Лондон: Вестминстерский дворец (здание Парламента)

Надо же, какие параллели: в 1837 году и Зимний дворец в Санкт-Петербурге пережил страшный пожар. «Мы увидели… обширное зарево, покрывшее Петербург, и когда по мере того, как яркие его разливы ширились над городом, в воздухе несся с конца в конец гул невероятной речи: Зимний дворец горит!» — писал современник.

Разрушительный пожар в декабре 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. К счастью, удалось спасти все произведения изобразительного искусства, мебель, утварь и другое ценное имущество.

Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Согласно повелению Николая I большую часть дворца надлежало «восстановить в прежнем виде». При восстановлении наружных фасадов это требование было выполнено, так как многочисленные детали отделки, несмотря на повреждения, в основном сохранились. Намного сложнее оказались работы по реставрации интерьеров. Некоторые из них, например Иорданская лестница, Большая церковь, Концертный зал, были возрождены в прежнем виде. Однако при восстановлении большинства других помещений Стасову и Брюллову приходилось по различным причинам изменять характер декора и цветовой гаммы, вносить в отделку элементы, свойственные манере позднего классицизма.

До самой смерти Кромвель обладал популярностью у народа, в том числе благодаря имиджу «народного» политика в противовес респектабельным джентри и королю. Особенное значение в данном случае здесь имела такая черта Кромвеля, как абсолютная неподкупность. Также важно отметить, что Кромвель постоянно находился под охраной (существовало несколько подразделений, постоянно сменяемых друг другом по графику дежурства) и часто менял места ночлега.

До самой смерти Кромвеля Англия оставалась республикой. После его кончины лорд-протектором стал его старший сын Ричард, а самого Оливера похоронили с необычайной пышностью. Однако именно тогда в стране начались настоящий хаос, произвол и беспорядки. Депутаты испугались и быстро призвали на трон сына недавно казнённого ими короля Карла I — Карла II. После этого тело Кромвеля вырыли из могилы и вздёрнули на виселице, как подобало поступать с государственными изменниками.

Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. 1837

Читаем… «Иоанн, Божьей милостью король Англии… apxиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, юстициариям, чинам лесного ведомства, шерифам, бэйлифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим привет.
Знайте, что мы по Божьему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь Бога и для возвышения святой церкви и для улучшения королевства нашего, по совету достопочтенных отцов наших…
Пожаловали всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечныя времена все нижеписанныя вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших».

Вольности конкретны. Приведу лишь позицию 31 из 63: «Ни мы, ни чиновники наши не будем брать лес для укрепления или для других надобностей наших иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит».

Башня Св. Стефана Вестминстерского дворца, где установлен
огромный колокол, называемый «Биг Бен» (часто так называют всю башню). Открыты часы были 31 мая 1859 года. По радио первый раз куранты прозвучали 31 декабря 1923 года.

Чарльз Бери, архитектор, строивший Вестминстерский дворец, в 1844 году запросил парламент о субсидии на сооружение часов на башне Св.Стефана. Сооружать часы взялся механик Бенджамен Вальями. Было решено, что новые часы будут самыми большими и точными в мире, а их колокол — самым тяжелым, чтобы звон его был слышен во всей столице. Когда проект часов был выполнен, между его автором и властями начались споры по поводу требуемой точности часов. Королевский астроном профессор Джордж Эйри настаивал на том, чтобы первый удар колокола каждый час совершался с точностью в одну секунду. Точность должна была ежечасно проверяться по телеграфу, связывавшему с Гринвичской обсерваторией. Вальями же говорил, что для часов, открытых ветрам и непогоде, такая точность не под силу, и что вообще она никому не нужна. Пять лет длился этот спор, и Эйри победил.

Попасть на верх 96 метровой башни можно только по узкой винтовой лестнице. 334 ступени приведут на небольшую открытую площадку, в центре которой и находится легендарный колокол «Биг Бен”, названный так в честь начальника строительных работ сера Бенджамина Хола.
Высота колокола более 2 метров, диаметр почти 3 метра.

Биг Бен — символ своего времени: периода наибольшего расцвета страны. Надпись на латыни: «Боже храни королеву Викторию» — дань уважения монархине, при которой возникло такое понятие как Британская Империя.

Башня Св. Стефана Вестминстерского дворца, где установлен
огромный колокол, называемый «Биг Бен» (часто так называют всю башню). Открыты часы были 31 мая 1859 года. По радио первый раз куранты прозвучали 31 декабря 1923 года.

Циферблаты Биг Бена смотрят на все 4 стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, часовые стрелки отлиты из чугуна, а минутные сделаны из медного листа. Подсчитано, что конец минутной стрелки проходит за год общее расстояние в 190 км.

