружевные стоячие воротнички» во множественном числе. Только буковка «s» отпала за ненадобностью. А произошло слово «пикадил» от испанского «пикадо» — прокалывать. Кстати, в Испании того времени те же воротнички назывались «пикадура». И мы знаем еще одно слово с тем же корнем. Это «пикадор».
На улице Пикадилли жил-был портной, сказочно разбогатевший на изготовлении этих воротничков. Он купил большой дом и назвал его «Piccadilly Hall». По имени дома была переименована улица, ранее называвшаяся Португальской, а затем возникла и одноименная площадь.
В центре площади установлен фонтан с летящим мальчиком — Эросом. Поразительно, что фактически главный монумент страны посвящен мифологическому персонажу. И это очень много говорит об Англии и англичанах.
Даже днем монумент кажется черным. Он сделан из алюминия, революционного материала в момент его создания.
Это — не Эрос. Это — Антэрос, его родной брат: бог безответной любви, карающий тех, кто отвергает любовь. Братья отличаются крыльями и прическами. Лук и стрелы у Антэроса — символ наказания за отвергнутую любовь.
Поскольку с Антэросом мало кто из нас не знаком, замысел скульптора был непонят массами. Поэтому фонтан сам собой переименовался в «Эроса».
Изначально статуя предполагалась как символ христианской добродетели, воздвигнутый в честь лорда Ашли, Седьмого Герцога Шафтсберийского — известного филантропа, боровшегося за запрещение детского труда. Лорд Ашли прославил свое имя еще и призывами отдать евреям Святую Землю. Он был одним из столпов христианского сионизма — движения, ратующего за историческую справедливость по отношению к еврейскому народу. При этом лорд Ашли предлагал поселить евреев чуть севернее, на территории современной Сирии. Его лозунг «отдадим землю без людей людям без земли» считается одной из самых удачных метафор того времени.
Подумаешь, а у нас в Петербурге целых два сфинкса и настоящих — из древних Фив!
Датой основания галереи считают май 1824, когда была приобретена первая коллекция из 38 картин Ангерстейна, которая послужила ядром будущей коллекции.
Рост числа картин вызвал необходимость в создании соответствующих помещений. В 1831 началась постройка здания по проекту архитектора Уилкинса на северной стороне Трафальгарской площади. В 1839 году галерея была торжественно открыта для публики.
В 1851 после смерти художника Джозефа Маллорда Уильяма Тернера по его завещанию в Национальную галерею перешло 300 картин, 19 тысяч рисунков и акварелей.
Риджент-стрит – одна из самых известных лондонских улиц. Не только потому, что на ней расположены знаменитые магазины и рестораны, но и потому, что она — единственная лондонская магистраль, возникшая в результате последовательного выполнения архитектурного замысла. Ей подобны улицы Зодчего Росси в Санкт-Петербурге и Риволи в Париже.
Из них улица Риджент-стрит – самая большая и монументальная. Она связывает южный центр лондонского Уэст-энда с Риджент-парком и служит, таким образом, удобной транспортной коммуникацией в хаотичной средневековой планировке Лондона.
Ближняя к Пиккадилли-серкус полукруглая часть Риджент-стрит, называемая Квандрантом (Quadrant).
Трокадеро — многоэтажный парк развлечений и отдыха.
Первоначально тротуары Риджент-стрит были обстроены колоннадой, которая защищала пешеходов от дождя. Там, где к ней примыкали поперечные улицы, были устроены изящные арочные проезды. Впоследствии из-за необходимости расширить проезжую часть эти декорации были снесены. Теперь Риджент-стрит сохраняет величественный вид благодаря классическим фасадам магазинов и театров.
В условиях частной собственности на землю такого рода реконструкция была сопряжена с неимоверными трудностями. Джон Нэш — архитектор, которому было поручено вести проектирование и строительство новой улицы, проходящей через весь Лондон, был обязан оценить все подпадающие под снос участки и перепродать их новым владельцам, становящимся таким образом инвесторами реконструктивных работ.
Правление Георга IV ознаменовалось необычайной роскошью. Однако спустя сто лет, на рубеже 20 века, все творения Джона Нэша снесли, построив улицу заново. Здания по Риджент-стрит проектировались плеядой выдающихся мастеров английского классицизма начала XIX века – С. Кокерелллом, Дж. Соаном, Р. Смерком.
