Назначение первобытной живописи по мнению современных исследователей. Цитирую… Пещера Ласко. Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Есть ряд гипотез относительно их значения, но единого мнения о смысле, который вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили ЧАСТЬЮ РИТУАЛОВ «ОХОТНИЧЬЕЙ МАГИИ» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись – ЧАСТЬ ШАМАНСКИХ ВЕРОВАНИЙ первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы. Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков. Археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что по крайней мере часть из них сделана руками женщин.
Сразу же хочу убрать понятия заставляющие видеть в авторах наскальных росписей диких, грубых, невежественных обитателей пещер, исполняющих ритуалы «охотничьей магии», подвластных «шаманским верованиям». Понятия эти используются давно и широко, но так и не позволили ответить на вопрос, чем же так восхитительна пещерная живопись. Попробуем реконструировать целостную картину, сосредоточившись на других суждениях, часто противоположных общепринятым…
- Пещерную живопись создавали не пещерные люди..
Время пещерных людей ушло в далёкое-далёкое прошлое: люди 40-20 тысячелетий были представителями Человека разумного (Homo sapiens sapiens). У сапиенсов произошел качественный скачок в культурном развитии. Начали складываться зачатки архитектуры: появилось то, что можно назвать объемно-пространственной структурой жилого дома (стоянки) и планировочной структурой поселения (городища). К скульптуре прибавилась наскальная живопись. Резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффект — массовое вымирание крупных животных примерно 10 тыс. лет назад.
Ранняя стоянка первобытного человека в Англии…
В рассмотренных пещерах нет следов человеческой жизни, что связана с кострищем, губительным для живописи, покрывавшей стены и потолки. В картинные галереи заходили пещерные медведи и царапали когтями все, до чего могли дотянуться. Других следов нет.
- Пещерная живопись не имеет утилитарного значения.
Человеко-лев — тридцатисантиметровая статуэтка из мамонтовой кости, найденная накануне Второй мировой войны в Южной Германии, хранящееся в немецком городе Ульм. Ее изваяли 48 тысяч лет назад. На то, чтобы собрать буквально по крупицам удивительную фигурку, ученым потребовалось более 70 лет. Новейшие расчеты показывают, что палеолитический художник потратил на человека-льва не меньше 400 часов — примерно два месяца работы в светлое время.
Человек мужского рода скрывает себя под ликом льва — властного существа, самого сильного представителя живой природы. И происходит это потому, что человек еще даже не начинает постигать себя, как человека. Он подменяет себя-человека — своим функциональным назначением, согласно которому и он — царь природы.
Это явление называется Тотеми́зм — некогда распространенная и поныне существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ тотема, которому поклоняются, считают себя родственно связанными и по имени которого называются люди определенного племени. Нет такого объекта, что не мог быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.
- Пещеры с живописью были картинными галереями и ничем иным.
В галереях находили кости пещерных медведей. Однажды в пещере Шове исследователи проделали эксперимент, давший отрицательный результат. Водрузили череп медведя на высокий камень — ритуальный стол. Целостное впечатление от интерьера распалось, так как поклонение медведю, даже заклинание его, не соответствовало содержанию сцен, изображенных на потолках и стенах.
В «кладовой» одной из пещер были найдены инструменты и краски, предметов культа не находили никогда и нигде. Авторы росписей работали — уходили, не заваливая входы в пещеры, и приходили вновь в течение долгого времени. Они будто хранили ДУХ ПЕЩЕРЫ: фантастический, мистический, иномирный в сравнении с теми местами, где первобытные люди той поры жили. Мы с вами были в итальянской пещере, мне остается лишь напомнить вам об ощущениях, возникших в ней, приведя виды из пещер Шове, Коске, Ласко, Альтамиры…
Пребывание в пещерах вызывает неприятное ощущение:
всё кончено— из Подземного мира не возвращаются.
Где Небо над головой? Неба нет под Землей…
В пещерах нет Восходов и Закатов…
В пещерах по-своему Время течет:
незримо, неслышно что-то изменяется,
начинается, становится, уничтожается,
в другом — не каждодневном — ритме оживает
и непостижимую Вечность живет…
В пещерах Пространство имеет свой масштаб,
не соотнесенный с человеком, потому что, это уж точно,
в жизни подземных пещер человек не принимался в расчет.
В пещерах всё и вся играет — само себя забавляет.
Или Того, кто в Подземном мире царит?
В подземных пещерах стоит, по земным мерам,
полная тишина, мертвая, глухая — иномирная…
В ней страшные Духи живут, что могут навредить —
даже убить, если ты им не по нраву, им не под стать.
У карстовой пещеры хватает своих забот:
в тишине и темноте расти — набираться по капле
и огромными пластами, колоннами, камнями
неведомо откуда и куда ползти и ползти…
Вы умеете видеть четырехмерное Пространство?
