Лондон: Вестминстерское аббатство и здание Парламента

01
Вверху — Здание Парламента (XIX век). Внизу слева — Собор Святого Павла (XVII век). Внизу справа — Тауэрский мост (XIX век).

Что я имею в виду, говоря: серия из десяти альбомов посвящается Лондону? Посвящать можно в рыцари. Посвящать можно кому-то или чему-то свое произведение. Я посвящаю Великому городу — одной из великих столиц Мира — свою трепетную попытку понять, в чем причины того непостижимого, ошеломляющего впечатления, которое он производит на людей, даже далеких от архитектуры.

Из всего обилия, что следует увидеть в Лондоне, для начала я выбираю три общепризнанных достопримечательности: Тауэр с Тауэрским мостом; Вестминстерское аббатство со Зданием Парламента и церковью Сент-Маргарет; Кафедральный собор Святого Павла. Это — не все, но признаваться в том, что еще ждет зрителей и читателей в серии из десяти альбомов, не стану: неожиданность — то, что украшает жизнь.

Вслед за Тауэром и Тауэрским мостом представление продолжают Вестминстерское аббатство, Вестминстерский дворец, ставший после пожара Зданием Парламента, и церковь Сент-Маргарет. Все они включены в список Всемирного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО.

02

Начинаю о Вестминстерском аббатстве подробный рассказ, предупреждая сразу: все средневековые объекты строились в течение многих веков, поэтому они не имеют достаточно четко выделенных частей, не имеют и определенных архитекторов.

Как рассматривать такой объект?
Как велит само Средневековье — в чистом течении
свойственных ему чувств, мыслей и форм…

03
Рисованный вид средневекового Вестминстера. Церковь Св. Петра была освящена 28 декабря 1065 года. Реконструкция началась в 1245 году по инициативе короля Генриха III. Современный вид Вестминстера на фоне нынешнего Лондона.

К рассказу приступаю, что-то неизбежно повторяя…

В 12 веке среди поселений, соседствовавших с Лондоном, выделяется городок Вестминстер, разросшийся вокруг основанного в 7 веке монастыря бенедектинцев. Уже в средние века функции управления государством сосредоточились в Вестминстере, где разместились верховный суд, парламент, королевская казна и резиденция.

К середине 16 века население города достигло 400 тысяч человек. Лондон по численности населения догнал Париж, в то время крупнейший город мира. Но большая часть построек Лондона оставалась деревянной. Дома в четыре-пять этажей с крутыми кровлями образовывали сплошную застройку узких улиц. Скученность и грязь в кварталах бедняков создавали условия для возникновений эпидемий чумы, уносивших десятки тысяч жизней.

В 1580 году был издан первый закон, регулирующий застройку города ограничением ширины домов в три окна. Законом 1592 года строительство в Лондоне было запрещено вообще. Напрасная мера: Время не подчиняется королевским указам.

04
Вид на Вестминстерское аббатство с различных сторон света: южной, западной, восточной

Реконструкция Вестминстерского аббатства, дошедшая до наших дней, началась в 1245 году по инициативе короля Генриха III. Он почти полностью профинансировал строительные работы. Цель короля — укрепить позиции английской монархии в свете соперничества с могущественной Францией. Эдуард Исповедник стал главным козырем в этой игре, ибо французские короли все еще не могли похвастаться наличием канонизированного святого в своей родословной.

В 1253 году на смену Генри из Рейнса пришел мастер-каменщик Джон из Глостера, а в 1260 году его сменил Роберт из Беверли. После смерти Генриха III в 1272 году строительство надолго приостановилось. Центральный неф завершили лишь после 1375 года, а западный фасад возвели только в XVIII веке. Самая поразительная особенность Вестминстерского аббатства — невероятная высота его центрального нефа. Ни один английский храм до него не достигал 32 метров в высоту.

Из всей неопределенности конкретных фактов, можно сделать убедительный вывод… С честью выдержав сравнение с великими соборами Франции, Вестминстерское аббатство стало одной из самых великолепных церквей христианского мира.

05
Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Вестминстерским аббатством, — готическая церковь, расположенная к западу от Вестминстерского дворца. Традиционное место коронации монархов и главная усыпальница нации.

