
Все: путешествие на Монтсеррат закончено. Мы приехали сюда в 10 утра. Будем уезжать в 18 часов вечера. Что-то успели увидеть за восемь часов. Что-то пришлось оставить на потом из-за погодных условий. Будет это «потом» или нет, только Богу известно…

Видите фигурный фронтон в центре? За ним — базилика. Или иначе — сокровищница каталонского представления о Прекрасном: золотое свечение источающем.
Перед базиликой — площадь Святой Марии с «Кругом Силы». Отсюда же можно попасть в музей скульптуры и живописи. Не только религиозной, но и светской — по XX век. Раритеты увезены в Барселону, где мы вычислим их местоположение и вам покажем. Здесь все равно снимать было нельзя.

Напротив Базилики, в левом углу фотографии, — современный навес над железнодорожным вокзалом. Сейчас мы купим билеты и отправимся продираться через гору в долину.


В чем разница между сотворенным людьми
и сонмом «маленьких Ангелов с золотыми пилами»?
ПОСТРОЙКИ МЕРТВЫ. ГОРА ЖИВАЯ. Не правда ли?

Мысль пришла… Путь достаточно долог: буду думать о Гауди, точнее — об истоках его творчества, что не могут не быть связаны со Священной горой Каталонии. Если мое предположение верно, то мои подруги проникнут внутрь моего молчания…

Первое мое знакомство с Гауди было означено определением: он — «Египетский мистик из Каталонии». Каков смысл понятия — АРХИТЕКТОР-МИСТИК? Показываю на примере груды камней…
Груду камней видит человек, взгляд которого пуст —
не согрет изнутри ни чувством, ни знанием…
Человек, наделенный чувством воображение,
может увидеть в этой груде, например, «Птицу»…

Человек с мистическим восприятием мира
ощутит в груде камней внутренние ритмы,
что позволили «Птице» приземлиться
или заставляют ее взлететь…
Архитектор-мистик будет созерцать видение,
наслаждаясь игрой метров-ритмов,
масштабов и пропорций, что оживляют камень, соотносят его с горой Монтсеррат,
с Пространством и Временем ее Бытия.

Это — «Птица», несомненно. Но она, действительно,
крылом не взмахнет, потому что, окаменев, она, как гора,
стала жить в ином Пространстве — ином Времени…
Беда в другом: если вы видите груду мертвых камней в живой материи, вам никогда не понять произведений Антонио Гауди, потому что он — АРХИТЕКТОР-МИСТИК. Более того, по возвращению в Барселону, вы будете смотреть на Гаудианские творения и мучиться от присутствия какой-то тайны, что для вас непостижима.

Напоминаю, в представлении о Гауди, приведенном выше, говорилось, что он — «египетский мистик». Прошедший через посвящение в таинства — инициацию — у египетских жрецов? Нет, Гауди никуда из Каталонии не выезжал, похоже, никаких ритуальных практик не изучал. Его путь мистического посвящения складывался иначе.

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года
в небольшом городке Реусе, в 150 км от Барселоны.
Биографы пишут… Детство Гауди прошло у моря. Поэтому все его дома напоминают замки из песка. Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитка, цветы… Антонио мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, а потому лучшими из интерьеров считал небо и море, идеальными скульптурными формами — дерево и облака. Выделим главное…

Вряд ли оригинальность Гауди определило то, что он, как все дети на белом свете, строил, сидя на берегу Моря, замки из песка. Другое обстоятельство, напротив, играет большую роль. Будучи физически больным, он был изначально ОБРЕЧЕН НА ОДИНОЧЕСТВО. Особое одиночество — не страдание, а ОБЩЕНИЕ С МИРОМ МОЛЧАНИЯ ИЛИ ТИШИНЫ. Он слушал и слышал, как спешит куда-то улитка, распускаются цветы, растут деревья, плывут по Небу облака.
ОН ПОСТИГАЛ ЕДИНСТВО МИРОЗДАНИЯ
В САМОМ МАЛОМ И БЕЗГРАНИЧНО-БЕСКОНЕЧНОМ.
ЭТО И БЫЛО ЕГО ПОСВЯЩЕНИЕМ В ТАЙНЫ БЫТИЯ.

Наблюдая, Гауди уже в детстве изучал и начинал понимать ЯЗЫК ФОРМЫ — свойственные ей МЕТРЫ-РИТМЫ, МАСШТАБЫ И ПРОПОРЦИИ. А затем… Он захотел «СТРОИТЬ ТАК, КАК СТРОИТ ПРИРОДА».
В своём юношеском дневнике Гауди писал… «Это безумие — пытаться изобразить несуществующий (в природе — добавляю я) объект». Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а плоские стены доводили его прямо-таки до сумасшествия. Он избегал прямых углов, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.

Хребет растет в высоту? Хребет обрушивается вниз?
Если бы мы жили в его ритме, то ответы знали бы…
Антонио Гауди-и-Корнет учился в Барселонской Провинциальной школе архитектуры. «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший», – сказал председатель комиссии по защите дипломных проектов. «Похоже, теперь я архитектор», – подвел черту студент, известный своей заносчивостью и упрямством.

В молодости у Гауди была полоса отступничества… Был он в ту пору любителем лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров. Был он щеголем и денди, рыжеволосым юнцом с пронзительно голубыми глазами. То ли ангел, то ли бестия. Женщины влюблялись в него, теряли голову, но Гауди остался одинок. Он долго ухаживал за красивой учительницей Пепетой Мореу, но на неловкое предложение руки и сердца она ответила, что уже помолвлена. Потом был недолгий роман с юной американкой, но девушка вернулась в Америку, и пути их разошлись.
В этом Гауди увидел знамение:
ЕГО СУДЬБА — ОДИНОЧЕСТВО,
то есть ЖЕРТВА РАДИ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ.

С годами одиночество Гауди лишь усугублялось…
В 1876 году, за два года до окончания Архитектурной школы, умирают мать и брат Гауди. Через четыре года умирает сестра архитектора — Роза. Ее дочь Розита и отец Гауди поселяются вместе с ним. В 1906 году умирает отец. В 1912 — племянница. Еще четырнадцать лет одиночество будет полным — останется в его жизни лишь работа.

Есть факты, подтверждающие связь Гауди с горой и монастырем Монтсеррат…
1899 Гауди становится членом Общества художников Св. Луки и Духовного общества Девы Марии Монтсерратской.
В 1900 Гауди получает заказ на создание скульптурного ансамбля для монастыря и приступает к работе над этим, так и не осуществленным, проектом.
В разгаре карьеры он заявляет, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если предложат светский проект, то сначала спросит позволения у Мадонны из Монтсеррата.

Хотелось бы узнать, как Гауди определяет суть ИСКУССТВА АРХИТЕКТУРЫ? «Люди делятся на два типа: люди слова и люди действия. Первые говорят, вторые действуют. Я из второй группы. У меня нет средств, позволяющих выразиться адекватно. Я никому не смог бы объяснить свои замыслы. Я их не конкретизирую. У меня никогда не было времени размышлять о них. Я всё время работал.»

И однако, Антонио Гауди не смог смолчать — высказал в слове то, что отличало его постройки… «Величайшее свойство произведения искусства — гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создаёт рельеф и украшает. АРХИТЕКТУРА — ЭТО УПОРЯДОЧЕНИЕ СВЕТА».
Что могло навеять подобное признание?
Гора Монтсеррат с ее световыми феериями,
становящимися четырехмерными образами…

<—Горный монастырь Монтсеррат.
Каса Мила: Каменная пещера, что «светлее»…—>