Музей Тиссена-Борнемисы: Портреты кватроченто

Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде., неподалеку от Прадо.
Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде., неподалеку от Прадо.

Музейная коллекция любовно собрана тремя поколениями Тиссенов — банкиров и китов сталелитейной промышленности. Вначале она была самым крупным частным собранием произведений искусства XX века.

В 1993 году испанское правительство выкупило у наследников барона всю коллекцию целиком за 350 миллионом долларов (одна пятая ее настоящей цены на тот момент) и поместила в особняк, ставший музеем.

Портреты барона Ганса Тиссена-Борнемисы и его супруги Кармен.
Портреты барона Ганса Тиссена-Борнемисы и его супруги Кармен.

Нашла в Интернете очень интересную информацию… «В 1986 году третий коллекционер из этой династии Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса привез в Эрмитаж около сорока работ из своего собрания и свою новую, пятую, жену Кармен Сервера Соледад, победительницу конкурсов красоты и вообще знаменитую испанскую даму. Тиссену тогда было 65, Кармен — 40. Мы не знали, на что смотреть – то ли на дивные картины, то ли на эту красавицу в умопомрачительных туалетах»

Экспозиционные залы музея Тиссена-Борнемисы.
Экспозиционные залы музея Тиссена-Борнемисы.

Мы знаем на что смотреть… В музее собрана европейская живопись с XIII по XX век, практически всех стран и направлений. Посетитель может обойти три этажа и идти сдавать историю Искусства. Каждый художник представлен одной-двумя картинами, но это отборные работы блестящей сохранности.

Мы посмотрели «Примитивистов» XIV века. Сейчас черед первых портертов XV века, в Европе называемого «Кватроченто»…

Ханс Мемлинг ( 1433 — 11 августа 1494). "Портрет молящегося молодого человека" в золотой пирамидальной раме. Размещен с обратной стороны "Вазы с цветами". Там - начало нового., и здесь - нового начало.
Ханс Мемлинг ( 1433 — 11 августа 1494). «Портрет молящегося молодого человека» в золотой пирамидальной раме. Размещен с обратной стороны «Вазы с цветами». Там — начало нового., и здесь — нового начало.

Искусство Кватроченто (XV век в Европе) отходит от передачи невидимого — бытийного, к земному — реальному. Человек начинает всматриваться в себя, ощущать себя венцом природы. А потому возникает совершенно новы жанр — портрета.

Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Мужской портрет.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Мужской портрет.

Искусство становится зеркалом, в котором человек рассматривает самого себя. Причем идеальный образ, который преобладал в средневековом искусстве, теперь вытесняется стремлением показать человека таким, каков он есть на самом деле.

 

.

6
Ghirlandaio Ridolfo — Портрет дворянина из семьи Каппони.   1555 г.                                                                                                                           Человек показывается без идеализации. Напротив. ценным становится выявление его внешней данности — не всегда привлекательной, и внутренней природы — намекающей или в открытую говорящей о наличии пороков.
Антонелло да Мессина (1430-1479). Мужской портрет.
Антонелло да Мессина (1430-1479). Мужской портрет.

Антонелло стал первым художником XV века, сумевшим открыть выразительность улыбки. В его творчестве это тоже часть портретной формулы, во многом родственной архаической улыбке греческой скульптуры. В ранних портретах эта улыбка более откровенна, затем она заменяется более тонкой мимикой — с разомкнутыми губами, словно в момент разговора.

Anonymous German Artist active in Swabia ca1480, Портрет женщины, ок 1480, 50,4 cm x 39,2 cm, Дерево, масло
Anonymous German Artist active in Swabia ca1480,
Портрет женщины, ок 1480, 50,4 cm x 39,2 cm, Дерево, масло
Доменико Гирландайо (1449 — 1494). Портрет Джованны Альбеци Торнабуони (1489-90). Это - прекрасный пример портрета флорентийского кватроченто — строгая профильная поясная композиция, руки сведены вместе. Черты и пропорции лица идеализированы.
Доменико Гирландайо (1449 — 1494). Портрет Джованны Альбеци Торнабуони (1489-90). Это — прекрасный пример портрета флорентийского кватроченто — строгая профильная поясная композиция, руки сведены вместе. Черты и пропорции лица идеализированы.

Портрет выполнен на фоне ниши с предметами, подчёркивающими изысканный вкус и характер Джованны Торнабуони. Брошь в форме дракона с двумя жемчужинами и рубином составляет комплект с кулоном на шёлковой нити, висящим на шее Джованны. Они намекают на её общественную жизнь. Драгоценности уравновешены лежащим в другой части ниши молитвенником и прибитыми к верхней части ниши чётками с коралловыми бусинками. Они должны подчёркивать набожность Джованны и её богатый внутренний мир. Между чётками и молитвенником расположена табличка с частью XXXII эпиграммы римского поэта I века н. э. Марка Валерия Марциала: «Искусство, если бы ты могло показать характер и душу, не было бы на свете картины прекраснее». 1488

Доменико Гирландайо (1449 — 1494). Портрет Джованны Альбеци Торнабуони (1489-90). Фрагмент.
Доменико Гирландайо (1449 — 1494). Портрет Джованны Альбеци Торнабуони (1489-90). Фрагмент.

Идеализация заметна в линиях, задающих форму тела, и в лице, не выражающем никаких ярких чувств и эмоций. Как и во многих других итальянских портретах XV века, идеальная красота Джованны Торнабоуни основана на теоретических принципах и примерах из античного искусства, дополненных индивидуальными чертами модели.

Доменико Гирландайо (1449 — 1494). Портрет Джованны Альбеци Торнабуони (1489-90). Фрагмент.
Доменико Гирландайо (1449 — 1494). Портрет Джованны Альбеци Торнабуони (1489-90). Фрагмент.

Джованна дельи Альбицци родилась 18 декабря 1468 года, вышла замуж за Лоренцо Торнабуони 15 июня 1486 года и умерла при родах 7 октября 1488 года. Исследователи предполагают, что портрет является посмертным изображением Джованны, а год на табличке с цитатой из Марциала указывает на время смерти.

Рафаэль Санти. Портрет мальчика. 1518-19 годы. Настоящий портрет эпохи "Кватроченто", хотя его время и прошло и Рафаэль принадлежит к эпохе "Высокого возрождения" - "Чинквеченто", что значит XVI век.
Рафаэль Санти. Портрет мальчика. 1518-19 годы.
Настоящий портрет эпохи «Кватроченто», хотя его время и прошло и Рафаэль принадлежит к эпохе «Высокого возрождения» — «Чинквеченто», что значит XVI век.

Что делать нам, если определенный период исчерпан? Двигаться вперед по Оси Времени, где главным будет имя художника — Творца Нового в своей собственной интерпретации…

 

Музей Тиссена-Борнемисы: XVI век — Витторрио Карпаччо—>

Leave a Reply