Но́ев ковче́г (ивр. коробка, сундук) — в Библии судно, построенное Ноем по велению Бога, для спасения от Потопа своей семьи и по одной (или более) паре каждого вида животных (Быт.6:13-8:19). Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (133.5 м); ширина 50 локтей (22.25 м), а высота 30 локтей (13.35 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег сбоку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим.
![Так как в представлении о том, каким был Ковчег, содержатся одни вопросы, художники дают свободу своим фантазиям...](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/02-4.jpg)
Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер» и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.
По масоретскому (еврейскому) тексту, Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1663 году) от Сотворения мира. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет. Ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950.
Так как в представлении о том, каким был Ковчег, содержатся одни вопросы, художники дают свободу своим фантазиям…»
Другое известно более точно… Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, Всемирный потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году.
![Ноев ковчег](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/03-4.jpg)
Вопрос, как могло столь огромное количество животных уместиться в сооружении, достаточном для проживания 8 человек (Ноя с женой, трех его сыновей тоже с женами), включая запасы продовольствия на год скитаний? Ответа нет — вопрос снимаем…
![Густав Доре](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/04-4.jpg)
Как всегда у Доре самое лучшее, грандиозное и сдержанно-печальное представление библейских сюжетов…
«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём».
Но жил в те времена человек праведный и непорочный
в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.
«И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег…»
Ной сделал всё так, как повелел ему Бог.
После чего ковчег был затворён Богом.
«Через семь дней излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. И подняла вода ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод».
«Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор».
К первому дню следующего года иссякла вода на земле,
и земля высохла. И открыл Ной кровлю ковчега…
«И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных. И не буду больше поражать всего живущего. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…»
Что было дальше? Послепотопные люди развернули
следующую крупномасштабную стройку…
![Вавилонская башня](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/05-4.jpg)
После Всемирного потопа «на всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они (люди) нашли в земле Сеннаар равнину (в нижнем течении Тигра и Евфрата) и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Все ушло. Все прошло. Воспоминания о былом закрепились…
И о «Всемирном потопе», повторения которого страшатся,
и о «Ноевом ковчеге», найти который люди стараются,
и о «Вавилонской башне», которую строят люди и строят…
![Рафаэль Лакоста. Вавилонская башня](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/06-4.jpg)
Во все времена люди возводили башни
В честь своих богов, своих королей,
своей смерти и своей любви…
Пирамиды, пагоды, купола и колокольни,
обелиски, замки, вышки и минареты…
От Вавилонской башни до Эйфелевой башни,
от Пизанской башни до Святого Марка в Венеции,
от башен Дефанс до башен Сингапура —
во все времена люди возводили башни…
![Вавилонская башня](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/07-4.jpg)
Вавилонская башня, появившаяся первой из всех, —
прототип, архетип, праформа —
вертикальный символ вечности,
противостоящий линейному течению времени…
![Вавилонская башня](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/08-4.jpg)
![Вавилонская башня](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/09-4.jpg)
У Лукаса ван Валкенборха присутствует та же тенденция в изображении Вавилонской башни, что и у Брейгеля: «этажность» башни растёт с течением времени. Но при этом сам облик сооружения принципиально не меняется: ученик остался верен заветам учителя. – Ван Валкенборх сохраняет даже композицию брейгелевских картин: в левой части полотна – на всех трёх вариантах – присутствует царь Нимврод в качестве куратора Проекта.
!["Строительство Вавилонской башни". Мартин ван Валкенборх. 1594](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/10-4.jpg)
![Строительство Вавилонской башни](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/11-4.jpg)
![Вавилонская башня. Лувр. Париж](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/12-4.jpg)
!["Вавилонская башня". Хендрик ван Клеве III.](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/13-4.jpg)
Фрагмент картины, показывающий рвение строителей
![Франс Франкен II](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/14-4.jpg)
![Вавилонская башня](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/15-4.jpg)
Фрагмент картины, показывающий главных действующих лиц
Вавилонская башня — образ вечности,
противопоставленный течению времени…
![Монсу Дезидерио. "Вавилонская башня". 1630](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/17-4.jpg)
Монсу́ Дезидерио — коллективный псевдоним, под которым в историю мирового искусства вошли художники из Лотарингии Франсуа де Номе и Дидье Барра.
Оба художника родились в Меце, в первой половине XVII в. поселились в Неаполе, где и работали до конца жизни. Прославились изображением руин, фантастических городов и сновиденных сооружений, которые привлекли позже внимание сюрреалистов.
