«Диагноз Норман Фостер» — отношение к старому


Норман Фостер родился в Манчестере (Англия) в 1935 в семье рабочего. По финансовым причинам Фостеру пришлось рано оставить образование: он проработал несколько лет в городском казначействе, параллельно изучая торговое право, затем некоторое время служил в британских ВВС, но уже тогда задумывался о профессии архитектора. После демобилизации работал в пекарне, на заводе, в мебельном магазине.
В 21 год Фостер поступил в Школу архитектуры Манчестерского университета, после ее окончания в 1961 он выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США, где получил ученую степень магистра. Там же он познакомился с Ричардом Роджерсом.
В 1963 Норман Фостер вернулся в Англию и основал вместе с Роджерсом и их женами — Венди Фостер и Сью Роджерс — мастерскую «Team 4» («Бюро четверых»).
Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского архитектора В. Г. Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим героем и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.
В 1967 он открыл собственную архитектурную фирму — Foster Associates (позднее переименованную в «Foster and partners»). В 1968 — 1983 годах он сотрудничал с Бакминстером Фуллером в работе над рядом проектов.
Фостер получил Золотую медаль RIBA в 1983 и аналогичную награду AIA в 1994, в 1990 стал баронетом, а в 1999 — пожизненным пэром с титулом «Baron Foster of Thames Bank». В том же году он стал лауреатом Притцкеровской премии.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

14 декабря 2004 года на юге Франции был построен самый высокий в мире мост. Грандиозное по своей длине сооружение соединяет берега реки Тарн неподалеку от города Мелен в 300 км к югу от Парижа. Этот мост — последнее звено трассы Париж — Средиземное море, идущей в обход самых загруженных участков магистрали. Кроме того, мост обеспечивает прямое автомобильное сообщение между Францией и Испанией.
Виадук Мийо́ (фр. le Viaduc de Millau) — вантовый дорожный мост, проходящий через долину реки Тарн вблизи города Мийо в южной Франции (департамент Аверон). Мост является последним звеном трассы А75, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа через Клермон-Ферран к городу Безье. До создания моста движение осуществлялось по национальной трассе № 9, проходящей вблизи Мийо, и приводило к большим заторам в конце летнего сезона. Многие туристы, следующие из южной Франции и из Испании, выбирают этот путь, так как он наиболее прямой и по большей части бесплатен.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004
Красные опоры — монтажные

Сооружение моста происходило с 2 берегов. Всего на постройку моста было затрачено 27 000 куб. м бетона и 36 000 т стали (настил). Общий вес сооружения составляет 242 000 т. Для безопасности водителей конструкторы значительно расширили полосы аварийной остановки по краям шоссе. Полотно виадука имеет легкий наклон (3,035% с севера на юг) и небольшую кривизну (радиусом 20 000 м).
Строительство моста началось 16 октября 2001 года. Возведением моста занималась французская фирма «Эйфаж», известная, как строитель Эйфелевой башни. Строительство заняло три года ( декабрь 2001 — декабрь 2004) и обошлось строительной фирме-инвестору в 320 миллионов евро, за что последняя получила концессию на 75 лет. Проезд по мосту на автомобиле займет чуть более одной минуты и будет стоит от 4 до 6 евро.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

На момент строительства Виадук Мийо́ был самым высоким транспортным мостом в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр — немного выше, чем Эйфелева башня (324 метра), и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. В настоящее время по высоте расположения пролёта его превзошёл мост через реку Си-Ду (Si Du River Bridge — Siduhe Bridge в провинции Хубей в Китае, открытый для движения 15 ноября 2009 — при длине 1222 м он расположился над пропастью глубиной 472 м.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

Авторами проекта моста были французский инженер Мишель Вирложо, известный до этого проектом второго по протяжённости (на момент строительства виадука Мийо) вантового моста в мире — моста Нормандии, а также английский архитектор Норман Фостер, являвшийся также автором проектов аэропорта в Гонконге и реставрации здания Рейхстага в Берлине.
Виадук был создан по договору концессии французского правительства с группой «Eiffage» (французской конструкторской компанией, в которую в том числе входят мастерские Густава Эйфеля, построившего Эйфелеву башню). Срок действия договора концессии — 78 лет.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

В основу проекта легла идея вантового виадука, состоящего из семи высоких опор и легкого настила. Это сооружение как бы парит над живописной долиной Тарна. Мост длиной в 2460 м поддерживается двумя береговыми и семью трапецеидальными опорами. Расстояние от земли до дорожного полотна составляет в самой высокой точке 270 м. Высота самой низкой опоры равна 70 м, а самой высокой — 343 м. На бетонных опорах закреплена система из 154 стальных тросов вантов, поддерживающих полотно автомобильной дороги шириной 27,35 м (по две полосы в каждом направлении). Мост призван служить 120 лет, поэтому имеет большой запас прочности, высокую сейсмическую и погодную устойчивость.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

