Что может прятаться в глубине времен? Темнота неописуемая.
Вот и пример появился — гробница, внутри которой и в окрестностях ее обнаружено 16 тыс. человеческих, а также 725 птичьих костей, в основном, орланов-белохвостов. Первоначально орланов относили ко времени сооружения гробницы, позднейший анализ показал, что они умерли около 2450—2050 годов до новой эры, то есть на тысячу лет позже. Это подтверждает гипотезу о том, что оркнейские гробницы могли использоваться многими поколениями местных жителей. Исследователь похоронных ритуалов Гимбутас пишет, что птиц ловили в силки и приносили в жертву богине Смерти.
Ужас какой! А-а-а…
Вопрос — кто пользовался этой гробницей? Может быть, древнейший народ, так называемые, пикты? Пиктские племена жили крайне обособленно. Имя племени давало его животное-тотем. Так, существовали племена Орла, Ястреба, Черепахи, Медведя, Волка, Ворона и так далее. Вождь племени являлся, как правило, лучшим воином общины и пользовался поддержкой шамана. Суровые нравы пиктов не отличались снисхождением к тем, кто не способен сам за себя постоять, поэтому очень редко вождем мог стать человек преклонных лет. Пикты были отличными охотниками и следопытами, добывали себе пропитание исключительно охотой. В лесах они становились практически невидимыми, поэтому все их форты были окружены «мертвым полем», чтобы исключить возможность засады. Не все пикты одинаково враждебны к иноплеменникам. Однако многие капитаны, которые не были достаточно осторожны, окончили жизнь на пиктских жертвенниках.
Ужас какой! А-а-а…
В среднем площадь каждого из домов составляла 40 квадратных метров. Вглядитесь внимательно, перед вами — то самое первобытное жилище, что еще пара тысячелетий пройдет и станет типичным лондонским жилищем…
В центре — холл: самая значительная по размерам комната многофункционального назначения. В ней размещен большой очаг для обогрева и приготовления пищи. Позже очаг разделится на кухонную плиту и камин, без которого немыслимо жилище и нынешних островитян.
В неолитических домах имелись предметы каменной мебели, в том числе своего рода «шкаф» для посуды, одежды, кровати, сиденья и сундуки. Тема «шкафов» в ходе времен расцветет и разнообразится согласно смене стилей. Здесь перед нами — «пра-шкаф» всем другим шкафам начальник.
Кроме того, в посёлке была предусмотрена сложная система канализации, в каждом из жилищ имелось нечто вроде туалета. В восьмом доме шкафы, кровати, сундуки не обнаружены. Зато найдено много камней, костей и оленьих рогов. Вероятно, этот дом использовался как мастерская для изготовления простых орудий, например, костяных игл или кремневых топоров.
Вот, какой дом был у лондонских пращуров…
В Шотландии есть все, даже стоянка, так называемого, доисторического человека в ней есть. Нужно затаить дыхание и долго-долго на жилище пращуров смотреть. Ведь это — мы, во всяком случае, нынешние шотландцы, ирландцы, англичане…
Представляете, прячешься внутри каменной стоянки с очагом, боишься носа наружу высунуть: ждешь потепления климата. Высунул, а вокруг тебя такой ландшафт: озер — что на небе облаков. Быстро станешь Человеком. Если ландшафт с ходом тысячелетий не изменится, то, непременно, себя в себе навсегда сохранишь. Повезло этим островитянам…
Длительное время поселение Скара-Брей было скрыто под слоем осадочных пород. В 1850 году в результате сильного зимнего шторма холм очистился от слоя травы и открылось поселение из восьми прижавшихся друг к другу сооружений.
Стены были сложены из слюдянистого песчаника, подвергшегося естественной эрозии под воздействием океана. По мнению археологов, поскольку на острове росло немного деревьев, люди Скара-Брэй покрывали дома лесом, прибитым к берегу, китовыми костями, дёрном. Вокруг домов сооружались земляные курганы, служившие для жилищ опорой и защитой от сурового оркнейского климата.
Это — «брохо». Их в старину называли «замками пиктов» или «домами пиктов». Они представляют собой башни, которые зачастую достигают более 18 метров высоты и имеют диаметр около 9 метров. Форты — крепостные сооружения — имели, как и дома, круглую форму.
