Толедо. Церковь Санто Томе: «Роман» Эль Греко

Нужно было увидеть достопримечательности Толедо за один день, холодный, ветреный. Невозможно!!! Выбора не было. Церковь не признали: какое-то небольшое зданьице, незаметное, очень простое — в три витражных арки… Люди выходили — решили войти.

Толедо. В церковь Санто Томе (Святого Фомы) была превращена мечеть XI века после освобождения Толедо от арабского владычества королём Альфонсо VII. Мечеть практически не пострадала во время войны: оставалось преобразить интерьеры.
Толедо. В церковь Санто Томе (Святого Фомы) была превращена мечеть XI века после освобождения Толедо от арабского владычества королём Альфонсо VII. Мечеть практически не пострадала во время войны: оставалось преобразить интерьеры.
Известность церкви Санто Тома принесла картина "Погребение графа Оргаса" - одна из лучших работ Ель Греко, написанная им в 1584 году по заказу пастора церкви Андреса Нуньес де Толедо. Размер полотна 4.8 х 3.6 м.
Известность церкви Санто Тома принесла картина «Погребение графа Оргаса» — одна из лучших работ Ель Греко, написанная им в 1584 году по заказу пастора церкви Андреса Нуньес де Толедо. Размер полотна 4.8 х 3.6 м.

Вошли — повернули голову направо — увидели ЭЛЬ ГРЕКО, не поверив своему счастью. Достали фотоаппараты — набросились охранники. Но, наших так просто не возьмешь: Алла Юрьевна смогла сделать снимок «из под полы»..

Церковь Санто Томе имеет в плане три нефа, пересекаемых трансептом. Прекрасные церковные алтари выполнены в стилях барокко и платереско. Под платереско подразумевается тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий, здесь - боковых алтарей..
Церковь Санто Томе имеет в плане три нефа, пересекаемых трансептом. Прекрасные церковные алтари выполнены в стилях барокко и платереско. Под платереско подразумевается тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий, здесь — боковых алтарей..

Прошли в церковь, чтобы успокоиться. И это было сделано правильно. Казалось бы, сплошное разностилье, но какое-то особое — напряжение снимающее…

Собираем необходимые сведения… В часовне при церкви погребён дон Гонсало Руис де Толедо или граф Оргас, который скончался в 1312 году. Он был мэром Толедо, добропорядочным и благочестивым. Во всяком случае, на нужды этого храма граф Оргас жертвовал крупные суммы, взамен желая быть погребенным именно в этой церкви.

Центральный алтарь XVI века в стиле барокко. В целом - многостилье, используемое без помех, как живое течение жизни. Алтарный образ: "Уверование Фомы", прикоснувшегося перстом к ране Христа и произнесшего: «Господь мой и Бог мой!» Галина Зеленская
Центральный алтарь XVI века в стиле барокко. В целом — многостилье, используемое без помех, как живое течение жизни. Алтарный образ: «Уверование Фомы», прикоснувшегося перстом к ране Христа и произнесшего: «Господь мой и Бог мой!»
Галина Зеленская

Возможно, и в те времена добропорядочность лиц государственного ранга не была распространенной, потому что возникла легенда о чуде, которое произошло на похоронах кастильского вельможи. О содержании легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, во время похорон с небес снизошли два Святых — юный, прекрасный Святой Стефан и убеленный сединами Блаженный Августин — снизошли и собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.

Свод над центральным алтарем церкви Санто Томе. Это - не готика. Это - стиль "мудехар", произведениями, выполненными в котором, так славится Толедо.
Свод над центральным алтарем церкви Санто Томе. Это — не готика. Это — стиль «мудехар», произведениями, выполненными в котором, так славится Толедо.

Алена подняла вверх объектив фотоаппарата и сделала кадр, за который я ей чрезвычайно благодарна. Перед вами — сводчатое перекрытие, образующее в средокрестии восьмиконечную звезду, Это — главное конструктивное отличие стиля «мудехар», что хранит память об арабском периоде в истории Испании.

