Искушение Великой целью

Перед Полтавским сражением, что состоялось 27 июня 1709 года, Петр издал знаменитый «Полтавский приказ». Что за мысли! Что за форма выражения!

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за свой род, за Отечество… Не должна вас смущать также слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только жила бы Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Стоит привести еще один документ, написанный в 1702 году. То —«Манифест о вызове иностранцев в Россию». В нем есть налет растерянности. Может быть, из-за понимания, как отстали соотечественники от всезнающих, всеумеющих иностранцев, приглашаемых в учителя. Искренность — та же.

«С того времени, когда мы… вступили на престол наших предков, наше начальнейшее попечение было править государством таким образом, чтобы каждый из наших подданных чувствовать мог, что наше единственое намерение — усердно заботиться об их благосостоянии и процветании. И для достижения такого славного намерения употреблять всякие способы и возможности… И все, что служит к наилучшему обучению народа, то учреждать, дабы наши подданные чем дальше, тем ближе ко всем другим обученным христианским народам стоять могли…»

Задача сформулирована блестяще: и в целях, и в средствах. Но, не будем спешить. Есть, кроме речей, и другие свидетельства, раскрывающие содержание «славных намерений»…

Герб Петербурга — подобие герба Ватикана: столицы римско- католического папства. Там перекрещены ключи от «Рая», здесь — якоря. Якорь — обозначение флота. Он же — символ спасения и веры. Значит, сходства больше, чем различий. Если так..

Цель Петровых деяний — «блаженство и слава» России,
где все служит «благосостоянию народа».
У «славного намерения» есть Божественный прообраз —
Небесный рай», что в ведении Апостола Петра.
У «намерения» должен быть реальный предшественник —
«Парадиз на Неве», устраиваемый Царем Петром.

«Апокалипсис» утверждает, попытка осуществить «Рай» не там— потом, а здесь — сейчас, дает «Земной град», подобный «великой блуднице» — «городу Вавилону», обреченному «опустеть в один час». Причина — любой «Земной град», стремящийся стать равным «Небесному», не может не «сделаться жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу». Главная из «земных мерзостей»— поклонение «зверю»: «Сатане», «Антихристу»…

Есть ощущение, мучительное в своей неотступности, что Санкт-Петербург «поднялся из вод», чтобы всей своей трагической красотой дать ответ на библейский вопрос — почему только там и потом, а не здесь и сейчас?

Может быть, все дело в средствах достижения цели? Попытаемся получить ответ, имея перед собой Петров пример. Чтобы достичь желаемого, ему надлежало…

Встряхнуть закосневшее в своей неподвижности старое на бескрайних просторах Российских земель.

Создать новое, охватив все сферы общественной жизни страны, проникнув до самых глубин российского быта.

Связать свое Отечество с державами всего мира самыми различными узами, в том числе, и военного превосходства.

И осуществить все это — в течение трех десятков лет, если вести счет времени от Азовских походов, как это делал сам Петр.

Царю Петру предстояло бросить вызов всему и вся,
создав пространственно-временной центр
непомерной, для обычного Града, силы воздействия.

Кто подсказал? Возможно, «первобытная память», мирно спящая в мозгу каждого из нас. Нужно — и извлекается из ее глубин способ… Хочешь добиться принципиальных изменений в наикратчайший срок, займись пространственной реорганизацией целого! Идет эта крайняя мера из временных далей, уже неотличимых друг от друга, и повторяется с устрашающим постоянством…

Жил тот или другой народ на земле своих предков, храня могилы и святыни, — изгнать его, переселить в иное место, чужое для него, не имеющее никаких связей с прошлым этого народа.

Или, пусть живет, где жил, но — разрушить святилища: на месте языческих капищ возвести христианские храмы; на месте храмов — то, что оскорбляет любое религиозное чувство.

Можно поступить проще: изменить назначение пространственных центров. Сегодня ты — столица, завтра — провинция, грезящая о былом. Сколько этих «порфироносных вдов» горе мыкало на земле! Сколько «новых цариц» надеялось на долгое счастье!

Самый чудовищный способ пространственной переориентации— превращение места, где только что кипела жизнь, в «пустыню». Самый чудодейственный способ — возведение нового в одночасье в той же «пустыне-пустоте». Такое впечатление, будто перелистывал Царь Петр страницы Волшебной книги с набором магических средств…

Во имя коренных изменений в российской жизни,
сломал Царь Петр пространственную структуру страны.
Был «центр в центре» — переместился на периферию.
Все покачнулось — задрожало — преобразилось!