Мост пересекает долину реки Тарн в её самой нижней точке, связывая плато Ларзака с красным плато и проходит по внутренней стороне периметра природного парка Большое плато.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004
Боковые конструкции — трехметровые защитные экраны — чтобы не закрывать чудесный вид, который открывается из окна автомобиля, сделаны максимально прозрачными.
Проезжая по этому архитектурному чуду, кажется, будто взлетаешь. Но наслаждаться живописными пейзажами долины с такой ошеломляющей высоты — удел не для слабонервных.
Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

Движение осуществляется в две полосы в каждом направлении. Высота колонн варьируется от 77 до 246 метров, диаметр самой длинной колонны 24,5 метра у основания и 11 метров у дорожного полотна. Каждая опора состоит из 16 секций, каждая секция весит 2230 тонн. Секции собирались на месте из частей массой 60 тонн, 4 метра шириной и 17 метра длиной. Каждая из опор поддерживает пилоны высотой 97 метров. Сначала были собраны колонны, вместе с временными опорами, затем части полотна выдвигались через опоры при помощью гидравлических домкратов, управляемых со спутника, на 600 миллиметров каждые 4 минуты.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

Мост остоит из восьмипролетного стального дорожного полотна, поддерживаемого восемью стальными колоннами. Дорожное полотно весит 36 000 тонн, имеет длину 2460 метров, ширину 32 метра и глубину 4,2 метра. Каждый из шести центральных пролётов имеет длину 342 метра, два крайних — по 204 метра длиной. Дорога имеет небольшой уклон в 3%, спускаясь от юга к северу, и кривизну радиусом 20 километров, чтобы дать водителям лучший обзор.

Самый высокий в мире мост — Виадук Мийо во Франции.
Авторы — Норман Фостер и французский инженер Мишель Вирложо. 2004

Кроме прочего, этот мост – чудо инженерно-технической мысли. Его опутывают 30 км кабелей высоко напряжения, 20 – оптико-волоконных, 10 – низкого напряжения. А сколько там телефонных выходов и подумать страшно – 357! Они есть везде: возле полотна, на опорах, пилонах – все для удобства ремонтных бригад. Снабжен виадук и другими приборами – анемометрами, акселерометрами, тензометрами, уклонометрами…

Франция. Городок Мийо

Строительство виадука заняло много времени. В этом регионе суровые климатические условия. Сильные ветра и довольно специфические геологические характеристики плато Ларзак и долины Тарна, зажатой между крутыми берегами, создавали определенные сложности. Различные проекты по пересечению долины было технически трудно выполнить. Потребовалось 10 лет исследований и 4 года строительства, чтобы закончить этот проект. После завершения строительства автотрасса перестала проходить через город Мийо.

Лондон. Мост «Миллениум». Арх. Норман Фостер. 1999-2002
Лондон. Мост «Миллениум». Арх. Норман Фостер. 1999-2002

Выход на северный берег Темзы, где расположен
собор Св. Павла.

Лондон. Мост «Миллениум». Арх. Норман Фостер. 1999-2002

Выход на южный берег Темзы, где расположена
галерея Модерн Тейт.

Галерея современного искусства Модерн Тейт (бывшая электростанция).
Арх.: Жан Херцог и Пьер де Мьюрон. 2000

К третьему тысячелетию власти Великобритании и Лондона готовили много сюрпризов, но галерея Тейт Модерн, открытая королевой в мае 2000 г., наверное, была самым долгожданным подарком. Идея создания нового центра современного искусства возникла давно. Диктовалась она, в частности, тем, что старая галерея Тейт уже не способна была вместить огромное собрание современной европейской живописи. Место для новой галереи выбрали весьма оригинальное — старую электростанцию на южном берегу Темзы. Конкурс на лучший проект реконструкции электростанции выиграли два швейцарских архитектора — Жан Херцог и Пьер де Мьюрон. Огромное пространство галереи разделено на 2 части: справа на семи уровнях расположены выставочные залы и подсобные помещения, а слева, где некогда находились турбины электростанции, сохранена часть промышленной архитектуры.
Постоянная экспозиция расположена в восьми залах на 3-м и 5-м этажах. В ее основе тематический (а не историко-хронологический) принцип. Каждый зал посвящен отдельному сюжету: ОБНАЖЕННОЕ ТЕЛО, АВТОМАТИЗМ, ПЕЙЗАЖ и др., поэтому в одном помещении соседствуют художники различных направлений и эпох. На остальных пяти этажах, не занятых под постоянную экспозицию, проходят временные выставки, располагаются кино- и лекционные залы, научные центры и самый большой в музеях Европы книжный магазин. На 7-ом этаже — кафе и смотровая галерея с великолепным видом на собор Святого Павла.