Пикты — древнейший из известных народов, населявших территории центральной и северной Шотландии.Более точных сведений о них нет. Кто такие древние пикты — тайна, даже большая, чем таинственность кельтов. Если есть тайна, значит, нельзя к ней хотя бы не прикоснуться. Вот послушайте…
“Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены… нашей удаленностью и неизвестностью, окружающей наше имя… За нами нет народов, ничего нет кроме волн и скал”. Слова пиктского вождя Калгака записал римский историк Тацит. Сказанное им утверждает, пикты — не дикари: они хранители гармонии, увиденной ими в очертаниях Земли…
То в бытийной истории. В событийной пикты, постоянно совершая набеги на юг Британии, эту гармонию сами же и разрушали. Что делать, все люди таковы…
Все распри-распри, смертельные исходы… Нет ли других свидетельств стойкости духа людей, живших и живущих под таким высоким небом? Приведу шотландскую балладу ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД. Стихи Роберта Стивенсона в переводе Самуила Маршака…
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
_______
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет,-
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Шотландская баллада ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД — продолжение…
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
«Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!»
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.
И вдруг голосок раздался:
«Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!» —
Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
«Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!»
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем…
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод —
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!..»
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:
«Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!»
Скажете — подумаешь, фотошоп. Не говорите таких слов: для Мира видений они — как удар короткого, острого меча, которым блистательно владели не то пикты, не то кельты, не то те и другие вместе, рядком. Лучше молчите: ведь это — «сакральные леса». Здесь можно увидеть друидов, готовящих кельтов к выполнению особой миссии — быть своеобразными «двигателями прогресса» будущей Европы.
Друиды были не просто хранителями и толкователями древней мудрости, как жрецы любого народа. Судя по сообщениям античных авторов, друиды обладали упорядоченным знанием, исходящим из особой, лишь им известной, доктрины.
Друиды излагали это знание своим ученикам вдали от людей и их жилищ, в тишине и как бы в непосредственном общении с «сакральным» — в глубине пещер и лесов. Уроки проходили в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем и толкователем которых был жрец, и которые он доверял по секрету своему ученику.
Цезарь сообщает, что было запрещено записывать стихи друидов. Он объясняет запрещение друидов следующим образом: «Мне кажется такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти». Друиды не желали профанировать их учение, они берегли его для воспитания духовной аристократии.
И в Кланмакнойзе, и в Гланделоке, и в сотнях других мест по всему острову можно увидеть величественные ирландские кресты. Высокий кельтский крест в круге — символ христианской Ирландии.
Распространены такие суждения… Все, дошедшие до нас предметы этого церковного искусства, изготовлены из камня, однако многие знаменитые кельтские кресты являются точными копиями своих деревянных «предков». Часто на таких крестах в точках, где круг соприкасается с перекладинами самого креста, можно увидеть большие дутые декоративные шары или выпуклости. Иногда есть только одна большая выпуклость прямо в центре скрещения. Это не что иное, как напоминание о железных заклепках, массивных гвоздевых креплениях, которые позволяли всей некогда деревянной конструкции держаться. В камне же эти инженерные элементы приобрели исключительно эстетическую функцию. Круглый диск, появившись на кельтских крестах, первоначально также имел практическое значение. Такими круглыми скобами удерживали широкие рукава крестов. Интересно, что у крестов с короткими рукавами круг не встречается. Все измышления о культе солнца и языческом влиянии на образ кельтского креста — не более чем выдумка отдельных авторов.
Древнейшие из каменных крестов (VIII–IX века) украшены в основном декоративной вязью, абстрактным орнаментом, хитросплетенными спиралями, которые легли в основу знаменитой кельтской вязи. Более поздние кресты (IX–XI века) обильно покрыты изображениями из сцен Ветхого и Нового Заветов. А на самых поздних из них (XII век) в характерном романском стиле изображается епископ с посохом в руках. В эту эпоху было важно показать значение епископской власти в Церкви. Для Ирландии, где основной авторитет и власть принадлежали аббатам — настоятелям монастырей, — утверждение роли епископа было актуальным.
Отдельно стоящие высокие кресты, вопреки ожиданиям, не несли погребальной функции. Первоначально их ставили в центре монастыря, обозначая главную площадь обители (platea). Часто их воздвигали на границах, отделяющих сакральную территорию от мирской. Иногда они становились видимыми символами королевского патронажа над тем или иным монастырем.
Первоначально пикты представляли собой союз племен, а к VI веку создали несколько государственных образований, позднее объединившихся в Королевство пиктов. В VI веке пикты были обращены в христианство. Расцвет их государства пришелся на VIII век, после того, как удалось остановить продвижение англов на север, а позднее дать отпор натиску скоттов с запада.