Пояснения к южному — продольному — фасаду храма…
1. Центральный неф храма.
2. Капелла ордена Бани (Генриха VII).
3. Башни храма с его западной стороны.
4. Трансепт с входом в храм с южной стороны.
5. Южный неф храма.
6. Нартекс — главный вход в храм с западной стороны.

Церковь Св. Петра имеет в плане форму латинского креста, удлиненного с восточного конца капеллой Генриха VII. Сейчас это капелла ордена Бани, учрежденного Генрихом IV в 1399 году.

Общая длина храма с капеллой 156 метров, ширина главного и боковых нефов 22 метра. Высота храма 31 метр. Башни поднимаются на высоту 69 метров. Длина трансепта 62 метра, ширина 26 метров. Три нефа и трансепт имеют обходную галерею и увенчаны каменным сводчатым перекрытием.

Ввожу словарь использованных средневековых терминов…

КАПЕЛЛА: небольшая, не принадлежащая церковному приходу церковь, или часовня, или придел в храме или соборе.

НЕФ: в плане прямоугольное, вытянутое по оси (уходящее в глубину воздушной перспективы) внутреннее пространство здания, огражденное наружными стенами или аркадами и столбами. Центральный неф — главный в соборе или храме. Боковые нефы — зааркадные, нераздельные с главным. Чаще всего в соборах три нефа. Бывает один неф или пять.

НАРТЕКС: первый, крайний пролет нефа, расположенный с запада — там, где должен располагаться главный вход в собор.

ТРАНСЕПТ: поперечный неф по отношению к продольному, устраиваемый с двумя целями: символично-мистической и образно-пространственной. Сочетание продольного и поперечного нефов, позволяет воплотить в объемно-планировочном решении здания КРЕСТ и получить внутреннее пространство для особых действ, называемое СРЕДОКРЕСТИЕМ.
Местоположение средокрестия нередко отмечается возвышающейся над ним башней (позднее куполом).

СОБОР: христианский храм, где богослужение совершает епископ; центр епископата.

06
Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей. Худ. Каналетто Джованни Антонио. 1745-1755 На дальнем плане — церковь Св. Маргарет

Самые восхитительные изображения Вестминстерского аббатства принадлежат кисти Джованни Антонио Каналетто (1697-1768) — итальянскому живописцу эпохи классицизма и офортисту.

Каналетто работал главным образом в Венеции, а также в Риме и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа — ведуты — писал панорамные виды городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, изысканной зрелищностью композиционного решения.

В 1746 году художник отправился в Лондон. В течение продолжительного времени Каналетто был самым успешным живописцем видов Лондона его и окрестностей. Впоследствии, его техника становится довольно манерной. В 1755 Каналетто возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней. В 1763 году Джованни Антонио Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии.

Не могу не предложить вашему вниманию краткую информацию о двух старейших Рыцар

07
Знаки двух старейших Орденов в Британии: Ордена Подвязки (слева на светлом фоне) и Ордена Бани ( справа на черном фоне)

Благороднейший Орден Подвя́зки — высший рыцарский орден Великобритании. Учрежден королём Эдуардом III 23 апреля 1348 года во славу Бога, Пресвятой Девы и св. мученика Георгия, покровителя Англии, с целью «соединить некоторое число достойных лиц для совершения добрых дел и оживления военного духа».

Существует ряд легенд о происхождении Ордена, известнейшая связана с графиней Солсбери. Во время танца с королем она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку и повязал ее на собственную ногу со словами: «Honi soit qui mal y pense» (наиболее точный перевод: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»), ставшими девизом ордена.

Всего по уставу рыцарей ордена Подвязки не может быть больше 25 человек, включая королеву.Королева лично выбирает 24 членов ордена, не консультируясь с министрами. Другие члены королевской семьи и иностранные монархи, как правило, становятся младшими членами ордена. По мере ухода из жизни старых орденоносцев королева награждает новых. Обычно ее решение становится достоянием общественности в день Святого Георгия. В июне новоизбранные рыцари и дамы участвуют в процессии в Виндзорской крепости, где им вручается церемониальная подвязка и звезда — символ ордена.

Возникновение Ордена Бани связывают с именем Вильгельма I Завоевателя, который отличал своих воинов в Нормандии и в Англии, посвящая их в рыцари. Другая легенда относит учреждение ордена к 1399 году — времени коронации Генриха IV. Рассказывают, что первыми рыцарями ордена стали тридцать шесть рыцарей, охранявших короля повсюду, в том числе и во время его омовения и принявших омовение вместе с будущим монархом. В честь этого-то купания новая орденская организация и получила необычное название — Орден Бани.