Лондон. Мост «Миллениум». Арх. Норман Фостер. 1999-2002
Лондон. Мост «Миллениум». Арх. Норман Фостер. 1999-2002
Лондон. Мост «Миллениум». Арх. Норман Фостер. 1999-2002

Здание швейцарской страховой компании «Swiss Re»,
известное также как «Корнишон», в Лондоне.

Здание швейцарской страховой компании «Swiss Re», известное также как «Корнишон», в Лондоне. Арх. Норман Фостер
Здание швейцарской страховой компании «Swiss Re», известное также как «Корнишон», в Лондоне. Основание башни. Арх. Норман Фостер.
Здание швейцарской страховой компании «Swiss Re», известное также
как «Корнишон», в Лондоне. Вид сверху на купольное завершие башни.
Арх. Норман Фостер
Здание швейцарской страховой компании «Swiss Re», известное также
как «Корнишон», в Лондоне. Интерьер зала в завершии башни.
Арх. Норман Фостер
Здание швейцарской страховой компании «Swiss Re», известное также как «Корнишон», в Лондоне. Арх. Норман Фостер

Сити Холл (Мэрия Лондона).

Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

Мы привыкли к тому, что здания вроде мэрии — это скучные офисы, в которых сидят скучные чиновники и занимаются скучной бумажной работой. Снаружи такие здания обычно напоминают огромные каменные или стеклянные ящики, в которые ведут монументальные каменный порталы, дабы посетитель с самого входа ощущал трепет перед значимостью городских властей. А тут…
Критики пишут, что мэр Большого Лондона Кен Ливингстон хотел этим зданием сказать, что муниципальная работа — не мертвое, а живое дело, и что ему не чужда склонность к оригинальности и юмору. Он в своё время прозвал здание «стеклянным яйцом». Местные жители с ним согласились: они здание называют «ргettу egg» (милое яичко).

Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002
Форма сферы с динамично сдвигающимися ярусами придана сооружению не столько в эстетических целях, сколько в практических. Фостер последователен в своем творчестве: и здесь сфера ловит солнечный свет, перераспределяя внутренние пространства согласно движению небесного светила.
Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

В южном направлении яруса сферы выпячиваются, в северном обрываются. Абстрактная форма становится динамичной, и динамика эта получает природное обоснование. Здание формируется при помощи неба: солнечного света, цвета облаков, времени суток, подсветки…

Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

Насладитесь эффектом открытого вовне внутреннего пространства… Оно дарит фантасмагорическое ощущение: кажется, что город кружится в ритме вашего движения, нет — скорее парения…

Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

Внутреннее пространство выглядит не менее интересным, чем экстерьер. Чего стоит полупрозрачная (из специального стекла) винтовая лестница, связывающая в одно целое все десять этажей здания. С нее можно одним взглядом охватить все пространство, столь подвижное, что спуск или подъем по лестнице превращается в эстетический процесс.
В верхней части 10-этажного здания есть открытая смотровая площадка, которая называется «London Living Room». На эту площадку здания городской администрации иногда даже пускают простых смертных.

Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

Сотрудники мэрии считают, что, если бы пускать в здание всех желающих пройтись по лестнице, оно бы не только окупило затраты на возведение, но и принесло мэрии прибыль.

Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

Вы видели нечто подобное: сложное как раковинообразная природная форма и безусловная в геометрической логике своей?

Тауэрский мост.
Сити Холл (Мэрия Лондона). Арх. Норман Фостер. 2002

Все: представление закончено — город с согласия Лондонской мэрии уходит в ночь…

Лондон. Британский музей.
Реконструкция атриумного двора.

Лондон. Британский музей. Арх. Роберт Смёрк. 1823-1841

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ – один из крупнейших музеев мира, хранящий произведения искусства Древнего Египта, Междуречья, Античной Греции, Античного Рима, изделия средневековых мастеров Европы и Азии, собрания монет и медалей, рисунков, гравюр, этнографические коллекции. Музейные коллекции занимают 94 галереи общей протяженностью более 4 км.
Основателем коллекции музея считают известного врача и натуралиста, президента Королевского общества (английская Академия наук) Хэнса Слоуна (1660–1753). Его коллекция монет, античных гемм, старинных манускриптов, скульптуры, а также чучел животных, птиц, гербарии и т.д. была завещана государству. Его последователи расширяли коллекцию.

