Пока вы разглядываете прекраснейшие виды Виндзора,
позволю себе повторить и уточнить высказанные положения…
Виндзорский замок за историю своего существования вобрал в себя все три этапа развития Готической архитектуры: Ранний, «Украшенный», «Вертикальный» — так, чаще всего, называют их.
В подобной последовательности выражает себя не произвол властителя- короля, а Закономерность или Долженствование…
Перелом в общественных умонастроениях-умозрениях
не может не сказаться на общественном мироустройстве.
Общественное мироустройство не может не выразить себя
в великих сдвигах Архитектуры…
Только так, а не иначе, появляется подлинно Новое.
Силой можно процесс задержать или начать.
Чтобы чем-то стать, нужны изменения в мировоззрении…
Вперед: на смену Норманнскому стилю идет ГОТИКА,
в данном случае — АНГЛИЙСКАЯ.
Нас ждет Вестминстерское аббатство…
Изменения произошли не только в архитектуре. Они задели все стороны жизни, проявив себя и в появлении новых форм европейской одежды.
Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной — «рубашкообразной» — романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Вершины своего развития готический костюм достигает в конце XIV—XV веков, когда по всей Европе распространилась мода, созданная при Бургундском дворе.В XIV веке укорачивается мужское платье: теперь длинные одежды носят только пожилые люди, врачи, судейские. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Верхняя часть костюма — узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.
Чтобы родилась Готическая архитектура, должен был произойти творческий взрыв в инженерной мысли. Каким образом? Под воздействием отрицания старых форм жизни, под воздействием утверждения новых общественных форм, что всегда ищут и находят свои — материальные — способы выражения. Все должны были возжаждать нового в едином порыве: властители, служители веры, поэты, ученые, архитекторы, инженеры, свободные художники и ремесленники, отягощенные непомерным трудом…
Такое бывало уже не раз… Когда возникла древнегреческая стоечно-балочная система. Когда возникла древнеримская арочно-стоечная система и купол. Когда в Византии появился цилиндрический свод.
Чем был вызван четвертый инженерный сдвиг в истории Архитектуры, причем, в Англии? Каким кардинальным изменением в мировоззрении? Может быть, тем, что на смену феодальной разрозненности-замкнутости шла общегосударственная централизация, что зиждется на признании Свобод?
Опять выходит на свет она — Великая хартия вольностей, в 63 статьях которой король договаривается с оппозицией, как себя вести каждому жителю страны… Великая хартия вольностей начинает отрабатывать статьи конституционного документа, который в эпоху Английской революции станет манифестом «Прав человека и гражданина». Это есть ничто иное как перелом в общественных умозрениях, который не может не сказаться на общественном мироустройстве, выражаемом и закрепляемом в великих сдвигах Архитектуры..
Уже в XII столетии лондонцы имели самоуправление и назначали судью и шерифа. Они получили привилегию судиться только в Лондоне и беспошлинно торговать по всей Англии. К XIV веку горожане, и прежде всего складывавшаяся купеческая верхушка, стали такой значительной социальной силой, что с ней волей-неволей приходилось считаться и самой королевской власти. Не раз, бывало, именно голоса горожан решали вопрос, кому быть королем Англии. Это ли не развитие Надежды всех Надежд?
Кардинальные преобразования в архитектуре Виндзора и Вестминстера волеизъявлением малоизвестного английского короля не объяснить. Не был этот король способен на решительные действия, уже потому что прятался за тень воскрешаемого им предшественника и тормозил внедрение в общественную жизнь новых отношений.
Соперничеством Англии с Францией подобные преображения не объяснить тоже. Хотя многие исследователи склоняются именно к этому мнению… Разработку проекта Генрих III поручил архитектору по имени Генри из Рейнса. Вопрос: что имеется в виду — английское селение Рейнс или город Реймс во Франции. Может быть, Генри был англичанином, обучавшимся в организации французских каменщиков в Реймсе? Или же он был французом, сменившим имя «Анри» на английское «Генри» и приспособившимся к английским строительным методикам? Ответов на эти вопросы мы не знаем, и вряд ли получим когда-нибудь достаточно достоверные сведения.
