ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭЛЛАДЫ
(ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО АРИСТОТЕЛЕВА ИЕРАРХИЯ)
Принцип построения любой иерархии — вертикализм. Внизу — минимум определенного качества. Наверху — максимум. И в рассматриваемом случае все, как должно.
Аристотелева иерархия связывает воедино три качества, под воздействием которых рождается ИДЕАЛЬНЫЙ СОЦИУМ:
СВОБОДУ — ЗНАНИЕ — ВЛАСТЬ
СВОБОДА дарует ЗНАНИЕ,
ЗНАНИЕ дарует ВЛАСТЬ.
И это правильно, потому что наличие «властвующего» и «подчиненного начала», по мнению философа, — «Всеобщий закон природы, действующий на всех уровнях: и государства, и отдельного человека, в котором ведут борьбу за целое противоположности — душа и тело, рассудок и чувство».
По Аристотелю, власть над людьми может быть «двоякой: присвоенной (мнимой) и заслуженной духовным превосходством (подлинной)». В Аристотелевой иерархии запечатлено состояние общества, что возникает при достижении «власти подлинной» — даруемой «духовным превосходством».
В моем мозгу тоже возникает… вопрос наивный. С какой точки зрения одна власть подлинна, а другая мнима — с идеальной или реальной? В реальной жизни, все историки то подтвердят, даже в прекрасной Элладе «духовное превосходство» никогда не имело столь решающего значения. В идеале, конечно же, все иначе. В идеале, несомненно, «духовное превосходство» — сила. Значит…
В АРИСТОТЕЛЕВОЙ ИЕРАРХИИ ЗАПЕЧАТЛЕНО ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭЛЛИНСКОГО ОБЩЕСТВА, КОТОРОГО, НА САМОМ ДЕЛЕ, НИКОГДА НЕ БЫЛО.
ЗНАЧИТ, НА САМОМ ДЕЛЕ, АРИСТОТЕЛЕВА ИЕРАРХИЯ -ТИПИЧНАЯ УТОПИЯ: ТО, ЧЕГО НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ.
Стагирит этого не знает: нет у него, счастливого, накопленного человечеством опыта оборачивания утопий в антиутопии. Стагирит старательно продумывает свою замечательную иерархию до деталей. Что делать нам? Отринуть печаль и пойти за философом следом, имея в виду не только научный интерес. По-моему, есть в тщательном разглядывании неосуществимых идей что-то особое — тебя лично касающееся, потому что, согласитесь, в душе своей долготерпивой каждый верит в Идеал.
Первая или нижняя ступень Аристотелевой иерархии:
степень свободы — нулевая;
знания недоступны по природным ограничениям;
власти, соответственно, тоже нет -ма находятся РАБЫ, располагающие «физическими силами, чтобы оказывать помощь
в удовлетворении наших насущных потребностей». Рабы — «одушевленная собственность господина», «активное орудие».
Заметили? Одним махом великий философ снимает проблему исполнения «черной работы»! Современные развитые общества, чтобы решить эту проблему, роботов изобрели, а здесь — в роботов превращены люди. И вы хотите обличить Стагирита в безнравственности? Не спешите, по Аристотелю истоки рабства заложены в человеческой природе. Задумайтесь о том, что говорит философ, задумайтесь, пожалуйста, господа…
«РАБ ПО ПРИРОДЕ — тот, кто может принадлежать другому» (может сам отказаться от свободы — уточнение мое) и «кто причастен рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает».
Услышали? В рабство, принято считать, попадают насильно — против собственной воли, что всегда свободолюбива. Аристотель утверждает иное: рабом можно родиться — жить по собственной воле в подчинении, исполнять чужие приказания, не имея ни мыслей собственных, ни желаний. Ужас — хочется закричать: то — навет на род человеческий! Согласитесь, то — страшная правда, которой так трудно смотреть в глаза…
Вторая ступень Аристотелевой иерархии
есть видимость свободы;
есть возможность овладеть каким-то умением;
нет власти — есть подчинение обстоятельствам.
Здесь действуют РЕМЕСЛЕННИКИ, «живущие от рук своих».
По природе они свободны: их существование самодостаточно,
благодаря чему они могут не принадлежать господину, но…
Это — лишь видимость свободы, потому что ремесленник
находится в состоянии «ограниченного рабства» или —
РАБСКОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ ТРУДУ
КАК СРЕДСТВУ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Не понятно? Ремесленник рассудком обладает и достаточным, чтобы в результате его умения возникло произведение искусства (например, архитектуры). Проблемы ремесленника — в ПОДЧИНЕННОСТИ ТРУДУ КАК СРЕДСТВУ СУЩЕСТВОВАНИЯ! Для него жить — значит трудиться, причем, не выходя из замкнутого круга «дурного однообразия». Грустно, как от любой страшной правды, не так ли, господа?..