Лондон. Британский музей. Арх. Роберт Смёрк. 1823-1841

В декабре 1753 был принят парламентский акт об основании Британского музея, а 15 января 1759 музей принял первых посетителей в Монтегю-хаус в районе Блумсбери.
Начало 19 в. – время быстрого расширения коллекции. 1802 – коллекция египетских древностей, захваченной английской армией у французов при взятии Александрии. 1805 – приобретены античные мраморы, 1814 – рельефный фриз храма Аполлона в Бассах (Пелопоннес), 1816 – скульптуры Парфенона, вывезенные из Афин английским послом в Турции лордом Элгином. Одновременно пополнялась библиотека, отделы графики и нумизматики. Огромный рост коллекции в первой четверти 19 в. потребовал новых экспозиционных площадей.
Здание музея, построенное в 1823–1847 по проекту архитектора Роберта Смёрка (1781–1867) в духе английского неоклассицизма, занимает участок почти в шесть гектаров и расположен на одной из центральных улиц Лондона Грейт Рассел стрит.

Лондон. Британский музей. Библиотечные помещения. 1854–1857

По проекту Роберта Смёрка здание Британского музея представляло собой атриумный двор, обстроенный по периметру музейными корпусами с колонными портиками.
Для постоянно расширяющейся библиотеки в 1854–1857 годы в центре атриумного двора был возведен круглый Читальный зал и примыкающие к нему книгохранилища. Новое здание практически поглотило пространство двора, к тому же со временем оно обросло подсобными помещениями и превратило двор в служебное помещение. Кроме того, при строительстве библиотеки был разобран один из четырех выходящих во двор портиков.
В годы Второй Мировой войны экспонаты были эвакуированы. Здание музея пострадало от авианалетов: были разрушены несколько залов и поврежден купол Читального зала библиотеки. В течение многих лет музей восстанавливал свои залы и экспозицию.

Лондон. Британский музей. Круглый Читальный зал. 1854–1857

В 1993 году был объявлен конкурс на реконструкцию Британского музея. Предполагалось, что новый — расширивший экспозиционные и учебные площади — музей станет британским ответом на миттерановскую реконструкцию Лувра.
Конкурс выиграл Норман Фостер, предложивший полностью разрушить здание библиотеки, получив в результате огромный внутренний двор, полностью перекрытый стеклянным куполом.

Лондон. Британский музей. Купол Читального зала. 1854–1857

Выиграв конкурс, Фостер и его соавтор Спенсер де Грей полностью изменили решение. Они сохранили библиотеку, удалив подсобные помещения. Разобранный портик в атриумном дворе Фостер восстановил в форме свободной вариации на классическую тему.
В результате известный даже в России архитектор сэр Норман Фостер подарил родному городу еще одно достижение: самое большое общественное пространство в Европе. Он реконструировал внутренний двор Британского музея, превратив его в огромный функциональный и красивый зал с библиотекой мировых культур, открытой для всех желающих. Стеклянный навес — сплав современного искусства, инженерии и эргономики. Эта ажурная оболочка не только не разрушает композиции середины XIX века, но и триумфально ее завершает. Рассматриваем…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Кирпичные стены библиотеки Фостер облицевал камнем по образцу каменного мощения двора, что придало атриумному пространству исключительно торжественный характер. Двор оказался включенным в систему парадных пространств музея. По пешеходной улице, начинающейся от Темзы, посетитель музея движется от внешнего двора, выходящего на Расселл стрит, через триумфальную колоннаду проходит сквозь музей, минует входной вестибюль с воссозданной согласно первоначальному проекту настенной живописью, и неожиданно попадает в пространство, взрывающееся светом.