После боя курантов первый удар молота о «Биг Бен»
точно совпадает с первой секундой начала часа. Каждые 2 дня механизм проходит тщательную проверку и смазку, учитывается дневная температура и давление. Но, как любой часовой механизм, часы на башне Английского парламента иногда опаздывают или спешат. Надо сказать, что погрешность небольшая всего 1,5 — 2 секунды. Чтобы исправить положение нужна лишь монета, старый английский пенни. Никто точно не знает кому первому пришла в голову мысль использовать монеты, но идея сработала. Старый английский пенни, положенный на маятник длиной 4 метра ускоряет его движение на 2,5 секунды за сутки. Добавляя или убирая пенни, смотритель таким образом добивается точности. Механизм, несмотря на свою почти 1,5 вековую историю и вес в 5 тонн, работает отменно. После того, как в башню Св. Стефана во время второй мировой войны попала бомба, часы стали ходить не столь точно.

«Биг Бен» и окружающие его другие небольшие колокола выбивают перезвон следующих слов: «Сквозь этот час Господь хранит меня и сила его не даст никому оступиться“ .

Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. Трон королевы. 1837

Королева является главой государства Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии и возглавляет Содружество.

Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. 1837

Парламент Великобритании состоит из двух палат – Палаты лордов и Палаты общин, в которые входит 651 выбранный член. И Палата общин и Палата лордов с 1512 года располагаются в Вестминстерском дворце. Партия, составившая большинство, формирует правительство.

В палате лордов состоят епископы и архиепископы Англиканской церкви, пэры, получившие титул по наследству или за собственные заслуги. Государственное открытие сессий парламента происходит в Палате лордов. На нём королева зачитывает речь с трона, а лорд-канцлер восседает на кресле, называемом «Вулсак» , так как в прежние времена оно состояло из большого мешка с шерстью. Лорд-канцлер является высшим гражданским лицом страны и имеет, после членов королевской семьи, преимущества по сравнению со всеми другими подданными королевы, кроме архиепископа Кентерберийского.

Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. Перекрытие. 1837
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Палата Общин. 1837
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. Библиотека. 1837
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Нормандский подъезд Палаты Лордов. 1837
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри.
Декоратор Августин Пугин. Центральные кулуары Палаты Лордов. 1837
Вестминстерское аббатство. Часовня Генриха VII
Вестминстерское аббатство. Главный алтарь.
Вестминстерское аббатство. Часовня Генриха VII. Покрытие
Геральдические львы, охраняющие Королевский вход
в Вестминстерский дворец.

Здание Парламента не забывает о своем дворцовом происхождении. Это очень похоже на сохранение королевской династии, лелеющем веру британцев в неизменность устоев их жизни.

Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. 1837
Конная статуя короля Ричарда I Львиное сердце
в Вестминстере

Ричард I Львиное Сердце (1157—1199) —
английский король из династии Плантагенетов.

Героическая жизнь Ричарда I известна из романов и фильмов: крестовые походы, завоевания и тому подобное. Он — идеальный образ средневекового рыцаря, но… В действительности все обстояло несколько иначе. Родившись в неспокойное время, Ричард стал жестоким и нетерпимым человеком. Во время его правления в стране постоянно вспыхивали мятежи, которые он подавлял с невероятной жестокостью.

По свидетельству летописца «король так же часто заключал условия, как брал их обратно; он постоянно менял уже принятые решения или предъявлял новые затруднения; только что он давал слово, как брал его обратно и когда он требовал сохранения тайны, то сам ее нарушал». У мусульман Саладина сложилось впечатление, что они имеют дело с больным человеком.Положение Ричарда усугубила кровавая резня, устроенная им после того, как Саладин не успел выполнить поставленные ему условия. Надо сказать, что Саладин, как цивилизованный человек, от ответной резни удержался и ни один европейский заложник убит не был.

Правителем Ричард был весьма посредственным, поскольку практически все царствование провел за границей: в войнах с крестоносцами (1190 — 1191 годы), в плену в Австрии (1192 — 1194 годы), а потом долго воевал с французским королем Филиппом II Августом (1194 — 1199 годы), причем почти вся война сводилась исключительно к осадам крепостей. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году. Управлением Англией Ричард совершенно не занимался.И все же…

В памяти потомков Ричард I Львиное сердце остался бесстрашным воином, зарекомендовавшим себя как один из буквально нескольких за все Средневековье блестящих военачальников.

В рассказах о короле Англии Ричарде I правда и ложь переплетены столь тесно, что предлагаю прибегнуть к поэтическим воспоминаниям — стихотворению Генриха Гейне в переводе А. К. Толстого…

В пустынной дубраве несется ездок,
В роскошном лесистом ущелье,
Поет, и смеется, и трубит он в рог,
В душе и во взоре веселье.

