Автор воссозданного из руин Пьерфона был мастером Слова, оставившим после себя изречения, которые называют «афоризмами великих людей». Зная это, я собрала еще один альбом, посвященный непосредственно Виолле-ле-Дюку. Слова звучат на фоне Химер.
РАБОТА ЗАВЕРШЕНА 09.12.2011
Такого Замка при Людвиге Орлеанском, его для себя построившем, не было в реальности. Перед нами — воссоздание на основе замковых руин того Идеального мира, в котором запечатлен Дух Великих рыцарей. Автор воссоздания — Виолле-ле-Дюк.
Значит, этот замок — ХИМЕРА: фантастическое сочетание
воображения и знания крепостной, дворцовой, храмовой
архитектуры Средних веков.
Она возникла, потому что Время потребовало
разобраться на тенях реалий в сущности былого.
ХИМЕРЫ не шутили: ждать дольше было нельзя…
Привожу комментарий просвещенного туриста… «От крепости Людовика Орлеанского сохранились основания стен и башни. Архитектор Виолле-ле-Дюк начал восстановительные работы в 1857, но в 1879 году умер, не успев завершить работу. На смену ему пришел его ученик Ураду, и в 1885 году реставрация была закончена.
Этот «новодел» выглядит более готическим, чем оригинальные постройки Средних веков. Конечно, искусствоведы абсолютно правы, когда говорят, что при постройке были нарушены и историческая точность, и архитектурный канон, НО ЗАМОК ПОЛУЧИЛСЯ ОЧЕНЬ КРАСИВЫМ!»
Устрашающе-красивым, если приглядеться, —
не могу не уточнить я, в силу свойственных мне
любознательности и любопытства…
У Эжена Эммануэля Виолле-ле-Дюка свои объяснения, почему он придерживается используемых им принципов художественной стилизации… «Реставрировать здание – не значит только чинить и укреплять его, но… следует доводить его до той законченности, которая, возможно, никогда бы и не была им достигнута».
Блистательное заявление, подивитесь…
Задача реставратора — постичь,
каким должно было быть произведение
в ЗАКОНЧЕННОМ, ЗАВЕРШЁННОМ, СОВЕРШЕННОМ виде
и сделать то, что в реальности не могло быть достигнуто
в силу самых различных привходящих обстоятельств.
Чтобы осуществить опасную для реалий установку,
Виолле-ле-Дюку не пришлось ломать Замок и строить заново.
Это уже сделал задолго до него темный кардинал Ришельё,
старавшийся удовлетворить лишь собственные амбиции.
Начинаю более подробный рассказ о выдающемся авторе воссозданного из руин замка Пьерфон…
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК, ЭЖЕН ЭМАНЮЭЛЬ (1814–1879) — архитектор, историк, археолог, реставратор, инженер, декоратор, художник, один из лидеров романтического историзма, идеолог неоготики.
Родился в семье высокопоставленного парижского чиновника, близкой к артистическим кругам: мать Эжена устраивала богемные салоны, дядя по матери — известный художник Эжен Делеклюз. В 1830 году, во время Июльской революции, Эжен Эммануэль оказался на баррикадах, а затем отказался поступать в престижное училище изящных искусств, предпочитая практическую работу учеником в архитектурной фирме Ашиля Леклера.
Окончив Бурбонский коллеж со степенью бакалавра (1830), Виолле-ле-Дюк решил стать архитектором. Для этого он совершил ряд творческих поездок в 1831-1837 годы: Овернь, Прованс, Нормандия, замки Луары, Пиренеи, Лангедок; Рим, Сицилия, Неаполь, Венеция. С 1834 года преподавал (с перерывами) в Рисовальной школе. В 1838 году стал аудитором Совета по архитектуре — одной из двух основных организаций Франции по охране и реставрации исторических памятников. В 1846 году — архитектор аббатства Сен-Дени. С 1853 года до отставки за вольнодумство в 1874 — генеральный инспектор епархиальных сооружений Франции. В 1863 году — профессор Школы изящных искусств. С 1874 года Виолле-ле-Дюк занимался завершением проектов и вопросами организации городской экологии Парижа, муниципальным советником которого оставался до конца жизни.