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Слово Фостеру, пусть объяснит, зачем он все это сделал… «Я верю, что архитектура – искусство социальное – необходимость, а не роскошь, — тесно связанное с качеством жизни и созданием преимуществ. Это имеет непосредственное отношение к оптимизму, радости и уверенности в том, что есть порядок в беспорядочном мире, уединение в толпе, свободное пространство на переполненном участке, луч света в унылый день».
Есть «Порядок в беспорядочном мире»?
Есть «Уединение в толпе»?
Есть «Свободное пространство на переполненном участке»?
Есть «луч Света в унылый день»?
Есть, если кто-то знает, что это — необходимость
для человека, имеющего не пять, а шесть чувств…
Какое чувство шестое? Созерцание, без коего не парит душа…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Рассказывают всеведущие фактологи… Перекрытие — продукт изощренного математического анализа, выполненного при консультации английских университетских ученых. Среди более 3000 треугольных стеклянных панелей нет двух одинаковых. Его структура вызывает в памяти сотрудничество Фостера с Бакминстером Фуллером (Buckminster Fuller). Но у Фостера это в большей степени элегантное крытое пространство, чем фуллеровский купол.
И я знаю почему… Потому что здесь источник вдохновения — не фуллеровский купол, а шуховский гиперболоид: в творчестве Фостера неисчерпаемая в своих возможностях система…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Зал отличается нерушимой целостностью…
Это может подавлять, как все нерушимое?
Нет, это придает особую ценность ракурсам целого
и игре света на белых стенах…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

«Архитектура – это слияние конструктивного и духовного. Если пространства, которые мы создаем, не трогают душу и сердце, то они обращаются лишь к одной функциональной части». Кто сказал? Все он же — Норман Фостер…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Встреча, что подарок и, наверное, всегда неожиданный,
потому что в белом-белом зале, царит Свобода.
О ценности Свободы знает свободный человек,
счастье которого в том, чтобы дарить Свободу людям…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Красота в чистом-чистом виде…
Пожалуй, даже в абсолютном,
потому что от ее созерцания замирает сердце…

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Четыре километра экспозиционных галерей — такого не вынести самому одержимому любителю искусств. Но, если процесс созерцания прервать таким взрывом света и классицистической простоты, — восстановление сил произойдет непременно.

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Помимо создания новой уникальной классической среды, Большой двор изменяет привычный образ Британского музея. Вместо здания, давящего бесконечными музейными коллекциями, он становится последовательностью фантастических архитектурных пространств.

Лондон. Британский музей. Реконструкция атриумного двора.
Арх. Норман Фостер. 2000

Представьте: вид сверху позволяет это запросто сделать… Днем, когда музей открыт, посетитель может войти в здание с одной стороны, пройти насквозь все парадные залы, попасть в фантастический застекленный рекреационно-выставочно-информационный двор и выйти с другой стороны музея.
Может, если он — прохожий. Другой, увидев такое,
здесь останется навсегда. Мистика? Да…

Берлин.
Здание Рейхстага.

Берлин. Здание Рейхстага. Арх. Пауль Воллот из Франкфурта. 1884-1894
Вид обновленного Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999

Такое понятие, как «рейхстаг», существовало в Германии уже в XII веке и означало орган сословного представительства при германском императоре.
История этого здания началась во времена «железного канцлера» Германской империи Отто фон Бисмарка. В 1871 году канцлер принял решение о возведении нового здания парламента. Через год был объявлен конкурс на проект здания, в котором приняли участие 103 европейских архитектора. Победителем стал Людвиг Бонштедт — уроженец Санкт-Петербурга, профессор Академии художеств, покинувший Россию в 1861 году. Но воплощение проекта не состоялось. Более того, в 1882 году было решено провести новый конкурс, в состав участников которого могли войти и победители предыдущего, и немецкие архитекторы. Правда, оказалось, что все прежние победители к этому времени уже умерли, и конкурсантами стали только немецкие архитекторы. Из 189 представленных работ лучшим был признан проект Пауля Воллота из Франкфурта. 9 июня 1884 года в основание будущего здания кайзер Вильгельм I заложил первый камень, последние работы были завершены спустя 10 лет.
В облике постройки не было ничего случайного: все здание целиком являлось символом объединенной Германии и торжества кайзеровской империи. Его угловые башни подразумевали четыре немецких королевства, а купол (прежний) должен был олицетворять собой кайзера Вильгельма II как самого влиятельного лица в государстве. Но так как Вильгельм II был убежденным «куполоненавистником», рейхстагский купол (прежний) пришлось «посвятить» непосредственно немецкому парламенту.