Есть в церкви есть и другие древние раритеты, остаться к которым равнодушными не смогли мои подруги…

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Картина сразу же стала объектом паломничества, причем не только представителей местной знати, изображенных на картине, но и приезжих со всей Испании…
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Картина сразу же стала объектом паломничества, причем не только представителей местной знати, изображенных на картине, но и приезжих со всей Испании…

Отдохнув, возвращаемся к картине или к «роману в красках», написанному Эль Греко. Заказывая картину, священники церкви Санто Томе дали описание того, что должно быть изображено на полотне. Документ сохранился и свидетельствует, насколько точно художник следовал указаниям. Тем не менее, заказчики не стесняли творческую свободу Эль Греко, и, похоже, он сделал два собственных временных уточнения… Перенес событие старинной легенды в современную жизнь, текущую в Толедо. Земную сцену (положение во гроб умершего) неразрывно связал с небесным видением.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Фрагмент: святой Эстебан (Стефан) и мальчик с факелом - сын художника. Из кармана сына выглядывает носовой платок, на котором нанесена дата его рождения - 1578 г., и подпись художника.
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Фрагмент: святой Эстебан (Стефан) и мальчик с факелом — сын художника. Из кармана сына выглядывает носовой платок, на котором нанесена дата его рождения — 1578 г., и подпись художника.

Стефан — первомученик и архидиакон . После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы, апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, то есть. первым диаконом.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Центральный фрагмент: Св. Стефан, умерший граф Оргас, Блаженный Августин (354 - 430). Он — теолог и философ, влиятельнейший проповедник, один из Отцов христианской церкви..
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Центральный фрагмент: Св. Стефан, умерший граф Оргас,
Блаженный Августин (354 — 430). Он — теолог и философ, влиятельнейший проповедник, один из Отцов христианской церкви..

Блаженный Августин — создатель Учения, одна из составляющих которого — трактат О ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ… Время — мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Выделяю эту часть Учения, так как чувствую: положения Св. Августина — философская основа картины Эль Греко (да и остальных его произведений тоже).

Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительно только настоящее. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспоминать о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, ПРОШЛОЕ — ЭТО ВОСПОМИНАНИЕ, НАСТОЯЩЕЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, БУДУЩЕЕ — ОЖИДАНИЕ ИЛИ НАДЕЖДА.

 
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Левый фрагмент с двумя монахами, судя по одеяниям, в серой рясе с длинными широкими рукавами, капюшоном и кожаным поясом - из францисканского ордена, в черной рясе - из августинского.
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Левый фрагмент с двумя монахами, судя по одеяниям, в серой рясе с длинными широкими рукавами, капюшоном и кожаным поясом — из францисканского ордена, в черной рясе — из августинского.

Присутствие монахов на картине вполне правомочно. Св. Стефан — архидиакон: помощник церкви, заботящийся о нуждах новообращенной паствы. Блаженный Августин, помимо писания трактатов, занимался тем же делом. В 388 году он основал духовную общину, что позднее разрослась, превратившись в нищенствующий орден братьев августинцев.

В начале XVI века, августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, был объединен с орденами доминиканцев, францисканцев, кармелитов. Повторяю, присутствие представителей названных орденов на происходящем действии не только правомочно, но и обязательно.

В парадном облачении молитвенник читает - отпевает усопшего - Томе Андрес Нуньес де Толедо, друг Эль Греко, пастор церкви Санто Томе, по заказу которой была написана картина, никогда не покидавшая храма, никогда не реставрировавшаяся...
В парадном облачении молитвенник читает — отпевает усопшего — Томе Андрес Нуньес де Толедо, друг Эль Греко, пастор церкви Санто Томе, по заказу которой была написана картина, никогда не покидавшая храма, никогда не реставрировавшаяся…

На 3-й день после смерти усопшего отпевают и погребают. Отпевание — это специальное Богослужение, оно бывает только заупокойным и совершается лишь единожды. Значение отпевания велико. Во время отпевания священник читает особую разрешительную молитву. В этой молитве у Господа испрашивается отпущение грехов, клятв, которые были на покойном, грехов забытых и не исповеданных. Молитва читается только священником, не прочитанная молитва силы не имеет.

