Часть вторая: коллекция семьи Березовских

В Русском музее в корпусе Бенуа с 11 апреля до 10 июня открыта выставка «Три петербургские коллекции».

Стоит ли ее посетить? Несомненно. Выставка уникальна. Чем? Отвечу.

Во-первых, обширная экспозиция включает более 400 произведений мастеров конца XIX– первой половины XX вв. Представлены все значимые имена русского искусства этого периода: Серов, Коровин, Врубель, Кустодиев, Бенуа, Сомов, Добужинский, Григорьев, Серебрякова, Петров-Водкин, Гончарова, Фальк, Альтман… Однако, многие произведения  ранее были недоступны широкому кругу зрителей и на данной выставке впервые экспонируются в залах государственного музея.

Во-вторых, выставочное пространство объединило три очень разных петербургских частных собрания — Палеевых, Березовских и Наумовых. Каждая коллекция — это не только авторское прочтение «истории искусства», отражающее    индивидуальный вкус коллекционера, проявленный в отборе имен художников и конкретных произведений, но   и своеобразный временной срез, определяющий специфику собирательской деятельности того или иного десятилетия второй половины XX-  начала XXI вв.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КОЛЛЕКЦИЯ СЕМЬИ БЕРЕЗОВСКИХ.

Анна Остроумова-Лебедева
Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. Первая четверть ХХ века. Холст, масло. 65,5 x 61

Уникальным автопортретом Анны Остроумовой-Лебедевой, тончайшего художника-графика, воспевшего в своих работах классическую красоту города на Неве, открывается экспозиция  коллекции семьи Березовских – одной из самых значительных и быстро растущих в современном Петербурге.

Владельцы KGallery, Владимир  Березовский и его дочь Кристина, дипломированный искусствовед, — яркий пример коллекционеров, обладающих комплексом специальных знаний, необходимых при формировании частного собрания. Как отметил сам Березовский: «Отличительная особенность нашего семейного собирательства заключается в том, что мы не только приобретаем, храним и систематизируем произведения изобразительного искусства, но также устраиваем выставки, объединяющие другие коллекции, издаем иллюстрированные каталоги с текстами профессиональных искусствоведов, проводим просветительскую и лекционную работу…».

Начало собирательской деятельности  Березовского, вышедшего из среды творческой и научной петербургской интеллигенции,  приходится на переломные для страны 90-е годы, когда на антикварном рынке стали появляться ранее не доступные предметы  искусства и даже отдельные коллекции. Личные художественные вкусы определили стержневую основу собрания – работы мастеров круга «Мир искусства».

Поэтому  автопортрет Остроумовой-Лебедевой можно воспринимать, как своеобразный камертон, задающий основной тон в восприятии отдельных произведений коллекции, объединенных контекстом данной выставки. В 1900-е годы Остроумова-Лебедева — признанный и полноправный член «Мир искусства», единственная в его составе женщина художница. Она обладала творческим умом и в совершенстве владела технической стороной своего искусства, которая для нее была неотъемлемой частью художественного мастерства вообще. Представляя себя полнокровной, пышущей здоровьем, Остроумова-Лебедева словно подводит некую черту, за которой начнется абсолютно новый этап ее творчества. Из-за прогрессирующей астмы, художница вынужденно прекратит работу масляными красками и будет работать только в графических техниках.

Константин Сомов
Константин Сомов. Пейзаж с радугой. 1919. Холст на картоне, масло. 23 х 27. Собрания: Б. М. Кустодиева, С. Н. Валка, Н. Г. Симиной, Петроград–Ленинград.
Константин Сомов
Константин Сомов. Портрет Надежды Добычиной. 1921. Бумага, свинцовый и цветной карандаши, сангина. 41 х 29. Собрания: Я. К. Кунина, Н. Е. Добычиной, Д. П. Добычина, Петроград–Ленинград
Константин Сомов
Константин Сомов. Поцелуй. 1910-е.  Полихромный вариант одноименной черно-белой композиции из издания «Книга маркизы» (составитель Франц Блей; Мюнхен, 1908) Бумага, акварель. 20,5 х 15,5 Собрания: С. П. Яремича, В. Д. Головчинер, В. И. Данилевского, Санкт-Петербург–Ленинград

В 20017 году KGallery была организована персональная выставка одного из крупнейших живописцев и графиков XXвека — Константина Сомова.  Уникальность проекта заключалась в показе  не только  знаменитых произведений художника, но и большого числа малоизвестных работ   из российских и зарубежных частных коллекций.

В коллекции самих Березовских собраны произведения всех видов искусства, в которых Сомов реализовал свой многогранный талант.

В экспозиции представлены прекрасные образцы пейзажной живописи художника. Как, например, работа «Пейзаж с радугой» 1919 года, пронизанная радостью от любования миром, умытым очищающим дождем. Эта миниатюрная картина была подарена Сомовым своему другу Борису Кустодиеву.