Девиз Ордена: «TRIA JUNCTA IN UNO» (Трое – едины; подразумеваются три части Великобритании: Англия, Шотландия и Ирландия).

08
Вестминстерское аббатство. Апсида в стиле Ранней готики. Середина XIII века.

Разглядываем фрагмент Вестминстерского собора Св. Петра, выполненный в стиле Ранней готики. То — апсида: алтарное пространство, образующее выступ, обращенный на Восток —
в сторону восходящего Солнца.

Массивной защитной стены здесь нет и в помине. Эта стена
не защищает, а ограждает или выгораживает внутреннее пространство, открывая его вовне. Стена, как таковая — ничто: все — арочное окно. Конкретнее — стрельчатая арка, ажурный переплет и цветной витраж с эмблемами.

У стрельчатой арки высота подъема выше, чем у циркульной (одноцентровой). Ажурный переплет достаточно сложен по композиции: он имеет три уровня. На верхнем уровне — шестилистник в круге: некое подобие средневековой розы (розетки, превращенной в символ). На среднем уровне — два четырехлистника в стрельчатых арках. На нижнем уровне — четыре стрельчатых арки, опирающиеся на изящные колонки.
В системе священных прачисел все они — 1, 2, 3, 4, 6 — имеют магический смысл.

Такая стена сама по себе стоять не может. И не надо:
ее держит логически совершенная пространственная конструкция: контрфорс — аркбутан — контрфорс. Ближний
к стене контрфорс фиксирует угловое сосредоточение сил. Аркбутан передает угловой распор на отдельно стоящий уступчатый контрфорс — мощный. Все вертикал увенчаны пинаклями: щипцовыми башенками или высокими сложно-декорированными пирамидками.

Все красиво и светло во всем: и по чувству, и по мысли, и по производству работ. Когда при мне говорят о «темном, мрачном средневековье», я, самое малое, удивляюсь. А, горгульи…
О них чуть позже специальный разговор.

Продолжаю пополнять словарь
использованных средневековых терминов…

АЖУРНЫЙ ПЕРЕПЛЕТ средневекового окна: узорчатый, из цельного камня.

АПСИДА: выступ здания, как правило, полукруглый в плане, перекрытый полукуполом или полусводом. В христианском зодчестве — алтарный выступ, ориентированный на восток.

АРКА: криволинейная конструкция для перекрытия проемов, состоящая из уложенных дугой блоков с опорами по бокам.

АРКБУТАН: открытая полуарка, передающая на контрфорс распор сводов.

ВИТРАЖ: живописный набор из кусков разноцветного стекла в ажурном окне средневековых и более поздних храмов.

ГАГРУЛЬЯ: водосток на крыше в виде причудливого существа.

КОНТРФОРС — Вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Сечение контрфорса увеличивается по мере приближения к основанию по треугольнику или ступенчато. В случае возникновения сравнительно небольших нагрузок, его сечение может быть постоянным, что внешне приближает контрфорс к пилястре.

ПИНАКЛЬ: башенка со шпилем или высокая декорированная пирамида, венчавшая в готической архитектуре контрфорсы, парапеты и прочие высокие элементы.

ТРИФОЛИЙ: тип орнаментальной формы в виде трилистника.

09
Система контрфорсов — аркбутанов в Вестминстерском аббатстве и в Йоркском Кафедральном соборе

Архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — каркасной конструкции, в основе которой лежит КРЕСТОВЫЙ СВОД, система колонн, аркбутанов и контрфорсов. Благодаря им, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь арки и нервюры передают давление свода на колонны, а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволяет сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок. Стены при этом превращаются в легкую «оболочку», толщина которой более не влияет на несущую способность здания. Это позволяет проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступает свои права витражному искусству и скульптуре.

Стрельчатые арки, по мере развития готической архитектуры, становятся все более вытянутыми, заостренными, что позволяет им выражать главную идею Готической архитектуры — устремленность ввысь.

Все вертикали завершаются пинаклями: остроконечными щипцовыми башенками, имеющими образно-декоративное значение, что позволяло подчеркнуть устремленность вертикалей вверх.

