Франческо Бартоломео Растрелли — придворный зодчий

Мы славу дщери зрим Петровой,
Зарей торжеств светящу новой…
Брега Невы руками плещут,
Брега Ботнийских вод трепещут.

Михайла Ломоносов.
«Ода… по коронации». 1742.

Взойдя на престол, Елизавета Петровна начала менять состав при­ближенных к императорскому двору. Так было до нее, так будет после на всех уровнях Власти. Возникли сложности у отца и сына Растрелли: перестали признавать их графский титул, якобы добытый недостойны­ми ухищрениями. Повод — два дворца, построенных Растрелли для Би­рона в Курляндии: один — в Руэнтале (Рундале), другой — в столице Митаве.

До наших дней дожили оба произведения. Трудно судить о полу­чившемся по современному состоянию некогда огромных дворцово-пар­ковых комплексов. Однако, создается ощущение, что их автор — уже Рас­трелли, но, еще не тот, каким он станет при «дщери Петровой».

Действительно, во дворце в Рундале есть все, что будет вскоре в Пе­тербурге. Это, по словам самого Расгрелли, — «…большой трехэтажный замок, содержащий более восьмидесяти апартаментов, не считая цер­кви, зала с большой галереей…». Перед дворцом — парадный двор, курдонер; за дворцом — регулярный парк из стриженых деревьев; в центре дворца — парадные лестницы, ведущие в двухсветный Большой зал; впра­во и влево тянутся анфилады меньших залов… «Все — в золоченой лепке и резьбе, с зеркалами и живописью». Митавский дворец — еще величест­веннее Рундальского.

Чего же не хватает? Малого и великого одновременно. Не хватает воодушевления, которое даст служение Славе Всероссийской или, что равно, Императрице Елисавет.

После смены правления заказы первому придворному архитек­тору не прерывались. Их было так много, что трудно представить, когда Растрелли успевал делать для Елизаветы Петровны все то, что она требовала, а он воплощал. Чтобы оценить достойно творческое горение великого мастера, я предлагаю воспользоваться при­емом, характерным для древнерусских летописей: год один — нача­то это, год другой — завершено то-то. Даже простой перечень, Вы убедитесь, будет непостижимо огромным для двадцати лет непре­рывного труда…

1741 год. «Сочинение» проекта деревянного «Летнего дома» в тре­тьем Летнем саду за Мойкой рекой, предназначенного для цесаревны, неожиданно ставшей Императрицей.

1742 год. Расширение третьего Зимнего дворца для размещения в нем нового театра.

1743 год. Завершение строительства «Летнего дома». Начало работ по декорировке его интерьеров.

1744 год. «Сочинение» проекта Воскресенского Новодевичьего мо­настыря, чаще называвшегося Смольным по месту строительства, где ранее был расположен Смоляной двор.
Доработка проекта Андреевского собора в Киеве — городе, кото­рый собиралась посетить Императрица.
Реконструкция Аничкова дворца в Петербурге.
«Сочинение» проекта «плавания водою из Невы в Село Царское».

1745 год. Завершение отделочных работ в «Летнем доме».
Завершение проектных работ по собору в Киеве.
Начало проектных работ по третьей реконструкции обветшавшего
императорского дворца в Петергофе.

1746 год. Пристройка к Зимнему дворцу двух деревянных флигелей с 55-ю парадными залами. И в дальнейшем — непрерывные пристройки и перестройки.

1747 год Утверждение проекта Большого Петергофского дворца, вобравшего в себя все лучшее, что было в старом: и простоту «Верхних палат» Браунштейна-Леблона и размах дворца Микетти.

1748 год. Завершение проекта Смольного монастыря. Начало стро­ительства Андреевского собора в Киеве.
Завершение проекта декорировки интерьеров и реконструкции ку­пола Новоиерусалимского собора Воскресенского Новоиерусалимско­го монастыря на реке Истре в Подмосковье.
«Сочинение» проекта Эрмитажа в Царском селе. С этого же года Растрелли становится руководителем всех работ по Царскому Селу: от генерального плана до декора помещений. Самая главная забота — вне­сение изменений в решение Екатерининского дворца, строющегося по проекту Саввы Ивановича Чевакинского.

1749 год. Начало строительства келий Смольного монастыря и, одновременно, переделка проекта по велению Императрицы.
«Сочинение» проекта Кремлевского дворца в Москве — двухэтаж­ного на открытой аркаде, с висячим садом, узорным цветником и фон­таном. В тот же год — начало строительных работ по дворцу при учас­тии Ухтомского — руководителя московской «архитектурной коман­ды».
«Сочинение» проекта павильона Грот в Царском Селе.
«Сочинение» проекта городской усадьбы для графа Воронцова.

1750 год. Завершение корректировки проекта Смольного монасты­ря и начало изготовления его деревянной модели.
Завершение строительства Большого Петергофского дворца, Ели­заветинского корпуса (впоследствии Екатерининского), монументаль­ной ограды, окружающей Верхний сад, и нескольких «трельяжей разно­го вида, очень богато отделанных скульптурой». Сразу же во дворце начинаются интерьерные работы.

В этом же году заканчиваются работы по Эрмитажу и возводится павильон Монбижу (mon bijou — моя драгоценность) ддя отдыха и обе­дов после охоты в Зверинце.

1751год. Завершение всех работ в Аничковом дворце. Закончен про­ект, по существу нового, Большого Царскосельского дворца. Разработ­ка проекта Среднерогатского путевого дворца.

1752 год. Завершение строительства Андреевского собора, начало интерьерных работ. Разработка очередного проекта грандиозной пере­стройки третьего Зимнего дворца. Выполнение проекта дворца для гра­фов Строгановых на месте «сгоревшего» дома на углу Невской перспек­тивы и набережной реки Мойки. Начало проектирования Гостиного дво­ра на Невском проспекте.

1753 год. Разработка «Генерального плана Царскому Саду», вклю­чающего благоустройство территории, строительство дворца и пави­льонов. Завершение проекта четвертого Зимнего дворца.

1754 год. Возведение Среднерогатского путевого дворца.

1755 год. Украшение «залов и апартаментов золоченой лепкой и жи­вописью на плафонах» в Большом Петергофском дворце. Самый рос­кошный из них — Танцевальный зал с Парадной лестницей.

Утверждение проекта четвертого Зимнего дворца, начало гранди­озных строительных работ. Тогда же — перенос «Янтарного кабинета» из третьего Зимнего дворца в Царскосельский, проектирование и стро­ительство временного деревянного Зимнего дворца на Невском у Адми­ралтейства на период строительства четвертого Зимнего дворца.

В этом же году — завершение работ в Строгановском дворце.

1756 год. Завершение работ по изготовлению модели Смольного мо­настыря. Окончание интерьерных работ в Царскосельском дворце. Стро­ительство первой Катальной горы в Царском селе — уникального по ар­хитектуре и техническому исполнению сооружения. Завершение интерьерных работ в соборе в Киеве.

1759 год. Завершение строительства Воронцовского дворца.

1761 год. Проектирование интерьера собора Смольного монастыря. Завершение всех строительных работ по четвертому Зимнему дворцу, включая отделку ста залов.

1761 год, декабрь месяц. Умирает Елизавета Петровна. На престоле — Петр III, сын ее сестры — Анны, дочери Петра I.

1762 год. Российский престол занимает Екатерина II. Судьба Рас­трелли резко меняется, но, об этом — в свое, другое, время.

Сейчас пора «золотого царства», где Елизавета Петровна — Галатея, Растрелли — Пигмалион, создавший тот сказочный мир, что превра­тил цесаревну в блистательную Императрицу Елисавет.

Как мог он запроектировать и построить так много?

Пользуясь семью «архитектурными нотами»,
Растрелли написал «Фантастическую симфонию», правда,
лишь в трех частях — allegro, andante, adagio,
потому что финал оказался другим — не музыкальным.

Предлагаю прослушать всю «Растреллиеву симфонию».
«Alleggro» на фоне Вселенских осей…
«Andante» в ритме колонных рядов…
«Adagio» восхождения туда, где царят Боги…

Чтобы понять суть «Растреллиевой партитуры», прошу Вас проде­лать несколько предварительных архитектурно-музыкальных упражне­ний — «экзерсисов», потому что…

Растрелли-непросто обер-архитектор двора Елисавет,
он — Великий мистификатор,
способный, оживив косную материю,
наполнить ее волшебным содержанием. Волшебным…

<— ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА — РОССИЙСКАЯ ИМПЕРАТРИЦА

«ЭКЗЕРСИСЫ» В АРХИТЕКТУРНОМ ИСПОЛНЕНИИ —>