Берлин. Здание Рейхстага. Арх. Пауль Воллот из Франкфурта. 1884-1894
Вид обновленного Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999

В ноябре 1918 года в Германии произошла революция. Здание Рейхстага было занято рабочими и крестьянами. Парламентарии, испугавшись, что многочисленные и весьма влиятельные коммунисты провозгласят Германию советской республикой, объявили, что отныне немецкое государство становится буржуазно-демократической республикой.
В феврале 1933 года здание Рейхстага охватил шквал огня. Место пожара в скором времени посетили вождь национал-социалистов Адольф Гитлер и главный «пропагандист» наци Йозеф Геббельс, а немного позже появился Герман Геринг, в то время председатель Рейхстага и политуполномоченный Гитлера, заявивший, что виновниками пожара являются коммунисты.
Последствия не замедлили сказаться. Гитлер после смерти Гинденбурга в 1934 году сосредоточил в своих руках всю законодательную и исполнительную власть. В стране был введен запрет на существование всех партий, кроме НСДАП, и установлен режим военной диктатуры.
По всей вероятности, здание Рейхстага символизировало для фюрера старую Германию, а так как он вознамерился построить совершенно новое государство, то вскоре утвердил проект другого здания парламента, разработанный Альбертом Шпеером. Новый Рейхстаг должен был вознестись на высоту 290 метров. Но Вторая Мировая война помешала осуществить этот план.

Берлин. Здание Рейхстага. Купол прежний. Фото 1945 года
До 1939 года нацисты использовали здание Рейхстага для проведения различных акций по пропаганде антисемитизма, а во время войны он служил базой для немецких ВВС. Во время бомбардировок здание очень серьезно пострадало. В мае 45-го Рейхстаг был захвачен советскими войсками. После капитуляции Германии и краха III рейха Рейхстаг еще долгое время оставался в руинах. Власти никак не могли решить вопрос, стоит его восстанавливать или гораздо целесообразнее снести. Поскольку купол был поврежден еще во время пожара 1933 года, а воздушными бомбардировками практически разрушен, в 1954 году то, что от него осталось, было взорвано.
Берлин. Здание Рейхстага. Фото 1945 года

Рейхстаг с водруженным над ним красным знаменем явился для всего мира символом победы над фашизмом, равно как и многочисленные надписи, сделанные советскими воинами на его стенах майскими днями 45-го. Для нас их наличие закономерно и даже законно, а вот о немцах этого не скажешь.
Мало кто знает, что большая их часть была уничтожена уже в 60-е годы во время первой реставрации здания.
Когда был одобрен проект Фостера по капитальному реконструированию Рейхстага, вокруг этих «автографов» разгорелись настоящие страсти.
Некоторые парламентарии требовали от архитектора их полного уничтожения, в крайнем случае сокращения площадей с надписями не более чем до 2 квадратных метров. Менее категорически настроенные политические деятели не столь явно обнаруживали свое недовольство, но все равно вряд ли стали бы возражать даже против самых крайних мер.
Поэтому мы должны быть благодарны Норману Фостеру за то уважение, с которым он отнесся к этим реликвиям в процессе реконструкции. Хотя после открытия обновленного здания многие подвергли его позицию остракизму, открыто выражая недовольство тем, что англичанин восстановил и оставил гораздо больше надписей, пренебрежительно называемых «русским граффити», чем оговаривалось ранее.
Оставленная часть надписей сейчас существует на стенах не под музейным стеклом, а так, как и 56 лет назад, — под открытым небом, только для большей сохранности покрытые невидимым защитным слоем. Будем надеяться, что совесть и разум возобладают, и священные для каждого из нас буквы останутся на стенах Рейхстага навсегда.

Берлин. Здание Рейхстага. Фото 1945 года

Когда был одобрен проект Фостера по капитальному реконструированию Рейхстага, вокруг «автографов» разгорелись настоящие страсти. Некоторые парламентарии требовали от архитектора их полного уничтожения, в крайнем случае сокращения площадей с надписями до 2 квадратных метров.
Норман Фостер отнесся к надписям как к реликвиям. После открытия обновленного здания многие подвергли позицию архитектора остракизму, открыто выражая недовольство тем, что англичанин восстановил и оставил гораздо больше надписей, пренебрежительно называемых «русским граффити», чем оговаривалось ранее.
Оставленная часть надписей сейчас существует на стенах не под музейным стеклом, а так, как и 56 лет назад, — под открытым небом под невидимым защитным слоем. Будем надеяться, что совесть и разум возобладают, и священные для каждого из нас буквы останутся на стенах Рейхстага навсегда.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999

Изначально проект здания Рейхстага был задуман без купола с огромной плоской крышей, позднее Фостер понял, что подобная конструкция будет «занижать» идею, призванную воплотить символ немецкой государственности. Так появился знаменитый фостеровский купол.
По этому поводу архитектор сказал… «Перед нами здание, изувеченный символ которого не много значит для современных немцев. Самым простым шагом было бы снести Рейхстаг и на его месте построить современное здание. Но чем глубже мы узнаем это сооружение, тем больше осознаем, что история вновь властно заявила о себе, и мы не можем от этого отвернуться».
Таким образом, было решено следовать соответствующим историческим пластам. Это вылилось в диалог между прошлым и настоящим, между ранними монументальными архитектурными формами и новой прозрачной конструкцией купола.

