Геракл вечен — сообщил мне Кот, —
и никто не может лишить его высокого положения.
Не знаю, во всяком случае, я очень хочу понять,
в чем суть этого эллинского Героя…
Это — художественная поэтизация силы?
Ведь греки верили, что Красота, Добро и Правда едины?
Если красив Геракл, то с помощью своей Силы
он творит Добро — мир от зла защищает?
Перед нами — «нагой мужчина, одетый только в свою силу, красоту или божественность» (Энн Холландер).
Среднестатистические древнегреческие мужчины не были похожи на дошедшие до нас прекрасные статуи. Судя по ископаемым остаткам костей, обитатели древнего Пелопоннеса были в большинстве своем приземистыми, плотными и коротконогими. Античные скульптуры, хотя и делались с конкретной натуры, были не столько портретами реальных мужчин, сколько образцами идеальной и потому недостижимой («божественной») или трудно достижимой красоты.
Геракл размышляет. Он красив. Великолепно сложен пропорционально. Восхитителен изгиб его тела по вертикальной оси. При этом, как положено, его физическая, телесная красота («калос») неотделима от нравственного благородства души («агатос»).
В античном мире Геркулесу поклонялись как защитнику людей и хранителю городов, и его культ был широко распространен и имел важное значение для римлян. Согласно мифу, он был сыном смертной женщины — Алкмены — и Юпитера, принявшего облик ее мужа Амфитриона, пока тот отсутствовал, что вызвало ревность жены Юпитера Юноны. Помимо своих двенадцати подвигов, Геркулес совершил еще много других поступков и после смерти был вознагражден Юпитером — отец богов обессмертил его: он был взят на Олимп в колеснице Минервы, богини, которая была его защитницей при жизни.
Аполло́н, по прозвищу Феб («лучезарный», «сияющий») — в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света с золотыми стрелами, покровитель искусств, предводитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, очищавший людей, совершавших убийство. Судя по лицу, Бог надменный, капризный, женственный…
В «Голове Аполлона», считают исследователи современного искусства, «Бурдель воплотил идеал человека с могучим интеллектом, олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком».
Я вижу во втором Аполлоне воплощение первобытной красоты и трагичной правды XX века: Мир рушится, потому что Боги не спускаются с Небес, а человек по-своему расправляется с Землей, перестав быть Человеком.
В начале XX века, наряду с экономической, политической, общественной жизнью, менялась и художественная жизнь. Так называемый критический реализм XIX века, нацеленный на социальность, становился достоянием истории.
На этом фоне французские скульпторы вновь обратились к идеям и идеалам античности, и среди них — Антуан Бурдель «Мы ничтожно малы перед силами мира, — говорил Бурдель, — и все же… Да, мы сознаем необъятное величие неба, символа порядка и гармонии. Но над нами высится особое небо. Оно не синее, не серое, не черное. Наше небо — это наш внутренний мир, и все же нам не дано постигнуть его до конца».
Геракл Бурделя запечатлен в момент охоты. Он — воплощение силы, мощи, как будто собранной в клубок энергии, готовой прорваться наружу. Чтобы создать ощущение жизненной силы, скульптор изображает игру мускулов. Напряжение ясно видно в том, как огромная могучая рука оттягивает тетиву лука, как упирается в скалу нога лучника со вздутыми на ней сухожилиями. Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Динамичность композиции, развернутой в пространстве, не нарушает цельности пластического решения. Бурдель следовал своей собственной установке: «Уравновешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь».
Язык пластики Бурделя чрезвычайно экспрессивен. Резкий поворот головы, ее профильное положение, хищная устремленность глаз, следящих за добычей, вытянутость вперед лица по направлению стрелы — все это усиливает динамику натягивания лука. И нам совсем не важно, в кого и зачем целится герой, потому что автору удалось передать движение и остановить его в окаменевшей страсти.
«Стреляющий Геракл» Бурделя — олицетворение стихийной, первобытной, еще дикой, но уже целеустремленной силы. Он поражает глубиной замысла. И сейчас это — символ нашей эпохи, времени величайших открытий в борьбе человека с Природой и одновременно горьких утрат, трагедий.
.Выставленный в Салоне «Геракл» произвел настоящий фурор. Некоторые члены жюри были настроены настолько воинственно, что Бурдель был вынужден сторожить свою работу, так как ее грозились выдворить из зала. Публика толпилась у необычной скульптуры — в ней была какая-то неудержимая сила, возмущавшая одних, привлекавшая других. Но для всех было понятно, что это — произведение гениального художника.
Сняв с человека защитную маску внешней красоты,
якобы неотделимой от благородства души, «Геракл» поставил перед обществом нравственную проблему: ФИЗИЧЕСКАЯ МОЩЬ — БЛАГО ИЛИ ЗЛО ДЛЯ МИРА?
Если зло, АНТИЧНЫЙ ГЕРАКЛ — АНТИГЕРОЙ,
безумием своим подаривший Миру бесчеловечность.