Третья ступень Аристотелевой иерархии:
есть возможность свободы;
есть необходимость овладеть определенным знанием;
есть мини-власть над теми, кому это знание недоступно.
Здесь действуют МАСТЕРА в «практической деятельности»,
которой они занимаются сообразно полученному ими
«прикладному знанию» в конкретной сфере наук и искусств.
Если мастер достигает высокой степени мастерства, он обретает свободу выбора в препровождении времени: хочу — делаю это, не хочу — делаю другое, только всегда что-нибудь делаю, потому что жить, не работая, у меня нет возможности.
Три ступени иерархии, связанные с «деланием вещей» или физическим трудом, исчерпаны. Впереди еще три ступени, соотнесенные с умственным трудом. Вам интересно, благодаря чему происходит разделение физического и умственного труда в Аристотелевом идеальном обществе? Вам интересно, почему РАБ или РАБОТЯГА ПРОСТОЙ никогда не сможет превратиться в ГОСПОДИНА? Все очень просто…
Чтобы быть господином и в прекрасной Элладе,
нужно «владеть достаточным состоянием»
и свободно распоряжаться своим «досугом».
Чтобы проводить его в праздности? Ни в коем случае! Аристотель считает: «Лишено основания превознесение бездеятельности над деятельностью, так как счастье предполагает именно деятельность». С этим замечательным положением нельзя не согласиться. Есть другой вопрос — откуда может взяться «достаточное состояние»? Ответьте, Великий учитель! Не говорит: обходит молчанием, наверное, затем, чтобы сами догадались. Сейчас попробуем…
Первая догадка. Заработать «достояние» нельзя — рухнет иерархия, если каждый, кому вздумается, будет перепрыгивать со ступени на ступень в зависимости от материального достатка, имеющегося у него на данный момент.
Вторая догадка. «Достояние», достаточное, чтобы не заниматься физическим трудом, дает сама Природа по отпускаемому ею людям «праву рождения». Тех, у кого нет такого замечательного права, Природа привязывает к зарабатыванию средств существования как к вечному наказанию. Природа вынуждает человека таскать это тяжкое, рабское, ярмо в течении всей своей жизни земной.
Третья догадка. «Рассудок» — основу «разумной инициативы», тоже дает людям сама Природа по «праву рождения» или по «воле случая» — себе на забаву. Тех, у кого нет такого замечательного права, Природа наделяет «первичной способностью понимать чужие приказания». Значит…
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИЕРАРХИЯ
АРИСТОТЕЛЯ
ДЕРЖИТСЯ НА СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМ,
ДЛЯ УМА НЕПОСТИЖИМОМ,
НАЧАЛЕ: В НЕЙ ВСЕ — «В РУКАХ ПРИРОДЫ» (ИЛИ БОГОВ?).
ССЫЛКА «НА ПРИРОДУ» ЛИШАЕТ ЧЕЛОВЕКА
СВОБОДЫ ВЫБОРА,
А СООТВЕТСТВЕННО, НЕ МОЖЕТ НЕ ПРЕВРАТИТЬ
КОНСТРУИРУЕМОЕ ФИЛОСОФОМ ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
В МЕРТВУЮ СИСТЕМУ — ЛИШЕННУЮ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ.
Это так печально, потому что есть в Аристотелевом детище проникновеннейшие прозрения. И какие! Они — как идеальное (увы!) руководство к действию, на достижение Добра направленное…
По Аристотелю рассудок — всего лишь возможность,
конечно же, «полученная по природе».
По Аристотелю обучение — не простое узнавание нового,
а «совершенствование в мыслительной добродетели»,
что позволяет природную возможность осуществить на деле.
По Аристотелю «видимый результат» обучения —
не количество выученного,
а «умственная и нравственная сила»
или то «оружие», которое «дала природа человеку,
чтобы он пользовался им, как велит стремление к благу».
Согласно этим представлениям, четвертая — шестая ступени
Аристотелевой интеллектуально-деятельностной иерархии
отличаются следующими особенностями:
есть ПОДЛИННАЯ СВОБОДА —
независимость от работы как средства существования;
есть ДЕЙСТВЕННЫЙ РАССУДОК, позволяющий овладеть
знанием любого уровня, вплоть до «чистого созерцания»;
есть ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ, которую дарует «замысел о благе»,
позволяющий управлять другими членами социума,
«разумной инициативы лишенными».
Все это свойственно ГОСПОДАМ — носителям интеллекта,
осмысляющего и организующего жизнь социума.
Вот как сложно быть ГОСПОДАМИ!