Реконструкция, проведенная Норманом Фостером, сохранила исторические формы, поместив рядом с ними Ультрасовременные конструкции, одной из которых является купол из стали и стекла.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999
Вид на купол с верхней смотровой площадки здания.

Общая площадь здания германского парламента составляет
61 166 м2, длина — 137,4 м, ширина — 93,9 м, высота — 47 м. Здание имеет 6 этажей. 12 бетонных колонн, каждая весом 23 тонны, несут вес его огромного свода. Купол Рейхстага имеет диаметр 40 м, его высота составляет 23,5 м, вес 1 200 тонн, из них — стальных конструкций 700 тонн. Обзорная площадка, оборудованная на куполе, располагается на высоте 40,7 м. Находясь на ней, можно видеть и круговую панораму Берлина, и все происходящее в зале заседаний.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999
Вид изнутри купола на его основание, прорезанное зеркальным конусом

Основание купола прорезано зеркальным конусом, что, проходя через все здание, пронизывает его дневным светом.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999
Открытие нового Рейхстага, проходившее 19 апреля 1999 года

Две круговые рампы, ведущие к верхней смотровой площадке, закреплены на внутренней поверхности купола и имеют спиралевидную конструкцию.
Изюминка фостеровского проекта — огромный зеркальный конус, начинающийся в вестибюле, то есть на уровне пола 1-го этажа, и заканчивающийся у основания внутренней полости купола. Конус представляет собой воронкообразную конструкцию диаметром 2,5 метра у основания и 16 метров — у потолка. Ее вес составляет 300 тонн. Для облицовки были использованы 360 зеркал, причем с тем расчетом, чтобы зеркальная поверхность пропускала солнечный свет в зал заседаний только в часы отсутствия в нем парламентариев. Особые фильтры, вмонтированные в полость конуса, должны способствовать приглушению дневного света, отраженного от множества зеркал.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999
Верхняя смотровая площадка

Над головами гостей хорошо видна «точка схода» металлической сетчатой структуры купола.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999
Зал заседаний Палаты депутатов на первом этаже здания

Зал заседаний снабжен системой естественной вентиляции, обеспечиваемой «светлым скульптором». То — рефлектор, который в течение дня направляет солнечные лучи во внутренние помещения с помощью зеркал, ориентированных должным образом. Ночью картина меняется.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999

Здание Рейхстага прошло путь от Парламента до особой туристической достопримечательности Берлина.
Все на виду. Так, например, избиратель или турист может видеть работу Палаты депутатов, основные помещения которой находятся на первом этаже. Второй этаж занимают президентские кабинеты и Совет министров, третий — помещения для партийных собраний, здесь же расположен вход для граждан, наводняющих здание, когда нет заседаний Парламента. Над всеми рабочими уровнями на верхней террасе — всегда множество посетителей. Здесь находятся ресторан и выход на купол.

Последняя реконструкция Рейхстага. Арх. Норман Фостер. 1999

За проект реконструкции Рейхстага в 1999 году он был удостоен самой престижной «архитектурной» награды — Притцеровской премии, равнозначной Нобелевской (100 тысяч долларов). А благодарная Германия в знак глубочайшего уважения вручила архитектору «Орден за заслуги» — высшую награду в области искусства.

Англия. Гейтсхед.
Мост Миллениум.
Авторы: Уилкинсон и Эйр. 1996


Мост Gateshead Millennium соединяет Ньюкасл и Гэйтсхэд в северной Англии. Мост оснащен гидравлической начинкой, позволяющей его наклонять для, того, чтобы суда могли проплыть под мостом. В 2002-м году Gateshead Millennium получил престижную Стерлингскую премию.
Мост сконструирован из двух арок, одна из которых представляет собой собственно мост, а вторая служит опорой; арки имеют общую точку вращения. Мост поднимается, чтобы пропустить проходящие суда, — именно это вращательное движение и превращает всю конструкцию в единую арку, которая напоминает медленно поднимающееся и опускающееся веко огромного глаза.

Англия. Гейтсхед. Мост Миллениум. Авторы: Уилкинсон и Эйр. 1996

То — двухполосный, пешеходно-велосипедный мост, небывалый. Он сконструирован из двух арок, одна из которых представляет собой собственно мост, а вторая служит опорой; арки имеют общую точку вращения. Под воздействием гидравлической системы мост поднимается, чтобы пропустить проходящие суда, — именно это вращательное движение и превращает всю конструкцию в единую арку, которая напоминает медленно поднимающееся и опускающееся веко огромного глаза. Местные жители называют его «подмигивающим мостом».
В 2002-м году Gateshead Millennium получил престижную Стерлингскую премию.