Почти всегда в работу включались два-три яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов противодействовал давящему на крышу ветру. Третий ярус придавал устойчивость конструкции в целом.

Продолжаю пополнять словарь
использованных средневековых терминов…

КРЕСТОВЫЙ СВОД — образующийся при пересечении под прямым углом двух цилиндрических сводов одинаковой высоты. Крестовый свод требует наличия четырех свободностоящих опор, легко соединяется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами, и, освобождая стену от несущих нагрузок, позволяет осветить здание со всех четырех сторон.

НЕРВЮРА — арка из тесаных камней клинчатой формы, которая укрепляет ребра крестового свода. Нервюры упрощают кладку свода и уменьшают его распор.

10
Вид на собор Св. Петра из обходной галереи Вестминстерского монастыря, примыкающего к собору

На мой взгляд, это — самый красноречивый вид, так как в нем есть многое… Во-первых, норманнский монастырь правильнее называть «клостер» — закрытый: с помощью защитных, массивных стен, выполняющий не только клерикальную, но и оборонительную цель. В клостере можно спрятаться и от обыденного мира, и от врага.

В Вестминстерском монастыре открытость внутренних пространств, возникающая благодаря подмене стены витражным остеклением, становится главной художественной ценностью. Здесь не спрятаться. Напротив — все оказывается на виду. И эта непрерывность погружает в ощущение пространственной гармонии — соотнесенности отдельного с целым — самим Мирозданием. Правда, нетрадиционная открытость придает монастырю светскость, но… Хорошо это или плохо, решать исповедуемой вере — здесь англиканской.

11
Вид в монастырский двор из обходной галереи Вестминстерского аббастства

У подобной открытости есть продление в будущее. При очередном изобретении современной каркасной системы в архитектуре возникнет «новая тема» — перетекающее пространство. Архитекторы не вспомнят, что оно уже перетекало в «темном Средневековье» и будут разрабатывать приемы перетекания в наслаждении открытом ими новшеством.

В настоящее время Вестминстерское аббатство по-прежнему остается действующим монастырем (только уже англиканским, а не католическим). Каждый день тут служатся мессы, при аббатстве есть своя хоровая школа, ученики которой участвуют в церковных службах, издается религиозная литература.

12

Веерный свод — воронкообразный свод образованный нервюрами:
— исходящими из одного угла;
— имеющими одинаковую кривизну;
— составляющими равные между собой углы.

Звездчатый свод — крестовый готический свод, имеющий вспомогательные ребра: тьерсероны и лиерны.

Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

Крестовый готический свод — крестовый свод с четко выраженными профилированными диагональными ребрами, составляющими рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. В таких сводах распалубки выкладываются как самостоятельные малые своды, опирающиеся на диагональные ребра.

Распалубка — часть свода, образующаяся при пересечении взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей. Распалубка является:
— либо фрагментом крестового свода;
— либо дополнительным сводом, врезанным в основной цилиндрический или зеркальный своды.

Свод — пространственная конструкция; перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Обычно свод образуется системой клинообразных камней и/или клинообразных швов между камнями, которая дает:
— вертикальной нагрузки на опоры; и
— горизонтальный распор.

Щековая арка — подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его проекции.

13

14

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

15

16

17

18

Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

24
Вестминстерское аббатство. Интерьер капеллы Генриха VII. Худ. Каналетто Джованни Антонио. 1755

Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.

Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать. Легенды о том, что Каналетто, благодаря влиятельным покровителям и многочисленным заказам скопил несметное состояние, были опровергнуты. Кредитор Каналетто Джозеф Смит, он же британский консул в Венеции, продал основную часть его картин английскому королю Георгу III. Таким образом в королевском собрании оказалась значительная часть лучших картин и рисунков Каналетто.

19

20

21

22

23

25

26

27

28

29

30

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

31

33

34

35

36

37

38

39

40

В 90-ых годах на стене аббатства был установлен Памятник безвинным жертвам тирании, насилия и войны. Это 9 статуй мучеников XX века (среди них наша великая княгиня Елизавета, польский священник Максимилиан Кольбе, Мартин Лютер Кинг и другие).

