Но́ев ковче́г (ивр. коробка, сундук) — в Библии судно, построенное Ноем по велению Бога, для спасения от Потопа своей семьи и по одной (или более) паре каждого вида животных (Быт.6:13-8:19). Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (133.5 м); ширина 50 локтей (22.25 м), а высота 30 локтей (13.35 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег сбоку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим.
Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер» и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.
По масоретскому (еврейскому) тексту, Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1663 году) от Сотворения мира. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет. Ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950.
Так как в представлении о том, каким был Ковчег, содержатся одни вопросы, художники дают свободу своим фантазиям…»
Другое известно более точно… Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, Всемирный потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году.
«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём».
Но жил в те времена человек праведный и непорочный
в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.
«И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег…»
Ной сделал всё так, как повелел ему Бог.
После чего ковчег был затворён Богом.
«Через семь дней излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. И подняла вода ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод».
«Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор».
К первому дню следующего года иссякла вода на земле,
и земля высохла. И открыл Ной кровлю ковчега…
«И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных. И не буду больше поражать всего живущего. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…»
Что было дальше? Послепотопные люди развернули
следующую крупномасштабную стройку…
После Всемирного потопа «на всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они (люди) нашли в земле Сеннаар равнину (в нижнем течении Тигра и Евфрата) и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Все ушло. Все прошло. Воспоминания о былом закрепились…
И о «Всемирном потопе», повторения которого страшатся,
и о «Ноевом ковчеге», найти который люди стараются,
и о «Вавилонской башне», которую строят люди и строят…
Во все времена люди возводили башни
В честь своих богов, своих королей,
своей смерти и своей любви…
Пирамиды, пагоды, купола и колокольни,
обелиски, замки, вышки и минареты…
От Вавилонской башни до Эйфелевой башни,
от Пизанской башни до Святого Марка в Венеции,
от башен Дефанс до башен Сингапура —
во все времена люди возводили башни…
Вавилонская башня, появившаяся первой из всех, —
прототип, архетип, праформа —
вертикальный символ вечности,
противостоящий линейному течению времени…
У Лукаса ван Валкенборха присутствует та же тенденция в изображении Вавилонской башни, что и у Брейгеля: «этажность» башни растёт с течением времени. Но при этом сам облик сооружения принципиально не меняется: ученик остался верен заветам учителя. – Ван Валкенборх сохраняет даже композицию брейгелевских картин: в левой части полотна – на всех трёх вариантах – присутствует царь Нимврод в качестве куратора Проекта.
Вавилонская башня — образ вечности,
противопоставленный течению времени…
Монсу́ Дезидерио — коллективный псевдоним, под которым в историю мирового искусства вошли художники из Лотарингии Франсуа де Номе и Дидье Барра.
Оба художника родились в Меце, в первой половине XVII в. поселились в Неаполе, где и работали до конца жизни. Прославились изображением руин, фантастических городов и сновиденных сооружений, которые привлекли позже внимание сюрреалистов.
В этой картине в каком-то затерянном в пространствах-временах городе продолжает строиться Вавилонская башня, вбирая в себя архитектурный опыт текущих через Мироздание веков.
Представлена фантазия, в которой Башня строится в самом Вавилоне внутри града за мощными стенами рядом с храмом Мардука. Это не соответствует действительности (археологическим раскопкам), но соответствия и не требуется. Главное для художника передать ЧУВСТВО ПОКОЯ…
Все созидается с согласия древних богов…
Все воздвигнутое будет стоять на земле вечно…
В комментарии к картине написано… «С молодости пребывая в плену индивидуальных энергий, разрушающих тотальные теории, он (художник) уже 20 лет выстраивает по кирпичику мир, в котором правит Иллюзия, и который связан с реальностью только идеей материализации эфемерных прообразов».