Пространственные изменения — не единственные: нужны и временные. Нет, не*календарные. Хотя, и от них не отказался Петр. Жила Россия в 7208 году от «Сотворения мира». Вдруг, оказалось, что это — 1700 год от «Рождества Христова».

Произошедшее показывает, чтобы страна преобразилась, должны стать иными отношения людей к трем составляющим времени: Прошлому— Настоящему — Будущему. Так и случилось…

Прошлое,до того свято чтимое,
стали подвергать насмешкам, ненависти,
видя в нем помеху новому-лучшему.

Будущее превратили в небывалое ранее —
ту Великую цель, для достижения которой
любые средства малы.

Настоящее,бывшее повтором одного и того же,
оказалось средоточием всех нововведений,
окрасивших жизнь россиян
в один яркий цвет — нетерпения.

Нельзя считать, что подобное отношение ко времени было свойственно не всем. Казнокрадство в особо крупных размерах, превращающее «создателей городов» в их «разорителей», — свидетельство того же нетерпения, только с отрицательным знаком.

Платили за нетерпение все: каждый по-своему. Петр заплатил самую высокую цену. Отдал свою жизнь — всю, до конца, без остатка, а заодно — и жизни подвластных ему «людишек» без счету. Нет, счет велся, но, попробуй — сосчитай.

Из 14 миллионов российских жителей отправлялось на работу в новую столицу по 20 тысяч два раза в год. Доходило не более половины. Остальные умирали по дороге, бежали. Беглецов ловили. Пойманным рвали ноздри и отправляли на каторгу. Дошедшие жили на невских берегах в землянках. Умирали беспрестанно от изнурения, голода, болезней… Из земли невской выходили россияне в ранние зори. В землю невскую уходили чаще, чем наступали зори вечерние.

Народ не безмолвствовал. Он складывал песни о Петре, давая точные и емкие характеристики мере Добра и Зла в его детище, например,— «Богатырь его построил, топь костями забутил…». Есть и другие песни — «Плачи». В них видно, каким народом «забутил» Царь землю во имя «Парадиза на Неве»…

«За речкой за Невагушкой,
За широкой переправушкой,
Не полынь-трава в поле зашаталася —
Что во поле да душа миленький мой.
Он не сам сюда зашел,
Не своей охотушкой, не охотою
Занесло дружка великою погодушкою;
Не погодушкой — великою неволюшкой,

«Подневольная жизнь наша боярская,
Жизнь боярская — служба государева,
Государева служба царя белого,
Царя белого, Петра Первого.
Тяжело служить день до вечера,
Что со вечера служить до полуночи,
Со полуночи служить До часу девятого,
От девятого часу служить
До белой зори!»

Перед нами все тот же приневский ландшафт. Северный, равнинный, изысканно-утонченный, жемчужно-чистый. С теми же пространственно-временными безмерностями. Правда, лишенными героической окраски. За «широкой переправушкой», разделяющей двоих, на том берегу, нет никого. Только уходит за горизонт «чистое поле», на котором «зашаталася полынь-трава» — зашлась в горе человеческая душа. «Душ полынных» под огромным небом — не счесть. Горе их неизбывно, вечно, как восходы и закаты солнца над «Невагушкой». Что клонит к земле «полынь-траву», тоже ясно: «жизнь подневольная», когда ты — ничто, все — «Белый Царь»!

Смотри, «Белый Царь»: народ и земля неразличимы. Народ уходит в землю. Земля прорастает народом — «травой». Так было всегда. Плачет его душа, но он сильней тебя. Потому что ты — Один. Один — под тем же огромным небом.

Царь Петр и подвластные ему «людишки»
едины в своем отношении к Мирозданию.
Для них равно поэтично Безграничное пространство:
в нем они черпают свою душевную силу.
Для них равно поэтично Бесконечное время:
ритмике его движения они подчиняют свои жизни.

На невских берегах творилось страшное преступление:
во имя «блаженства и славы России»
русский Царь «бутил топь» русскими людьми —
родственными ему во всем человеческими душами.

В аду титанических усилий Россия раскачивалась,
чтобы неистово и неудержимо ринуться
в бесконечную и безнадежную погоню за Счастьем.