41

42

43

Оливер Кромвель (1599 — 1658) — вождь Английской революции, выдающийся военачальник и государственный деятель, в 1643—1650 гг. — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 гг. — лорд-генерал, в 1653—1658 гг. — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.

В начале Английской Гражданской Войны Кромвель возглавил отряд из шестидесяти всадников в качестве капитана. Позже этот отряд трансформировался в знаменитую «Железнобокую кавалерию». Его войска неизменно побеждали сторонников короля. Именно армия Кромвеля наголову разбила Карла I в решающем сражении при Нейзби 14 июня 1645 года. Как лидер парламентской пуританской коалиции (также известной, как «круглоголовые» из-за коротко стриженых волос) и командир армии Новой модели, Кромвель победил короля Карла I, положив конец притязаниям монарха на абсолютную власть.

50
Вестминстерское аббатство. Зал коронации английских монархов.

Вестминстерское аббатство (Westminster Abbey) было основано в 960 году нашей эры как бенедиктинский монастырь. Большинство Европейцев в это время принадлежали к Римской Католической Церкви.

После Реформы церкви в 16 веке была образована Англиканская Церковь.

Много традиций католицизма живут в Вестминстерском Аббатстве и поныне, но службы ведутся на английском языке, а не на латыни.

Вестминстерское аббатство -главный храм страны, в котором короновались все английские монархи, начиная с IX века.

Предположительно, первым английским королём, который короновался здесь, был король Гарольд (Harold), в январе 1066 года. Разгромивший его в битве при Гастингсе (Hastings), Вильгельм Завоеватель короновался здесь в том же году, о чем свидетельствует первая запись в аббатстве.

В 1300 году в аббатстве устанавливают Трон для коронаций. Одновременно аббатство становится местом захоронения монархов и членов королевской семьи.

Появляется Уголок Поэтов место захоронения выдающихся личностей связанных с историей страны. Здесь покоится прах Чосера, Сэмюэля Джонсона, Теннисона, Браунинга, Диккенса и многих других знаменитых писателей и поэтов. Здесь похоронен даже американец – Генри Водсворт Лонгфелло. Кроме этого, в Уголке Поэтов находится множество памятников: Милтону, Китсу, Шелли, Генри Джеймсу, Т.С. Элиоту, Джорджу Элиоту и другим..

Среди поздних мемориальных досок можно найти таблички, посвящённые поэту Дилану Томасу и Лорду Лоренсу Оливье.

Колледж Гарден считается одним из старейших в Англии. Открыт во вторник и четверг (кроме Великого Четверга).

Вестминстерское аббатство и сегодня остается главным храмом страны и проводит регулярные церковные службы, присоединиться к которым может каждый желающий.

Примите во внимание, что туристы не допускаются в аббатство во время богослужений.

44

45

46

47

48

49

51

52

53

54

Надо же, какие параллели: в 1837 году и Зимний дворец в Санкт-Петербурге пережил страшный пожар. «Мы увидели… обширное зарево, покрывшее Петербург, и когда по мере того, как яркие его разливы ширились над городом, в воздухе несся с конца в конец гул невероятной речи: Зимний дворец горит!» — писал современник.
Разрушительный пожар в декабре 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. К счастью, удалось спасти все произведения изобразительного искусства, мебель, утварь и другое ценное имущество.

Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Согласно повелению Николая I большую часть дворца надлежало «восстановить в прежнем виде». При восстановлении наружных фасадов это требование было выполнено, так как многочисленные детали отделки, несмотря на повреждения, в основном сохранились. Намного сложнее оказались работы по реставрации интерьеров. Некоторые из них, например Иорданская лестница, Большая церковь, Концертный зал, были возрождены в прежнем виде. Однако при восстановлении большинства других помещений Стасову и Брюллову приходилось по различным причинам изменять характер декора и цветовой гаммы, вносить в отделку элементы, свойственные манере позднего классицизма.

55

56

5711111158

До самой смерти Кромвель обладал популярностью у народа, в том числе благодаря имиджу «народного» политика в противовес респектабельным джентри и королю. Особенное значение в данном случае здесь имела такая черта Кромвеля, как абсолютная неподкупность. Также важно отметить, что Кромвель постоянно находился под охраной (существовало несколько подразделений, постоянно сменяемых друг другом по графику дежурства) и часто менял места ночлега.