Мне в этой картине видится образ, в котором запечатлен Путь, проходимый Архитектурой. Изначально пребывая в плену Великой идеи создания Всеобщего счастья, она (Архитектура) по кирпичику возводит «Вавилонскую башню». В Башне этой — множество реальность обретших прекрасных образов, лишь идея Всеобщего счастья остается недостижимой, иллюзорной, эфемерной…
Истолкования содержания этой картины я не нашла. Придется идти самостоятельным путем, так как не показать ее не могу: есть в сюжете что-то весьма притягательное…
Экзорцизм — изгнание бесов, дьявола. Экзорсист — тот, кто изгнанием занимается. Есть два способа изгнания. Первый опускаем: нет в картине его следов.Второй способ заключается в использовании энергии солнечного центра (Живого Света) и энергии «Я» — энергии Искры Света, берущей силу у высшего «Я», что представляет собой вечную радость, счастье. Согласитесь, некие перспективы истолкования намечаются…
В центре — Башня: призрак, привидение, нечто создающее Призрачный мир, мучающий людей своей несбыточностью, но неумолимо преследующий их, превращая в больных — одержимых идеей, фанатов…
Вокруг Башни — четыре малых башни, на которых стоят экзорсисты с горящими факелами в руках. Они должны изгнать заключенную в Башне-призраке силу искушения Несбыточным. Они должны освободить людей от власти Иллюзорной идеи, заставить их пересмотреть свои поступки, слова, мысли и чувства, чтобы они вновь не впали в искушение.
Второй обряд экзорцизма опасен для совершающего его экзорсиста. Может в дело вмешаться сам Ваал (Вельзевул, Люцифер) и обратить просветителя в носителя новой идеи, что окажется пострашнее предыдущей…
Если так…
Вавилонская башня обречена быть вечной…
Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии; а также в мозаиках и фресках соборов и церквей. Многие весьма именитые художники не раз ее на своих полотнах изображали. Весьма значительное место занимает этот «предмет» в творчестве, прежде всего, нидерландских художников XV — XVII веков. Даже Питер Брейгель Старший написал три «Вавилонских башни».
Авторитетные исследователи, издающие учебные пособия по Нидерландскому искусству, считают показанное на этой странице альбома произведение принадлежащим кисти Брейгеля. Всё во мне против такой атрибуции возражает: и архитектура не та, и дали земные совсем другие, и фигурки на переднем плане не похожи на брейгелевых.
И однако, «предмет» — тот, фрактальность из него наглядно выпирает, значит с этой работы, приписываемой Брейгелю, рассмотрение Вавилонских башен и начинаем…
Сердце заходится от восторга: это — Брейгель, создающий каноническую картину на всем известную библейскую тему (Бытие 11:1). И вдруг, опять остановка: что-то заставляет меня не превращать произведение великого художника в прямую иллюстрацию притчи о наказании человеческого рода за гордыню.Брейгель — мудрец, пользующийся в страшную пору испанской инквизиции иносказательным языком: его картины нужно разгадывать, как художественные ребусы. И эту, несомненно, разгадать нужно тоже, чтобы не потерять, не упустить Вести, в ней ощутимой…
Смотрю и вижу:
Брейгель СТАРАЕТСЯ ПОСТРОИТЬ Вавилонскую башню!
Семь этажей башни уже так или иначе построены,
начато возведение восьмого этажа,
что уходит в заоблачные выси…
Вопреки библейской притчи, Брейгель не хочет,чтобы Башня была разрушена…
Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры в левом нижнем углу картины — царь Нимрод в окружении свиты. Легендарный завоеватель Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считается руководителем строительства Вавилонской башни. Об этом свидетельствуют жезл в руке царя, строгий взгляд куратора, не склонного к снисхождению, и низкий, на восточный манер, поклон одного из строителей, по-видимому, прораба — производителя работ.
Людишки копошатся везде. Что они могут сделать?
Скала — как застывшая морская волна:
оживет — и все возведенное ими разрушит.
Нет, труд людей, воодушевленных Великой идеей,
грандиозен и уже не подвластен природной силе…
Разве стремление подняться на уровень горних высот
относится к Великим идеям?
Продолжаем размышление…
Башня победила не только скалу, вобрав ее в себя,
она уже стала доминантой — высотной вертикалью,
перед которой смиренно расстилаются бесконечные дали…
Разве можно считать покорение далей земных
Великой целью? Продолжаем размышление…
Какая внизу суета сует из человеческих буден! Мне всегда нравились средневековые города их сомасштабностью с человеком и высотой соборов, пронизывающих каменную плоть, чтобы уйти в небо.
