Сумерки синеют — город поглощают, оставляя только то, что искусственным светом освещено. Фостеровский купол — Сити холл — скоро тоже уйдет, останется лишь Тауэрский мост, связавший между собой не только два берега Темзы, но и XV и XIX век…
Когда я увидела эту фотографию, мне пришла в голову печальная мысль: вот и они «дом Дельвига» убивают ради респектабельности столичного града. А мы зачем это делаем — ведь в нашем настоящем кроме «дома Дельвига» нас не греет ничего?
Ломбард-cтрит (англ. Lombard Street) — центральная улица в Лондонском Сити, деловой части Лондона, на которой располагались крупнейшие банки, другие финансовые организации. С 1691 г. здесь находилась знаменитая кофейня Э. Ллойда, позднее ставшая крупной финансовой корпораций Lloyd’s of London. Является, также как и Уолл-стрит в Нью-Йорке, символом, олицетворяющим деловую жизнь города и страны.
Название произошло от итальянской провинции Ломбардия, столицей которой является Милан. В Милане,также как и в других городах Италии возникли первые банки. Благодаря этому улица в Лондоне, на которой располагались первые банки Англии, основателями которых в том числе были и выходцы из Ломбардии (один из сыновей Ротшильда), получила название «Ломбардской» — Lombard Street.
Площадь Пикадилли-Сёркус была создана в 1819 году, на перекрёстке между улицей Пикадилли и фешенебельной Риджент-стрит, фасады зданий которой были обновлены 60 лет назад. Здесь находится кафе «Рояль», где в начале века встречались литераторы и художники.
Сёркус — любимое место встречи жителей Лондона — всегда была предметом различных городских проектов и даже сейчас находится в процессе реконструкции. Фонтан Эрос появился после реставрации. Скульптура, на самом деле, называется Шафтсбери и была создана в 1892-1893 года сэром Альфредом Джильбертом в честь графа Шафтсбери.
Что-то видится родное в запустении таком…
Сити-Холл, то есть Лондонская мэрия. Знаток, мне неизвестный, делится очень интересными сведениями по этому поводу… «Мы привыкли к тому, что здания вроде мэрии — это скучные офисы, в которых сидят скучные чиновники и занимаются скучной бумажной работой. Снаружи такие здания обычно напоминают огромные каменные или стеклянные ящики, в которых для пущей важности порой устраивают какой-нибудь каменный портал, дабы посетитель с самого входа ощущал трепет перед величием градоначальства. А тут — какой-то недоразрезанный арбуз из стекла!
Критики пишут, что мэр Большого Лондона Кен Ливингстон хотел этим зданием сказать, что муниципальная работа — не мертвое, а живое дело, и что ему не чужда склонность к оригинальности и юмору.
Ливингстон пригласил для работы над проектом одного из самых знаменитых британских архитекторов — сэра Нормана Фостера. Критики, усматривающие в новом здании тьму дефектов, в одном сэра Нормана упрекнуть не могут — в робости.
Вглядываясь в это необычное сооружение, мы замечаем следы спиралевидной композиции, которая отчасти напоминает Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, построенный великим американским архитектором Франком Ллойдом Райтом, отчасти так и оставшуюся в чертежах «Башню Татлина». Политически оба символа указывают в сторону социализма и демократии — комбинация, отвечающая настроениям «Красного Кена», как называют лондонцы своего мэра.
В новом здании мэрии использованы не только новейшие строительные конструкции, но и ряд экологических новинок, например, солнечные батареи, которые будут обеспечивать энергией аппарат лондонского градоначальника. Кроме того, круглая форма здания значительно уменьшает потерю тепла».
Мэрию покажу непременно в альбоме
«ДИАГНОЗ: НОРМАН ФОСТЕР И РИЧАРД РОДЖЕРС».
«Когда я хороший, у меня такое настроение: когда я, как говорится, плохой, это тоже настроение. Я никогда не знаю, каким я буду в ту или иную минуту. Иногда мне нравится сидеть дома после ужина и читать «Сон Геронтия». Я люблю чечевицу и холодную воду. Иногда должен пить абсент и всю ночь напролет веселиться со шлюхами. Мне нужна музыка и подходящие к ней грехи. Бывает,я хочу бедности, убожества, грязи… У души есть свой Уэст-Энд и свой Уайтчепел».