До самой смерти Кромвеля Англия оставалась республикой. После его кончины лорд-протектором стал его старший сын Ричард, а самого Оливера похоронили с необычайной пышностью. Однако именно тогда в стране начались настоящий хаос, произвол и беспорядки. Депутаты испугались и быстро призвали на трон сына недавно казнённого ими короля Карла I — Карла II. После этого тело Кромвеля вырыли из могилы и вздёрнули на виселице, как подобало поступать с государственными изменниками.

59
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. 1837
61
Читаем… «Иоанн, Божьей милостью король Англии… apxиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, юстициариям, чинам лесного ведомства, шерифам, бэйлифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим привет. Знайте, что мы по Божьему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь Бога и для возвышения святой церкви и для улучшения королевства нашего, по совету достопочтенных отцов наших… Пожаловали всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечныя времена все нижеписанныя вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших». Вольности конкретны. Приведу лишь позицию 31 из 63: «Ни мы, ни чиновники наши не будем брать лес для укрепления или для других надобностей наших иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит».
62
Башня Св. Стефана Вестминстерского дворца, где установлен огромный колокол, называемый «Биг Бен» (часто так называют всю башню). Открыты часы были 31 мая 1859 года. По радио первый раз куранты прозвучали 31 декабря 1923 года.

Чарльз Бери, архитектор, строивший Вестминстерский дворец, в 1844 году запросил парламент о субсидии на сооружение часов на башне Св.Стефана. Сооружать часы взялся механик Бенджамен Вальями. Было решено, что новые часы будут самыми большими и точными в мире, а их колокол — самым тяжелым, чтобы звон его был слышен во всей столице. Когда проект часов был выполнен, между его автором и властями начались споры по поводу требуемой точности часов. Королевский астроном профессор Джордж Эйри настаивал на том, чтобы первый удар колокола каждый час совершался с точностью в одну секунду. Точность должна была ежечасно проверяться по телеграфу, связывавшему с Гринвичской обсерваторией. Вальями же говорил, что для часов, открытых ветрам и непогоде, такая точность не под силу, и что вообще она никому не нужна. Пять лет длился этот спор, и Эйри победил.

Попасть на верх 96 метровой башни можно только по узкой винтовой лестнице. 334 ступени приведут на небольшую открытую площадку, в центре которой и находится легендарный колокол «Биг Бен”, названный так в честь начальника строительных работ сера Бенджамина Хола.
Высота колокола более 2 метров, диаметр почти 3 метра.

Биг Бен — символ своего времени: периода наибольшего расцвета страны. Надпись на латыни: «Боже храни королеву Викторию» — дань уважения монархине, при которой возникло такое понятие как Британская Империя.

63
Башня Св. Стефана Вестминстерского дворца, где установлен огромный колокол, называемый «Биг Бен» (часто так называют всю башню). Открыты часы были 31 мая 1859 года. По радио первый раз куранты прозвучали 31 декабря 1923 года.

Циферблаты Биг Бена смотрят на все 4 стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, часовые стрелки отлиты из чугуна, а минутные сделаны из медного листа. Подсчитано, что конец минутной стрелки проходит за год общее расстояние в 190 км.

После боя курантов первый удар молота о «Биг Бен»
точно совпадает с первой секундой начала часа. Каждые 2 дня механизм проходит тщательную проверку и смазку, учитывается дневная температура и давление. Но, как любой часовой механизм, часы на башне Английского парламента иногда опаздывают или спешат. Надо сказать, что погрешность небольшая всего 1,5 — 2 секунды. Чтобы исправить положение нужна лишь монета, старый английский пенни. Никто точно не знает кому первому пришла в голову мысль использовать монеты, но идея сработала. Старый английский пенни, положенный на маятник длиной 4 метра ускоряет его движение на 2,5 секунды за сутки. Добавляя или убирая пенни, смотритель таким образом добивается точности. Механизм, несмотря на свою почти 1,5 вековую историю и вес в 5 тонн, работает отменно. После того, как в башню Св. Стефана во время второй мировой войны попала бомба, часы стали ходить не столь точно.

«Биг Бен» и окружающие его другие небольшие колокола выбивают перезвон следующих слов: «Сквозь этот час Господь хранит меня и сила его не даст никому оступиться“ .

64
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. Трон королевы. 1837

Королева является главой государства Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии и возглавляет Содружество.

