ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Не стоит давать советы, как познакомиться с человеком, чтобы в дальнейшем он стал вашим другом. Это — сугубо личный вопрос, целиком определенный состоянием души знакомящихся, причем, сиюминутным ее состоянием. И однако, не могу не поделиться собственным опытом…
Я должна была начать работу с группой малышей, которым предстояло стать моими друзьями-учениками. Я пыталась подготовиться к событию: читала, размышляла, придумывала, чтобы убедиться… Ничто не приходит на помощь из выученного, подготовленного заранее — все забывается. Особенно, если вас ждет встреча с маленькими детьми — дошкольниками…
В момент первого знакомства с ребенком бездейственно всё:
методики, педагогические технологии, прогрессивный опыт.
В этот момент у нас нет ничего, кроме взгляда, интонации
голоса, необыденной — душевной точности слов, сдержанно-
выразительных жестов рук и теплоты касания.
Лишь они могут вызвать доверие у человека, наделенного
исключительной чуткостью.
Повторяю еще и еще раз…
Занимаясь с маленькими детьми,
я убеждалась в том постоянно:
к ним необходимо приходить безоружной — с открытой душой,
настроенной на то, что они хотят и могут увидеть-услышать.
Скажете, это — заискивание перед детьми? Нет, я думаю.
То — уважение к детям, проявляющееся в стремлении,
действительно, научиться говорить с ними на общем языке.
При всем при том, не подготовиться к встрече никак нельзя. Напротив, необходимо тщательно продумать режиссуру самого важного, первого, действа, что должно иметь далеко идущие для Петербурговедческого курса последствия, так как… На первой встрече мало просто познакомиться. На первой встрече необходимо рассказать детям о том, что ждет их в дальнейшем. Необходимо обрисовать цель, к осуществлению которой мы все будем стремиться. Как все это выполнить?
Как познакомиться, чтобы сразу же возникло дружеское общение, без которого нельзя вести занятия нравственно-эстетического содержания? Какой стиль общения следует задать, чтобы он придал Петербурговедению не только содержательное, но и формальное своеобразие? Как ввести детей в курс предстоящих занятий? Написать на доске план занятий нельзя: прочесть подобный текст никто не сумеет. Назвать перечень тем тоже нельзя: всем скучно будет. Что делать — положиться на волю случая?
Предстояло первое в моей жизни знакомство с подгруппой Детского сада. Пришла, посмотрела детям в глаза, наполненные ожиданием чего-то интересного, и… Помогла-таки интуиция: рассказала детям сказку-притчу о маленьком ёжике, что вылез из теплой норки, откликнувшись на зов звезды, сияющей в Небе, и пошел по пути «Преодоления Неведения». Позднее я превратила эту сказку в мини-спектакль с участием игрушечных ежиков.
Вопрос — как обрисовать цель, к которой идут ежики по пути «Преодоления Неведения», совпадает по содержанию своему с другим вопросом: как представить детям Петербург — то, о чем они слышат все время, но должны увидеть будто в первый раз? Ответ на второй вопрос, а значит, и на первый, мне известен:
необходимо показать «Полет над Невой»: слайды на белой стене, музыка, чувство парения в душе и эмоциональная память, увековечивающая первое эстетическое потрясение.
Я не показываю маленьким детям видео-фильмы. Проверяла и убедилась, при показе видео-фильмов подобного потрясения не достичь: привычка к просмотру телевизионных программ убивает остроту впечатлений, все «одомашнивает», даже триллеры и киллеров. Просмотр слайд-фильмов дарит детям много неожиданностей, к которым они (взрослые тоже) так и не привыкают — удивляются каждый раз…
Действует сам по себе большой экран — «школьный». Маленький экранчик, криво повешенный на черной доске, впечатление убивает. Если нет большого экрана, лучше проецировать изображение на белую стену. При этом, для эффекта, пусть изображение, в ущерб резкости, будет больше по величине.
Действует сам по себе проектор на высокой тумбе. Что-то такое странное стоит и вдруг, в кромешной темноте, выпускает из себя световой конус и превращается в «волшебный фонарь». Так называли проекторы в пору их изобретения в начале XX века. Так же они воспринимаются и сегодня, не только детьми, но и взрослыми. Проекторы должны быть с автоматической сменой слайдов, чтобы переключать виды города в ритме, заданном
музыкой.
Действует музыка, И не только тем, что неожиданно начинает звучать в тишине. Музыка — чудо: она задает эмоцию, что, кажется, рождается только в твоей душе. А все потому, что музыка действует невидимо: она «сливается с душой» и та не замечает, как музыка настраивает, направляет, заставляет ее пережить необходимое впечатление. Точно подобранная музыка всесильна
И, однако, главный эффект, даримый слайд-фильмом, возникает в результате появления невозможного: статичная слайд-проекция, объединившись с «подвижной мелодией», «оживает». Изображенное на слайде пространство начинает взмывать ввысь, уходить в глубину, сжиматься, расширяться. Архитектурная форма начинает двигаться в метро-ритмическом, масштабном и пропорциональном строе, соответствующем музыкальному. Всего этого ни ребенок, ни взрослый могут не знать. Не ощущать всего этого они тоже не могут, потому что и Музыка, и Архитектура рождены свойственным человечеству чувством единой и
живой Природы.
Хочу поделиться сразу же одним, «режиссерским», наблюдением. Рассказывая сказки-притчи, показывая слайд-фильмы, я убеждалась в том, что занятия, включающие в себя эти сказки, фильмы требуют сначала создать «внутреннюю тишину», затем задать «эмоциональную нагрузку», потом «снять напряжение». Уверяю, это очень важно…
Ведение, в том числе и Петербурго-ведение, требует внутренней сосредоточенности —
погруженности в себя. Это состояние возникает при появлении внутренней тишины,
что позволяет услышать себя — свой внутренний голос. Иначе «ведение» не поднимется выше простого «узнавания».
Как «снимать напряжение»? Чаще всего, необходимо разрешить детям пошуметь. Помучив детей и себя, я поняла: занятия-размышления постоянно требуют чередовать погружение то в тишину, то в шумное действо. А потому, хочу дать вам совет: не откладывайте надолго, уже на первых занятиях с детьми начните «сочинять» — разучивать ритмический наговор, который позволял бы вам переключать группу с тишины на шум и наоборот — с шума на тишину.
Исполнение ритмического наговора очень важно согласовывать с движениями. Цели — самые различные: координация собственно движений; свободное самоощущение себя в действии на «чужих глазах»; поиск выразительных жестов, что позволяют усилить смысл сказанного и наделить его дополнительными, неречевыми, характеристиками. Координация, раскрепощение, артистизм понадобятся детям в их дальнейшей жизни. На занятиях координация, раскрепощение, артистизм — те первые этюды, что дадут возможность перейти к исполнению мини-спектаклей, а от мини-спектаклей позволят придти к большим
совместным действам — «взаправдашним» погружениям в Прошлое, столь необходимым для постижения Сущностей человеческого Бытия.
Все? Тогда вперед, преодолевая учительское неведение…