![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/01-45.jpg)
Из всех домов Гауди я люблю больше других Каса Милу. Собираясь в Барселону, представляла: стою на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса и смотрю на окаменевшие в пространстве волны, что, застыв во времени, стали пещерой, пронизанной светом и горным воздухом.
Не случилось: дом был затянут сеткой — велась реставрация фасадов. В больших городах, и в Петербурге тоже, всегда нужно быть готовым к подобным утратам. Выручай, Интернет…
![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/02-45-1024x768.jpg)
Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким… Эта суровая громада вырастает из-под земли, как старый могучий баобаб, или выветренные скалы, или утес с ласточкиными гнездами, или остов погибшего корабля, или вулкан, истекающий лавой. Барселонцы наградили здание массой прозвищ – от «железнодорожной катастрофы», «депо для дирижаблей», «жертвы землетрясения» до «питомника для змей» и «осиного гнезда». Закрепилось «Ла Педрера» – каменоломня.
![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/03-45-1024x683.jpg)
К концу строительства Дом Мила уже уже стал самой известной постройкой в Барселоне. Дом на самом деле был похож на пещеру. Гауди, который черпал свое вдохновение у Природы, что не любит прямых линий, решил отказаться от них при строительстве этого шестиэтажного дома. В Каса Мила нет ни одного прямого угла. На первый взгляд может показаться, что это — нелепое сооружение, ставшее плодом безудержной и загадочной фантазии автора. Современники архитектора, ранее не видевшие зданий столь причудливой формы, долгое время не могли принять и понять архитектуру Дома Мила.
![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/04-45-1024x768.jpg)
За что же выпало Всемирное признание Дому Мила — последнему завершенному произведению Антонио Гауди? Современные исследователи склонны считать здание самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением даже с точки зрения сегодняшнего дня.
При всем при том бытует и другое представление: никому точно неизвестно, откуда Антонио Гауди черпал идеи для своих шедевров, он остается легендой и великим архитектором Барселоны, а особняк Каса Мила яркое тому подтверждение.
Не согласна я с подобным представлением.
![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/05-45.jpg)
Сначала несколько фактов… Здание Каса-Мила стало последней светской работой Гауди, после которой он полностью посвятил свою жизнь собору Саграда Фамилия. Известно, он испрашивал разрешение на строительство Дома у Мадонны Монтсерратской. По-видимому, получив Ее согласие, архитектор хотел возвести на крыше Дома скульптуру Мадонны с Младенцем на руках. Заказчик Дома — банкир Мила — не принял предложения Гауди.
Тогда архитектор полностью связал свой замысел с горой Монтсеррат, в чем мы убедимся, пройдя через воплощение Идеи от начала до конца.
![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/06-45.jpg)
Помните, как по хребтам Монтсеррат ползут колючие кустарники? И здесь волнистые формы фасадов дополнены причудливыми балконными оградами. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Мила, принадлежит Жузепа-Марии Жужолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди — художника-мастерового в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Все, созданные Гауди и Жужолем детали постройки, уникальны, импровизационны, отличаются тщательной проработкой и завершенностью.
![Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). Первые этажи дома - гаражный и вестибюльный.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/07-44.jpg)
Мы прошли мимо Дома, в зеленую сетку затянутого. Краем глаза я успела заглянуть под пелену и увидела… Вертикальные столпы каменные не были вертикалями, а напружиненными силой мастадонтами. Абрис горизонталей каменных тоже не был горизонтальным. Все чудесным образом сочеталось друг с другом, чтобы ожить. Мне этих отрицаний зримого глазом было достаточно, чтобы прошептать про себя: «Гауди…».
Мои подруги закричали: «Вот Каса Мила! Нашли!»
![Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Входной портал - витражный...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/08-44.jpg)
Входной портал — витражный.
Каменные колоссы вместе с нами в вестибюль зашли. Между колоссами — кованная портальная решетка, по рисунку напоминающая не то воздушные, не то солнечные пузыри. Опять отрицание того, что должно быть, в трепетном озвучивании пространства.
Колоссы, ритмизировав движение лестничных ступеней,
на уровень просветного дворика повели.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Роспись потолка и стен вестибюльного этажа.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/09-44-1024x764.jpg)
Роспись потолка и стен вестибюльного этажа.
Дальнейшее оказалось неожиданным сочетанием столпов-колоссов с воздушной росписью потолков и стен. Росписью, не скрывающей своей несколько наивной рукотворности. Позднее мы убедились: все вестибюли в доходных домах Барселоны были парадными и двухсветными (двухэтажными по высоте, прежде всего). В Гаудианском вестибюле была какая-то игра…
![Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа..](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/10-44.jpg)
Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа..
Потолки и стены вестибюля покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологией фрески меняют суровый характер экстерьера на дымчатую фантазию МЕЧТЫ О РАЕ, что пронизывает интерьер.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа. Колоссы, деформирующие живую материю перекрытия...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/11-44-1024x765.jpg)
Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа.
Колоссы, деформирующие живую материю перекрытия.