На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, символ жизни, победы над мраком, выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Портрет одного из пришедших на отпевание усопшего графа Оргаса. Глаза пришедшего полны слез, он скорбит. Кто эти пришедшие? Друзья усопшего? Современники Эль Греко? Вся толедская знать?
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Портрет одного из пришедших на отпевание усопшего графа Оргаса.  Глаза пришедшего полны слез, он скорбит. Кто эти пришедшие? Друзья усопшего? Современники Эль Греко? Вся толедская знать?

Пишут… Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей, изображенных портретно. Друзья покойного — это в большинстве своем гордые, полные собственного достоинства испанские идальго. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио Каваррубиаса, Педро Бонавенте — эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других.

Все хорошо, если не видеть, что между «друзьями покойного» (1312 год) и «современниками Эль Греко» (1588 год) лежит около трехсот лет. Значит, верна иная формулировка: пришли на отпевание те, «КТО ПОМНИТ ПРОШЛОЕ» (определение Блаженного Августина).

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Признано, человек, смотрящий на нас, - автопортрет художника в черном одеянии и "жабо" из гофрированных кружев, как все остальные благородные идальго...
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Признано, человек, смотрящий на нас, — автопортрет художника в черном одеянии и «жабо» из гофрированных кружев, как все остальные благородные идальго…

Отошли в прошлое взгляды, трактовавших творчество Эль Греко как некое визионерство (склонность к фантастическим видениям), как самовыражение мистического духа, обретшего себя на испанской почве. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что Эль Греко был художником-эрудитом, ибо знание вменялось в обязанность ренессансному художнику, а философия, наука и искусство были неразрывны. Из этого следует, что такими же эрудитами были и его друзья.

В ряду пришедших на погребение, изображен друг Эль Греко — Антонио Каваррубиас. Позвольте, я покажу другой его портрет…

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Земная сцена погребения. Нет ничего суетного, житейского, обыденного. Изображена священная, мистическая минута предстояния перед смертью с ее непостижимой и вечно волнующей тайной...
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Земная сцена погребения. Нет ничего суетного, житейского, обыденного. Изображена священная, мистическая минута предстояния перед смертью с ее непостижимой и вечно
волнующей тайной…

В земной сцене можно выделить два времени: НАСТОЯЩЕЕ — СОЗЕРЦАНИЕ и ПРОШЛОЕ — ВОСПОМИНАНИЕ… Настоящее представлено пришедшими на погребение друзьями-единомышленниками. Это — круг лиц, ищущих истины, или кружок при церкви Святого Фомы — «Неверующего и уверовавшего». В силу своих интересов, они — те, «кто помнит прошлое».

Прошлое представлено усопшим графом Оргасом — благороднейшим из рыцарей, что, по-видимому, принадлежал к тому же кружку, иначе не объяснить, почему он хотел быть погребенным не в Кафедральном соборе Толедо, а в церковке ничем особо не примечательной.

Августин и Стефан вызваны из вечности тоже их воспоминанием, ибо в русле Учений этих Святых ведутся нынешние поиски истины..

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Правый фрагмент со священником в прозрачной рясе, стоящим к зрителям спиной, подняв голову к небу. Это - ЯСНОВИДЯЩИЙ...
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Правый фрагмент со священником в прозрачной рясе, стоящим к зрителям спиной, подняв голову к небу. Это — ЯСНОВИДЯЩИЙ…

Блаженный Августин утверждает… Все люди помнят прошлое, а некоторые из них могут «ПОМНИТЬ» БУДУЩЕЕ, чем и объясняется способность ЯСНОВИДЕНИЯ — различения того, что произойдет в дальнейшем. Будущее, как и прошлое, не имеет реального существования, БУДУЩЕЕ — ОЖИДАНИЕ ИЛИ НАДЕЖДА.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Тимпан полотна с изображением действия, что происходит уже на небесах, где Иисус вместе с Марией и Иоанном Предтечей принимает душу усопшего. Что будет?
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Тимпан полотна с изображением действия, что происходит уже на небесах, где Иисус вместе с Марией и Иоанном Предтечей принимает душу усопшего. Что будет?