Это — театр. По петербургским представлениям при таком-то портике перед театром должна быть площадь, что позволяла бы насладиться величавостью коринфских колонн. Лондонцам конца XIX века некогда красоты созерцать, они уже бегут по улицам, струящимся человеческими толпами. В начале этого же века — во времена, когда на Риджент-стрит стояли здания Нэша, здесь фланировали лондонские денди. Нет старой улицы — и денди исчезли, а коринфские колонны заблудились во времени.
О необходимости осуществление грандиозного градостроительного замысла говорили уже в XVIII веке, но только в начале XIX века перепланировка района Риджент-стрит стала реальностью.
В то время страной правил Принц Регент — будущий король Георг IV. С 1811 по 1820 год он исполнял обязанности фактического правителя страны, так как его отец — король Георг III — был признан умалишенным. Время с 1811 по 1820 год называется эпохой Регентства. Тогда-то и развернулись в Лондоне реконструктивные работы, которые возглавил Джон Нэш — любимый архитектор Принца-Регента.
Эффектнее всего эта всегда шумная и забитая людскими и транспортными потоками площадь выглядит вечером, когда залита яркими огнями.
Критерион — один из самых фешенебельных театров Лондона. Его фасады, выполненные в стиле арт-нуво, бизнесмены избрали местом для расположения рекламных щитов. На мой взгляд, реклама сделана вопиюще грубо, не масштабно, что погубило красивейшую площадь.
Центральная часть Риджент-стрит называется «Квадрантом», так как имеет криволинейную форму. На этой части расположены самые роскошные магазины и театры Лондона.
Слово «circus» означает «круг», что отражает популярную в Англии практику организации движения путём создания круговых развязок. Самый многолюдный в мире перекресток — лондонский Оксфорд-серкус — получил ультрасовременную систему регулирования движения пешеходов.
Новая система регулирования заключается в том, что на 90 секунд все светофоры зажигают для автотранспорта красный свет, и у пешеходов есть 30 секунд, чтобы пересечь перекресток так, как им заблагорассудится. Таким образом Лондон вновь задал новую тенденцию в городской европейской инфраструктуре. Проект обошелся в 8,25 миллиона долларов. Оксфорд-серкус — одно из самых посещаемых туристических мест не только в Великобритании, но и в мире. Согласно официальным подсчетам, ежегодно через этот перекресток проходят 200 млн человек. Оксфорд-серкус является одним из немногих мест, где в часы наплыва людей появляются полицейские, управляющие не автомобильным потоком, а человеческим.
Площадь Гайд-парк-корнер всегда была центром аристократического Лондона. В конце XVII века, при застройке богатыми особняками улицы Пикадилли, эта площадь стала композиционным центром всей столицы.
Во второй половине XVIII столетия знаменитый архитектор Роберт Адам предложил построить здесь триумфальную арку с колоннадами по обеим сторонам. Отчасти эта идея воплотилась в проекте Децимуса Бартона, который в начале аллеи Конститьюшн-хилл возвел триумфальную арку Веллингтона с конной статуей герцога на аттиковом этаже. В 1912 году ее заменили бронзовой статуей богини победы на колеснице. Веллингтон, выигравший у Наполеона сражение при Ватерлоо, удостоился памятника напротив арки.
Мраморная арка была запроектирована в 1827 году Джоном Нэшем, как триумфальные ворота Букингемского дворца. Только старшие члены Королевской Семьи, а также всадники Королевской Артиллерии и Отряда Короля могли пройти через Мраморную Арку.
За образец была взята знаменитая Триумфальная арка Константина в Риме, построенная в четвертом столетии нашей эры. Структуры обеих арок одинаковы: там и здесь — коринфские колонны на высоких постаментах и три арочных проема: один высокий в центре и два меньших по сторонам.
В 1851 году арка была перемещена. Одни говорят, арку переместили из-за того, что ее центральный проем был слишком узок для проезда карет. Другие утверждают, что, когда дворец был расширен в 1851 году, королева Виктория попросила создать более уединенное место для проживания своей семьи. Теперь Арка стоит возле Ораторского уголка в Гайд-парке, на западном конце Оксфорд-стрит в Лондоне. Раньше на этом месте находилась виселица Тайберн (Tyburn) — место публичных казней с 1388 по 1793. Сегодня все могут свободно проходить через Арку.
ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ.