Глава 5. Постижение сущности «Архитектурных стилей» в изготовлении «Архитектонов»

ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТИ
«АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»
В ИЗГОТОВЛЕНИИ «АРХИТЕКТОНОВ»

Да, разговор об «архитектурных стилях» требует постичь содержание не только ПЕРВИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ, не ТОЛЬКО СРЕДСТВ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ, но и ее ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ и ЗАКОНОВ.

СВОЙСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ:

— СИММЕТРИЯ и АСИММЕТРИЯ;
— СТАТИЧНОСТЬ и ДИНАМИЧНОСТЬ;
— ГЕОМЕТРИЧНОСТЬ и ЖИВОПИСНОСТЬ.

ЗАКОНЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ:

— СОПОДЧИНЕННОСТЬ ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО;
— УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ЦЕЛОГО И ЧАСТЕЙ;
— СОРАЗМЕРЕННОСТЬ ЦЕЛОГО, ЧАСТИ И ЧАСТИЦЫ.

Композиция, по определению римского теоретика II века новой эры Витрувия, — «целое, в котором ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, не потеряв целого». Завершающую часть узко-специальных архитектурных знаний невозможно постичь умозрительно, как это делалось, когда дети знакомились с Первичными элементами и средствами Архитектурной композиции…

И профессионалам, чтобы овладеть «архитектурным языком», нужно обучаться в деле — в разработке объемно-планировочных решений, что дали бы желаемое Совершенство или АРХИТЕКТУРНУЮ КОМПОЗИЦИЮ. Непрофессионалам, чтобы овладеть «архитектурным языком», обучаться искусству Архитектурной композиции нужно тоже в деле, но… принципиально иначе. В задачу непрофессионалов не входит поиск объемно-планировочных решений, дающих желаемое Совершенство. Задача непрофессионалов или профанов (не посвященных в тайны) — понять замысел профессионала. Понять, как архитектор компонует художественное произведение, и почему, с какой художественной целью, он компонует именно так, а не иначе.

Непрофессионала, находящегося в возрасте, когда постигается Мир, научить пониманию основ архитектурно-художественного творчества легко: ребенок настроен на обучение, ребенок настроен на сотворчество. Средство обучения ребенка Архитектурной композиции — «рукодельная игра», заключающаяся в изготовлении АРХИТЕКТОНОВ…

«Архитектон» — не чертеж и не макет. То — аппликация, в процессе изготовления которой «косная материя» (любой строительный материал — камень, кирпич, железобетон…) превращается в архитектурную форму, наделенную художественно-образным содержанием.

Аппликация эта названа «архитектоном», потому что в архитектурной практике процесс формотворчества называется АРХИТЕКТОНИКОЙ — поиском художественного образа, в котором раскрывается сущность работы материальной конструкции, имеющей определенное функциональное назначение.

Учебное изготовление «архитектона» позволяет постичь, как и какой художественный образ создал архитектор и что этот образ рассказывает о мировоззрении людей. Значит, «стиль жизни», материализующийся в «архитектурном стиле», и «архитектон» — взаимосвязанные понятия, последовательно раскрывающие содержание друг друга. Подобное представление — решающее для определения структуры Второй части освоения города как художественной системы…

Вторая часть — «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ»,
состоит из четырех разделов, показывающих, как Петербург
превращается в «ГОРОД-САД» или «ПАРАДИЗ НА НЕВЕ»:

— ПЕТЕРБУРГ «ПОРЫ ЕГО ДЕТСТВА»
Город первой четверти XVIII века);
— В ПЕТЕРБУРГЕ «ЦАРСТВО ЗОЛОТОЕ»
(Город середины XVIII века);
— В ПЕТЕРБУРГЕ «ВЕК ЗОЛОТОЙ»
(Город второй половины XVIII века);
“ В ПЕТЕРБУРГЕ «НЕВОЗМОЖНОЕ БЫВАЕТ»
(Город начала XIX века).

 

<—Глава 4. Представление истории Петербурга через «Волны времени», что застывают на берегах Невы чередой «Архитектурных стилей»

Глава 6. Петербург «Поры его детства» (город первой четверти XVIII века)—>