Фотоальбом.
Приложение.

Проект » Хрустальный остров «
Москва

Хрустальный остров — культурно-деловой центр, проект которого разрабатывается Норманом Фостером. Предполагаемое место размещения — Москва, Нагатинская пойма, время завершения работ — 2014 год. Ожидается что небоскрёб будет самым вместительным зданием на планете. Стоимость реализации проекта оценивается в 4 млрд долларов, главным инвестором выступает компания Russian Land Ш. П. Чигиринского.
Согласно проекту, Хрустальный остров будет иметь высоту 450 м, при этом все полезные площади здания будут сгруппированы ниже 150 м, на высоте около 300 м разместится смотровая площадка. По форме здание будет представлять собой конус с вогнутой боковой поверхностью. Диаметр основания — 700 м. Диагональная сетка с ромбическими ячейками на фасаде здания и гиперболоидная форма конструкции сближает Хрустальный остров с Шуховской башней.
Хрустальный остров будет «городом в городе», содержащим в себе помещения разного предназначения: 800 тыс. м2 будет отведено для проведения культурных мероприятий, 300 тыс. м2 — под гостиницы (с общим числом номеров около 3000), 250 тыс. м2 — под торгово-развлекательные и 250 тыс. м2 под спортивные комплексы, площадь подземных парковок составит 423 тыс. м2. Также в здании разместятся 900 элитных квартир и международная школа для 500 учащихся.
Небоскрёб будет получать часть электроэнергии от солнечных батарей и ветряных генераторов, в нём будет реализована схема естественной вентиляции.
14 декабря 2007 года предложение о размещении Хрустального острова в Нагатинской пойме было одобрено на заседании Общественного совета при мэре Москвы. С возражениями против строительства выступил только Алексей Клименко, вице-президент Академии художественной критики. По его мнению Хрустальный остров напоминает буддийскую ступу и чужд сложившемуся в Москве стилю застройки, поблизости от него находится Коломенское, восприятие которого может пострадать от изменения городской среды. Помимо этого, Нагатинская пойма является экологически опасным районом.

Проект —  Небоскрёб «Криста́лл»
Ханты-Мансийск


Небоскрёб «Криста́лл» — проект строительства в Ханты-Мансийске небоскрёба в форме бриллианта, выполненный архитектурным бюро лорда Нормана Фостера, уже известного в России, в частности, по разработанным им объектам комплекса «Москва-Сити» в Москве. Намечавшиеся сроки строительства — примерно 2010 год. Однако у главного застройщика и инвестора Шалвы Чигиринского в 2008 году возникли большие финансовые трудности и к настоящему времени (на 4 марта 2010г.) проект, с большой вероятностью, реализован не будет.

Проект реконструкции Пушкинского музея в Москве.

Норман Фостер. Проект реконструкции Пушкинского музея в Москве. 2006
Норман Фостер получил заказ на проект реконструкции Пушкинского музея еще в 2006 году: инициатором выступил Фонд содействия ГМИИ, возглавляемый Михаилом Куснировичем (компания Bosco). Проект был одобрен Дмитрием Медведевым, и на него был выделен примерно миллиард долларов, который должен быть израсходован к 2017 году.
Осенью 2008 года директор ГМИИ Ирина Антонова показывала проект Фостера на Венецианской архитектурной биеннале, и из ее презентации следовало, что альтернативы концепции британского зодчего нет. Антонова изложила последовательность возведения музейного городка по этапам. При этом у музея еще не были урегулированы вопросы, связанные с землепользованием.
К началу 2009 года многочисленные проекты Фостера в России были заморожены. Прекратили существование подразделения его бюро, которые занимались российскими и казахстанскими проектами. Однако в объявленном 23 января 2009 года тендере на реконструкцию Пушкинского музея Фостер согласился участвовать, правда, в тандеме с мастерской Сергея Ткаченко, поскольку напрямую в российском конкурсе британец выступать не может.
Музей нуждается в новых зданиях для фондохранилища и библиотеки, в фундаментальном ремонте основного здания, которому в 2012 году исполнится сто лет. Кроме того, проект реконструкции предусматривает строительство концертного зала и гостиницы.

Проект реконструкции Новой Голландии в Петербурге.

<—Лондон: Доклендс-земля доков

Лондон: Ночной полет над городом—>

Leave a Reply