Был кавалером (позже офицером и командором) ордена Почетного легиона, российского ордена св. Станислава II степени и др.
Умер Виолле-ле-Дюк в Лозанне 17 сентября 1879 года в возрасте 65 лет, из коих добрая половина ушла на немыслимый по творческой напряженности труд.
Выше перечислены только должности. Список выполненных реконструкций-реставраций кажется неправдоподобным…
В 1840 году ему было поручено возглавить реставрацию базилики Сент-Мадлен в Везле (XII в.) и часовни Сент-Шапель в Париже совместно с Ж. Б. Лассю, с которым в 1844 году они выиграли конкурс на реставрацию собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Реставрировал также укрепления Каркасона (1849) и Авиньона (1860-1868), соборы Амьена (1849-1875), Реймса (1861-1873) и Клермон-Феррана (с 1862), церкви в Пуаси (1852-1865) и многое другое, среди которого трудно найти время, затраченное на Пьерфон.
Большой вклад Виолле-ле-Дюк внес в натурное изучение и реставрацию средневековой архитектуры, особенно в «стилевую» реставрацию, стремившуюся восполнить неизбежные во времени утраты путем проникновения в ПСИХОЛОГИЮ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХУДОЖНИКА, ЕГО ЗАМЫСЕЛ, в ДУХ ЭПОХИ.
Тезис, которым руководствовался Виолле-ле-Дюк, таков…
«Изучение прошлого необходимо, но при условии,
чтобы из него выводились принципы, а не формы».
Виолле-ле-Дюк был сторонником научного изучения и точной фиксации открытий, в том числе с помощью молодой тогда фотографии и традиционных чертежей и рисунков. Он являлся одним из лучших мастеров рисунка, который он использовал не только в архитектурной практике, но и при оформлении книг (249 рисунков, привезенных из путешествий, были опубликованы в 1837-1844 в архитектурном обозрении — «Voyages pittoresques et romantiques dans l’ancienne France».
Став знатоком мельчайших археологических деталей архитектуры прошлого, он попытался выстроить аналитическую модель средневековой конструктивной системы — в основном готической, которая представлялась ему универсальной и совершенной. Подробно Виолле-ле-Дюк представил эту систему в «Толковом словаре архитектуры» (Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIé au XVIé siècle. P., 1854-1868. 10 vol.), послужившем толчком к появлению в Европе движения «за возрождение готики» (gothic revival).
Взгляды Виолле-ле-Дюка во многом определили развитие реставрации не только в XIX, но и в XX веке. В их основе лежат романтизм и архитектурный рационализм, видение в постройке конкретного воплощения стиля, который следовало «восстановить» даже в том случае, если здание не имело его в прошлом. Для этого, считал Виолле-ле-Дюк, следует выделить особые черты, определяющие индивидуальность постройки, и попытаться восстановить ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО СТИЛЯ.
Какой ужас!
Судя по Пьерфону, полный восторг!
Этот реставрационный метод подвергся жесткой критике, особенно со стороны английских коллег: выражение «реставрация а ля Виолле-ле-Дюк» стало нарицательным обозначением волюнтаристской и деструктивной стилевой реконструкции.
Тем не менее труды Виолле-ле-Дюка углубили понимание средневековой архитектуры и прояснили подход к ее реставрации. Особенно важно, что Виолле-ле-Дюк считал предметом исследования и восстановления не только внешний облик здания, но и его конструкцию. Позже он перешел к использованию казавшихся ему наилучшими современных материалов и более сложных, чем первоначальные, методов, с целью более надежной защиты здания от воздействия внешней среды и т. п.
Новодел! Утрата подлинности!
Трудно возразить, но беда-то в том,
что ПЛОТЬ лишена права на Вечность —
вечен только ДУХ…
Труды Виолле-ле-Дюка оказали влияние и на развитие в XIX веке новой, нетрадиционной архитектуры в Европе, Америке и России. Он обучил целое поколение архитекторов, которые начали активно применять новые материалы (чугун, сталь, бетон). Большое внимание Виолле-ле-Дюк уделял каркасным и ажурным металлоконструкциям, в которых видел развитие принципов готической архитектуры. Ведущие теоретики архитектуры XX в. (А. Гауди-и-Корнет, Л. Э. Салливан) постоянно обращались к его трудам, цитировали его «Беседы об Архитектуре», что наряду с трактатами Витрувия и Альберти образовали теоретический фундамент искусства архитектуры Нового времени.