Удивителен контакт колонн-колоссов, несущих нагрузку от всего здания, с перекрытием. Контакт превращает бетонный монолит не то в Небо, не то в Море, в которые погружаются силовые точки напряжения — падающие снизу вверх камни. В результате меняется структура строительного материала. Он — не плоское перекрытие. Он — расходящаяся космическими вихрями воздушная плоть. Он — океаническая капля с искривленным от неравномерной нагрузки контуром. Он…
![Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Полихромная роспись стен вестибюльного этажа...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/12-44.jpg)
Полихромная роспись стен вестибюльного этажа.
Смотрите-смотрите, под воздействием Света, побеждающего тень, происходит полное оживление материи. Что-то нарисованное на стене становится деревом во всей своей яви. Откуда взялось столь сильное световое излучение?
![Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/13-40.jpg)
Как похоже на петербургский двор-колодец — вырвалась у меня мысль: несусветная! В петербургский двор-колодец не попадает Свет — это самое депрессивное свойство доходных домов Северной столицы!!!
У Гауди все наоборот! Благодаря трем внутренним дворикам — одного круглого и двух эллиптических — каменная пещера наполняется достаточным количеством света и свежего воздуха. Для того времени это было в новинку. Да и в наше время инсоляция помещений — трудно разрешимая проблема: то Свет помещение заливает, то тьма все жизненные силы съедает.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/14-39.jpg)
Гауди скажет, что поделится откровением: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет ОБРАЗ РАЯ… Так мой дворец станет СВЕТЛЕЕ СВЕТА».
![Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/15-38-1024x765.jpg)
Патио — открытый внутренний дворик жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решётками и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и кустарников. Архитектура патио восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение во времена Античности и Средние века в Средиземноморских странах — больше всего в Испании, затем и в Латинской Америке, а также в исламском мире.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/16-38-1024x765.jpg)
Часто площадь патио обычно вымощена терракотовой плиткой или же мощными цементными плитами. Убранству присущи многочисленные декоративные элементы: водопады, цветы, клумбы, кусты, деревья, амфоры, фруктовые вазы, декоративная мебель, под навесами — ковры, подушки, лежанки, лежаки…. Над патио обычно видно голубое средиземноморское небо, хотя иногда делается все для создания дополнительной тени и фильтрации прямых солнечных лучей.
Основная эстетическая цель патио — создать атмосферу защищённости от внешних угроз в средневековых городах, навеять ощущения спокойствия, умиротворённости, романтизма, уюта и блаженства. Просторные, хорошо декорированные патио имелись во всех домах знати.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/17-28-1024x683.jpg)
Здесь — не дом-вилла. Здесь — многоэтажный городской дом с квартирами, сдающимися в аренду или в наем. Все жильцы желают получить долю своего комфорта. А потому патио отрывается от земли — вырастает в высоту, обеспечивая каждому этажу, каждой квартире, каждой комнате оптимальную вентиляцию и максимальный доступ дневного света.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор - что триумфальный зал под Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету. Или лучше - городской форум, выполняющий эстетическую функцию объединения жильцов дома Красотой..](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/18-27-1024x765.jpg)
Антонио Гауди хотел построить «дворец», который будет «светлее света». Это ему удалось. Окно есть в каждой комнате, что позволяет Каса Мила постоянно купаться в свете.
Каса Мила — апофеоз фантазии архитектора
и триумф свободы творчества.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Вид на балконное ограждение из жилой комнаты...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/19-27-1024x768.jpg)
Пластичный фасад дополняется причудливыми формами необычных по красоте ограждений балконов, что видны из внутренних помещений дома. Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в мастерской Бадиа. Нужно заметить, что архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.
Тщательность исполнения — залог совершенства.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/20-27-1024x767.jpg)
Начало строительства особняка Каса Мила началось со скандала. Заказчиком выступал известный бизнесмен синьор Пере Мила, который был большим поклонником знаменитого архитектора и намеревался отдать заказ именно ему. Но жена бизнесмена была не согласна с желанием мужа. Окончательное решение принимал синьор Пере Мила, и в результате ссоры в благочинной семье заказ достался Гауди.
![Двойное кресло обтекаемой формы из полированного бука - единственное подлинное произведение Гауди, что выставлено в экспозиционной квартире Каса Мила, в которой ранее архитектором был разработан весь дизайн жилых помещений.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/21-23-1024x742.jpg)
Интерьером занимался Гауди лично. Отделка квартир представляла собой смешение стилей Арт Нуво, символизма и экспрессионизма в Гаудианской трактовке. К большому сожалению внутреннее убранство своей квартиры синьора Мила сменила сразу же после смерти Гауди.
Эта утрата ничем невосполнима.
![Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/22-22-1024x765.jpg)
![Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/23-21-1024x759.jpg)
Все то, да не то, типично для Арт-Нуво — обычно. Хотя и веет от дизайна общей для начала XX века изысканностью.
![Что можно сказать о женщинах периода Арт-Нуово по их изображениям? Что они прекрасны...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/24-21-1024x681.jpg)
<—Возвращение в Барселону к Антонио Гауди.
Каса Мила: Быт современников Гауди.—>