В этой картине в каком-то затерянном в пространствах-временах городе продолжает строиться Вавилонская башня, вбирая в себя архитектурный опыт текущих через Мироздание веков.
![Закат в Вавилоне](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/18-4.jpg)
Представлена фантазия, в которой Башня строится в самом Вавилоне внутри града за мощными стенами рядом с храмом Мардука. Это не соответствует действительности (археологическим раскопкам), но соответствия и не требуется. Главное для художника передать ЧУВСТВО ПОКОЯ…
!["Новый Вавилон". Александр Тюрин.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/19-4.jpg)
Все созидается с согласия древних богов…
Все воздвигнутое будет стоять на земле вечно…
![Зима. "Вавилонская башня". Александр Бровин](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/20-3.jpg)
!["Вавилонская башня". Александр Бровин](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/21-3.jpg)
!["Вавилонская башня". Александр Бровин](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/22-3.jpg)
!["Вавилонская башня". Александр Бровин](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/23-2.jpg)
!["Вавилонская башня"](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/26-1.jpg)
«самарский художник, балансирующий на грани мифотворчества и нового символизма».
В комментарии к картине написано… «С молодости пребывая в плену индивидуальных энергий, разрушающих тотальные теории, он (художник) уже 20 лет выстраивает по кирпичику мир, в котором правит Иллюзия, и который связан с реальностью только идеей материализации эфемерных прообразов».
Мне в этой картине видится образ, в котором запечатлен Путь, проходимый Архитектурой. Изначально пребывая в плену Великой идеи создания Всеобщего счастья, она (Архитектура) по кирпичику возводит «Вавилонскую башню». В Башне этой — множество реальность обретших прекрасных образов, лишь идея Всеобщего счастья остается недостижимой, иллюзорной, эфемерной…
![Заповедник снов](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/27-1.jpg)
В работах очевидно духовное родство с братьями Стругацкими.
Многие сюжеты входят в серию, названную «Заповедник снов»
Истолкования содержания этой картины я не нашла. Придется идти самостоятельным путем, так как не показать ее не могу: есть в сюжете что-то весьма притягательное…
Экзорцизм — изгнание бесов, дьявола. Экзорсист — тот, кто изгнанием занимается. Есть два способа изгнания. Первый опускаем: нет в картине его следов.Второй способ заключается в использовании энергии солнечного центра (Живого Света) и энергии «Я» — энергии Искры Света, берущей силу у высшего «Я», что представляет собой вечную радость, счастье. Согласитесь, некие перспективы истолкования намечаются…
В центре — Башня: призрак, привидение, нечто создающее Призрачный мир, мучающий людей своей несбыточностью, но неумолимо преследующий их, превращая в больных — одержимых идеей, фанатов…
Вокруг Башни — четыре малых башни, на которых стоят экзорсисты с горящими факелами в руках. Они должны изгнать заключенную в Башне-призраке силу искушения Несбыточным. Они должны освободить людей от власти Иллюзорной идеи, заставить их пересмотреть свои поступки, слова, мысли и чувства, чтобы они вновь не впали в искушение.
Второй обряд экзорцизма опасен для совершающего его экзорсиста. Может в дело вмешаться сам Ваал (Вельзевул, Люцифер) и обратить просветителя в носителя новой идеи, что окажется пострашнее предыдущей…
Если так…
Вавилонская башня обречена быть вечной…
Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии; а также в мозаиках и фресках соборов и церквей. Многие весьма именитые художники не раз ее на своих полотнах изображали. Весьма значительное место занимает этот «предмет» в творчестве, прежде всего, нидерландских художников XV — XVII веков. Даже Питер Брейгель Старший написал три «Вавилонских башни».
![Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (Первая).](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/32.jpg)
Авторитетные исследователи, издающие учебные пособия по Нидерландскому искусству, считают показанное на этой странице альбома произведение принадлежащим кисти Брейгеля. Всё во мне против такой атрибуции возражает: и архитектура не та, и дали земные совсем другие, и фигурки на переднем плане не похожи на брейгелевых.