Виолле-ле-Дюк признан как великий мыслитель,
подвижник культуры, «пророк современной архитектуры».
Особое влияние Виолле-ле-Дюк имел на развитие церковной архитектуры и реставрации в России. См. «Реставрация древних архитектурных памятников (по Виолле-ле-Дюку)»
Н. В. Никитина // Древности: Тр. МАО. М., 1887. Т. 11. Вып. 3. Его взгляды в России воспринимали как новаторские, защищающие национальное наследие, призывающие вернуться к народным истокам искусства.
Дискуссии о происхождении древнерусского церковного искусства вызвала книга Виолле-ле-Дюка «Русское искусство: его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879. Отказываясь причислить древнерусское искусство к европейскому, Виолле-ле-Дюк предложил свою схему его происхождения, близкую «евразийской», и назвал Русь «лабораторией, в которой искусства, занесенные со всех концов Азии, соединились вместе для принятия формы, средней между миром восточным и миром западным». Формы русского церковного зодчества виделись Виолле-ле-Дюку не подражанием, а развитием исходных (не только византийских) образцов,
к XV веку достигших самобытности, а в XVI веке давших подлинные шедевры.
Ф. И. Буслаев обвинил Виолле-ле-Дюка в стремлении «вытолкать Россию из Европы в Азию». И однако, книга принесла развитию русского искусствознания большую пользу, позволив взглянуть на национальное искусство со стороны. Понимая это, часть русских ученых (В. И. Даль
и Н. В. Султанов) приветствовали книгу, особенно за использованный в ней функциональный и конструктивный анализ.
Фундаментальные, тщательно иллюстрированные труды Виолле-ле-Дюка (в первую очередь, 10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI–XVI веков», 1854–1868, и 6-томный «Толковый словарь французской утвари и обстановки от каролингской эпохи до Ренессанса», 1858–1875; последний частично переведен на русский язык) оказали огромное воздействие на развитие неоготического вкуса.
«Толковые словари» открыли в европейском книжном деле целое направление. Иллюстрированные словари и энциклопедии древностей появились в Англии, Германии и др. странах, но в их ряду труд Виолле-ле-Дюка остался базовым: все авторы или составители изданий такого рода широко использовали его, дополняя новыми фактами. За прошедшие полтора века историческая наука ушла далеко вперед, возникла дискуссия по поводу частных вопросов, но не всего комплекса «Толковых словарей».
Самый большой интерес всегда вызывала богато иллюстрированная книга Виолле-ле-Дюка «ЖИЗНЬ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА». Отрывки из нее изданы в черно-белом варианте в Санкт-Петербурге издательством «ЕВРАЗИЯ» в 1997 году.
И это — счастье, потому что каждый желающий
может поговорить о Средневековой культуре
с великим знатоком Сущности этого периода,
его Духа, образов и форм…
Предлагаю, сразу же разговор и начать…
«Средние века непосредственно соприкасаются с нашим временем». Виолле-ле-Дюк находится во второй половине XIX века, речь ведет о периоде, тянущемся с XI по XVI век. Свидетельства тому…
«Мы сохраняем большую часть традиций этой эпохи».
«По многочисленным документам нам известны
нравы и обычаи людей Средневековья,
которые во многом сохраняются и у нас».
«Архитектура и живопись Средневековья еще существуют,
а литература, оставленная поэтами, романистами
и хронистами того времени, — необъятна».
Вывод, который делает Виолле-ле-Дюк, —
на следующей странице…
«Если мы не знаем Средневековья, значит, мы не хотим его знать, не берем на себя труд вдумчиво и внимательно изучить накопленные веками богатства, от которых нас отделяют не годы, а предрассудки, тщательно культивируемые теми, кто процветает за счет невежества и живет им».
Повторяю, как откровение…
ОТ БОГАТСТВ ПРОШЛОГО НАС ОТДЕЛЯЮТ НЕ ГОДЫ,
А ПРЕДРАССУДКИ, КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ НЕВЕЖЕСТВОМ —
ТОЛЬКО ИМ…
«Человек рождается без багажа знаний — как сегодня, так и во времена Ноя. То, чем он становится к двадцати пяти годам, — лишь концентрированный результат познаний, опыта и наблюдений, полученных усилиями двухсот поколений.