Вот как важно каждому обществу иметь, хотя бы прослойку,
состоящую из ПОДЛИННЫХ (АРИСТОТЕЛЕВЫХ) ГОСПОД!
На четвертой ступени господа осуществляют множество интеллектуально-управленческих деятельностей, опирающихся на «высшее знание» обо всем, что относится к определенной сфере наук и искусств. Например — к архитектуре, где теоретизирует (идеи, замыслы рождает) архитектор. Зодчий строит. Чистый архитектор-теоретик пишет трактаты об «определенном благе» или о том, что «наилучшим образом соответствует области архитектуры как таковой».
На пятой ступени иерархии господа осуществляют особую интеллектуально-управленческую деятельность — государственную, что опирается на «важнейшую науку», «объемлющую собой все другие», ибо в ее ведении находится «высшее благо народа и государства».
На шестой, самой верхней, ступени Аристотелевой иерархии господа занимаются философией или чистым «созерцанием всей природы вещей». Стагирит утверждает: «созерцательная жизнь выше той, что соответствует человеку, потому что в ней присутствует нечто божественное. И если ум божественен, то и жизнь, подчиненная уму, божественна в сравнении с человеческой жизнью». Философия или «созерцание первооснов» или «знание природы всех вещей», по Аристотелю, составляет «наивысшее блаженство», «совершенное счастье». Она позволяет достойному «возвыситься до бессмертия» — стать как Боги…
Так, вот в чем твоя вина, бедный Гипподам! Сидеть бы тебе на своем четвертом уровне, занимаясь теоретизированием по частному поводу, а ты… Ты нарушил принцип вертикализма, свойственный идеальной социальной иерархии, продуманной до мельчайших деталей! Каким должно быть идеальное государственное устройство, может судить лишь философ. Слово государственного мужа, имеющего опыт в управлении государством, тоже выслушать полезно, особенно, если он склонен к созерцанию первооснов. Все прочие теоретики не должны выходить из сферы своей деятельности. «Табу!» — сказал Великий философ: «Табу: идеал превыше всего того, что могут предложить реалии! Только чистый интеллект способен постичь и родить Божественный замысел!»
Вы заметили, что сделал с человеком Аристотель?! Он отдал его жизнь, такую сложную и многообразную, в подчинение умозрительной конструкции! Веря в «божественность человеческого разума», он сам попал в мертвую петлю «высшего рабства»…
С предельной формы рабства, по Аристотелю,
начинается ПУТЬ ПОЗНАНИЯ: нет ничего —
ни желания свободы, ни попыток развить рассудок,
человек живет в полной духовной слепоте,
представляя собой бездуховную материю или плоть,
наделенную и осуществляющую «первичные потребности».
Стремясь к свободе, знанию и власти над людьми,
человек поднимается на ступень «высшей духовности»,
что оказывается, как чистосердечно признается Аристотель,
той же — предельной формой «высшего рабства»…
Для человека, достигшего «высшей духовности»,
нет ничего, что было бы ценнее, желаннее, благостнее,
чем удовлетворение жадного стремления к прозрению.
Рассудок, развившись невероятно, превращает человека
в «мыслящую машину» — производящую «замыслы».
Такой человек живет, чтобы мыслить,
входя в обольщение возможностями собственного разума,
способного отнять у Природы все тайны — даже те,
что губительны для человеческого рода, для Природы.
Земное создание — человек, живет в убеждении,
что «замысел — это и есть создатель»,
а значит, он — Человеко-Бог, творящий Счастье,
проливая на всех, погрязших в Темноте, потоки Света.
О, «наивысшее блаженство»! О, «совершенное счастье»!
Прочь все покровы с Матери Природы!
Мифы говорят, снимать покровы с Богини Природы нельзя:
созерцание Божественной истины для человека смертельно!
Глупости плетут эти детские мифы:
ПОЗНАНИЕ — ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ, БЛАГА, ДОБРА!
Повезло Аристотелю, что он — «древний грек» и ему еще не известно то, что стало потом, когда рационально-материалистическая культура уже набрала жизненный опыт длиной в 2.5 тысячи лет.
Ах, как повезло великому Аристотелю, что он лишь родил замысел ГОРОДОВ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ, оставив другим возможность разбираться с проблемой оборачивания всего и вся своей противоположностью: Света — Тьмой, Правды — Ложью, Добра — Злом, Счастья — Горем!
Жаль, что не знал Аристотель, как ему повезло! И однако, прежде чем сочувствовать кому бы то ни было, нужно рассмотреть, что представляет собой предмет, вызвавший такие стенания…
<— ФИЛОСОФ АРИСТОТЕЛЬ ОБ АРХИТЕКТОРЕ ГИППОДАМЕ
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРВООБРАЗ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ (КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ) —>