У вас есть музыкальный слух, воспринимающий
изменения зримого как последовательность звуков?
Тогда закрывайте глаза и плотно затыкайте уши,
потому что вам не вынести внеземной какофонии…
Нет- нет, в тишине звучит цокот копыт,
то тарпаны в темную затхлость пещер идут —
свежесть цветущих полей в своих гривах несут…
Стоп, стойте, кони, чудится мне, что я поняла, зачем
доисторические охотники ваши портреты создают!
Пещерная живопись — самопрезентация людей доисторических времён.
Род людей, превратившись в Homo sapiens sapiens, просто должен был заявить о себе в том мире, где он живет. Он должен был устроить ПЕРВУЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИЮ, как это называется сегодня, представив себя… Как представив и перед кем?! Истребив многочисленных животных, что помогают ему — голому и сирому — выживать?!
К чести доисторического человека его самопрезентация оказалась принципиально иной! Он представил себя перед самим собой и потомками из Будущего в том лучшем качестве, которого он более чем за 2 миллиона лет смог достичь. Он представил себя в портретах животных, что стали образным выражением его упований на Человека, занимающего главенствующее положение в мире. Смотрите, потомки, Homo sapiens sapiens достиг подлинного отличия от всех остальных в мире живых — он творческий, художественно одаренный человек, способный ощущать и создавать Красоту!!!
Самим фактом существования наскальной живописи
ее автор говорит… «Вот я — человек, создавший это.
А там на деревьях – не я. Там — обезьяны».
Портрет бизона — лучший не только в первобытной живописи,
но и в истории всех времен и народов…
Чем он лучший — постарайтесь описать. Не удастся — не стоит и стараться,
потому что это — чисто образное воплощение
ВСЕЛЕНСКОЙ СТИХИЙНОЙ СИЛЫ.
Пещерную живопись нужно не понимать — её нужно слышать.
Чтобы что-то описать, нужно иметь общепринятую систему понятий, что позволяют отделить хорошее от плохого, доброе от злого, красивое от косого… В те времена, когда писались портреты, никаких понятий не было вообще, потому что речь только начинала складываться и абстрактное мышление даже в темноте не мерещилось. Хорошо было бы договориться, что нарисованное на стене называется бизоном, или волом, или быком. Еще никто ничего толком не знал. Зачем же вперед забегать? Лучше сразу же переходить к созерцанию и к постижению… Или к своего рода МЕДИТАЦИИ…
Забыли как это делается? Утратили связь со своим естеством?
Напоминаю… Не нужно принимать какие-то особые позы, не нужно считать на себе чакры. Прибегнем лишь к одной технике — МЕДИТИРОВАНИЮ НА ПУСТОТЕ или иначе — к медитации при сосредоточении на отсутствии мыслей. Изгнали все, что знали… о живописи, ну хотя бы о наскальной. Отвлеклись «от внешне-случайных обстоятельств«, устранили «все факторы, рассеивающие внимание». «Погрузились в углубленные размышления о каком-либо предмете, духовной истине, идее». Получилось? Вслушивайтесь в ощущения внутри себя, внутренние образы, эмоции. Вслушивайтесь…
На стене появляется пятно красной охры.. «Красную охру» нужно убрать: она проскочила через преграду отсутствия знаний. Начинаем еще раз: на стене появляется пятно — теплое, почти растворяющееся в цвете стены. Если бы не темная линия, упруго поднимающаяся вверх, чтобы превратиться в гриву, если бы не морда с глазом, я не поняла бы, что это — конь, прирученный. Да, не думала я, что так трудно изгонять знание. Но, ничего: есть первое достижение. Это — чувство, что я живу в дружественном мне мире… Благодаря чему? Благодаря тому, кто его в своем художественном колдовстве приручает…
Он удваивает то, что вне пещеры, превращая в то, что здесь-сейчас им создается. Этот — второй — светлый мир его грез, или снов, или надежд и желаний. Он — тот, кто стоит перед стеной, рисуя светлый мир из переливов света и тени, из струящихся линий, из цоканья копыт, похожих, на мой взгляд, на перевернутые бокалы. И все это, в моей душе, звучит райскими песнопениями…
Да-да, Вернер Херцог — великий художник, постигший суть скальной живописи, выразил эту суть в образном определении: «ПЕЩЕРЫ ЗАБЫТЫХ СНОВ«. Мы забыли этот мир, различать его отучились, потому что изгнали наивность чувственных ощущений, положившись на силу голого разума. Мы описываем внешне видимое, не понимая того, что это — ничто: часть целого самая малая.