65
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. 1837

Парламент Великобритании состоит из двух палат – Палаты лордов и Палаты общин, в которые входит 651 выбранный член. И Палата общин и Палата лордов с 1512 года располагаются в Вестминстерском дворце. Партия, составившая большинство, формирует правительство.

В палате лордов состоят епископы и архиепископы Англиканской церкви, пэры, получившие титул по наследству или за собственные заслуги. Государственное открытие сессий парламента происходит в Палате лордов. На нём королева зачитывает речь с трона, а лорд-канцлер восседает на кресле, называемом «Вулсак» , так как в прежние времена оно состояло из большого мешка с шерстью. Лорд-канцлер является высшим гражданским лицом страны и имеет, после членов королевской семьи, преимущества по сравнению со всеми другими подданными королевы, кроме архиепископа Кентерберийского.

66
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. Перекрытие. 1837
67
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Палата Общин. 1837
68
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Палата Лордов. Библиотека. 1837

Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. 1837

69
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Нормандский подъезд Палаты Лордов. 1837
70
Вестминстер. Здание Парламента. Арх.сэр Чарльз Берри. Декоратор Августин Пугин. Нормандский подъезд Палаты Лордов. 1837
71
Вестминстерское аббатство. Часовня Генриха VII
72
Вестминстерское аббатство. Главный алтарь.
73
Вестминстерское аббатство. Часовня Генриха VII. Покрытие
74
Геральдические львы, охраняющие Королевский вход в Вестминстерский дворец.

Здание Парламента не забывает о своем дворцовом происхождении. Это очень похоже на сохранение королевской династии, лелеющем веру британцев в неизменность устоев их жизни.

75

76
Конная статуя короля Ричарда I Львиное сердце в Вестминстере

Ричард I Львиное Сердце (1157—1199) —
английский король из династии Плантагенетов.

Героическая жизнь Ричарда I известна из романов и фильмов: крестовые походы, завоевания и тому подобное. Он — идеальный образ средневекового рыцаря, но… В действительности все обстояло несколько иначе. Родившись в неспокойное время, Ричард стал жестоким и нетерпимым человеком. Во время его правления в стране постоянно вспыхивали мятежи, которые он подавлял с невероятной жестокостью.

По свидетельству летописца «король так же часто заключал условия, как брал их обратно; он постоянно менял уже принятые решения или предъявлял новые затруднения; только что он давал слово, как брал его обратно и когда он требовал сохранения тайны, то сам ее нарушал». У мусульман Саладина сложилось впечатление, что они имеют дело с больным человеком.Положение Ричарда усугубила кровавая резня, устроенная им после того, как Саладин не успел выполнить поставленные ему условия. Надо сказать, что Саладин, как цивилизованный человек, от ответной резни удержался и ни один европейский заложник убит не был.

Правителем Ричард был весьма посредственным, поскольку практически все царствование провел за границей: в войнах с крестоносцами (1190 — 1191 годы), в плену в Австрии (1192 — 1194 годы), а потом долго воевал с французским королем Филиппом II Августом (1194 — 1199 годы), причем почти вся война сводилась исключительно к осадам крепостей. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году. Управлением Англией Ричард совершенно не занимался.И все же…

В памяти потомков Ричард I Львиное сердце остался бесстрашным воином, зарекомендовавшим себя как один из буквально нескольких за все Средневековье блестящих военачальников.

В рассказах о короле Англии Ричарде I правда и ложь переплетены столь тесно, что предлагаю прибегнуть к поэтическим воспоминаниям — стихотворению Генриха Гейне в переводе А. К. Толстого…

В пустынной дубраве несется ездок,
В роскошном лесистом ущелье,
Поет, и смеется, и трубит он в рог,
В душе и во взоре веселье.

Он в крепкую броню стальную одет,
Знаком его меч сарацинам,
То Ричард, Христовых то воинов цвет,
И Сердцем зовут его Львиным.

«Здорово, король наш!— лепечут листы
И плюща зеленые стены,—
Здорово, король наш! Мы рады, что ты
Ушел из австрийского плена!»

Дышать на свободе привольно ему,
Он чует свое возрожденье,
И душную он вспоминает тюрьму,
И шпорит коня в упоенье.