И однако, «предмет» — тот, фрактальность из него наглядно выпирает, значит с этой работы, приписываемой Брейгелю, рассмотрение Вавилонских башен и начинаем…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня (Вторая). 1563 г. Дерево, масло. 114 х 155 см. Музей истории искусств, Вена](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/33.jpg)
Сердце заходится от восторга: это — Брейгель, создающий каноническую картину на всем известную библейскую тему (Бытие 11:1). И вдруг, опять остановка: что-то заставляет меня не превращать произведение великого художника в прямую иллюстрацию притчи о наказании человеческого рода за гордыню.Брейгель — мудрец, пользующийся в страшную пору испанской инквизиции иносказательным языком: его картины нужно разгадывать, как художественные ребусы. И эту, несомненно, разгадать нужно тоже, чтобы не потерять, не упустить Вести, в ней ощутимой…
Смотрю и вижу:
Брейгель СТАРАЕТСЯ ПОСТРОИТЬ Вавилонскую башню!
Семь этажей башни уже так или иначе построены,
начато возведение восьмого этажа,
что уходит в заоблачные выси…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины - царь Вавилона Нимрод со свитой](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/34.jpg)
Фрагмент картины — царь Вавилона Нимрод со свитой
Вопреки библейской притчи, Брейгель не хочет,чтобы Башня была разрушена…
Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры в левом нижнем углу картины — царь Нимрод в окружении свиты. Легендарный завоеватель Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считается руководителем строительства Вавилонской башни. Об этом свидетельствуют жезл в руке царя, строгий взгляд куратора, не склонного к снисхождению, и низкий, на восточный манер, поклон одного из строителей, по-видимому, прораба — производителя работ.
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины позволяет разглядеть, что Башня возводится строителями-муравьями вокруг скалы и намного превосходит ее...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/35.jpg)
Фрагмент картины позволяет разглядеть, что Башня возводится
строителями-муравьями вокруг скалы и намного превосходит ее…
Людишки копошатся везде. Что они могут сделать?
Скала — как застывшая морская волна:
оживет — и все возведенное ими разрушит.
Нет, труд людей, воодушевленных Великой идеей,
грандиозен и уже не подвластен природной силе…
Разве стремление подняться на уровень горних высот
относится к Великим идеям?
Продолжаем размышление…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины, в котором показано, как возвышается Башня над окружающим ее пейзажем земли и моря...](https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/36.jpg)
Фрагмент картины, в котором показано, как возвышается Башня
над окружающим ее пейзажем земли и моря…
Башня победила не только скалу, вобрав ее в себя,
она уже стала доминантой — высотной вертикалью,
перед которой смиренно расстилаются бесконечные дали…
Разве можно считать покорение далей земных
Великой целью? Продолжаем размышление…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины, показывающий город, на который падает тень от Башни, что несравнима с ним по чистоте структуры и размерам...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/37.jpg)
Фрагмент картины, показывающий город, на который падает тень от Башни, что несравнима с ним по чистоте структуры и размерам…
Какая внизу суета сует из человеческих буден! Мне всегда нравились средневековые города их сомасштабностью с человеком и высотой соборов, пронизывающих каменную плоть, чтобы уйти в небо.
Здесь мне даже страшно представить,
что я вдруг попаду в этот лабиринт
и задохнусь в нем, не найдя выхода…
Нижний ярус — с мощными контрофорсами и столь же мощными стенами почти без окон. У подножия — строительные площадки с кирпичом и облицовочным белым камнем. Крупные камни поднимаются наверх с помощью лебедок и поворотных колес. Используются и телеги с лошадьми. Можно разглядеть и временное жилье для строителей или конторки для прорабов (начальников, организующих производственный процесс. Не упустите, над протокой поставлена сторожевая башня. Не дает мне эта протока избавиться от потрясающей воображение картины…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины, на котором показан процесс завершения строительства трех нижних ярусов Башни...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/38.jpg)
Фрагмент картины, на котором показан процесс завершения строительства трех нижних ярусов Башни…
Конечно же, внутрь башни подается вода для обеспечения благоприятных условий жизни (или работы) в этом грандиозном сооружении. Конечно же, внутри Башни устроен световой колодец, на дне которого плещется вода и в определенное время играют блики солнца. Вполне возможно, что диаметр колодца достаточно широк, да еще и расширяется по мере повышения ярусов. Не менее вероятно, что в световой колодец выходят открытые балконы, как в итальянских дворах…
Если это так, то Башня — ловушка для Света,
внутри которой в самый раз петь гимны Богу Солнцу,
или петь аллилуйю Творцу Мироздания…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/39.jpg)
Люди своими жалкими усилиями создают
Вселенское чудо или Чудо Света…
Знатоки любят сравнивать Вавилонскую башню с Римским колизеем или амфитеатром Флавиев, построенным всего за 5 лет, и уже в 80 году н.э. принявшим первых посетителей. По случаю открытия амфитеатра император Тит Флавий объявил стодневные игры, в течение которых билось несколько тысяч гладиаторов и в один день было затравлено 5 тысяч зверей! Кровь сразу же начала литься в Колизее и лилась потоками, пока Римская империя продолжала цепляться за отпущенные ей жизненные сроки.