Этого быка я боюсь: у него злобная морда, будто бы он пришел из страшных сновидений. Зачем рисовать такой портрет? Чтобы не забывать о мире реалий? Интересно, авторы наскальной живописи различали, что реально, а что рождено их воображением, и какое положение по отношению к столь различным мирам они сами занимают? Если не различали, то многое в их работах — объекты запечатленных галлюцинаций, шизофренических раздвоений. Многое пришло из темноты пещеры, чтобы наполнить ее пустоту диким ревом, воскресив древние пещерные страхи.
Опять образ из страшных сновидений. Пещерные злобные духи побеждают человека, превращаясь в звериные морды с пронзительным взглядом? Больше видеть такого не могу. Где вы — мои любимые тарпаны?!
Вот они — тарпаны с вечно печальными глазами. Они знают, как трудно добиться гармонии в мире, победив страхи и злобу. Они знают, человек не перейдет в стан побежденных, как бы не были высоки и чисты его первоначальные намерения. Они слишком многое знают. Откуда? Из умения постигать Истины в грустных размышлениях о глубинных сущностях бытия…
В «шахте» пещеры Ласко находится одна из самых загадочных сцен в пещерной живописи: упавший человек лежит между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог удаляется — будто не хочет принимать участия в произошедшем. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На бизоне шерсть поднялась дыбом от возбуждения. Он изогнул выю, чтобы пронзить побежденного рогами и завершить победу смертью.
А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически уже невозможно восстановить. Почему лишь отсылка к древнему мифу? А может быть, это — план охоты людей из птичьих тотемов на бизона? Или, что страшнее, план боя двух тотемов, в котором тотем бизона сильнее тотема орла? В любом случае изображение загадочно, а загадка не имеет однозначного ответа, кроме того, что человек умер.
Обычные рассказы о плафоне повторяю… Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон — роспись низкого потолка в одном из «залов». Общая площадь плафона — около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости бугристого потолка. Получается впечатляющая картина из полуобъемных, рельефных фигур.
Если бы я здесь была или даже вела экскурсию, я предложила бы пришедшим в пещеру лечь на пол, долго-долго всматриваться в плафон на 7 метровой высоте, затем закрыть глаза и подождать, когда разверзнется небесная бездна, а в ней начнут раскручиваться вселенские вихри…
Это — то реальное, что видно на поверхностный взгляд. Подобная реальность не может не обратиться мистическим отражением хитросплетений бугристого потолка и живописного мастерства. На плафоне парят сгустки энергий, что стараются вырваться из ограничений материи — каких-то естественно-противоестественных бугров. Или толчков?!
В изображенном нет порядка, из которого возникает движение.
Хаос — самый, что ни на есть, Первотолчок.
Значит, сейчас-сейчас должное произойдет!!!
Сейчас бизон встанет — свою стихийную силу развернет и…
Или этот бизон ранен и сейчас он умрет?!
Или этот бизон за умирающего отмстит
тому, кто его убил?!
Я вижу: идет Вселенский бой между Добром и Злом,
но не понимаю, на какой стороне Человек стоит.
На той и другой, потому что именно он — Человек —
этот самоистребляющийся мир творит.
В завершение — об ампутации пальцев. Самая странная особенность нарисованных рук – отсутствие фаланг на всех пальцах, кроме большого. Что это значит? Действительно ли пальцы отсутствовали или просто загнуты? И зачем? Родоначальник современной науки о первобытности аббат Анри Брейль предположил, что отсутствие фаланг объясняется увечьем. По мере открытия новых изображений эта версия теряла сторонников – маловероятно, чтобы сходные особенности отпечатков рук, найденных в разных местах, объяснялись просто случайностью. Кроме того, установлено, что ни одна из известных болезней не может повредить пальцы таким образом – ведь большой палец всегда цел.
Предположение, что пальцы просто загибали, тоже вызывает сомнения – в этом случае краска, попавшая под загнутые фаланги, должна была оставлять на стене специфические следы. Возможно, фаланги были намеренно ампутированы в сакральных целях, и рисунки представляют собой послание на непонятном нам условном «языке» или связаны с каким-то ритуалом. Самый главный аргумент состоит в том, что до сих пор не найдено останков людей времён верхнего палеолита, у которых были бы ампутированы фаланги пальцев.
Пещера Ласко. Настенные изображения в «Зале быков» или «ротонде». А может быть, то — не изображения, а страшные видения, что из тьмы пещеры и человеческой темной сути пришли?
Пещера Ласко. Настенные изображения в «Зале быков»…
Да, а пальцы?.. Думаю я, опираясь на древний отечественный опыт, что фаланги ампутировали, чтобы художник никогда и нигде не повторил шедевра. Вот вам и сакральная цель, и послание…
ЧЕЛОВЕКУ ПРИСУЩА ЖЕСТОКОСТЬ,
А ПРИРОДА БЕЗРАЗЛИЧНА К НРАВСТВЕННЫМ ОЦЕНКАМ
В ПОНЯТИЯХ ДОБРА И ЗЛА.