Гауди разработал это здание для Josep Batlló, богатого аристократа, в качестве роскошной резиденции. Сеньор Batlló с семьей жил на первых двух этажах, а верхние этажи сдавались.
Позднее семья Batlló сдавала первый этаж владельцу магазина антиквариата. Костеподобные колонны, которые выступают на тротуар и неумолимо заставляют глаз за них зацепиться, были лучшей рекламой магазину.
Многие исследователи творчества Гауди признают, что наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие прямых линий. Да, это так. Но, почему? Здание зажато соседями с обеих сторон и вынужденно вписывается в прямоугольный участок. Криволинейность планировки участком не задана.
Оставим ответ на потом. Сейчас посмотрите на план основного зала (внизу). На него спроецирован потолок с люстрой и какими-то вихрями. Запомните: это очень важно.
Входим в вестибюль. Каково первое, главное, впечатление? Все змеится, все струится. Чувства, внешним образом Дома на определенный лад настроенные, утверждают: мы в чрево дракона попали.
Не помню ваз на отвратительно-живых подставках. Может быть, на тот момент они куда-нибудь убежали. А может быть, я не обратила на них внимания из-за толкотни туристов в вестибюле. Они нам мешали — мы мешали им. Масштаб пространства искажался. Чувство чего-то неладного не уходило, напротив, усиливалось.
Позвонки… Драконьи позвонки, выполненные из полированного красного дерева. Это чудовищно… прекрасно….
Чудовищно-прекрасная лестница напоминает поднимающимся по ней посетителям Дома о драконе-убийце, что еще жив. Что при этом чувствуют жильцы Дома?
Не жестоко ли заставлять жильцов Дома заставлять бродить в чреве чудовища? Особенно, когда стемнеет и все темные силы начинают оживать?
Вид проема в потолке, куда ведет лестница с позвонками, подтверждает, что я не нагнетаю чувство СТРАХА. Его задает сам Гауди, продолжая тему, определенную фасадом «Дома с костями».
Сейчас войдем в парадный зал бельэтажа
и ответ, достоверный ответ, узнаем…
Тема, заданная фасадом «Дома с костями», в интерьере продолжается, но… Тема развивается, видоизменяется и получает другое направление.
Колонны-кости прорастают цветами.
Райский сад впереди обещается?
Специально повторяю фрагмент главного фасада, чтобы выявить то, что в общем виде скрывается. Колонны, напоминающие берцовые кости, при ближайшем рассмотрении преображаются, теряя жутковатый вид.
И снаружи проглядывали мотивы Рая,
но мы их не увидали — черепа помешали.
Теперь отходим от витража и смотрим на золотую люстру в спиралевидной лепнине, что включает в свое кружение и стены. Я просила вас разглядеть план этого помещения, чтобы убедиться в главенстве спирали.
Чем определено главенство? СПИРАЛЬ — форма,
являющаяся прообразом ПРИНЦИПА ГАРМОНИЗАЦИИ.
СПОСОБНАЯ ПРИВЕСТИ В ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК
ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ — ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО.
Источник сил тоже очевиден: это золотой концентрический круг — пятиуровневый. Круг — все исчерпывающее понятие. Пять уровней определяют назначение Круга, направленного на рождение и сохранение чего-то защитного, созидательного.
Вопрос — не слишком ли большое значение я придаю «Золотой спирали», может быть, для Гауди это просто красивая в декорировке геометрическая форма?
Ответ: Гауди — созерцатель по своей природе, улавливающий смыслы, скрытые во внешних формах выражения закономерностей бытия. Улитка — основная фигурантка в этом деле: намекнув на Вселенскую тайну, она заставит ее узнать.
Научные сведения…
Структура «Золотой спирали» символизирует две хорошо известные в сакральной геометрии фигуры: спираль Золотого сечения (фи) и спираль Фибоначчи.
Научные сведения:
Фи (золотое сечение) – «ключ к физике космоса» (Платон).
Особенность числа Фи (Золотого сечения) в том, что его можно найти во всех известных органических структурах. Пропорция фи есть везде, от строения костей человека до спирального расположения семян подсолнуха и завитков раковин моллюсков, она лежит в основе всех биологических структур и кажется ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ САМОЙ ЖИЗНИ.
Игра в «Золотые спирали» в интерьерах Каса Бальо постоянна и не может быть случайной или бессмысленной.
Каким должен или может быть смысл подобного «декора»? Гауди не дает объяснений: он работает. Искать смысл — удел тех, кто оказывается в интерьерах его Домов. Можно не искать, можно просто наслаждаться игрой форм и геометрических рисунков. Но лучше все-таки, хотя бы позднее, всмотреться в однажды увиденный мир.
Повторяю: биомиметика (от др.-греч. βίος — жизнь, и μίμησις — подражание) означает подход к созданию технических устройств, при котором идея и основные образы устройства заимствуются из живой природы.
Продолжаю: биомиметика — первый уровень подражание жизни, зачаточный. Игра в «Золотые спирали» — КАСАНИЕ ОСНОВ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БЫТИЯ.
Предлагаю, хотя бы умозрительно, сесть на скамью при камине, вытянуть ноги и задуматься в тишине, тепле и уюте. Задуматься о том, какие закономерности бытия являются ведущими в жилом доме — творении, предназначенном для проживания семьи.
Слышите ответ в хрустальном звоне праздничных шаров? Не слышите? Тогда помогите себе, вспомнив позолоченную анаграмму на башенке с георгиевским крестом: «Иисус, Мария и Иосиф». Слышите: все человеческие семьи должны быть подобны БОЖЕСТВЕННОЙ СЕМЬЕ…
Это — проповедь? Это — в художественной форме выраженное откровение, которое произносит Гауди — очень верующий человек.
<—Каса Бальо: О природе гаудианских «черепов»…
Каса Бальо: О живой воде и мертвом камне..—>