Пиктский крест (по определению британских ученых) очень похож на кельтские кресты. И они представляют собой подобие равнолучевых крестов. Это символизирует Солнце, Воздух, Землю и Воду в единстве. Их замкнутость обозначает цикличность — основу Вечности. Значит, и пикты готовили себя к исполнению высокой миссии?
Известно другое… Надгробный памятник найден на восточном конце стены Антонина. На барельефе изображены представители северных племен такими, какими они виделись римскому кавалеристу II века новой эры. Пикты показаны легковооруженными: у них прямоугольные щиты, мечи и копья, однако при этом они совершенно обнажены. Ничем не защищены от римлян — победителей на коне в «белом плаще с красным подбоем».
Упование на Вечное служение заканчивается
здесь-сейчас произошедшим поражением?
Одно можно сказать в защиту пиктов…
У Вечности и мгновения — свои измерения, свои счеты с жизнью.
Мгновение — ничто, но именно оно открывает Врата в Вечность.
В Шотландии обнаружено множество так называемых пиктских артефактов. Среди изображений животных довольно часто встречается пиктский зверь. Опознать в нём какое-то реальное животное не представляется возможным. Это — морской конёк, дельфин или кэльпи (мифическая водяная лошадь) или персонаж из пиктской мифологии?
Ученые уверены, резьба на знаменитых пиктских камнях содержит загадочные письмена или шифры. Весточка из древности еще не расшифрована, но это произойдет, потому что камни вживаются в сознание.
Вот так, в древности все переплетено!
Есть сведения, что шлемы, кольчуги, перчатки, обувь пиктов (все из бронзы) обладали магическими свойствами: увеличивали силу, скорость, ловкость, замедляли падение, ослепляли врагов, защищали от огня и холода, отпугивали нежить, снимали заклинания и накладывали их… Исследователи эти сведения не проверяли, но хочется в них верить, ибо названия каковы… Броня Призрачного Стража, шлем Дождевого Червя, ботинки Легкой походки, шит — Разрушитель заклятий, сапоги Ослепляющей скорости, копье Горькой милости, крылья Королевы летучих мышей… Главное свойство этих предметов — достижение лавитации, что ослабляет гравитацию: притяжение к земле.
Вот, кто камни передвигал! А может быть, и не они…
Уильям Бартон Йейсет — великий ирландский поэт…
К СВОЕМУ СЕРДЦУ, С МОЛЬБОЙ О МУЖЕСТВЕ
Тише, сердце, тише! страх успокой;
Вспомни мудрости древней урок:
Тот, кто страшится волн и огня
И ветров, гудящих вдоль звездных дорог,
Будет волей ветра, волн и огня
Стерт без следа, ибо он чужой
Одинокому мужеству бытия.
РАЗГОВОР ПОЭТА С ЕГО ДУШОЙ — завершение…
Я мог бы до истоков проследить
Свои поступки, мысли, заблужденья;
Без криводушья и предубежденья
Изведать все,- чтоб все себе простить!
И жалкого раскаянья взамен
Такая радость в сердце поселится,
Что можно петь, плясать и веселиться;
Блаженна жизнь,- и мир благословен.
Не водят нимфы круг веселый;
Мир выбросил игрушки сна,
Чтоб забавляться Правдой голой, —
Но и она теперь скучна.
Увы, пресыщенные дети!
Все быстротечно в этом свете:
Ужасным вихрем сметены,
Летят под дудку сатаны
Державы, скиптры, листья, лики…
Уносятся мелькнув едва;
Надежны лишь одни слова.
Где ныне древние владыки,
Бранелюбивые мужи,
Где грозные цари — скажи?
Их слава стала только словом,
О ней твердят учителя
Своим питомцам бестолковым…
Побывав в Шотландии, нельзя не отправиться в Ирландию хотя бы для того, чтобы иметь, пусть беглое, но относительно полное, представление о Смутном времени, что замками прорастало во всем Соединенном королевстве — четырехчастном, если не считать заморских колоний.
У меня есть подозрения, что шотландские и ирландские замки не должны друг от друга сильно отличаться. Но, увидим…
Уильям Бартон Йейсет — великий ирландский поэт…
ЧЕРНАЯ БАШНЯ
Про Черную башню знаю одно:
Пускай супостаты со всех сторон,
И съеден припас, и скисло вино,
Но клятву дал гарнизон.
Напрасно чужие ждут,
Знамена их не пройдут.
