Шуховская башня, построенная в 1922 году для обеспечения связи
Москвы с западными государствами и окраинами СССР.
В 1938 году здесь был организован Московский телецентр.
После строительства Останкинской башни — памятник инженерной мысли.
В. Г. Шухов изобрёл способ устройства сетчатых гиперболоидных башен (патент Российской империи № 1896 от 12 марта 1899 года). Первая в мире гиперболоидная башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Первый проект башни на Шаболовке был разработан Шуховым в 1919 году с расчётной высотой 350 метров. Из-за дефицита металла во время гражданской войны проектная разработка была реализована в виде конструкции высотой 148,3 метра. 14 марта 1920 года началось строительство. Работа по возведению конструкции неоднократно прерывалась из-за отсутствия материалов. После аварии при подъёме 4-й секции башни В. Г. Шухов был приговорён к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до завершения строительства. В начале марта 1922 года монтаж несущих конструкций был завершен. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач с уникальной антенной башни.
Благодаря гиперболоидной сетчатой конструкции достигается минимальная ветровая нагрузка, представляющая главную опасность для высоких сооружений. На единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже. Проект Шуховской башни высотой 350 метров имел расчетную массу всего лишь 2200 тонн, а Эйфелева башня при высоте 300 метров весит около 7300 тонн.
На международной научной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшей в апреле 2006 года в Москве с участием более 160 специалистов из 30 стран мира Шуховская башня вошла в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда, рекомендованных на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время обсуждается вопрос о реставрации башни и идея создания у подножия шедевра архитектуры рекреационно-туристической инфраструктуры, включающей «Шуховский центр науки, культуры и искусства».
Легендарный Норман Фостер – человек, который сформировал новый взгляд на архитектуру как среду обитания, придумал понятия “sustainability” и “сhesa futurа”, архитектор, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, новый Рейхстаг в Берлине и Commerzbank во Франкфурте (самый высокий дом Европы), стадион Wembley в Лондоне и знаменитую башню Hearst в Нью-Йорке. Сэр Норман Фостер дружен с президентами и королями, к его рекомендациям прислушиваются самые богатые люди планеты, он лауреат многочисленных премий разных стран мира.
В Москву Лорд Норман Фостер прибывает на самом пике своей славы. В декабре 2005 года газета The Times объявила его персоной номер 1 в современном искусстве. Но предстоящая выставка имеет отношение не только к современному искусству, но и к искусству будущего.
Москва. Нагатинская пойма, где планируется (?) построить Хрустальный остров — самое широкое высотное здание в истории человечества.
Телебашня в Гуанчжоу (Китай) — 610-метровая гиперболоидная сетчатая башня-оболочка по патенту В.Г. Шухова. Арх. Норман Фостер.
Справа — принцип работы скручивающихся гиперболоидных оболочек Автор — выдающийся архитектор современности лорд Норман Фостер
Сетчатые оболочки стали одним из главных творческих средств архитектуры хай-тека, претендующей на доминирование в XXI веке. «… хай-тек, не столько стиль, сколько стандарт высочайших технологий. Основания хай-тека можно найти в отважных конструкциях Эйфеля и Шухова, использовавших максимум возможностей технологии своего времени. Середина XX в. принесла с собой специфическую красоту конструкций из напряженного железобетона (Луиджи Нерви в Италии), из сборных металлических стержней (Бакминстер Фуллер в США), стальных тросов, подвешенных к далеко разнесенным опорам (Отто Фрей в Германии). Но только лишь к 80-м годам совершенствование технологий привело к возникновению чрезвычайно серьезной и очень элегантной архитектуры, признанным лидером которой вскоре стал британец Норман Фостер…»