Если по равнодушию, лени или самомнению кто-то пренебрегает частью этих богатств, в его восприятии мира неминуемо возникает пробел, становящийся серьезнейшей помехой правильному развитию цивилизованного человека».
Посчитаем? По Виолле-ле-Дюку ритм смены поколений — 25 лет. Опыт 200 поколений имеет длительность в 5 тысяч лет. Чтобы стать цивилизованным человеком, нужно потратить детство и юность на постижение истории Мировой культуры, хотя бы с Древнего Египта начиная.
Если пренебрег ЧАСТЬЮ ЭТИХ БОГАТСТВ, цивилизованным человеком не стал. Если остался в полном неведении, что эти богатства существуют… Остался на уровне первобытного человека? Что вы, первобытные люди чрезвычайно активно осваивают мир. Значит…
НЕЗНАНИЕ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЕВРАЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА В НЕЛЮДЯ.
ТОЛЬКО-ТО И ВСЕГО.
«Для прогресса цивилизации и совершенствования человечества необходимо сочетание нескольких составляющих. Это — воспитание, просвещение и, как следствие, УМЕНИЕ И ПРИВЫЧКА РАЗМЫШЛЯТЬ, т. е. судить не на основе предубеждений, а внимательно изучив то, из чего делаются выводы.
Правильное воспитание развивает чувство долга, которое — не что иное, как клятва верности ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ. Просвещение учит судить обо всем только после тщательного изучения предмета».
Мы тоже призываем к умению думать,
но редко кто думать самостоятельно начинает.
Почему? Убежденности не хватает и широты суждений.
«Священный огонь не загорается сам собой, —
чтобы он запылал, нужно собрать топливо,
сложить его в очаг и раздувать, иногда долго раздувать,
пока удастся добиться первых проблесков пламени.
Тогда, действительно, если все было хорошо подготовлено
в очаге, этот огонь начинает постепенно согревать вас,
он светит, он сверкает, он вас обжигает, но, повторяю,
для этого нужно потрудиться».
Ах, Виолле-ле-Дюк, Вы — поэт!
Мы — тоже поэты, только трудиться не хотим и не умеем…
Что говорит о Средневековье человек, знающий этот период Мировой культуры лучше, чем кто либо?
«Вся история средних веков — это ВЫЗОВ ЗЛУ.
Зло зачастую обладает огромной силой,
но никогда не может заглушить протеста.
Угнетенный бывает побежден, предан,
но НЕ БЫВАЕТ ПОКОРЕННЫМ».
Да здравствуют средневековые Химеры —
фантастическое воплощение протеста против зла,
требующего победы Добра — Всеобщего!
Химеры пугают… Потому что знают:
трусы не побеждают никогда.
Католицизм средневековья нередко жесток, деспотичен и слеп, но он не унижается до компромиссов и сам не унижает лицемерием. Он способен сжигать еретиков, но не ослабляет душу, а в интересах общества, может быть, лучше жечь тела, чем загрязнять либо иссушать разум».
Жестко сказано. По-видимому, Средневековье таким суждениям научило. Несомненно — уверен Виолле-ле-Дюк…
«В те смутные, необузданные времена люди обладали
жизненной силой, способной противостоять
самым тяжким испытаниям».
«Цель воспитания — не столько смягчать души,
сколько закалять их, и это хорошо понимали
в те самые средние века, о которых так мало знают
и так легковесно судят».
Самые высокие слова Виолле-ле-Дюк сказал о Женщине…
«В средние века женщина никогда не требовала какой-то эмансипации, о которой в наши дни мечтают некоторые болезненные умы. У нее были более важные дела: она создавала мужчин и, не теряя духовной независимости, хранила среди распрей, хаоса и страстей повседневности возвышенные нормы поведения, часто определявшие для нее роль арбитра».
«Что особенно украшало женщину
в те века бесконечных распрь — это НЕЗАВИСИМОСТЬ
и ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА».
Всё, на этой высокой ноте заканчиваем разговор.
Спасибо, сир…