В каждом городе есть то, что первостепенно: какие-то абсолютные — в своей ценности неизменные во времени — достопримечательности. В Лондоне таких достопримечательностей три: Тауэр и Тауэрский мост, Вестминстерское аббатство и здание Парламента, Кафедральный собор Св. Павла. Рассмотрим каждую из достопримечательностей в исторической последовательности, но под одним и тем же углом зрения, что пок..
Нынешний Тауэр уже мало похож на ту грозную крепость, какой он вошел в историю. Еще в 1843 году засыпали ров, и вместо воды здесь появился ярко-зеленый газон, оттеняющий серый камень стен. Во время многочисленных реставраций увеличили окна, в том числе и в «Белой башне». Посажено большое количество деревьев.
Во внутреннем дворе много видовых площадок, увеличивающих количество интересных точек обзора. То, что при этом включается в экспозицию современная архитектура Лондона, по-видимому, не смущает лондонцев. В данном случае объектом экспозиции становится так называемый «Корнишон» британского архитектора Нормана Фостера. Здание имеет столь запоминающийся силуэт, что становится ответственным за все вторжения в старый город новой архитектуры.
Раритеты тысячелетней давности притягательны для современных людей. Они тревожат воображение. Видеть их — непременное средство стать тем, кого называют культурным человеком: наделенным развитым эстетическим вкусом и прочими духовными достоинствами.
Современную архитектуру не приемлет большинство современных людей. Они встают на защиту старых городов от вторжения Нового. Соглашающихся с вторжением считают варварами, вандалами, людьми бездуховными — материалистами, лишенными эстетического вкуса, нравственных качеств и так далее, и так далее.
Что делать нам — архитекторам? Практикам повеситься. Теоретикам принести общественное покаяние и встать на сторону большинства, не приемлющего современной архитектуры?
Все — современной архитектуры нет. Тауэр есть. Он официально продолжает считаться одной из королевских резиденций. В крепости имеется ряд частных квартир, в которых проживает в основном обслуживающий персонал и высокие гости.
Интересно, сколько стоит снять в Тауэре номер? Или камеру: это же — тюрьма. Лежишь ночью в постели (на топчане, еще точнее — на нарах) и вдруг вспоминаешь, что забыл посмотреть, был обращен топор тюремного стража на тебя или не был. Был — казнь неминуема. Не был — можешь спокойно спать, утром встать и отправиться на работу или, оставшись в Тауэре, разглядывать орудия пыток.
Да, за ощущение себя заключенным, которого ждет —
не ждет обезглавливание, много можно заплатить…
Во времена Тюдоров заключенных привозили по реке или вводили в Тауэр через «Ворота предателей».
В 1747 году на Тауэрском холме произошло последнее обезглавливание. Однако на этом история Тауэра как государственной тюрьмы не закончилась. Во время Первой мировой войны в Тауэр были заключены и расстреляны 11 немецких шпионов. В период Второй мировой войны там временно содержались военнопленные, среди которых несколько дней провёл и Рудольф Гесс. Последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года.
У вас не возникает ощущения, что Прошлое опасно:
с чего история началась,таким и будет ее продолжение?
Я специально привела два вида «чистого» Тауэра — без вмешательства современной архитектуры. Не знаю, как вам, но мне трудно попадать под воздействие образов, исторически перенасыщенных. Они способны переносить в Прошлое, как на «Машине Времени»: оглянулся — а ты куда-то попал, где течет другая жизнь, для тебя противоестественная. Например, я никогда не хожу любоваться камерами для узников Петропавловской крепости.
То ли дело здесь — на обзорной площадке! Стоишь, смотришь и видишь — течет Время, как Нева, или как Темза. Течет, что-то свое с собой привнося, что-то, себя уже изжившее, стирая. Правда, как всегда, во всем должна соблюдаться мера. На этом виде два куба грубых слева мерное течение Времени нарушают.
Новое — Старое. Старое — Новое. Две противоположности, как маятник часов качаются. Что хорошо? Что Плохо? Есть ли в отношениях между ними середина? Думаю есть.