Над земной сценой, в верхней части картины, замкнутой полукружием, изображена другая сцена — происходящая в то же самое время на небесах. Опекаемая ангелом-хранителем душа умершего приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском троне — наивысшей точке всей композиции. Рука Спасителя обращена к Марии, как бы призывая ее в свидетели. Иоанн Предтеча — заступник. Остальное пространство заполняют порхающие ангелы, святые и праведники.

Каким станет будущее возносимой души?
Сбудутся ли ее ожидания и надежды,
там — на земле — никому из оставшихся неведомо:
лишь небо свободно, земля повязана цепями.

Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы. Центральный фрагмент тимпана. Богоматерь Мария слева, справа - Иоанн Предтеча, по центру выше - Вседержитель, ниже - Ангел, несущий душу в виде спеленутого младенца на Божий суд...
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.
Центральный фрагмент тимпана. Богоматерь Мария слева, справа — Иоанн Предтеча, по центру выше — Вседержитель, ниже — Ангел, несущий душу в виде спеленутого младенца на Божий суд…

Исследователи творчества художника пишут… По Эль Греко верхний мир — нечто принципиально иное в сравнении с нижним — земным. Верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно; фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие. Холодный жемчужный колорит сочетается с локальным (символическим). Удлинённые фигуры, разлетающиеся одежды, многоплановость композиции и приём соположения фигур – а иногда это одна фигура – увиденных с разных точек, — вот что такое мир верхний, мир святых и праведников.

Испания. Толедо. Церковь Санто Томе. Капелла - сокровищница. Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 - 1588 годы.
Испания. Толедо. Церковь Санто Томе. Капелла — сокровищница.
Эль Греко. «Погребение графа Оргаса». 1586 — 1588 годы.

Прощальный снимок Аллы Генриховны, сделанный тоже «из под полы». Какие счастливцы: они остаются, а мы должны уйти! Правда, «роман» берем с собой: мысленно укладываем в рюкзаки, чтобы дома снова и снова читать и перечитывать.

Ах, Эль Греко, Ваши произведения
непостижимо глубоки и столь же прекрасны…

Да, забыла рассказать, когда «Похороны графа Оргаса» впервые увидел Сальвадор Дали, от обилия переживаний он упал в обморок.

Толедо. Боковой фасад церкви Санто Томе и колокольня - преображенный минарет. Все в сохранившемся стиле "мудехар", говорят - вторичном, эклектичном. Думаю, нет: сочетающем все, что было, в надежде порадовать своими фантазиями и будущее
Толедо. Боковой фасад церкви Санто Томе и колокольня — преображенный минарет. Все в сохранившемся стиле «мудехар», говорят — вторичном, эклектичном. Думаю, нет: сочетающем все,
что было, в надежде порадовать своими фантазиями и будущее

У Греко были ученики в Толедо, но ни один из них не пошел по его стопам. Ближе всех подражал ему его сын Хорхе Теотокопули (1578—1631), но далеко не достигал совершенства отца.

Обернулись, чтобы разглядеть мавританский декор колокольни - минарета. Просветные проемы, увенчанные арками с коронами из арочек. Колонно-арочный ряд лишь для красоты. Все радует глаз, все утверждает ценность существования настоящего, что не прошло.
Обернулись, чтобы разглядеть мавританский декор колокольни — минарета. Просветные проемы, увенчанные арками с коронами из арочек. Колонно-арочный ряд лишь для красоты. Все радует глаз,
все утверждает ценность существования настоящего, что не прошло.

В начале XVII века.одним из лучших архитекторов в Толедо считался сын Эль Греко Хорхе Мануэль Теотокопули. Ему пришлось заканчивать ратушу (1575—1618) в Толедо, спланированную Хуаном де Эррера в присущем ему строго классическом стиле.

Улочки Толедо в наше единственное утро: холодное, ветреное, с небом, грозящим пролиться дождем. Алла Генриховна, укутанная по-зимнему, стремится вперед, остальные спешат за ней..
Улочки Толедо в наше единственное утро: холодное, ветреное,
с небом, грозящим пролиться дождем. Алла Генриховна, укутанная по-зимнему, стремится вперед, остальные спешат за ней..

Пусть будет удачным дальнейшее путешествие по Толедо!

 

<—Толедо в постижениях Эль Греко…

Leave a Reply