Стоя в могилах спят мертвецы,
Но бури от моря катится рев.
Они содрогаются в гуле ветров,
Старые кости в трещинах гор.
Пришельцы хотят запугать солдат,
Купить, хорошую мзду суля:
Какого, мол, дурня они стоят
За свергнутого короля,
Который умер давно?
Так не все ли равно?
Меркнет в могилах лунный свет,
Но бури от моря катится рев.
Они содрогаются в гуле ветров,
Старые кости в трещинах гор.
Повар-пройдоха, ловивший сетью
Глупых дроздов, чтобы сунуть их в суп,
Клянется, что слышал он на рассвете
Сигнал королевских труб.
Конечно, врет, старый пес!
Но мы не оставим пост.
Все непроглядней в могилах тьма,
Но бури от моря катится рев.
Они содрогаются в гуле ветров,
Старые кости в трещинах гор.
Вырвись из плена дряхлых дней!
В сумерках серых печаль развей,
В росы рассветные окунись…Сердце, уйдем к лесистым холмам,
Туда, где тайное братство луны,
Солнца и неба и крутизны
Волю свою завещает нам.И Господь трубит на пустынной горе,
И вечен полет времен и планет,
И любви нежнее — сумерек свет,
И дороже надежды — роса на заре.
Йейтс создал новую мифологию ирландцев, видя самого себя друидом. Основные символы его поэзии – Башня со спиралью внутри или винтовой лестницей; Дорога к ней, или перекрещивающиеся дороги; Огонёк в этой Башне – мечущийся человеческий разум. Еще один фрагмент из ФАЗЫ ЛУНЫ…
Старик прислушался, взойдя на мост;
Он шел со спутником своим на юг
Ухабистой дорогой. Их одежда
Была изношена, и башмаки
Облипли глиной, но шагали ровно
К какому-то далекому ночлегу.
Луна взошла… Старик насторожился…
Ты видишь башню?
Там свет в окне. Он все еще читает…
Свеча полуночная — символ знанья,
Добытого трудом. Но тщетно он
Сокрытых истин ищет в пыльных книгах,
Слепец!
Когда б не долгий путь, нам предстоящий,
Я постучал бы в дверь, встал у порога
Под балками суровой этой башни,
Где мудрость он мечтает обрести,-
И славную бы с ним сыграл я шутку!
Пусть он потом гадал бы, что за пьяный
Бродяга заходил, что означало
Его бессмысленное бормотанье:
«Горбун, Святой и Шут идут в конце,
Перед затменьем». Голову скорей
Сломает он, но не откроет правды.
Он засмеялся над простой разгадкой
Задачи, трудной с виду, — нетопырь
Взлетел и с писком закружил над ними.
Свет в башне вспыхнул ярче и погас.
Я объявляю символами дня,
Наперекор эмблеме Башни черной,
И жизни требую себе повторной,
Как требует поживы солдатня.
Из сборника «ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА» (1933)
РАЗГОВОР ПОЭТА С ЕГО ДУШОЙ
Душа. Вступи в потемки лестницы крутой,
Сосредоточься на кружном подъеме,
Отринь все мысли суетные, кроме
Стремленья к звездной вышине слепой,
К той черной пропасти над головой,
Откуда свет раздробленный струится
Сквозь древние щербатые бойницы.
Как разграничить душу с темнотой?
РАЗГОВОР ПОЭТА С ЕГО ДУШОЙ — продолжение…
Душа. В бессрочной тьме, в блаженной той ночи,
Такая полнота объемлет разум,
Что глохнет, слепнет и немеет разом
Сознанье, не умея отличить
«Где» от «когда», начало от конца —
И в эмпиреи, так сказать, взлетает!
Лишь мертвые блаженство обретают;
Но мысль об этом тяжелей свинца.
ПЕСНЯ СЧАСТЛИВОГО ПАСТУХА — завершение…
А может, и сама Земля
В звенящей пустоте Вселенной —
Лишь слово, лишь внезапный крик,
Смутивший на короткий миг
Ее покой самозабвенный?
Итак, на древность не молись,
В пыли лежат ее свершенья;
За истиною не гонись —
Непрочно это утешенье;
Верь только в сердце и в судьбу
И звездочетам не завидуй,
Следящим в хитрую трубу
За ускользающей планидой.
Нетрудно звезды перечесть
(И в этом утешенье есть),
Но звездочетов ты не слушай,
Не верь в ученые слова:
Холодный, звездный яд их души
Разъел, и правда их — мертва.