Он в крепкую броню стальную одет,
Знаком его меч сарацинам,
То Ричард, Христовых то воинов цвет,
И Сердцем зовут его Львиным.

«Здорово, король наш!— лепечут листы
И плюща зеленые стены,—
Здорово, король наш! Мы рады, что ты
Ушел из австрийского плена!»

Дышать на свободе привольно ему,
Он чует свое возрожденье,
И душную он вспоминает тюрьму,
И шпорит коня в упоенье.

1868

Портрет Генриха III (худ. XIX века).
Реконструкция Вестминстерского аббатства в стиле Ранней готики.
XIII век. Изображение Св. Петра над входом в трансепт.

Ге́нрих III — один из самых малоизвестных британских монархов, при том что правил он дольше всех прочих средневековых королей Англии — целых 56 лет.

Его отец — Иоанн Безземельный — подписал Великую хартию вольностей, чтобы тут же нарушать ее. Обманутые бароны, стремившиеся свергнуть Иоанна и призвать на престол французского принца, после смерти короля охотно присягнули его девятилетнему сыну.

Во время малолетства Генриха и регентства (до 1227) управление государством осуществлялось согласно Великой хартии. Повзрослев и став единовластным государем, Генрих начал склоняться к авторитарному стилю правления. Он назначал на высокие посты в государстве французов, не нёс ответственности перед Парламентом, раздавал большое количество государственной собственности временщикам.

Интересно правление этого короля, на мой взгляд, лишь тремя обстоятельствами… К его времени относится рост культа Св. Эдуарда Исповедника. Генрих III основал ряд церквей и монастырей в его память, подражал Эдуарду в манере одеваться и подчёркнутом благочестии, назвал в его честь своего старшего сына — будущего короля Эдуарда I. При Генрихе III было перестроено в Раннем готическом стиле Вестминстерское аббатство и вообще выросла роль Вестминстера как административного центра королевства. Он потратил средств на перестройку Виндзорского замка в том же стиле больше, чем все последующие короли на Вестминстер.

После конфликта с баронами и Папой римским Александром IV в 1250-е годы Генрих, подобно своему отцу, был вынужден клятвой скрепить договор с баронами о регулярном созыве Парламента, а также ещё раз подтвердить Великую хартию. Однако в 1262 году Папа снял с него тяготы клятвы, и грянула гражданская война, длившаяся три года.

Война не прекратила работ в Вестминстере. В 1269 году была закончена роскошная гробница Эдуарда Исповедника. Тело самого Генриха, скончавшегося в 1272 году, временно почивало в этой же гробнице, пока рядом строился его собственный саркофаг.

Житийное изображение Эдуарда Исповедника.
Гробница короля Эдуарда в Вестминстерском аббатстве.
Изображение короля Эдуарда в витраже Кафедрального собора в Честере

Королем, выдвинувшим Вестминстерское аббатство на религиозно-политическую арену Британии, был Эдуард, нареченный «Исповедником». Проведя 25 лет в изгнании, он не знал страну своих предков и не имел соратников среди англосаксонской знати. В результате на протяжении своего правления Эдуарду приходилось создавать себе социальную опору.Для этого он активно привлекал на королевскую службу выходцев из Нормандии и других регионов Северной Франции, жалуя земли и назначая их на церковные должности. Кроме того, Эдуард Исповедник завоевал значительный политический авторитет в Европе благодаря своей истинной религиозности, вере в добродетели и аскетизму.

Еще до воцарения Эдуард дал обет совершить паломничество в Рим. Папа освободил его от этого обещания, чтобы, уехав из Англии, Эдуард не потерял трон. Деньги, предназначенные на паломничество, король потратил на украшение аббатства, которое избрал потому, что оно было посвящено Св. Петру.

Когда в 1154 году на английский престол взошёл Генрих II,
в его лице объединились норманнская и англосаксонская династии. Двойное право на корону Генрих II решил подкрепить канонизацией короля Эдуарда. В Рим был отправлен приор Вестминстерского аббатства — автор житий святых, включая короля Эдуарда, представленного в них праведником, совершающим чудеса, излечивая людей прикосновением.

В 1161 году Папа римский Александр III причислил короля Эдуарда к лику святых. В то время святые делились на две группы: мучеников, погибших насильственной смертью за веру, и исповедников, умерших обычной смертью. Король был наречен «Исповедником». В 1163 году его останки были торжественно перенесены в Вестминстерское аббатство, где пребывают поныне.

Со времени правления Генриха II до 1348 года Эдуард считался святым-покровителем Англии, после чего в этом качестве его сменил Святой Георгий. Эдуард Исповедник остался покровителем английских королей.

<—Лондон: Вестминстерское аббатство и здание Парламента

Лондон: Тайны церкви Святой Маргарет—>

Leave a Reply