Вопрос о французском влиянии на Английскую готику в пространстве зависает, становясь недостижимым и для опровержений, хотя… Чтобы их получить, достаточно внимательно посмотреть на кафедральный собор в Реймсе и на Вестминстер поры Генриха III. Собор в Реймсе — «Украшенная готика» во всей чрезмерности избыточной ее, после которой может начаться лишь отрицание стиля. Вестминстер — Ранняя готика, у которой все впереди: и самоутверждение, и самоотрицание. Они — независимые друг от друга планеты, на равных принадлежащие Общечеловеческой истории…
В ситуации подчинения Силе крепости-замки строили все: и короли тоже. Примеры: уже рассмотренный Тауер и замок в Виндзоре, построенный Вильгельмом I Завоевателем в одном дне пути от Тауэра для контроля над западными подходами к Лондону.
Примерно в 1170 году были возведены из камня Виндзорский замок и мост — один из самых древних на Темзе. В то время наличие собственной переправы через реку играло большую роль. К 1332 году Виндзор стал одним из пятидесяти самых богатых городов Англии.
Разглядываем архитектурное решение замка Норманнской поры. Главное в нем — массивные защитные стены, что достигают шестиметровой ширины. В стенах пробиты узкие окна-бойницы. Непременны машикули для ведения верхнего боя. То — простые зубцы, за которыми можно прятаться пока не грянули боевые действия. Или наружные устройства на консолях с отверстиями в полу, через которые на голову врага можно лить горячую смолу. В Виндзоре есть и то, и другое. Внутреннее пространство замка перекрыто нервюрными сводами, опирающимися на стены или мощные пилоны.
Романский стиль — стиль феодала, защищающего в замке-крепости власть вассала. Феодалу-вассалу всегда всего мало, поэтому междоусобные войны ведутся непрерывно. И все потому что король — тот же феодал-вассал, держащий под своей властью всю страну.
Чтобы появилось другое общественное устройство,
должны произойти коренные изменения в мировоззрении,
о которых тут же расскажет архитектура.
В Англии XII века она сурово молчит: защищает феодализм
от общегосударственного абсолютизма…
Из августовского номера журнала GEO за 2001 г.: “В Нормандии, в городе Байе, хранится “ковровая летопись”. Вышивка, имеющая пятьдесят сантиметров в ширину и почти семьдесят метров в длину, повествует о событиях, предшествовавших завоеванию Англии. Ковер был вышит по приказанию Матильды Фландрской, супруги Вильгельма Завоевателя.” И далее: “Стены женского монастыря королева пожелала украсить ковром, который было велено выткать английским пленницам. Сколько их было? Историки, тщательно изучавшие “почерки” коврового плетения, предполагают, что над этим шедевром трудилось всего четыре пары рук. Девушки, вышедшие из знатных семей, изложили предысторию роковой для их страны битвы при Гастингсе со всеми возможными подробностями. Благодаря этой работе будущие поколения смогли не только вплоть до мельчайших деталей восстановить последовательность исторических событий, но и составить точное представление о военном облачении и походном быте англосаксов и норманнов. Ковер не закончен. Возможно, конец этой непосильной работе положили смерть мастериц, трудившихся во имя искупления грехов Вильгельма Завоевателя и его супруги.”
Вот такая романтичная и одновременно трагичная история создания этого великого произведения искусства, представляющего как художественную, так и огромную историческую ценность.
В городской ратуше ныне находится Музей Ковра из Байё, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё» («Tapisserie de Bayeux»), памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским. Долгое время полагали, что эта картина вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, но в настоящее время большее признание получила гипотеза, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, брат Вильгельма и один из ближайших его соратников. Ковер представляет собой полосу грубой льняной материи, на которой вышито 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности событий (сбор войско нормандцев, отплытие на кораблях, высадка в Англии, столкновение с войсками Гарольда, поединок Вильгельма и Гарольда, коронация Вильгельма и др.). По верхнему и нижнему краям Ковра — сцены из поучительных басен Эзопа. Каждая из сцен снабжена краткими комментариями на латыни. Изображения скрупулезно вопроизводят исторические костюмы, оружие, инструменты, корабли, среди интересных деталей — комета Галлея, приблизившаяся к Земле в 1066 г.