«Отец Отечества» сделал достижение «Всеобщего блага»
государственной идеологией, религией, призраком…
Тем самым он совершил непоправимое:
вверг Отечество в библейский конфликт
между «Земным» и «Небесным градом».

Царь Петр — «Антихрист»? Нет, пожалуй. Есть разные люди. Для одних — другие миры» безразличны: хорошо то, что есть. Для других — то, что есть, невыносимо: манят корабли, уходящие за горизонт; манят звезды в бездонном небе; манят недостижимые, как звезды, Великие цели.

Царь Петр — не «Антихрист». Нет: он все взвалил на себя, ни с кем своей ответственностью за содеянное не поделился. Даже после смерти он  Один несет вину за всех, включая нас.

Царь Петр —_ «само-держец»: сам — виновник, сам — наказанный. Он— самый, что ни на есть, доподлинный русский мученик.

Народ Петра простил, рассказывают «исторические песни»… Простил, потому что и Русский царь, и Русский народ равно безразличны к сейчас текущей жизни. Потому что их лучшие чувства равно устремлены в Будущее — туда, где должна осуществиться извечная мечта русичей-россиян о царстве Света- Добра — Правды. Есть свидетельства тому…

Царь творил «Парадиз на Неве», полагаясь на себя
и очень русскую веру; «Чего бояться — с нами Бог!»
Русский народ сотворил подобное чудо давно:
то — «Китеж-град» в глубинах Светлояр-озера!

Вот так, добавился к двум городам — «Небесному Раю» и «Парадизу на Неве», третий город — отеческий, чудом спасшийся от ордынского ига, став невидимым. Он поднимется из вод, верили создатели «Китеж-град» поднимется непременно, если очистят люди свои души от зла.

В «Китеж-граде» соотнесены две веры:
в божественное провидение и в человека;
в то, что должно быть там-потом,
и происходит здесь-сейчас на родной земле.

«Китеж-град» создала высшая мудрость
много страдавших людей, по-своему разрешивших
вечный конфликт между «Земным» и «Небесным градом».

«Китеж-град» — не только идея, не только образ. Он имеет архитектурное воплощение, и не одно, и в дереве, и в камне. Пример такого воплощения — Кижский погост на Русском Севере.

Трудно поверить, но, Кижский погост — современник Санкт- Петербурга. Церковь Преображения, стремительно уносящая в небо свои двадцать два купола, поставлена местными плотниками — древоделами в 1714 году. Церковь Покрова с хороводом главок — в 1764 году. Новая колокольня в 1874 году. За этот же период Петербург поднялся на вершину архитектурной гармонии и начал решать проблемы, выходящие за границы архитектурной эстетики.

Несмотря на то, что Кижский погост и Санкт-Петербург появились на Русском Севере в одну и ту же пору , по художественной сути своей относятся они к разным сторонам одного и того же времени. Петербург всей своей поэтикой устремлен в Будущее. Кижи всей своей поэтикой связаны с глубокой древностью. Их пронизывают «языческие духи», как и то место, где царят две церкви и колокольня.

Сравнение их тем интереснее, что дельта Невы и Заонежье сходны по своим ландшафтным характеристикам. Там и там — живописные острова и островки. Там и там — Небо тонет в Водах. Там и там — из Безграничных далей смотрит Бесконечное время…

Кижский погост держит Безграничное пространство
мощью прорастающих в небо форм —
точно ведет космогонический бой в «чистом поле».

То — в былинном образе запечатленная сила Древа:
и Мирового, что определяет структуру Мироздания,
и природного, что становится и домом, и церковью.

То — неоспоримое свидетельство:
Русь должна преобразиться, стать новой Россией.

Вглядитесь, колокольня в «стиле ампир» несопоставима со своими чудо-предшественниками. Значит, старая художественная тема исчерпана: не привносит новых достижений. И однако, из этого не следует, что Петербург оказался победителем в споре…

В «Китеж-граде» на «Киж-острове»
сила Санкт-Петербурга, потому что два града —
«две полы», «два крыла» одной «Птицы времени».
Первая «пола» — Прошлое Руси-России.
Вторая «пола» — Будущее России-Руси.
Если в Настоящем «свиты» воедино обе «полы».
Птица времени» летит к Солнцу-счастью.

Вот так… Все зависит от Настоящего —
того единственного мгновения,
что принадлежит людям.

<— ИСКУШЕНИЕ КРАСОТОЙ

ЭПИЛОГ —>