О мастерстве Сомова-портретиста  дает представление  графическая работа 1921 года, изображающая  Надежду Евсеевну Добычину – первую российскую профессиональную галерейщицу. «Художественное бюро Н. Добычиной», располагавшееся с 1914 по 19 год в знаменитом доме Адомини на Марсовом поле, являлось эпицентром современной художественной жизни Петербурга того времени.

Вершиной  искусства книжной иллюстрации Сомова стала «Книга маркизы» — сборник эротической прозы французских авторов XVIIIвека, в первом варианте изданный в Мюнхене в 1908 году.  С начала 1910-х, занимаясь подготовкой новых изданий, художник повторял некоторые композиции для заказчиков или в качестве подарков друзьям.

Одним из вариантов-повторений является картина «Поцелуй», некогда принадлежавшая художнику и искусствоведу Степану Яремичу, шарж на которого, исполненный Валентином Серовым, также представлен в экспозиции.

Акварельный рисунок, проникнутый духом «мелочей прекрасных и воздушных, любви ночей, то нежащих, то душных», возбуждает чувственное воображение. Сила  страсти прильнувших друг к другу любовников так велика, что возникает почти иллюзорное ощущение томных вздохов, приглушенного шепота, пряно-сладкого аромата куртуазной эпохи.

Борис Григорьев
БОРИС ГРИГОРЬЕВ.  Мальчик с коровой. 1935 Бумага, смешанная техника 46 х 31 Собрания: К. Б. Григорьева; зарубежное частное собрание (до 2014)

Только на рубеже ХХ и ХХI веков музейные и частные собрания России обогатились значительным числом работ Бориса Григорьева зарубежного периода.Российским исследователям и коллекционерам оказались доступны иностранные собрания  и архивы.

Большой удачей стало приобретение в 2014 году в коллекцию Березовских работы «Мальчик с коровой», исполненной художником в эмиграции, но являющейся своеобразным эхом крестьянского цикла «Расея», начатого Григорьевым на родине сразу после февральской революции 1918 года. И если в ранних работах художник изображал  измученных нуждой и войной мужиков, баб и детей, безжалостно обнажая языком гротеска пугающую правду.  То в картине 1935 года, написанной за четыре года до смерти, он создает совершенно иной образ крестьянского русского мира, пронизанный чувством  безысходной  тоски по невозвратному.

Деревенский пастушок, корова, бревенчатый хлев – все  неотделимо друг от друга, все произрастает  одно из другого, существует в едином потоке жизни.  В теплом золотистом цвете растворяются и гаснут яркие краски. Тягучий ритм мягких, округлых линий звучит как старинный напев. Печальной  русской народной сказкой веет от героев картины. Изображение коровы, с выразительным взглядом почти человечьих, наполненных любовью и грустью, глаз, доминирует в картине.  В выражении лица крестьянского мальчишки, во взгляде белесых, словно слепых глаз, в протянутой раскрытой ладони – беспомощность и мольба о заступничестве. Для пастушка именно она, Корова-матушка, Корова-кормилица, является олицетворением дома и  родной земли. Она для него —  центр крестьянского мира, равновеликого в каждой малости своего бытия.

Василий Чекрыгин. Композиция на тему «Воскрешение мертвых». 1921. Бумага, уголь. 38 x 31 

Можно сказать, что композиция на тему «Воскрешение мертвых» Василия Чекрыгина перешла в собрание Владимира Березовского по наследству  из коллекции ленинградского историка Игоря  Контаровича, получившего, в свою очередь,  работу   от известного коллекционера Иосифа Эзраха, завещавшего собранные им произведения музею-заповеднику «Петергоф».

Василий Чекрыгин – одна из самых загадочных фигур в художественном пространстве постреволюционного десятилетия.

«Цель искусства – воскрешение умерших отцов» — эти строки 24-летний художник написал в 1921 году, за год до своей трагической гибели под колесами поезда.

Серия графических листов «Воскрешение мертвых» создана под влиянием идей философа Николая Федорова о непримиримости с конечной  целью земного существования, которые были во многом созвучны собственным идеям художника. Чекрыгина буквально заворожила  мысль о том, что смерть есть «ошибка» природы, устранить которую в силах человечества, если оно объединившись в братство, сосредоточится на «Воскрешении отцов».

Образы,  созданные художником в графической композиции,  подобны видениям, возникающим в глубинах подсознания. Угольные штрихи стремительно ложатся на бумагу, словно подчиняясь чьей-то могучей воле к «воскрешению» — к преодолению хаоса смерти. Мистический свет «генерирует» из черноты космической ночи белые антропоморфные фигуры, прозрачные и призрачные, неподвластные тяжести земного притяжения, предстоящие в самых разнообразных ракурсах и конвульсивных движениях. Они вздымают руки, заваливаются навзничь, преклоняют колена, надрывно кричат, освобождаясь от оков смертельного плена. Чекрыгин силой своего воображения словно претворяет плоть в дух. «Не принимайте эти фигуры за тела, в них не должно быть ничего телесного, это только образы, духи» — писал художник.

Елена Станкевич (2019)