Музейная коллекция любовно собрана тремя поколениями Тиссенов — банкиров и китов сталелитейной промышленности. Вначале она была самым крупным частным собранием произведений искусства XX века.
В 1993 году испанское правительство выкупило у наследников барона всю коллекцию целиком за 350 миллионом долларов (одна пятая ее настоящей цены на тот момент) и поместила в особняк, ставший музеем.
Нашла в Интернете очень интересную информацию… «В 1986 году третий коллекционер из этой династии Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса привез в Эрмитаж около сорока работ из своего собрания и свою новую, пятую, жену Кармен Сервера Соледад, победительницу конкурсов красоты и вообще знаменитую испанскую даму. Тиссену тогда было 65, Кармен — 40. Мы не знали, на что смотреть – то ли на дивные картины, то ли на эту красавицу в умопомрачительных туалетах»
Мы знаем на что смотреть… В музее собрана европейская живопись с XIII по XX век, практически всех стран и направлений. Посетитель может обойти три этажа и идти сдавать историю Искусства. Каждый художник представлен одной-двумя картинами, но это отборные работы блестящей сохранности.
Мы посмотрели «Примитивистов» XIV века. Сейчас черед первых портертов XV века, в Европе называемого «Кватроченто»…
Искусство Кватроченто (XV век в Европе) отходит от передачи невидимого — бытийного, к земному — реальному. Человек начинает всматриваться в себя, ощущать себя венцом природы. А потому возникает совершенно новы жанр — портрета.
Искусство становится зеркалом, в котором человек рассматривает самого себя. Причем идеальный образ, который преобладал в средневековом искусстве, теперь вытесняется стремлением показать человека таким, каков он есть на самом деле.
.
Антонелло стал первым художником XV века, сумевшим открыть выразительность улыбки. В его творчестве это тоже часть портретной формулы, во многом родственной архаической улыбке греческой скульптуры. В ранних портретах эта улыбка более откровенна, затем она заменяется более тонкой мимикой — с разомкнутыми губами, словно в момент разговора.
Портрет выполнен на фоне ниши с предметами, подчёркивающими изысканный вкус и характер Джованны Торнабуони. Брошь в форме дракона с двумя жемчужинами и рубином составляет комплект с кулоном на шёлковой нити, висящим на шее Джованны. Они намекают на её общественную жизнь. Драгоценности уравновешены лежащим в другой части ниши молитвенником и прибитыми к верхней части ниши чётками с коралловыми бусинками. Они должны подчёркивать набожность Джованны и её богатый внутренний мир. Между чётками и молитвенником расположена табличка с частью XXXII эпиграммы римского поэта I века н. э. Марка Валерия Марциала: «Искусство, если бы ты могло показать характер и душу, не было бы на свете картины прекраснее». 1488
Идеализация заметна в линиях, задающих форму тела, и в лице, не выражающем никаких ярких чувств и эмоций. Как и во многих других итальянских портретах XV века, идеальная красота Джованны Торнабоуни основана на теоретических принципах и примерах из античного искусства, дополненных индивидуальными чертами модели.
Джованна дельи Альбицци родилась 18 декабря 1468 года, вышла замуж за Лоренцо Торнабуони 15 июня 1486 года и умерла при родах 7 октября 1488 года. Исследователи предполагают, что портрет является посмертным изображением Джованны, а год на табличке с цитатой из Марциала указывает на время смерти.
Что делать нам, если определенный период исчерпан? Двигаться вперед по Оси Времени, где главным будет имя художника — Творца Нового в своей собственной интерпретации…