Все в Элладе говорили о прекрасной золоторогой лани Злобный царь Эврисфей повелел Гераклу поймать ее. Погоня продолжалась целый год. Геракл гнал лань из Эллады в Гиперборею, из Гипербореи снова в Элладу. Отчаявшись поймать лань, Геракл вытащил лук и направил свою не знающую промаха стрелу в ногу животного. Затем Великий герой принес Керинейскую лань живой в Микены и отдал ее злобному царю…
И это подвиг — доблестное, важное по своему значению деяние?! В этом «подвиге» высокого смысла нет. Есть подчинение приказам полного ничтожества…
Эти слова о скульпторе Андрее Балашове принадлежат Зурабу Церетели. Он считает дарование Андрея Балашова незаурядным: «Его художественные достижения основаны на блестящем владении художественным ремеслом и умении поставить на службу своему творчеству все богатство европейской культуры». Нельзя не согласиться с тем, что в наше безыдейное время обращение к богатству предшествующей культуры — опора, держащая нас в равновесии.
«Тело моё могут взять, но дух мой свободен
и ему никто ни в чём не может помешать!»
Эпиктет
Со времен греческой античности кентавры являются символом двойственности. Они представляют собой олицетворение низшей природы человека — его животной натуры, соединенной с высокой природой — человеческими достоинствами и способностью суждения. Это комбинация слепой силы инстинктов и направляющего духа.
«Мне кажется, что тут воплотилась страшная и постыдная для людей жизненная правда… Кентаврида – затравлена и приневолена быть рабыней двуногих. В мраморном варианте она привязана к стволу или колонне; в бронзовом – стоит на краю пропасти и собирается броситься вниз, чтоб не достаться насильникам. Конечно, душа её мысленно воспаряет к праотцу Хирону, ставшему после ухода с Земли звездой, — почему бы не сделаться такой звездой и ей, которой на Земле больше нет места?»..
Геракл пировал с другом — мудрым кентавром Фолом. Другие кентавры страшно рассердились на Фола за то, что вино, которое они пили, было достоянием всех кентавров. Геракл не испугался кентавров. Он быстро вскочил с ложа и стал бросать в нападавших громадные дымящиеся головни. Кентавры укрылись у друга Геракла, Хирона — мудрейшего из кентавров. Следом за ними в пещеру ворвался и Геракл. В гневе натянул он свой лук, сверкнула в воздухе стрела и вонзилась в колено… Хирона. Великая скорбь охватила героя, когда он увидел, кого ранил. Знал Геракл, что рана от стрелы, отравленной желчью гидры, неизлечима. Знал и Хирон, что грозит ему мучительная смерть. Чтобы не страдать от раны, он добровольно сошел в мрачное царство Аида.
.Бурдель подхватил Роденовскую тему затравленного людьми и безвинно погибающего мученической смертью кентавра. Кифара, на которую силится опереться его кентавр, отчетливо намекает на Хирона — великого страдальца. Но дело не в том, Хирон это или нет. Музыкальный инструмент, присутствующий в скульптуре, ясно говорит о том, что, как и роденовская кентаврида, этот мученик – безвинная жертва. И что смерть настигла его, когда он пел свою последнюю песню. Мы не знаем, кто убил его и как — медленным ядом Геракловой стрелы, или внезапным выстрелом в сердце. Но кентавр не участвовал в битве: он пел. Кифара могла сопровождать только самые высокие роды кентаврической музыки — гимны праотцу Кроносу, хвалы Космосу, воззвания к божественным сёстрам — Музам…
Если так, Геракл совершил не подвиг,
даже не просто преступление, а святотатство.
Рождение мифического Кентавра
Когда греческий путешественник и ученый Геродот посетил причерноморские степи Древней Скифии, он увидел людей, которые вели кочевой образ жизни. Они показались эллину существами, слившимися со своими верными спутниками-конями. Так родился мифический Кентавр с головой и торсом человека варварского обличья и телом дикого коня.
Истинные творцы, Роден и Бурдель, принесли от лица людей покаяние, признав, что человечество, расправившись с двусущностными, лишило себя и величественной красоты, и мощного духа, и особого взгляда на мир. Мы могли бы стать братьями, однако предки теперешних двуногих сделали иной выбор, оказавшийся необратимым.
«Кентавр» Даши Намдакова, при всей фантастичности его образа, доходящей до гротесковости, — бунтарь, главным оружием которого являются справедливая ярость, сила сопротивления посягательствам на его независимость и чувство собственного достоинства.
«Кентавр с камнем» — не единственный выход за границы тематике, родственной природе Даши Намдакова. Напротив, казалось бы, местный сюжет естественно перерастает во всеобщий. Так появляются «Пегас» и «Похищение» (Авроры?)….
Важное место в искусстве Даши Намдакова занимает анималистический жанр. Именно здесь художник обнаруживает свое умение видеть характерное и особенное в живой природе. Однако, стремясь передать пластику животного, экспрессивную красоту его движений, мастер намеренно абстрагируется от натуры и создает авторский образ этого мира.
Античность, уповающая на способность Красоты
объединиться с Добром и Правдой.
Современность, поставившая во главу угла
нравственные проблемы.
Вот так, художественная жизнь развивается,
оставляя ответы на потом…