Карл Маркс сказал: «Архитектура — вторая природа». Не знаю, что именно он имел в виду, но четкость его формулировки меня всегда восхищала и восхищает по сю пору.
Предлагаю зрителям воспользоваться предложенным «архитектурным ключом» и войти в Мир очищающих своей красотой ассоциаций…
Природа — то, что повторяет в своих образах
архитектура, иначе и не может быть,
потому что она — «вторая природа»…
Следующую мысль выскажу, не опираясь на Маркса… Думаю я, что Высший разум, создавая Природу («Первую»), наделил ее исключительным художественным воздействием, чтобы от власти и силы его не могли избавиться люди, стремясь в ходе истории своей воспроизвести
подобия Божественного совершенства…
Высший разум думал, что красота его творения
защитит мир от напастей и уничтожения,
не позволив злу на такую красоту покуситься…
И вы думаете, что это «Космонавт»? Я появление рисунка на скале считаю свидетельством, что в делах человеческих принимали участие Высшие силы. Вполне возможно, что их представители прибыли на Землю из иных миров. Или Боги, выполнявшие указания Высшего разума, приняли такое обличье. Не знаю. Знаю другое…
Без участия высших сил архитектура —
«вторая природа» — не могла быть создана
даже в том случае, если бы все архитекторы
были гениями — одержимыми творческим духом.
Более того, думаю я, Высший разум создавал умозрительно Праформы или Архетипы, а Боги-демиурги — исполнители Его воли, воплощали их на Земле в максимально-доступной в реальных условиях чистоте…
Боги создавали для людей образы для подражания,
превратив природу в школу, в которой можно было
научиться законам архитектурной композиции:
соподчиненности целого, частей и частиц,
сомасштабности сотворенного человеку,
соразмеренности всего и вся, как основе гармонии…
Под Божественным приглядом, даже не ведая о том, что это — Высший промысел, люди достигали единства с Природой. Есть тому немало свидетельств, что говорит и о другом…
Mожно достичь единства с природой — можно.
куда труднее его поддерживать, защищая от буден,
у которых свои притязания — не духовного свойства…
Провидцы об участии Богов в процессе Творения Мироздания знали, называя «САДОМ БОГОВ» заповедные места, что красоту и силу источали. Правда, подобные названия в устах многих становились эпитетом пустым — лишенным глубинного смысла.
На самом деле люди, восхищаясь увиденным, редко чувствуют присутствие Богов.
Еще реже понимают сути, в образах заключенные,
в непонимании таится беда для людей и природы…
Замри, человек, перед величием Природы,
ведь это — явление Бога на Земле…
Замри и стой, пока многих лет миллионы
не пройдут через твою душу, очистив ее
от всего пустого, наносного, бессмысленного…
Еще стоите или уже ушли, не послушав моей интерпретации вида, необыкновенно содержательного в своей чистоте и простоте? Скальное образование на плоской равнине — пример асимметрично-динамичной композиции. Убедитесь в том сами, проведя через объект Три Прямоугольных координаты. Масса скалы в вертикальной плоскости нарастает снизу вверх, заставляя целое обрести движение и уйти в Небо. В ответ на его порыв все приходит в движение: и Небо, и Земля.
Движение — изменение — времени течение
не важно в каком исчислении:
годах, веках, миллионах лет.
там, где минута и бесконечность равнозначны,
время соотносится и с жизнью того,
кто созерцает подобный зрительный эффект.
Еще стоите? Или уже ушли?
Откуда свалился камень — с Неба упал?
Почему не скатится с рассыпающейся под ним опоры
и спокойно на Земле, под Солнцем греясь, не полежит?
Зачем нужны эти фокусы, длящиеся неведомо сколько лет?
Камень балансирует на грани падения,
чтобы показать, сколь значимо земное притяжение
в жизни планеты и всех живущих на ней…
Оживающая в камне процессия движется куда-то…
Остановитесь — впереди обрыв:
упадете — превратитесь в щебень!
Не волнуйтесь, движение, ощущаемое в камне — иллюзия,
создаваемая метро-ритмами его членений.
Подлинная жизнь камня — стоять неподвижно,
пропуская через себя века…
Почему связь двух скальных образований во времени не распалась? Или это воды промыли в стене арочный проем? Как бы ни возникла Арка, она стала Праформой, организующей течение Пространства, что для Архитектуры было фантастическим подарком, ибо позволило уйти от прямоугольных кубиков и кубов.
Куб — реальный объем для обыденной жизни.
Арка — символ победы, торжества, самоутверждения,
прославления деяний, что покоряют обыденный мир.
Сколько арок стоит в риме?
сколько арок в Петербурге стоит?
Они — меты в течении общечеловеческой истории,
что увековечивают мгновение в его торжестве…
Арка воздвигнута Природой над скальным обрывом… Она сейчас пошатнется и рухнет вниз! У этой Арки «сейчас» застыло в тех миллионах лет, что она над обрывом стоит. Зачем или почему ее так бережет Время?
Эта Арка представляет собой особый символ:
Она — окно в мир,
через которое смотрят на свое творение боги,
любуясь вечностью, которой арка принадлежит…
Вид через арку на вечно прекрасный мир,
который суете обыденной жизни не победить.
Вы, наверное, удивитесь возникающей в моем воображении ассоциации, даже не примите ее, но воображение свободно и каждый имеет право высказать вслух, что оно вам нашептывает на ухо…
Мне это затесненное, сводчатое, многоцветное пространство напоминает систему приделов в храме Василия Блаженного, что воздвигнут в XVI веке в Москве «на рву». И здесь тесно, и здесь каменная плоть объемлет, сжимая пространство, не давая свободно дышать. Правда, здесь льется сверху оживляющий многоцветье спасительный Свет. Лично меня Свет не спасает. Хочу вырваться наружу — туда, где многотравье… В Москве — на стенах собора, а здесь — только колючки на раскаленном песке.
Спасите меня — жертву воображения,
что все пережитое носит с собою,
даже малого не хочет забывать…
Интересно, я такая — одна?
Ах, как жалко вам свой черед уступать…
Я вижу здесь колеблемые ветром паруса над холмами…
Я вижу… Нет, умолкаю. Слово друзьям моим…
Предлагаю в этих пещерных храмах в ассоциации поиграть.
Я уже высказалась — ваш черед…
На песчаной красной равнине возведен, образовался, стоит объект, выделяющийся среди прочих своей композицией — соотношением частей. То — статично-симметричная композиция…
Есть Три оси — Три Прямоугольных координаты. Две горизонтальных фиксируют местоположение объекта на равнине. Он стоит в ее центре — все остальные объекты уходят на периферию.Вертикальная ось определяет взаимоотношение объекта с Небом. Он не уходит ввысь. Он величаво покоится на трехчастном подиуме. Объект прочно привязан к Земле всей своей массивной уравновешенностью…
И застывает небо над его головой.
И останавливается — перестает течь — время.
И нисходит на равнину вечность…
Связь с богами установлена!
Внемлите их голосам, господа!
А всего лишь статично-симметричная композиция…