И здесь смотрит на нас мостом Тауэрским.
И там — в Петербурге — она есть,
пока он остается городом ансамблей…
Опять здания слева такую прекрасную картину убивают. А может быть, новострой только меня тревожит, лондонцы к таким вторжениям привычно-равнодушны?
Вы можете в чем угодно меня обличать, но перед этим видом я в восторге замираю… Внизу — Тауэр с не иссякающими кровавыми историями Средневековья и времен Тюдоров. На холме выше — дома-корабли, готовые в межзвездные пространства улететь…
Где я? В верхнем зале прекрасного галактического произведения удивительного архитектора — Нормана Фостера…
Возникло предположение… А что, если для Лондона и лондонцев Прошлое — то, что было и прошло, а значит, не должно мешать Настоящему? Говорят, англичане консерваторы, берегущие традиции. Значит, смешение Прошлого с Настоящим — лондонская традиция, иначе того, что мы видим на этом снимке, быть не могло. Горожане не позволили бы совершиться такому нашествию Нового на исторический центр города.
Попробуем не спешить с выводами,
постараемся медленно-медленно идти в нынешний день,
держа в уме (и в сердце) две половины одного явления:
Прошлое и Будущее с Настоящим между ними,
как Тауэрский мост меж двух берегов Темзы…
Смотрите, жизнь крепости-тюрьмы Тауэр, в архитектурном смысле, конечно, продлилась в Тауэрском мосту, что построен через 8 столетий после появления на Темзе Вильгельма I Завоевателя. Еще два века — и между «Белой башней» и башенным мостом тысячелетие протечет, но в это трудно поверить! Не то Тауэр в древний раритет превращает мост. Не то мост молодит Тауэр. Не то лондонские архитекторы демонстрируют непревзойденное искусство стилизаций, что способно обмануть даже Время…
Повторяю, дополняя… Крепость воздвигнута из грубого серого камня, мшисто-зеленоватого: подернутого рябью времен. Вертикали прочерчены белым камнем — западающим-выступающим рустом. Нет никаких украшений — только зубья-машикулы, да вертикали контрфорсов оживляют стену. Все предельно функционально. Машикулы — чтобы вести верхний бой. Контрфорсы — чтобы обеспечить неколебимость и без того мощной стены. Окна — большие, дворцовые — позднее растесаны и арками обведены.
Стены башен моста воздвигнуты из серого камня, еще не подернутого патиной времен. По планировке это — тоже нормандский донжон: с помещениями в четыре этажа и с четырьмя угловыми башнями, только… Только башенки эти — чистый декор, как и машикулы, что служат воспоминанием о воинственном — чисто английском — стиле Тюдор. Весьма изысканен оконный декор — в неком подобии поздней Готики.
И что? Сходства между двумя башнями, говорит разум, столь же мало, как между правдой и игрой. А чувство свое твердит: Тауэрский мост — блистательная стилизация, и это с вечным Тауэром его роднит…
История Тауэрского моста такова… Во второй половине XIX века из-за возросшего автомобильного и пешеходного движения в районе порта в Ист-Энд встал вопрос о строительстве новой переправы через Темзу восточнее «Лондонского моста».
В 1876 году был создан Комитет для выработки решения по сложившейся проблеме. Комитет организовал конкурс, на который было предоставлено свыше 50 проектов. В 1884 году объявили победителя и приняли решение о строительстве моста. Победителем оказался член жюри Гораций Джонс. После его смерти в 1887 году работы возглавил Джон Уолф Берри.
Строительство моста началось 21 июня 1886 года и продолжались в течение 8 лет. 30 июня 1894 года мост был торжественно открыт Принцем Уэльским Эдуардом и его супругой принцессой Александрой.