Прошу вас, никогда этого не делайте: сравнение непременно выведет вас из образного строя, и настроя тоже, присущего Брейгелевой Вавилонской башне…
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/40.jpg)
Исследователи поддерживают свою позицию тем, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме, не мог не видеть Колизея и должен был запомнить типичные черты древнеримской архитектуры: «выступающие колонны, горизонтальные яруса и двойные арки». Так вот, или Брейгель ничего не запомнил, или знатоки, пишущие учебники по искусству Нидерландов, не знают древнеримской архитектуры. В Башне в первых ярусах выступают не колонны, а мощные контрофорсы, В Колизее, в отличие от Башни, двойных арок нет — они одиночные, циркульные, с трехчетвертными колоннами, приставленными к простенкам, как велит возводимый этаж: на первом — дорического ордера, на втором — ионического, на третьем — коринфского.
Но дело даже не в деталях… Колизею (Colosseum – «большой, колоссальный») досталось имя в наследство от располагавшейся поблизости от места его возведения тридцатиметровой статуи Нерона.
Колизей — имперское сооружение, утверждающее Вседозволенность одного, наделенного высшей властью. Брейгелеву Вавилонскую башню, по воле времени, в которое писалась картина, возводит сила человеческого духа, движимого Великой идеей, отрицающей Всевластие, что губительно для народов.
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины: гавань перед Вавилонской башней.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/41.jpg)
Фрагмент картины: гавань перед Вавилонской башней..
Гавань замечательно обустроена. Грандиозная башня никого своей мощью не убивает: всё в ней и вокруг нее напоено жизнью. И не может быть иначе..
Брейгелева башня создается для Счастья, которого непременно дождутся строители Чуда,
уже потому что они этого Чуда жаждут —
отдают его возведению все свои силы.
Порознь малые — при объединении большие!
Великая цель — Великие деяния —
и результат столь же великий!
Вернитесь к картине в целом и посмотрите…
Башня строится очень давно.
Башня достроенной никогда не будет…
Почему?!
![Питер Брейгель Старший. "Большая" Вавилонская Башня. 1563 г. Фрагмент картины: гавань перед Вавилонской башней.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/42.jpg)
Фрагмент картины: гавань перед Вавилонской башней.
Почему не будет достроена Вавилонская башня?
Царь Нимврод помешает? Захочет потомок Ноя утолить
свои Вселенские амбиции, и Господь Бог его накажет,
лишив строителей взаимопонимания?!
Нет, на картине они работают слаженно.
Всё как-будто идет как должно, только…
Вглядитесь в картину непредвзятым взглядом —
смыв с видимого воздействие Библейской притчи.
Строителей осталось совсем мало…
Совсем мало осталось на Башне строителей!
![Питер Брейгель Старший. "Малая" Вавилонская башня (Третья). 1564](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/43.jpg)
Брейгель написал три «Вавилонских башни»…
На этой Башне еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности всех усилий человеческих не покидает. Вопиет во всеуслышание. Та же Башня выглядит чужой и природе, и людям. Не источает она Радости…
От этой башни веет заброшенностью,
от этой картины исходит чувство безнадежности…
Великий замысел людей не угоден Богу?
Он их оставил? Наслал мор и всех уничтожил?
![Питер Брейгель Старший. "Малая" Вавилонская Башня. 1564 г. Фрагмент картины: верхние - заоблачные - яруса...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/10/44.jpg)
Фрагмент картины: верхние — заоблачные — яруса…
Остались строительные леса…
Остались строительные механизмы…
Противостоит векам мощное тело Башни
в той части, что уже достроена…
А строители где? Несколько точек кажутся людьми.
Они работают? Бродят по кладбищу несбывшихся надежд?
Водят по еще не обрушившейся Башне экскурсии?
Господи, как мне хочется завыть волком…