Р.Хиченс «Зеленая гвоздика»
На Трафальгарской площади, на вершине колонны, высотой 145 футов, установлена фигура Нельсона. Памятник этому легендарному адмиралу, победителю Трафальгарской битвы 1805 года, окружён четырьмя львами. Это работа сэра Эдвина Лендсера. Четыре бронзовых барельефа, у основания колонны, сделаны из расплавленных пушек, захваченных во время морских сражений у французского флота, и изображают сцены этих сражений.
На северной стороне Трафальгарской площади расположена Национальная галерея, на южной — Уайтхолл.
На площади всегда много не только людей, но и голубей. Каждый год сюда из Норвегии присылают новогоднюю ёлку, вокруг которой собираются люди накануне Нового года.
Риджент-стрит – одна из самых известных лондонских улиц. Не только потому, что на ней расположены знаменитые магазины и рестораны, но и потому, что она чуть ли не единственная лондонская магистраль, ставшая результатом единого архитектурного замысла наподобие улицы Зодчего Росси в Санкт-Петербурге или улицы Риволи в Париже.
Но все же из всех подобных улиц Риджент-стрит – самая большая и монументальная. Она связывает южный центр лондонского Уэст-энда с Риджент-парком и служит, таким образом, удобной транспортной коммуникацией в хаотичной средневековой планировке Лондона.
О том, что такая коммуникация жизненно необходима для города, говорили уже в XVIII веке, но только в начале XIX века осуществление этого грандиозного градостроительного замысла стало реальностью.
В условиях частной собственности на землю такого рода реконструкция городской планировки была сопряжена с неимоверными трудностями. Джон Нэш, архитектор, которому было поручено вести проектирование и строительство, был обязан оценить все попадающие под снос участки и перепродать их новым владельцам, становящимся таким образом инвесторами реконструктивных работ.
В то время страной правил так называемый Принц Регент, будущий король Георг IV. С 1811 по 1820 год он исполнял обязанности фактического правителя страны, так как его еще живой отец Георг III был признан умалишенным. Время с 1811 по 1820 годы называется эпохой Регентства. Тогда-то и развернулись в Лондоне реконструктивные работы, которые возглавил любимый архитектор принца-регента Джон Нэш.
Центральная часть Риджент-стрит, соединяющая Пикадилли-серкус с Оксфорд-серкус, называется Квадрант, так как она имеет криволинейную форму. На этой части расположены дорогие роскошные магазины. Здания обрамляют обе стороны улицы, а для вливающихся в Риджент-стрит небольших улочек устроены роскошные арки, напоминающие знаменитую арку Главного штаба в Санкт-Петербурге.
Здания, обрамляющие Риджент-стрит, проектировались не только Джоном Нэшем, но и плеядой выдающихся мастеров английского классицизма начала XIX века – С.Кокерелллом, Дж.Соаном, Р. Смерком.
Первоначально тротуары Риджент-стрит были обстроены колоннадой, которая защищала пешеходов от дождя, но впоследствии из-за необходимости расширить проезжую часть эти колоннады были снесены. Впрочем, Риджент-стрит по-прежнему сохраняет величественный вид благодаря классическим фасадам и изящным арочным проездам.
Да-да, это столь волшебно, что хочется мне дать совсем не информационный комментарий… То — вид на Лондон из Космоса. Все земное — конкретное — ушло. Осталась Вселенская космограмма. Две координаты определяют Миссию, Судьбу, Бытие того, что очерчено Кругом. Координаты, как положено, уходят в бесконечность, подтверждая значимость со-бытия, возникшего в их перекрестии. Оно было не простым: с какими-то внутренними завихрениями, соскальзываниями с Круга и скольжениями. Наверное, пользуясь космическими технологиями, можно узнать дальнейшее движение. Нам — землянам — остается одно: испытывать восхищение.
Все ушло — остался только мост…
Разглядим его подробнее и взлетим…