1868

89
Портрет Генриха III (худ. XIX века). Реконструкция Вестминстерского аббатства в стиле Ранней готики. XIII век. Изображение Св. Петра над входом в трансепт.

Ге́нрих III — один из самых малоизвестных британских монархов, при том что правил он дольше всех прочих средневековых королей Англии — целых 56 лет.

Его отец — Иоанн Безземельный — подписал Великую хартию вольностей, чтобы тут же нарушать ее. Обманутые бароны, стремившиеся свергнуть Иоанна и призвать на престол французского принца, после смерти короля охотно присягнули его девятилетнему сыну.

Во время малолетства Генриха и регентства (до 1227) управление государством осуществлялось согласно Великой хартии. Повзрослев и став единовластным государем, Генрих начал склоняться к авторитарному стилю правления. Он назначал на высокие посты в государстве французов, не нёс ответственности перед Парламентом, раздавал большое количество государственной собственности временщикам.

Интересно правление этого короля, на мой взгляд, лишь тремя обстоятельствами… К его времени относится рост культа Св. Эдуарда Исповедника. Генрих III основал ряд церквей и монастырей в его память, подражал Эдуарду в манере одеваться и подчёркнутом благочестии, назвал в его честь своего старшего сына — будущего короля Эдуарда I. При Генрихе III было перестроено в Раннем готическом стиле Вестминстерское аббатство и вообще выросла роль Вестминстера как административного центра королевства. Он потратил средств на перестройку Виндзорского замка в том же стиле больше, чем все последующие короли на Вестминстер.

После конфликта с баронами и Папой римским Александром IV в 1250-е годы Генрих, подобно своему отцу, был вынужден клятвой скрепить договор с баронами о регулярном созыве Парламента, а также ещё раз подтвердить Великую хартию. Однако в 1262 году Папа снял с него тяготы клятвы, и грянула гражданская война, длившаяся три года.

Война не прекратила работ в Вестминстере. В 1269 году была закончена роскошная гробница Эдуарда Исповедника. Тело самого Генриха, скончавшегося в 1272 году, временно почивало в этой же гробнице, пока рядом строился его собственный саркофаг.

90
Житийное изображение Эдуарда Исповедника. Гробница короля Эдуарда в Вестминстерском аббатстве. Изображение короля Эдуарда в витраже Кафедрального собора в Честере

Королем, выдвинувшим Вестминстерское аббатство на религиозно-политическую арену Британии, был Эдуард, нареченный «Исповедником». Проведя 25 лет в изгнании, он не знал страну своих предков и не имел соратников среди англосаксонской знати. В результате на протяжении своего правления Эдуарду приходилось создавать себе социальную опору.Для этого он активно привлекал на королевскую службу выходцев из Нормандии и других регионов Северной Франции, жалуя земли и назначая их на церковные должности. Кроме того, Эдуард Исповедник завоевал значительный политический авторитет в Европе благодаря своей истинной религиозности, вере в добродетели и аскетизму.

Еще до воцарения Эдуард дал обет совершить паломничество в Рим. Папа освободил его от этого обещания, чтобы, уехав из Англии, Эдуард не потерял трон. Деньги, предназначенные на паломничество, король потратил на украшение аббатства, которое избрал потому, что оно было посвящено Св. Петру.

Когда в 1154 году на английский престол взошёл Генрих II,
в его лице объединились норманнская и англосаксонская династии. Двойное право на корону Генрих II решил подкрепить канонизацией короля Эдуарда. В Рим был отправлен приор Вестминстерского аббатства — автор житий святых, включая короля Эдуарда, представленного в них праведником, совершающим чудеса, излечивая людей прикосновением.

В 1161 году Папа римский Александр III причислил короля Эдуарда к лику святых. В то время святые делились на две группы: мучеников, погибших насильственной смертью за веру, и исповедников, умерших обычной смертью. Король был наречен «Исповедником». В 1163 году его останки были торжественно перенесены в Вестминстерское аббатство, где пребывают поныне.

Со времени правления Генриха II до 1348 года Эдуард считался святым-покровителем Англии, после чего в этом качестве его сменил Святой Георгий. Эдуард Исповедник остался покровителем английских королей.
77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

<—Лондон: Вторая жизнь города — Рыцарство и Готический мир

Лондон: Вестминстерский дворец (здание Парламента)—>

Leave a Reply