Здесь мне даже страшно представить,
что я вдруг попаду в этот лабиринт
и задохнусь в нем, не найдя выхода…
Нижний ярус — с мощными контрофорсами и столь же мощными стенами почти без окон. У подножия — строительные площадки с кирпичом и облицовочным белым камнем. Крупные камни поднимаются наверх с помощью лебедок и поворотных колес. Используются и телеги с лошадьми. Можно разглядеть и временное жилье для строителей или конторки для прорабов (начальников, организующих производственный процесс. Не упустите, над протокой поставлена сторожевая башня. Не дает мне эта протока избавиться от потрясающей воображение картины…
Конечно же, внутрь башни подается вода для обеспечения благоприятных условий жизни (или работы) в этом грандиозном сооружении. Конечно же, внутри Башни устроен световой колодец, на дне которого плещется вода и в определенное время играют блики солнца. Вполне возможно, что диаметр колодца достаточно широк, да еще и расширяется по мере повышения ярусов. Не менее вероятно, что в световой колодец выходят открытые балконы, как в итальянских дворах…
Если это так, то Башня — ловушка для Света,
внутри которой в самый раз петь гимны Богу Солнцу,
или петь аллилуйю Творцу Мироздания…
Люди своими жалкими усилиями создают
Вселенское чудо или Чудо Света…
Знатоки любят сравнивать Вавилонскую башню с Римским колизеем или амфитеатром Флавиев, построенным всего за 5 лет, и уже в 80 году н.э. принявшим первых посетителей. По случаю открытия амфитеатра император Тит Флавий объявил стодневные игры, в течение которых билось несколько тысяч гладиаторов и в один день было затравлено 5 тысяч зверей! Кровь сразу же начала литься в Колизее и лилась потоками, пока Римская империя продолжала цепляться за отпущенные ей жизненные сроки.
Прошу вас, никогда этого не делайте: сравнение непременно выведет вас из образного строя, и настроя тоже, присущего Брейгелевой Вавилонской башне…
Исследователи поддерживают свою позицию тем, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме, не мог не видеть Колизея и должен был запомнить типичные черты древнеримской архитектуры: «выступающие колонны, горизонтальные яруса и двойные арки». Так вот, или Брейгель ничего не запомнил, или знатоки, пишущие учебники по искусству Нидерландов, не знают древнеримской архитектуры. В Башне в первых ярусах выступают не колонны, а мощные контрофорсы, В Колизее, в отличие от Башни, двойных арок нет — они одиночные, циркульные, с трехчетвертными колоннами, приставленными к простенкам, как велит возводимый этаж: на первом — дорического ордера, на втором — ионического, на третьем — коринфского.
Но дело даже не в деталях… Колизею (Colosseum – «большой, колоссальный») досталось имя в наследство от располагавшейся поблизости от места его возведения тридцатиметровой статуи Нерона.
Колизей — имперское сооружение, утверждающее Вседозволенность одного, наделенного высшей властью. Брейгелеву Вавилонскую башню, по воле времени, в которое писалась картина, возводит сила человеческого духа, движимого Великой идеей, отрицающей Всевластие, что губительно для народов.
Гавань замечательно обустроена. Грандиозная башня никого своей мощью не убивает: всё в ней и вокруг нее напоено жизнью. И не может быть иначе..
Брейгелева башня создается для Счастья, которого непременно дождутся строители Чуда,
уже потому что они этого Чуда жаждут —
отдают его возведению все свои силы.
Порознь малые — при объединении большие!
Великая цель — Великие деяния —
и результат столь же великий!
Вернитесь к картине в целом и посмотрите…
Башня строится очень давно.
Башня достроенной никогда не будет…
Почему?!
Почему не будет достроена Вавилонская башня?
Царь Нимврод помешает? Захочет потомок Ноя утолить
свои Вселенские амбиции, и Господь Бог его накажет,
лишив строителей взаимопонимания?!
Нет, на картине они работают слаженно.
Всё как-будто идет как должно, только…
Вглядитесь в картину непредвзятым взглядом —
смыв с видимого воздействие Библейской притчи.
Строителей осталось совсем мало…
Совсем мало осталось на Башне строителей!
Брейгель написал три «Вавилонских башни»…
На этой Башне еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности всех усилий человеческих не покидает. Вопиет во всеуслышание. Та же Башня выглядит чужой и природе, и людям. Не источает она Радости…
От этой башни веет заброшенностью,
от этой картины исходит чувство безнадежности…
Великий замысел людей не угоден Богу?
Он их оставил? Наслал мор и всех уничтожил?
Остались строительные леса…
Остались строительные механизмы…
Противостоит векам мощное тело Башни
в той части, что уже достроена…
А строители где? Несколько точек кажутся людьми.
Они работают? Бродят по кладбищу несбывшихся надежд?
Водят по еще не обрушившейся Башне экскурсии?
Господи, как мне хочется завыть волком…