Общая длина Тауэрского разводного моста — 244 метра. Высота двух башен на устоях — 65 метров. Длина центрального пролёта между башнями — 61 метр. Пролет разбит на два крыла, которые для пропуска судов могут быть подняты на угол в 83°. Каждое из более чем тысячетонных крыльев снабжено противовесом, минимизирующим необходимое усилие и позволяющим развести мост за одну минуту. В движение пролёт приводится с помощью гидравлической системы, первоначально водяной, с рабочим давлением 50 бар (750 psi). Вода нагнеталась двумя паровыми машинами общей мощностью 360 л.с.. Система была изготовлена компанией «W. G. Armstrong Mitchell». В 1974 году система была полностью обновлена — масляная гидравлика имеет электрический привод.
Тауэрский мост. Авторы: Гораций Джонс и Джон Уолф Берри.
Строительные работы начались в 1886 году.
30 июня 1894 года мост был открыт.
Для пешеходов конструкцией моста предусматривалась возможность пересекать мост даже во время развода пролёта. Для этой цели, кроме обычных тротуаров, расположенных по краю проезжей части, в средней части были сконструированы пешеходные галереи, соединяющие башни на высоте в 44 метра. Попасть в галерею можно по лестницам, расположенным внутри башен.
Уже в скором времени пешеходные галереи моста приобрели «славу» места сбора карманных воров По этой причине в 1910 году галереи были закрыты. Вновь открылись они лишь 1982 году и используются как музей и смотровая площадка.
Архитектор Гораций Джонс много путешествовал. Когда он был в Нидерландах, небольшие разводные мосты, перекинутые через каналы, вдохновили его на создание подъемного моста с противовесом. Джонс и его помощники — блистательные инженеры — разработали проект моста, в котором бы сочетались стальные конструкции с каменной кладкой. Так возник известный всему миру облик Тауэрского моста.
Очень вас прошу, восхититесь системой металлических противовесов. Эту въездную арку со стороны Тауэра я показываю только для того, чтобы вы не сомневались: с противоположной стороны моста стоит точно такая же арка и точно такие же металлические связи начинают и завершают рабоу системы противовесов.
Убедились сколь замечательна в инженерной и художественной логике своей система противовесов? Угловая — начальная и завершающая — металлическая связь. Две криволинейных металлических фермы держат на вантах подвесной пролет слева и справа от башен. Между башнями — горизонтальная стяжка, что парит на высоте в 44 метра. Все состоялось, господа, без видимых глазу усилий!
Только для строительства башен и пешеходных галерей понадобилось более 11 тыс. тонн стали. Чтобы лучше защитить металлическую конструкцию от коррозии, башни были облицованы камнем. Полная стоимость конструкции составила 1 184 000 фунтов стерлингов.
Подъемные крылья моста представляют собой огромные полотна весом примерно в 1200 тонн каждое и раскрываются, образуя угол в 83 градуса. Благодаря этому под мостом свободно могут проходить суда грузоподъемностью до 10000 тонн.
Меня всегда восхищает инженерный расчет и то, что изящная прорисовка всех частей моста снимает ощущение их тяжести.
Мощное и, одновременно, хрупкое совершенство.
Старая тема — как Тауэрский мост вписывается в городской пейзаж? Ответ прежний — играючи. Каждый объект — сам по себе. Вместе образуют градостроительный Хаос, что в средневековом по планировке своей городе, превращается в явление, наделенное и созидательной, и разрушительной силой. Для Лондона Хаос — тема. Петербургская тема — ансамбль, в котором чужеродные вторжения недопустимы.
Да, вы знаете, Троицкий мост в Петербурге был открыт в 1903 году. С Тауэрским мостом их разделяет не тысячелетие, а всего лишь 10 лет. Мост Петра Великого в том же Петербурге был открыт в 1911 году — через 17 лет после Тауэрского. Впечатление, что все три моста принадлежат к различным строительным эпохам…
Почему Тауэрский мост таков? Потому что таков Тауэр. Так что же это: лондонцы дорожат своим прошлым? Или им нравится Игра во всем ее бесконечном разнообразии7
Подсветка не заливает все, уничтожая материальность. Напротив, выделяется каждая деталь на объекте, превращая его в брильянт на черном бархате. Да, ночь и здесь госпожа…